тренинг для педагогов "Счастье в ваших руках"
методическая разработка по психологии
конспект тренинга для педагогов по профилактике профессионального самовыгорания
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОАУ «Детский сад №33»
Конспект тренинга
для педагогов
«Счастье в наших руках»
Подготовила и провела: педагог-психолог
Сапогова О. В.
г. Оренбург, апрель 2025г.
Ход тренинга:
Приветствие
Ведущий:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада снова видеть вас на нашей встрече. Сегодня наша встреча снова будет наполнена волшебством, которое мы сами будем создавать своими руками. Весна – это время волшебства, оживления природы, обновления, наполнения силами. И мы тоже будем наполняться энергией, заряжаться силами и счастьем. Но сначала проверим, на сколько мы успели выгореть и потратить свой запас энергии.
Диагностика самовыгорания (К. Маслач, С.Джексон)
Профессиональное «выгорание» — совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Нередко проявляется у специалистов, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.
Признаки профессионального выгорания: 1) чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); 2) деперсонализация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);
3) негативное профессиональное самовосприятие — ощущение собственной некомпетентности, недостатка профессионального мастерства.
Авторами данной методики (опросника) являются американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Она предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек – человек».
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте, пожалуйста, по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «часто», «очень часто», «каждый день».
Опросник
1. Я чувствую себя эмоционально опустошённым.
2. После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон».
3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.
4. Я хорошо понимаю, что чувствует мои подчинённые и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.
5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчинёнными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).
6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.
7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.
8. Я чувствую угнетённость и апатию.
9. Я уверен, что моя работа нужна людям.
10. В последнее время я стал более «чёрствым» по отношению к тем, с кем работаю.
11.Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
13. Моя работа всё больше меня разочаровывает.
14.Мне кажется, что я слишком много работаю.
15.Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
18. Во время работы я чувствую приятное оживление.
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчинённые всё чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Обработка результатов:
Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений), «редукция личных достижений» (8 утверждений).
Ответы испытуемого оцениваются: 0 баллов – «никогда», 1 балл – «очень редко», 2 балла – «редко», 3 балла – «иногда», 4 балла – «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день».
«Эмоциональное истощение» - ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20.
«Деперсонализация» - ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22.
«Редукция личных достижений» - ответы по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21.
Интерпретация результатов
Эмоциональное истощение – сниженный эмоциональный фон.
0 – 15 баллов – низкий уровень;
16 – 24 баллов – средний уровень;
25 баллов и выше – высокий уровень.
Деперсонализация – отражает деформации в отношениях с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих, повышение значимости внешних оценок. В других – усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к субъектам профессиональной деятельности.
0 – 5 баллов – низкий уровень;
6 – 10 баллов – средний уровень;
11 баллов и выше – высокий уровень.
Редукция личных достижений – проявляется в снижении самооценки, занижении своих профессиональных достижений, негативных установках по отношению к профессиональным возможностям или ограничении обязанностей по отношению к субъектам профессиональной деятельности.
37 баллов и выше – низкий уровень;
31 – 36 баллов – средний уровень;
30 баллов и меньше – высокий уровень.
О тяжести профессионального «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.
Все участники анализируют степень своего выгорания и делают выводы.
Просмотр легенды «Птица счастья»
Ведущий:
- Все мы немного устали. И часто не видим то счастье и прекрасное, что нас окружает. Хотя часто счастье и радость находится рядом и не требует титанических усилий. Главное – увидеть и поверить в свою силу и счастье. И сегодня мы будем сами создавать свое счастье, и как ее символ – ПТИЦУ СЧАСТЬЯ! А что же она такая – эта волшебная птица, предлагаю посмотреть легенду.
Участники смотрят видео.
Ведущий подводит итог: счастье создается своими руками. Не зря говорят, что наше счастье в наших руках!
Задание на выбор своего камня
Ведущий:
- Уважаемые коллеги, подойдите к столу и выберите себе тот камень, который наиболее привлекателен для вас. Возьмите его в руки, закройте глаза и попытайтесь представить ту птицу, которая «сядет» на этот камень и будет символизировать ваше счастье.
Упражнение – медитация «Моя птица счастья!» звучит приятная музыка, участники представляют свою птицу удачи и счастья.
Рисуночное упражнение «Птица счастья»
Ведущий:
- А теперь возьмите в руки кисти и изобразите свою птицу.
Все участники рисуют на морском камне своих птиц.
Ведущий:
- Расскажите, что вы чувствовали, работая над своим счастьем. Педагоги обсуждают свои эмоции и чувства.
Упражнение с МАК «Подсказки вселенной»
Ведущий:
- А в конце нашей встречи, по традиции, возьмите карту с подсказкой от Вселенной.
Участники выбирают карту в закрытом виде и озвучивают ответ вселенной. Желающие обсуждают свой выбор и высказывает свое мнение о получившемся результате.
Окончание встречи
Ведущий:
- Наша встреча подходит к концу. Теперь ваше счастье в ваших руках в буквальном смысле. Мне хочется узнать ваше мнение о нашей очередной встрече. Что вы чувствуете сейчас? Улучшилось ли ваше настроение?
Участники высказывают свое мнение о тренинге.
- Я была очень рада нашей встрече! Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безопасность вашего ребёнка - в ваших руках.
Рекомендации для родителей, в семье которых есть ребёнок с нарушением зрения....

Сценарий родительского собрания «Безопасность ваших детей в ваших руках»
Сценарий родительского собрания по ПДД...

Безопасность Вашего ребенка в Ваших руках!
Памятки для родителей по безопасности жизнедеятельности детей...

Буклет "Здоровье вашего ребенка - в ваших руках"
Буклет посвящен здоровому образу жизни детей в семье....



