АЛГОРИТМ СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЕТЕЙ ВЕТЕРАНОВ (УЧАСТНИКОВ) СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ, В ЦЕЛЯХ ОКАЗАНИЯ ТАКИМ ДЕТЯМ НЕОБХОДИМОЙ ПОМОЩИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
материал по психологии
В отношении обучающихся, чьи родители (законные представители) являются ветеранами (участниками) СВО, в образовательной организации рекомендуется воспитателям дошкольных образовательных организаций на постоянной основе проводить мониторинг психологического состояния детей ветеранов (участников) СВО по предлагаемому алгоритму.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 54.58 КБ |
Предварительный просмотр:
АЛГОРИТМ
СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЕТЕЙ ВЕТЕРАНОВ (УЧАСТНИКОВ) СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ, В ЦЕЛЯХ ОКАЗАНИЯ ТАКИМ ДЕТЯМ НЕОБХОДИМОЙ ПОМОЩИ,
В ТОМ ЧИСЛЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
В отношении обучающихся, чьи родители (законные представители) являются ветеранами (участниками) СВО, в образовательной организации рекомендуется воспитателям дошкольных образовательных организаций на постоянной основе проводить мониторинг психологического состояния детей ветеранов (участников) СВО.
При выявлении признаков неблагоприятных и деструктивных состояний у обучающихся, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании (далее - ПППВ), целесообразно организовать взаимодействие с педагогами-психологами (психологами), а также родителем (законным представителем), не участвующим в СВО.
Для осуществления мониторинга и контроля динамики состояния, а также организации эффективного психолого-педагогического сопровождения детей ветеранов (участников) СВО рекомендуется учитывать основания для отнесения данной целевой группы обучающихся к группе ПППВ (причины для отнесения обучающихся к группе ПППВ и источники сведений) согласно таблице 1 настоящего Алгоритма.
Таблица 1
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
оснований для отнесения детей ветеранов (участников) СВО
в группу ПППВ
N п/п | Причины отнесения обучающихся в группу ПППВ | Источники сведений |
1 | 2 | 3 |
1. | Сниженные адаптационные способности (проблемы социальной адаптации) | Психологические заключения (справки). Дополнительно: результаты наблюдений педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающегося |
2. | Неудовлетворительное психологическое состояние, в том числе, обусловленное пережитым травмирующим событием, гибелью родственников или близких лиц, ИЛИ кризисное состояние, возникшее в результате воздействия психотравмирующей ситуации, перенесенных тяжелых заболеваний, физических травм, медицинского вмешательства и др. | Психологические заключения (справки), справки (заключения) профильных специалистов. Дополнительно: результаты наблюдений педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающегося |
3. | Склонность к аддиктивному поведению | Психологические заключения (справки), справки (заключения) профильных специалистов. Дополнительно: результаты наблюдений педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающегося |
4. | Склонность к девиантному поведению | Психологические заключения (справки). Дополнительно: информация от педагогических работников |
5. | Склонность к суицидальному поведению | Психологические заключения (справки), справки (заключения) профильных специалистов. Дополнительно: информация от педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающегося |
6. | Нарушения в развитии | Медицинское заключение (справка), заключение ППк/ПМПК/ ЦПМПК |
7. | Сниженная самооценка | Информация от педагога-психолога (психолога). Дополнительно: информация от педагогических работников образовательной организации, родителей (законных представителей) обучающегося |
8. | Проявления депрессивного состояния | Информация от педагога-психолога (психолога). Дополнительно: информация от педагогических работников образовательной организации, родителей (законных представителей) обучающегося |
9. | Посттравматическое стрессовое расстройство | Психологические заключения (справки), справки (заключения) профильных специалистов. Дополнительно: информация от педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающегося |
К настоящему Алгоритму прилагается форма Примерного протокола стандартизированного (нестандартизированного) наблюдения за детьми ветеранов (участников) СВО (далее – Примерный протокол), который может применяться в образовательных организациях при осуществлении мониторинга состояния детей ветеранов (участников) СВО.
