Мастер-класс для педагогов "Применение нейроигр и нейроупражнений в работе с дошкольниками"
методическая разработка по психологии

Полякова Ольга Васильевна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_2.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Применение нейроигр и нейропсихологических упражнений в работе с дошкольниками»

Подготовил педагог-психолог

Полякова Ольга Васильевна

Пыть-Ях, 2025

Слайд 2

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

                                     

                                    Иван Петрович Павлов

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по теме «Применение нейроигр и нейропсихологических упражнений в работе с дошкольниками».

Цель мастер-класса - повышение уровня знаний педагогов по использованию нейроигр, нейропсихологических упражнений, применение которых эффективно в образовательном процессе ДОУ, в частности, для детей с ОВЗ.

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с эффективными нейроиграми, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников.

- вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме;

- активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного;

- побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работывоспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к занятию.

На сегодняшний день все больше появляется детей с задержкой речевого и психического развития, с речевыми нарушениями, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно-неловкие, они плохо переключаются с одного движения на другое.

Уникальным и эффективным средством развития речи дошкольников и раскрытия их интеллектуального потенциала является применение нейро-игр и нейро-упражнений в работе воспитателей и специалистов дошкольного учреждения.

Слайд 3

Нейропсихологические игры и упражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. Их воздействие имеет как немедленный, так и накопительный эффект, который способствует повышению умственной работоспособности, оптимизирует интеллектуальные процессы (внимание, память, мышление, воображение) и активизирует его энергетический потенциал.

Слайд 4

В работе педагога они помогают не только скорректировать некие нарушения в развитии ребенка, но и разнообразить досуг, заинтересовать дошкольников к выполнению заданий, закреплять уже имеющиеся знания по математике, предметному и социальному миру.  

  Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. А нейроигры являются доступным средством, позволяющим создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

Слайд 5

Если обратиться к строению головного мозга мы видим, что правое полушарие мозга человека отвечает за творческое мышление. Эти люди более чувствительные, а также склонны полагаться на свою интуицию в принятии решений. Левое полушарие отвечает за логическое мышление. Ведущая его роль означает наличие у человека более сильных аналитических способностей, а также лингвистических наклонностей.

А вы знаете, какое полушарие мозга доминирует над другим у вас? Давайте проведем тест.

Слайд 6

Тест на определение доминирующего полушария:

Разделите на группы по любому признаку перечень из слов: рыба, перья, бегать, собака, чешуя, летать, шерсть, плавать,  птица.

При доминировании логического мышления (левое полушарие) слова разделялись (на столбцы) по принципу:

1. живые существа (собака, рыба, птица);

2. действия или глаголы (бегать, плавать, летать);

3. существительные (шерсть, чешуя, перья).

 При доминировании образного мышления (правое полушарие) слова разделялись по принадлежности к живому существу (на строки):

  1. собака, шерсть, бегать;
  2. рыба, чешуя, плавать;
  3. птица, перья, летать.

      Слайд 7

При нарушениях межполушарного взаимодействия у детей наблюдаются проблемы в развитии, освоении образовательной программы, выстраивании взаимоотношений со сверстниками, выражении эмоций и так далее. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем на более высоком интеллектуальном уровне будет развит дошкольник.

Слайд 8

Игра «Нос, рот, голова»

Для того, чтобы наши полушария работали в полном объеме, предлагаю вам выполнить упражнение на развитие внимания и знание географии своего тела.

Упражнение «Нос, рот, голова»

Я читаю стихотворение, а Вы вместе со мной выполняете движения.

Нос, рот, голова,

Уши, щеки лоб, глаза,

Плечи, плечи, шея, грудь

Не забыть бы что-нибудь.

Руки, бедра и живот,

А потом наоборот.

Руки, бедра и живот,

Плечи, плечи, шея, грудь

Не забыть бы что-нибудь.

Уши, щеки лоб, глаза,

Нос, рот, голова.

Уважаемые коллеги, межполушарное взаимодействие мы с вами наладили и настроились на активную работу.

Нейроигры – это эффективнейший инструмент, позволяющий без использования медикаментов, помочь детям при различных видах нарушений. Их можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми в различных режимных моментах.

Представляю Вам нейроигры, которые я использую в своей работе.

Слайд 9

Для участия в играх приглашаются 6 человек

  1. Игра «Кубики».

Цель – развитие межполушарных связей, концентрации внимания.

Материалы: 2 нейрокубика с изображением жестов для правой и левой руки.

Ход игры: ребенок бросает кубик одновременно левой и правой рукой и показывает выпавшие жесты одной и другой рукой одновременно.

Слайд 10

  1. Игра «Сортировка двумя руками»

Цель: согласованное развитие работы обоих полушарий

Материалы: сенсорная коробка с разрезанными цветными трубочками, две тарелочки.

Ход игры: игрок достает из сенсорной коробки цветные трубочки одновременно двумя руками (например, левой рукой только красные, правой рукой только синие), и кладет их в тарелочки с соответствующей стороны.

Слайд 11

  1. Игра «Умные звоночки и кружки»

Цель: развитие внимания, самоконтроля и межполушарного взаимодействия.

Материалы: набор звонков 4 цветов, набор кружков 4 цветов.

Ход игры: с правой стороны на столе расположены звоночки, с левой стороны дорожка из цветных кружков. Игроку предлагается перемещать указательный палец левой руки по дорожке из кружков, одновременно правой рукой нажимая на звонки соответствующих кружкам цветов.

