Практический семинар-тренинг "Мой Внутренний ребенок"
методическая разработка по психологии

Синельникова Екатерина Александровна

Внутренний ребенок - это та часть личности которая отвечает за радость, наше воображение и даже творчество.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практический  семинар-тренинг

«Мой   внутренний   ребенок».

Цель: познакомить  родителей со своей внутренней, открытой и эмоциональной частью личности;  помочь  осознать и переработать свои детские впечатления и переживания.

 Категория  слушателей: родители ДОУ.

Оборудование: презентация, листы  бумаги  белые по  количеству   участников, ручки, метафорические карты И.И. Орда, мультфильмы.

Приветствие.

Добрый  день,  уважаемые   родители! Я рада вас видеть. Сегодня мы поговорим о  нашем  детстве,  и   попробуем   соприкоснуться   с  вашим  внутренним   ребенком.

Концепцию внутреннего ребёнка создал и развил американский психолог, основоположник транзактного анализа Эрик Берн. Внутри нас присутствуют три состояния: Ребенок, Родитель и Взрослый. Каждое из состояний отвечает за свои проявления в человеке. И каждое состояние должно находиться на своем месте.

  1. Слайд

Термин «внутренний ребенок» впервые ввел Карл Густав Юнг. Он понял, что в каждом из нас существует Внутренний ребенок, когда столкнулся с переживаниями глубокого внутреннего кризиса.

Внутренний ребенок - это та часть личности, которая отвечает за радость, наше воображение и даже творчество. Однако все мы родом из детства. И все, что происходило с нами тогда, безусловно, оказывает влияние на то, каким будет наш «внутренний ребенок».

3 Слайд

Все люди когда-то были детьми.

Когда человек взрослеет, эта детская часть никуда не исчезает.

Со временем психологи стали говорить о том, что в нас, помимо чудесного Внутреннего ребенка, есть так называемый «раненый/травмированный ребенок» (в психологии для различных составляющих психики принят термин «субличность») – та часть личности, которая в основном держится на псих-их защитах, защитных реакциях, которые были сформированы нашей психикой в детстве.

Пример: родители высмеивали все рисунки ребенка и говорили, что из него никудышный художник, то  впоследствии он вряд ли будет уверен в своих художественных способностях.

4 Слайд

Упражнение «Какой я была в детстве?» МАК И. Орда «Исцеление Внутреннего ребенка»

Попробуй вспомнить каким ребенком ты была в детстве? Попробуй сейчас почувствовать себя ребенком?

- Какое твое самое первое воспоминание?

- Как тебя называли родители в детстве?

 - Какой была твоя походка?

 - Как ты ощущала себя в детстве?

- Что тебе нравилось в детстве?

- Помнишь ли ты свою любимую игрушку?

-  Была ли в детстве у тебя какая-то мечта?

 - Были ли у тебя друзья?

-  Была ли у тебя своя комната?

5 Слайд

Что даёт ПАПА в  здоровых отношениях «отец-дитя».

  • Папа развивает социальные навыки.
  • Папа учит ставить цели и достигать их.
  • Папа учит опираться на свои силы.
  • Папа знакомит с упорством и агрессией,

    учит управлять этой агрессией.

  • Папа знакомит с дисциплиной, порядком.
  • Папа учит выстраивать границы, отстаивать и защищать свои и уважать чужие.
  • Папа учит исследовать мир, выходить из зоны комфорта, познавать пределы возможного.
  • Папа учит уверенности и самостоятельности.
  • Папа даёт защиту.
  • Папа учит рисковать, пробовать, испытывать свои силы.
  • Для девочки папа даёт разрешение на проявление сексуальности, тактично одобряя расцвет ее женственности.

***Вспомните чему в детстве научил вас папа !        

6 Слайд

Что даёт МАМА в  здоровых отношениях «мать-дитя».

  • Мама развивает эмоциональные и духовные навыки, в том числе эмоциональный интеллект.
  • Мама утешает малыша, когда ему плохо.
  • Мама доступна, проявляет близость,

     участие  и эмпатию, учит этому.

  •  Мама знакомит с добротой.
  • Мама учит просить о помощи.
  • Мама учит принимать себя и других, понимать себя.
  • Мама наполняет заботой и поддержкой, теплом и любовью.
  • Мама отпускает от себя, способствует взрослению и рада снова видеть.
  • Мама создаёт уют и комфорт, учит находиться и расслабляться в этом уюте.
  • Мама учит создавать такой уют для себя и для своих близких.
  • Мама учит справляться с потерями, переживать горе.
  • Для мальчика мама – это первая женщина, от поведения которой зависит вся его любовная жизнь в дальнейшем.

***Вспомните чему в детстве научила вас мама !

7 Слайд

Просмотр мультфильма «Недобаюканная»

Потребности внутреннего ребенка.

1.Потребность в безопасности.

Подразумевает, что взрослые организуют такое пространство для ребенка, в котором он может расти и развиваться, не опасаясь за свою жизнь (касается не только физического пространства, но и психологического, эмоционального).

Пример: когда ребенок лезет к вазе, а взрослый вместо того чтобы ее убрать подальше, он начинает повышать голос на ребенка – потребность ребенка в безопасности не удовлетворяется.

2. Потребность в любви и безусловном принятии.

Подразумевает, что ребенок желанный и любимый.