Примерный протокол рекомендуется к заполнению на обучающегося из семьи ветерана (участника) СВО воспитателям дошкольных образовательных организаций совместно или на основе наблюдений родителей (законных представителей) обучающихся, не участвующих в СВО (Приложение № 1).
Выявленные трудности и психологические проявления переживаний детей ветеранов (участников) СВО свидетельствуют о необходимости своевременной адресной, индивидуально ориентированной психологической помощи, организации превентивных действий в формате адресных психолого-педагогических программ и технологий (профилактические, просветительские, развивающие, коррекционно-развивающие).
Организация и проведение мероприятий,
направленных на формирование в образовательной организации
необходимого психологического климата для сохранения
и (или) восстановления психологического здоровья
детей ветеранов (участников) СВО
Для того чтобы создать благоприятный психологический климат в образовательной организации, воспитателю совместно с педагогом-психологом (психологом), социальным педагогом и иными педагогическими работниками важно проводить мероприятия, направленные на формирование позитивного отношения обучающихся к учебному процессу, на обучение коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции, совладания в трудных и проблемных ситуациях, а также на создание системы психологической поддержки. Вышеперечисленные меры помогают обучающимся развивать способность к сопереживанию, уважению и принятию других людей. Включение таких тем в беседы с обучающимися может также способствовать формированию уважительных отношений между обучающимися и педагогами.
При ведении образовательной деятельности важно предпринимать усилия по созданию безопасной атмосферы для обучающихся, где они могут свободно высказывать свои мысли и выражать чувства, не боясь осуждения со стороны своих сверстников или педагогов. Важны работа с переживаниями обучающихся, помощь им в выражении эмоций, понимание того, что все чувства имеют право на существование и нормальны в тяжелой ситуации.
Организация помощи обучающимся силами сверстников может помочь обучающемуся справиться с переживаниями и вложить в сознание мысль о том, что его чувства ценятся другими людьми.
При проведении мероприятий каждому педагогу рекомендуется учитывать следующие особенности.
1. Все участники образовательных отношений могут иметь непосредственное отношение к СВО, включая родственников жертв военных действий, родственников людей, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (службы), граждан, выехавших из зоны проведения СВО и приграничных территорий, причем со всех сторон конфликта.
2. Необходимо помнить, что обсуждение СВО и любых связанных с ней тем может вызывать у обучающихся сильные эмоциональные реакции (тревога, гнев, страх и иные), и эти реакции надо учитывать при планировании любых воспитательных, профилактических и иных мероприятий.
3. Педагогический коллектив образовательной организации должен быть готов к тому, чтобы помочь обучающимся справиться с эмоциональными реакциями и ответить на их вопросы. Важно при этом проявлять уважение ко всем точкам зрения, предоставить обучающимся право высказываться и быть выслушанным.
4. Эффективнее любых слов часто оказывается активное слушание. Важнее пытаться понять обучающегося и дать ему понимание, что принимают его чувства, а не донести ему какую-то мысль. Эмпатическое и терпеливое слушание лучше всего позволяет создать атмосферу доверия в процессе общения.
5. Важно не навредить обучающемуся, и без того переживающему тяжелейшие стрессогенные ситуации. Целесообразно рассматривать агрессивное поведение детей ветеранов (участников) СВО в контексте проблемы, избегать стереотипов. Важно выказывать заботу о состоянии обучающегося, при этом не переусердствовать, не поспешить, не перейти к ложным выводам и интерпретациям.
В работе со всеми детьми ветеранов (участников) СВО важно соблюдать следующие рекомендации для педагога:
- уважайте потребность в уединении, если обучающийся не хочет общаться; если он не может усидеть на месте, дайте ему возможность подвигаться; когда обучающийся не может совладать со своими эмоциями, помогите ему выразить свои чувства, разобраться в них; в случае потери контроля над поведением введите ясные и четкие ограничения, вместе с тем дайте возможность, несовершеннолетнему овладеть позитивными формами разрешения ситуации.
