Создание полифункциональной развивающей предметно-пространственной среды для детей с особыми образовательными потребностями.
материал по психологии
Пространство кабинета педагога-психолога является важной частью развивающей предметной среды образовательного учреждения, организация и обогащение которой должны строиться с учетом закономерностей детского развития, отвечать критериям функционального комфорта.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 38 «Солнышко» комбинированного вида г.Орска».
Подготовил
педагог-психолог, ВК
Ермолаева Ирина Валерьевна
Создание полифункциональной развивающей
предметно-пространственной среды
для детей с особыми образовательными потребностями.
Слайд 2
Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка с особыми образовательными потребностями (ООП) является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.
Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного развития каждого ребенка с ООП, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.
Пространство кабинета педагога-психолога является важной частью развивающей предметной среды образовательного учреждения, организация и обогащение которой должны строиться с учетом закономерностей детского развития, отвечать критериям функционального комфорта.
Слайд 3
Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения должна быть:
- содержательно-насыщенной,
- полифункциональной,
- трансформируемой,
- вариативной,
- доступной и безопасной.
Слайд 4
На сегодняшний день существует несколько проектов оборудования специализированного кабинета детского психолога (О.Н. Усановой и В.С. Мухиной). Однако эти рекомендации носят общий характер и не могут учитывать все нюансы реальных условий работы педагога-психолога в конкретном дошкольном образовательном учреждении. На наш взгляд, самое главное, чтобы были соблюдены следующие требования к организации условий:
- оборудование должно быть размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность;
- все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей;
- среда должна быть наполнена развивающим содержанием: в обстановку кроме предметов, предназначенных детям по возрасту, должны быть включены материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития»;
- предоставление детям права изменять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением;
- размещение материалов должно быть функциональным;
- предметы должны выполнять информационную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка;
- среда должна быть полифункциональной (материалы должны использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для диагностической деятельности);
- среда должна иметь подвижные границы.
Слайд 5.
Отдельно хотелось бы остановиться на тех условиях, которые не рекомендуется использовать в помещениях для психологической работы:
- блестящие поверхности;
- лампы накаливания;
- яркую и мелькающую цветовую подсветку;
- все стили интрьерного- и фитодизайна одновременно.
Слайд 6
Рассмотрим понятие полифункциональности.
Полифункциональность - от греч. polu - много и лат. funсtio - исполнение, осуществление, деятельность.
Слайд 7.
По ФГОС ДО полифункциональность материалов должна включать:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
- наличие в кабинете полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
Слайд 8.
Остановимся на нескольких моментах организации рабочего пространства, для психологического сопровождения детей с ООП. Как нам удалось оборудовать свой кабинет в зависимости от запросов и возможностей именно нашего образовательного учреждения с точки зрения полифункциональности.
Расположение кабинета
Для кабинета педагога-психолога отведено помещение площадью 48 м2, чтобы одновременно в нем могли находиться 10-12 человек и работа проходила в комфортных условиях.
Кабинет расположен на втором этаже здания, территориально изолирован. Звуковой изоляции нет, но это больше плюс, чем минус. Есть возможность для развития слухового восприятия ребенка с ТНР, умения переключаться с одного источника звука на другой.
Слайд 9
Зонирование рабочего пространства кабинета педагога-психолога.
Пространство кабинета должно быть организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности психолога. Исходя из этого, рекомендуется разделить его на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку. О.Усанова предлагает выделить следующие зоны:
- первичного приема и беседы с клиентом;
- консультативной работы;
- диагностической работы;
- коррекционно-развивающей работы;
- игровой терапии;
- релаксации и снятия эмоционального напряжения;
- рабочую (личную) зону педагога-психолога;
- ожидания приема.
Слайд 10.
Из своего опыта работы отмечу, что в нашем ДОУ зонирование, скорее условное. Мы выделяем четыре основные зоны: 1. Консультирование взрослых. 2. Зона игр и релаксации. 3. Зона игр за столом. 4. Рабочая зона педагога-психолога. Но даже такое зонирование допускает полифункциональное использование. Все виды деятельности педагога-психолога в работе с клиентом (будь то взрослый или ребенок, взрослый вместе с ребеноком) могут осуществляться как в первой, так и во-второй, и в –третьей зоне.
Рассмотрим примеры функционирования различных составляющих предметной среды.
