Практический семинар-тренинг "Мой Внутренний ребенок"
методическая разработка по психологии
Внутренний ребенок - это та часть личности которая отвечает за радость, наше воображение и даже творчество.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.94 КБ | |
| 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Практический семинар-тренинг
«Мой внутренний ребенок».
Цель: познакомить родителей со своей внутренней, открытой и эмоциональной частью личности; помочь осознать и переработать свои детские впечатления и переживания.
Категория слушателей: родители ДОУ.
Оборудование: презентация, листы бумаги белые по количеству участников, ручки, метафорические карты И.И. Орда, мультфильмы.
Приветствие.
Добрый день, уважаемые родители! Я рада вас видеть. Сегодня мы поговорим о нашем детстве, и попробуем соприкоснуться с вашим внутренним ребенком.
Концепцию внутреннего ребёнка создал и развил американский психолог, основоположник транзактного анализа Эрик Берн. Внутри нас присутствуют три состояния: Ребенок, Родитель и Взрослый. Каждое из состояний отвечает за свои проявления в человеке. И каждое состояние должно находиться на своем месте.
- Слайд
Термин «внутренний ребенок» впервые ввел Карл Густав Юнг. Он понял, что в каждом из нас существует Внутренний ребенок, когда столкнулся с переживаниями глубокого внутреннего кризиса.
Внутренний ребенок - это та часть личности, которая отвечает за радость, наше воображение и даже творчество. Однако все мы родом из детства. И все, что происходило с нами тогда, безусловно, оказывает влияние на то, каким будет наш «внутренний ребенок».
3 Слайд
Все люди когда-то были детьми.
Когда человек взрослеет, эта детская часть никуда не исчезает.
Со временем психологи стали говорить о том, что в нас, помимо чудесного Внутреннего ребенка, есть так называемый «раненый/травмированный ребенок» (в психологии для различных составляющих психики принят термин «субличность») – та часть личности, которая в основном держится на псих-их защитах, защитных реакциях, которые были сформированы нашей психикой в детстве.
Пример: родители высмеивали все рисунки ребенка и говорили, что из него никудышный художник, то впоследствии он вряд ли будет уверен в своих художественных способностях.
4 Слайд
Упражнение «Какой я была в детстве?» МАК И. Орда «Исцеление Внутреннего ребенка»
Попробуй вспомнить каким ребенком ты была в детстве? Попробуй сейчас почувствовать себя ребенком?
- Какое твое самое первое воспоминание?
- Как тебя называли родители в детстве?
- Какой была твоя походка?
- Как ты ощущала себя в детстве?
- Что тебе нравилось в детстве?
- Помнишь ли ты свою любимую игрушку?
- Была ли в детстве у тебя какая-то мечта?
- Были ли у тебя друзья?
- Была ли у тебя своя комната?
5 Слайд
Что даёт ПАПА в здоровых отношениях «отец-дитя».
- Папа развивает социальные навыки.
- Папа учит ставить цели и достигать их.
- Папа учит опираться на свои силы.
- Папа знакомит с упорством и агрессией,
учит управлять этой агрессией.
- Папа знакомит с дисциплиной, порядком.
- Папа учит выстраивать границы, отстаивать и защищать свои и уважать чужие.
- Папа учит исследовать мир, выходить из зоны комфорта, познавать пределы возможного.
- Папа учит уверенности и самостоятельности.
- Папа даёт защиту.
- Папа учит рисковать, пробовать, испытывать свои силы.
- Для девочки папа даёт разрешение на проявление сексуальности, тактично одобряя расцвет ее женственности.
***Вспомните чему в детстве научил вас папа !
6 Слайд
Что даёт МАМА в здоровых отношениях «мать-дитя».
- Мама развивает эмоциональные и духовные навыки, в том числе эмоциональный интеллект.
- Мама утешает малыша, когда ему плохо.
- Мама доступна, проявляет близость,
участие и эмпатию, учит этому.
- Мама знакомит с добротой.
- Мама учит просить о помощи.
- Мама учит принимать себя и других, понимать себя.
- Мама наполняет заботой и поддержкой, теплом и любовью.
- Мама отпускает от себя, способствует взрослению и рада снова видеть.
- Мама создаёт уют и комфорт, учит находиться и расслабляться в этом уюте.
- Мама учит создавать такой уют для себя и для своих близких.
- Мама учит справляться с потерями, переживать горе.
- Для мальчика мама – это первая женщина, от поведения которой зависит вся его любовная жизнь в дальнейшем.
***Вспомните чему в детстве научила вас мама !
7 Слайд
Просмотр мультфильма «Недобаюканная»
Потребности внутреннего ребенка.
1.Потребность в безопасности.
Подразумевает, что взрослые организуют такое пространство для ребенка, в котором он может расти и развиваться, не опасаясь за свою жизнь (касается не только физического пространства, но и психологического, эмоционального).
Пример: когда ребенок лезет к вазе, а взрослый вместо того чтобы ее убрать подальше, он начинает повышать голос на ребенка – потребность ребенка в безопасности не удовлетворяется.
2. Потребность в любви и безусловном принятии.
Подразумевает, что ребенок желанный и любимый.
Когда ребенок приходит в этот мир, он приходит уже со своими уникальными характеристиками (мы все разные по темпераменту).
Непринятие может выражаться разными способами: хотели мальчика – родилась девочка; ребенку нравится танцевать, а его отдают рисовать; к оптимисту относятся, как к тому, у кого «ветер в голове»; к слишком нежному относятся как к «нюне».