- создавайте как можно более безопасную атмосферу, в которой обучающиеся знают, что все чувства имеют право на существование и нормальны в столь тяжелой ситуации, в том числе и вина, боль, которую они чувствуют; возможно прояснение ложных трактовок, которые могут вести к неадекватному восприятию события, где пересмотр приоритетов, переоценка ценностей (чему можно научиться в этой ситуации, что действительно важно в жизни) могут помочь справиться с переживаниями, переключиться на продуктивную деятельность на примере взрослого.
В целом создание благоприятного психологического климата в образовательной организации является важной задачей, которая требует комплексного подхода и систематической работы, содержательных мероприятий, направленных на сохранение и (или) восстановление психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО.
Оказание экстренной психологической помощи,
психологической коррекции и поддержки детям ветеранов
(участников) СВО и членам их семей в очном
и дистанционном режимах
В случае гибели ветерана (участника) СВО возможен следующий алгоритм сопровождения обучающегося.
1. Информирование детей ветеранов (участников) СВО о гибели (смерти) родителя (законного представителя).
Следует отметить, что в зависимости от обстоятельств детям ветеранов (участников) СВО о смерти родителя (родственника) могут сообщать значимые взрослые: воспитатель, классный руководитель, куратор группы, педагог-психолог (психолог), социальный педагог и т.д. Ключевым критерием выбора человека, сообщающего обучающемуся о смерти родителя (законного представителя), должна быть степень эмоциональной близости, взаимного доверия. Также сообщение обучающемуся о смерти родителя (законного представителя) должно происходить лично, и ни в коем случае не в дистанционном режиме - это необходимо в целях заботы о жизни и здоровье ребенка, которые подвержены опасности из-за возможной сильной эмоциональной реакции.
2. Формирование отношения обучающегося к утрате.
Отношение как несовершеннолетнего, так и совершеннолетнего лица к утрате должно сложиться из трех компонентов - когнитивного, аффективного и поведенческого:
- обучающемуся важно дать понять, что люди вокруг него разделяют его эмоции и готовы поддержать его:
- обучающемуся важно дать почувствовать, что он продолжает быть значимым для оставшихся членов семьи;
- обучающегося важно сориентировать на дальнейшую деятельность и составить вместе с план действий на ближайшее будущее.
3. Педагогу-психологу (психологу) рекомендуется довести до педагогических работников рекомендации об особенностях взаимодействия с детьми ветеранов (участников) СВО при пережитой ими острой фазе утраты на разных возрастных этапах (приложение 2).
4. Педагогическим работникам рекомендуется применять данные педагогом-психологом (психологом) рекомендации в учебной деятельности и в воспитательном процессе.
5. При возникновении кризисной ситуации у обучающихся целевой группы предлагается руководствоваться алгоритмами, приведенными в рекомендациях педагогу в ситуации кризисного состояния обучающегося (приложение 3).
6. С целью совершенствования психолого-педагогических компетенций педагогических работников при оказании психологической помощи и поддержки детям ветеранов (участников) СВО педагогам рекомендуется освоить дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, направленные на формирование психологических компетенций в области оказания помощи обучающимся в стрессовых состояниях, состоянии утраты и при психоэмоциональных нарушениях вследствие переживания психотравмирующих событий.
7. Для того чтобы оперативно преодолеть тревожное состояние у обучающегося, предлагаются следующие приемы:
- "Контроль дыхания". Уменьшение физиологических симптомов тревоги возможно путем регулирования дыхания. Сделайте вместе с обучающимся глубокий вдох животом на четыре счета и выдох на шесть счетов. Повторяйте в течение нескольких минут;
- "5-4-3-2-1". В состоянии острой тревоги человек, как правило, зацикливается на предмете переживаний и почти не способен отвлечься от него. Для снятия остроты состояния может быть полезно расширить восприятие, это поможет взглянуть на свое нынешнее положение более объективно. Попросите обучающегося перечислить: пять вещей, которые он может видеть, четыре вещи, которые он может потрогать, три вещи, которые он может услышать, две вещи, которые он может обонять, и одну вещь, которую он может попробовать на вкус;
- "Проговаривание собственных эмоций". Осознанное проговаривание собственных эмоций - действенный способ нейтрализации отрицательных эмоций, так как в это время происходит торможение механизмов нервной системы, ввергающих людей в состояние аффекта. Попросите обучающегося как можно более четко обозначить и назвать эмоции, которые он испытывает. Вербализованные эмоции и чувства обучающегося должны получить принятие со стороны взрослого.