Слайд 12

  1. Игра «Ложки и шары»

Цель: активизация внимания и слухового восприятия и переключение с одной задачи на другую

     Материалы: набор деревянных шариков разных цветов, две деревянные ложки, две тарелки (первая с шариками, вторая пустая).

Ход игры: участнику предлагается после звуковой команды с определением цвета переложить шары из одной тарелки в другую с помощью деревянной ложки, при этом сначала ложка находится в одной руке, затем передается в другую.

Слайд 13

  1. Игра «Кружки-ладошки»

Цель: межполушарное взаимодействие.

Материалы: кружки 4 цветов, ладошки 4 цветов.

Ход игры: участнику предлагается нажимать указательными пальцами обеих рук на пары цветных кружков, затем перемещать ладони рук на соответствующие цветные ладошки.

Слайд 14

  1. Игра «Сортеры-ложки»

Цель: активизация внимания, самоконтроля, моторное планирование.

Материалы: пирамидка-сортер и разным количеством отверстий, цветные ложки, соответствующие по цветам деталям сортера.

Ход игры: детали сортера выложены в два столбика с одинаковым количеством в каждом. Игроку предлагается нажимать двумя руками одновременно на пары деталей, затем пальцами каждой руки указывать число отверстий на деталях. Усложнение: играющему предлагается дополнительно стучать парой цветных ложек соответствующих парам деталей цветов.

Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю Вам выполнить упражнения с координационными формами.

Слайд 14

      1. Упражнение со звонками

Цель: развитие памяти, внимания, координации

Материалы: набор координационных форм, «Умные звоночки».

Содержание: участник перемещается из одной формы в другую, нажимая на звонок соответствующий цвету формы.

      2. Упражнение со звонками

Цель: развитие слухового восприятия, координации, моторное планирование

Содержание: участник перемещается из одной формы в другую, нажимая на звонок соответствующий цвету формы, при этом выполняя инструкцию (например, находясь в круге, нажимает на звонок 1 раз, в квадрате – 2 раза, в треугольнике – 3 раза).

      3. Упражнение-чередование

Цель: развитие координации движений и моторное планирование, развитие мышления и внимания

Содержание: участник перемещается из одной формы в другую, при этом чередуя названия фигур и из цвет.

      4. Упражнение-чередование

Цель: развитие координации движений и моторное планирование, развитие мышления и внимания

Содержание: участник перемещается из одной формы в другую, при этом в каждой фигуре выполняя определенное действие (например, круг – руки вверх, квадрат – хлопок, треугольник - прыжок).

     5. Упражнение со схемой.

Цель: развитие памяти, переключения и концентрации внимания, моторное планирование.

Содержание: для перемещения по координационным формам предлагается схема, в каком направлении двигаться и по каким формам.

Далее хочется познакомить Вас с балансировочной доской Бильгоу.

Доска Бильгоу – базовый тренажер для мозжечковой стимуляции. Ее изобрел американский педагог Фрэнк Бильгоу в 1960-х годах после того, как выявил закономерность в поведении и обучаемости детей: его ученикам, которые на переменах делали упражнения, связанные с балансом тела, легче давалось чтение и письмо. К балансировочной доске доктор Бильгоу разработал программу упражнений.
Занятия по программе задействуют все стороны, влияющие на возникновение новых нейронных связей в головном мозге: психологическую, дидактическую и инструментально-техническую. Упражнения стимулируют работу мозжечка, развивают когнитивные возможности, способность к обучению и улучшают эмоциональное состояние. Методику Бильгоу используют для всех детей с 3-х лет в качестве дополнительного развития и для детей с проблемами с поведением и обучением, координацией, с гиперактивностью, аутическими нарушениями.

Упражнения укрепляют опорно-двигательную систему и мышцы, зрительно-моторная координация становится совершеннее. Для увеличения эффекта используют дополнительные аксессуары – разные мячи, мешочки, мишени, стойки с целями. Оборудование помогает задействовать работу всех органов чувств и больше мышц – увеличивается интенсивность восприятия информации, возникает больше нейронных связей в головном мозге. Игровые занятия сглаживают эмоциональный фон, и ребенок становится спокойнее и уравновешеннее.

В работе с балансировочной доской также используют мешочки с песком и кинезиологические мячи (показ упражнений).

Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование нейро-игр и упражнений оказывает положительное влияние на процесс обучения, развития интеллекта, улучшения состояния психического, физического и эмоционального здоровья. Я надеюсь, что материал, который я представила, окажется полезным для Вас. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов«Пластилинография, как одно из направлений работы с дошкольниками, способствующее развитию тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук»

Все мы знаем, делать что-то своими руками всегда приятно и интересно. Сколько радости получает ребенок, когда с помощью его рук на обычном листе картона расцветают сказочные цветы, оживают насекомые, ...

Мастер-класс для педагогов "Использование методов арт-терапии в работе с дошкольниками"

В настоящее время в дошкольных учреждениях очень остро стоит вопрос  профилактики и коррекции детской агрессивности, о поиске интересных и продуктивных методов, способов и направлений, которые мо...

"Применение нейроигр и нейроупражнений в работе с дошкольниками".

Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно-моторной пространственной координации...

Мастер-класс на тему: «Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста и разных категорий обучающихся с ОВЗ»

I. Тема мастер-класса «Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста и разных категорий обучающихся с ОВЗ».Вид мастер-класса: активный практикум (практическое ...