Непринятие может продолжаться и по отношению к выросшим детям – не за того вышла замуж, не туда поступила, не там живешь, не на той работе работаешь.
Потребность в принятии включает в себя также принятие самых различных эмоциональных проявлений и чувств ребенка.
Некоторые родители совершенно не выносят слез своих детей и делают все, чтобы они никогда не плакали.
Взрослые начинают подавлять чувства ребенка.
Некоторые родители не разрешают злиться, и не обучают грамотно выражать гнев, делают все чтобы детская злость не находила выхода.
Гнев – коварное чувство, если оно не найдет своё выражение, то может замаскироваться под другие проявления (мигрень; необоснованное чувство вины).
3. Потребность в родительской фигуре и мудрых ограничениях.
Ни один ребенок не выживет, если рядом не будет родителя или того, кто его заменят. Родители для ребенка – это боги. И именно родители устанавливают границы дозволенного.
Границы – что можно, а что недопустимо – это необходимо любому ребенку.
В границах дозволенного можно увидеть 2 крайности. Это когда можно всё и когда всё нельзя.
4. Потребность в росте и развитии.
Подразумевает, что ребенок от природы любопытен. Ему все интересно, хочется осваивать, узнавать окружающий мир.
Потребность в росте и развитии также означает и то, что ребенку дают
право совершать ошибки.
Мы все несовершенные люди и все делаем ошибки. Но почему-то именно от детей, которые только учатся жизни, ждут, что они с первого раза будут все понимать и будут во всем совершенны.
Пример: среди нас много перфекционистов? Потому что когда-то не разрешали ошибаться!
5. Потребность в сепарации (в отделении от родителей).
Ребенок проходит этапы отделения от родительских фигур.
Роды – это 1 этап отделения.
Кризис 3 лет – ребенок кричит «я сам» и ему позволяют делать в разумных пределах, тогда он учится самостоятельности.
Подростковый период.
В самом глобальном смысле потребность в сепарации – это потребность во взрослении и способность взять ответственность за свою жизнь на себя, не перекладывая ее на других людей.
Слайд 14
Просмотр мультфильма «Пуповина» (обсуждение)
Появление детей высвечивает проблемы и неразрешенные вопросы, тянущиеся из нашего детства.
Есть такая закономерность, что с нашими детьми у нас чаще всего обостряются взаимоотношения в те возрастные периоды их жизни, в которых у нас в своем детстве остались непрожитые и незавершенные проблемы, какие-то наши собственные детские неудовлетворенные потребности.
Пример: если ты постоянно конфликтуешь со своей пятилетней дочкой – скорее всего, в 5ем возрасте у тебя остались какие-то моменты, которые нужно разрешить впустить в свою уже взрослую жизнь и наконец-то их завершить.
Важно помнить, что забота о себе – это не эгоизм, потому что, заботясь о себе, тем самым мы заботимся и о других людях. Так же как просить помощи, когда нам тяжело, - признак силы, а не слабости. Беспомощный ребенок внутри нас часто не умеет заботиться о самом себе. Нередко все, что он может, - либо плакать, либо «отщепить» от себя все свои чувства и, чтобы не сталкиваться с болью, начать, заедать или использовать другие суррогаты заботы типа выпивки, нездоровой зависимости от другого человека.
Важно уметь успокаивать ребенка внутри нас и помнить, что «сейчас я больше не беспомощный ребенок, и есть много способов себе помочь».
Слайд 18
Мой ресурс МАК Т. Зинкевич-Евстигнеева «Сокровищница жизненных сил».
- Какая сила мне поможет справляться с моими чувствами / жизненной ситуацией?
- Какая сила сейчас мне важна?
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка.
Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Такому ребенку необходима помощь и поддержка взрослого....
Практические рекомендации родителям. Гиперактивный ребенок.
Практические рекомендации родителям по общению с гиперактивным ребенком....
Практические рекомендации для подготовки ребенка к школе
Данный материал будет полезен родителям будущих первоклассников. В круговороте повседневной жизни мы буквально не замечаем, как растут наши дети. И вот, наконец, наступает волнительная и самая, пожалу...

10 практических шагов, чтобы научить ребенка раннего возраста одеваться самостоятельно.
Ранний возраст - это наиболее благоприятный период, чтобы научить ребенка одеваться самостоятельно. 10 простых шагов помогут родителям справиться с этой задачей....

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка
В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика “позитивной модели”, заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения и игнорировании нежелательного. Необходимым усло...

Внутренний ребенок: мы остаемся в том возрасте, в котором нас недолюбили...
Внутренний ребенок: мы остаемся в том возрасте, в котором нас недолюбили......

Практические рекомендации педагогам гиперактивного ребенка. Способы выхода из конфликтной ситуации и стрессового состояния при работе с ребенком с СДВГ
Практические рекомендации педагогам гиперактивного ребенка. Способы выхода из конфликтной ситуации и стрессового состояния при работе с ребенком с СДВГ...