Эти приемы могут помочь взрослому установить контакт и начать разговор с детьми ветеранов (участников) СВО. Постарайтесь не слишком часто заверять их, что "все хорошо": избыточное количество заверений (особенно если они не вполне уместны) на самом деле может усугубить тревогу в долгосрочной перспективе. Вместо того, чтобы голословно подбадривать, вы можете помочь обучающимся справиться с тревогой, разъясняя им, что испытывать тревогу в некоторых ситуациях - это нормально, а также делясь своим личным опытом преодоления тревожности.
Об информировании детей ветеранов
(участников) СВО, членов их семей, педагогических работников
образовательной организации о возможности и ресурсах
получения психологической помощи,
психолого-педагогической поддержки
Предоставление экстренной анонимной кризисной помощи осуществляется по телефону 8 (800) 600-31-14 в круглосуточном режиме. Круглосуточная горячая линия функционирует на базе Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации МГППУ. Психологическая помощь и поддержка оказываются бесплатно, анонимно, конфиденциально.
Основными задачами сектора экстренного реагирования и психологического консультирования Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации МГППУ являются:
- оказание психологической помощи обучающимся, находящимся в состоянии эмоциональной дезадаптации и испытывающим высокий уровень психологического стресса;
- профилактика состояний эмоциональной дезадаптации;
- развитие устойчивости к стрессу и формирование конструктивных навыков совладания с ним;
- повышение социальной компетентности в проблемных и кризисных жизненных ситуациях;
- развитие способности к саморазвитию и самоопределению;
- профилактика и преодоление отклонений в личностном развитии.
При организации дополнительных мер поддержки обучающихся и их родителей (законных представителей) семей ветеранов (участников) СВО можно воспользоваться ресурсами государственного фонда поддержки участников специальной военной операции "Защитники Отечества", созданного Указом Президента Российской Федерации от 3 апреля 2023 г. N 232 (далее - Фонд). Маршрутизация сопровождения участников СВО и членов их семей, контакты Фонда и филиалов Фонда размещены на сайте Фонда в сети Интернет и на официальных страницах Фонда в социальных сетях, куда можно обратиться по вопросам в рамках компетенции Фонда, установленной законодательством Российской Федерации.