Когда ребенок приходит в этот мир, он приходит уже со своими уникальными характеристиками (мы все разные по темпераменту).

Непринятие может выражаться разными способами: хотели мальчика – родилась девочка; ребенку нравится танцевать, а его отдают рисовать; к оптимисту относятся, как к тому, у кого «ветер в голове»; к слишком нежному относятся как к «нюне».

Непринятие может продолжаться и по отношению к выросшим детям – не за того  вышла замуж, не туда поступила, не там живешь, не на той работе работаешь.

Потребность в принятии включает в себя также принятие самых различных эмоциональных проявлений и чувств ребенка.

Некоторые родители совершенно не выносят слез своих детей и делают все, чтобы они никогда не плакали.

Взрослые начинают подавлять чувства ребенка.

Некоторые родители не разрешают злиться, и не обучают грамотно выражать гнев, делают все чтобы детская злость не находила выхода.

Гнев – коварное чувство, если оно не найдет своё выражение, то может замаскироваться под другие проявления (мигрень; необоснованное чувство вины).

3. Потребность в родительской фигуре и мудрых ограничениях.

Ни один ребенок не выживет, если рядом не будет родителя или того, кто его заменят. Родители для ребенка – это боги. И именно родители устанавливают границы дозволенного.

Границы – что можно, а что недопустимо – это  необходимо любому ребенку.

В границах дозволенного можно увидеть 2 крайности. Это когда можно всё и когда всё нельзя.

4. Потребность в росте и развитии.

Подразумевает, что ребенок от природы любопытен. Ему все интересно, хочется осваивать, узнавать окружающий мир.

Потребность в росте и развитии также  означает и то, что ребенку дают

право совершать ошибки.

Мы все несовершенные люди и все делаем ошибки. Но почему-то именно от детей, которые только учатся жизни, ждут, что они с первого раза будут все понимать и будут во всем совершенны.

Пример: среди нас много перфекционистов? Потому что когда-то не разрешали ошибаться!

5. Потребность в сепарации (в отделении от родителей).

Ребенок проходит этапы отделения от родительских фигур.

Роды – это 1 этап отделения.

Кризис 3 лет – ребенок кричит «я сам» и ему позволяют делать в разумных пределах, тогда он учится самостоятельности.

Подростковый период.

В самом глобальном смысле потребность в сепарации – это потребность во взрослении и способность взять ответственность за свою жизнь на себя, не перекладывая ее на других людей.

Слайд 14

Просмотр мультфильма «Пуповина» (обсуждение)

Появление детей высвечивает проблемы и неразрешенные вопросы, тянущиеся из нашего детства.

Есть такая закономерность, что с нашими детьми у нас чаще всего обостряются взаимоотношения в те возрастные периоды их жизни, в которых у нас в своем детстве остались непрожитые и незавершенные проблемы, какие-то наши собственные детские неудовлетворенные потребности.

Пример: если ты постоянно конфликтуешь со своей пятилетней дочкой – скорее всего, в 5ем возрасте у тебя остались какие-то моменты, которые нужно разрешить впустить в свою уже взрослую жизнь и наконец-то их завершить.

Важно помнить, что забота о себе – это не эгоизм, потому что, заботясь о себе, тем самым мы заботимся и о других людях. Так же как просить помощи, когда нам тяжело, - признак силы, а не слабости. Беспомощный ребенок внутри нас часто не умеет заботиться о самом себе. Нередко все, что он может, - либо плакать, либо «отщепить» от себя все свои чувства и, чтобы не сталкиваться с болью, начать, заедать или использовать другие суррогаты заботы типа выпивки, нездоровой зависимости от другого человека.

Важно уметь успокаивать ребенка внутри нас и помнить, что «сейчас я больше не беспомощный ребенок, и есть много способов себе помочь».

Слайд 18

Мой ресурс МАК Т. Зинкевич-Евстигнеева «Сокровищница жизненных сил».

  • Какая сила мне поможет справляться с моими чувствами / жизненной ситуацией?
  • Какая сила сейчас мне важна?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка.

Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Такому ребенку необходима помощь и поддержка взрослого....

Практические рекомендации родителям. Гиперактивный ребенок.

Практические рекомендации родителям по общению с гиперактивным ребенком....

Практические рекомендации для подготовки ребенка к школе

Данный материал будет полезен родителям будущих первоклассников. В круговороте повседневной жизни мы буквально не замечаем, как растут наши дети. И вот, наконец, наступает волнительная и самая, пожалу...

10 практических шагов, чтобы научить ребенка раннего возраста одеваться самостоятельно.

Ранний возраст - это наиболее благоприятный период, чтобы научить ребенка одеваться самостоятельно. 10 простых шагов помогут родителям справиться с этой задачей....

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка

В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика “позитивной модели”, заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения и игнорировании нежелательного. Необходимым усло...

Внутренний ребенок: мы остаемся в том возрасте, в котором нас недолюбили...

Внутренний ребенок: мы остаемся в том возрасте, в котором нас недолюбили......

Практические рекомендации педагогам гиперактивного ребенка. Способы выхода из конфликтной ситуации и стрессового состояния при работе с ребенком с СДВГ

Практические рекомендации педагогам гиперактивного ребенка. Способы выхода из конфликтной ситуации и стрессового состояния при работе с ребенком с СДВГ...