Дополнительные ресурсы для обращения
за психологической помощью
Сервисы по оказанию психологической помощи, номер телефона | Время работы | Целевая аудитория |
1 | 2 | 3 |
Горячая линия кризисной психологической помощи, 8 (800) 600-31-14 | Круглосуточно | Экстренная психологическая помощь детям, подросткам и их родителям (законным представителям), а также взрослым в кризисном состоянии |
Общероссийская горячая линия детского телефона доверия, 8(800) 2000-122 | Круглосуточно | Психологическая помощь несовершеннолетним, а также их родителям (законным представителям) по вопросам обучения, воспитания и взаимоотношения |
Круглосуточная экстренная психологическая помощь МЧС России, 8 (495) 989-50-50 | Круглосуточно | Экстренная психологическая помощь детям, подросткам, их родителям (законным представителям), а также взрослым в кризисном состоянии, в том числе в случае возникновения чрезвычайных ситуаций |
Анонимный телефон доверия ФГБУ "НМИЦ ПН им. В.П. Сербского" Минздрава России, 8 (495) 637-70-70 | Круглосуточно | Психиатрическая помощь |
Горячая линия по вопросам домашнего насилия, 8 (495) 637-22-20 | Круглосуточно | Психологическая, социальная, юридическая помощь |
Горячая линия по оказанию психологической помощи студенческой молодежи, 8 (800) 222-55-71 | Круглосуточно | Психологическая помощь студенческой молодежи |
Горячая линия Российского Красного Креста, 8 (800) 700 44 50 | Круглосуточно | Психологическая помощь семьям мобилизованных и военнослужащих |
Горячая линия помощи родителям проекта бытьродителем.рф, 8(800) 444-22-32 (доб. 714) | С 9.00 до 21.00 (по мск) в будни | Психологическая помощь родителям по вопросам обучения, воспитания и взаимоотношения с детьми |
Чат-бот по оказанию психологической помощи. Ссылка для входа: https://vk.com/psy_myvmeste | С 09:00 до 00:00 (по мск) | Сервис по оказанию бесплатной психологической поддержки населению |
Приложение № 1
Примерный протокол
стандартизированного (нестандартизированного) наблюдения за детьми ветеранов (участников) СВО
Наименование образовательной организации_____________________________
Класс / группа
Информация об обучающемся:
Фамилия, имя, отчество __________________________________________
Дата рождения:
№ п/п | Причины для отнесения обучающегося в группу ПППВ | Признаки наблюдения | Отметка о наличии | Форма документа | Наличие справок от профильных специалистов |
1. | Сниженные адаптационные способности (проблемы социальной адаптации) | Необщительность в группе сверстников | психологическое заключение (справка) | - | |
Отказ посещать образовательную организацию | |||||
Появившиеся трудности в учебной деятельности | |||||
Нетипичные эмоциональные реакции | |||||
2. | Неудовлетворительное психологическое состояние, в том числе, обусловленное пережитым травмирующим событием, гибелью родственников или близких лиц, ИЛИ кризисное состояние, возникшее в результате воздействия психотравмирующей ситуации, перенесенных тяжелых заболеваний, физических травм, медицинского вмешательства и др. | Избегающее поведение, связанное с травмирующим фактором | психологическое заключение (справка) | отметка о наличии / отсутствии справок (заключений) профильных специалистов | |
Подавленность, апатия, пассивность | |||||
Желание все время находиться со взрослым | |||||
Замкнутость, скрытность | |||||
Психосоматическая симптоматика | |||||
Повторяющиеся воспоминания, кошмары, связанные с психотравмирующей ситуацией | |||||
3. | Склонность к аддиктивному поведению | Раздражительность | психологическое заключение (справка) | отметка о наличии / отсутствии справок (заключений) профильных специалистов | |
Замедленный или наоборот ускоренный темп речи | |||||
Зависимость от гаджетов (в ущерб другим видам деятельности) | |||||
Плохое самочувствие | |||||
Нездоровый неопрятный внешний вид | |||||
4. | Склонность к девиантному поведению | Конфликтность, агрессивность | психологическое заключение (справка) | - | |
Игнорирование поручений педагогов | |||||
Вызывающее поведение | |||||
Эмоциональная неустойчивость: частая смена настроения | |||||
Экстремальный досуг | |||||
5. | Склонность к суицидальному поведению | Подавленность, отрешенность, апатия | психологическое заключение (справка)
| отметка о наличии / отсутствии справок (заключений) профильных специалистов | |
Прямые высказывания о намерении ухода из жизни, размышления об отсутствии ценности жизни | |||||
Повышенная чувствительность к словам других людей | |||||
6. | Нарушения в развитии | Нарушение когнитивных функций (внимание, мышление, память, речи) | психологическое заключение (справка) | медицинское заключение (справка), заключение ППк / ТПМПК / ЦПМПК*. | |
Трудности в обучении (отставание от образовательной программы) | |||||
Повышенная утомляемость | |||||
Трудно контролируемое собственное эмоциональное состояние | |||||
7. | Сниженная самооценка | Повышенная самокритика | психологическое заключение (справка) | ||
Подавленное настроение, изоляция от окружающих, замкнутость | |||||
Проявление тревоги при нахождении в обществе | |||||
Навязчивые негативные мысли о своей внешности | |||||
8. | Проявления депрессивного состояния | Подавленное настроение | психологическое заключение (справка) | ||
Частая изоляция от социума, замкнутость | |||||
Нарушение сна, питания. Перестал ухаживать за собой | |||||
Жалобы на головные боли, боли в животе, трудности с дыханием | |||||
9. | Посттравматическое стрессовое расстройство | Трудности со сном (кошмары, плач во сне) | психологическое заключение (справка) | отметка о наличии / отсутствии справок (заключений) профильных специалистов | |
Признаки поведения, характерные для более раннего возраста | |||||
Навязчивые воспоминания о травме (рисунки, письма) | |||||
Подавленный эмоциональный фон | |||||
Трудности с контролированием эмоций: гнев, агрессивное поведение | |||||
Острая реакция на громкие звуки | |||||
Частые проявления страхов |
Воспитатель /
Фамилия, имя, отчество
Педагог-психолог / психолог_________________________________________________/ Фамилия, имя, отчество
Дата заполнения протокола
Приложение № 2
Об особенностях взаимодействия с детьми ветеранов (участников) СВО при пережитой ими острой фазе утраты на разных возрастных этапах
(рекомендации педагогическим работникам)
При взаимодействии с детьми дошкольного возраста важно учитывать следующее:
- У детей дошкольного возраста еще нет собственных навыков совладания с ситуацией, поэтому они практически полностью зависят от взрослого. После травматического события могут наблюдаться регрессия на более ранние поведенческие стадии, изменения режима питания и сна, необъяснимые боли, непослушание, гиперактивность, речевые нарушения, агрессия, отстранение. Ребенок может снова и снова, преувеличивая, рассказывать о травматическом событии.
- Печаль – это одна из естественных эмоций. Если обучающийся хочет и готов поговорить о своих чувствах, не препятствуйте, поддержите его в этом начинании. Обучающемуся важно услышать, что вы готовы понять его состояние.
- Если обучающийся хочет поговорить о самом факте смерти, используйте простые для него слова, не допускающие недосказанности или двусмысленности. Не передавайте обучающемуся подробности смерти его близкого, если вы узнали их от родителей (законных представителей). Старайтесь следить, чтобы в его окружении также никто этого не делал.
- Если обучающийся не хочет говорить об умершем, посещать места, связанные с ним, не настаивайте, не упрекайте обучающегося в этом.
- Избегайте обсуждать чересчур серьезные или страшные для обучающегося вещи, если есть вероятность, что он может услышать. Не стоит делать этого, даже если кажется, что обучающийся слишком увлечен, чтобы слушать, или слишком мал, чтобы понимать.
- По возможности не оставляйте обучающегося одного в течение дня, особенно, если он просит об этом. Если профессиональная необходимость того требует, сообщите обучающемуся, что уходите на определенное время, а потом вернетесь.
- Не надо загружать обучающегося, например, сведениями о геополитических стратегиях и национальных интересах. Масштабные, комплексные и трудноразрешимые проблемы могут дополнительно увеличивать тревожность обучающегося перед незнакомыми системами взаимоотношений и социальными институтами.
- Постарайтесь по мере возможности включать обучающегося в тот распорядок дня, который был у него до утраты.
- Если родители (законные представители) обучающегося обратятся к вам с вопросом, как сделать так, чтобы обучающийся не забыл умершего близкого человека, предложите им иметь наготове фотографию или другие памятные вещи. Когда обучающийся будет готов, он может попросить рассказать ему об ушедшем человеке.
- Дети могут испытывать иррациональный страх преждевременной смерти, не понимая, что это такое и как она наступает. Идея смерти еще не полностью находит понимание у маленьких детей. Осознание реальности и близости смерти может быть травмирующим. Для этого всегда необходимо проговаривать с ребенком, что именно означает смерть, как она происходит, и как люди справляются со смертью близких.
- К другим типичным для этого возраста реакциям относятся страх сепарации (утраты) с родителями, беспричинный плач, неподвижность.
Приложение № 3
Ситуации | Внешние признаки | Помощь |
Алгоритм помощи в ситуациях вины | Возможно выражение чувства печали, грусти. Слезы, плач. Попытка уйти, изолироваться. Отказ от участия в празднике. | Убедите обучающегося, что с вами он может быть откровенен. Уточните, с чем связано возникшее чувство: возможно обучающийся переживает, что веселится в то время, как кто-то страдает или погиб. Помогите проговорить все то, что хочет сказать обучающийся, но возможно стесняется / стыдиться: такое бывало раньше? Когда примерно началось, с чем связано? Как считаешь, что было бы правильным в этой ситуации? В чем твоя ответственность и как может проявиться твоя свобода в этой ситуации? (для детей дошкольного и младшего школьного возраста: что можно делать во время игры?). Можно привести чувство вины в благодарность – и тому, перед кем ты чувствуешь вину тоже станет легче. |
Алгоритм помощи в ситуациях обиды | Отказ от общения. Противопоставление себя другому обучающемуся (коллективу). Конфликтное общение. Отчужденность. Возможно демонстративное поведение (сесть одному, отказаться от ролей и проч.) | Где живет твоя обида (в теле)? Как ты себя чувствуешь в такой момент? А как хотелось бы чувствовать себя? Можем мы оставить твою обиду в этой комнате хотя бы до окончания праздника? С кем было бы не обидно общаться сейчас и в чем можно принять участие, чтобы тебе стало лучше? |
Алгоритм помощи в ситуациях одиночества | Уклонение / избегание общения. Отказ от участия в совместной деятельности под различными предлогами. Отталкивающее поведение. Неловкость в присутствии других. Неспособность устанавливать связи / контакты. | Тебе нравится быть одному? Хочется, чтобы это заметили другие? Для чего? С кем бы сейчас хотелось бы пообщаться? Постоять рядом? Тебе хочется на всех обидеться, потому что ты один, а все веселятся? Во что можем поиграть (в чем поучаствовать), чтобы тебе было не так одиноко? |
Рекомендации педагогу в ситуации кризисного состояния обучающегося
* данный алгоритм разработан на основе «Алгоритма сопровождения в дошкольных образовательных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования детей ветеранов (участников) специальной военной операции, обучающихся в соответствующих организациях, в целях оказания таким детям необходимой помощи, в том числе психологической» письмо Министерства просвещения РФ от 11 августа 2023 г. N АБ-3386/07.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональная патриотическая акция «Новогодняя открытка солдату!» в поддержку военнослужащих-участников специальной военной операции.
Региональная патриотическая акция«Новогодняя открытка солдату!» в поддержку военнослужащих-участников специальной военной операции....

Порядок оказания бесплатной психологической помощи членам семей участников специальной военной операции
Порядок оказания бесплатной психологической помощи членам семей участников специальной военной операции...
Встреча воспитанников с участником специальной военной операции, посвященная году защитника отечества
В нашем детском саду систематически и целенаправленно ведется работа с дошкольниками по патриотическому воспитанию. Одним из таких мероприятий стала встреча воспитанников с участником СВО, нашим ...

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся дошкольного возраста из семей ветеранов (участников) СВО на 2025-2026 учебный год
Программапсихолого-педагогического сопровождения обучающихся дошкольного возраста из семей ветеранов (участников) СВО на 2025-2026 учебный год...
Встреча с участником специальной военной операции.
Прошла встреча с участником специальной военной операции, папой нашего воспитанника Черномырдиным Ильей Константиновичем....
Встреча с участником специальной военной операции.
Прошла встреча с участником специальной военной операции, папой нашего воспитанника Черномырдиным Ильей Константиновичем....
Встреча с участником специальной военной операции.
Прошла встреча с участником специальной военной операции, папой нашего воспитанника Черномырдиным Ильей Константиновичем....