В рекомендациях многих авторов указывается, что в распоряжении психолога должно быть несколько помещений, оформление которых кардинально отличается друг от друга. Например, если зона для диагностической работы должна быть максимально спокойной и ничто не должно отвлекать внимание ребенка от выполнения заданий, то для игровой зоны уместно яркое оформление и насыщение игровым материалом. Как соединить несоединимое в одном помещении, ведь в нашем учреждении для кабинета выделено только одно помещение? Мы используем закрытую систему хранения материалов. Подвижностью обладают столы (парты, стол для рисования песком с подсветкой, интерактивный стол -SMART Table), стулья, внутренние ящики комода, контейнеры с игровым материалом, мягкие модули (подушки, пуфы), балансиры.
Весь игровой материал размещен в максимально закрытых отделениях. Песок и аксессуары для игры с ним – в ящиках комода. На открытых полках выставляется только тот материал, который необходим именно для работы с ребенком или группы детей в данный момент времени. Игровой материал часто меняется.
Слайд 11
Примеры трансформации и использования вам представлены на слайде.
Всегда в доступе детей бизиборды, балансиры и зона релаксации с мягкими пуфами и подушками, макет деревянного дома с набором кукол «Семья».
Слайд 12
При необходимости мы организуем в кабинете педагога-психолога пространства для различных видов детской активности: релаксации и снятии эмоционального напряжения,
Слайд 13
игры, конструирования, рисования, ручного труда, театрально-игровой деятельности, игры с песком, экспериментирования и наполняем их разнообразными материалами, игрушками и оборудованием для свободного выбора.
Слайд 14
Еще раз отметим, что зональную организацию рабочего пространства кабинета педагога-психолога возможно сделать очень функциональным
Слайд 15
В этом случае особенно важно правильно подобрать для кабинета мебель: она должна быть компактной, удобной и многофункциональной, желательно светлых тонов.
Слайд 16
Игрушки также могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжета в разных функциях. Они пригодны для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
Например, сенсорный материал. Казалось бы, что еще можно придумать: нашел-сгруппировал по цвету, по размеру. Вот и все варианты игры.
Но наши медвежата любят прятаться в песке, а могут сами выступать сыпучим материалом и прятать предметы. Играть с лесенкой (ритмирование). А еще «Чудесный мешочек» или могут стать жителями песочного города из кинетического песка. Могут оставлять следы на кварцевом или кинетическом песке (оттиск). А могут поселиться в доме –сюжетно-ролевая игра или игра-драматизация. Стать героями сказки на новый лад и т.д.
Слайд 17
Или, например, трафареты. Как вы используете их? Обводите карандашом на листе бумаги и всё?
Мы с их помощью рисуем речным песком на подносах. Используем в работе со световым песочным столом. В качестве трафаретов у нас могут выступать любые предметы: сенсорный материал, остатки картона от настольных игр, вкладыши, стаканчики, коробки форм, фигурки «Флексики», формочки для теста или для лепки из песка, игрушечная посуда, и т.д. (главное, чтобы можно было обработать и помыть после игр с песком).
Детская посуда традиционно используется для с/р игры в «Дом». А можно наполнять песком емкости ложкой или половником. Сколько ложек понадобится, чтобы наполнить блюдце? А чашку? А половник? А чайник?. Вилкой или ложкой можно рисовать узоры на песочном столе, подносе с песком. Можно украсить постройку из кинетического песка.
Мы привыкли учить детей, что все должно лежать на своих местах: посудка – на кухне; вкладыши в сенсорном уголке, с машиной играем только на ковре. Но дети часто нарушают наши запреты. Вы не задумывались –почему? Потому, что это просто необходимо ребенку для развития! Все потрогать, и использовать так как требует его внутреннее «Я».
Конечно, безопасность прежде всего. Если замена в применении предмета не угрожает здоровью и благополучию самого ребенка и окружающих, то можно снять некоторые ограничения. И тогда мы сами сделаем новые открытия для самих себя.
Слайд 18
Педагоги, работающие не один год в детском саду, ежегодно проводят мониторинги с использованием проективных методик и имеют достаточно объемные архивы детских рисунков. Утилизируем мы их по-разному.
Я предложила детям выбрать себе любой рисунок и вырезать из него картинку с изображением «дома», «человека», «дерева», «транспорта», а потом мы создали коллективный коллаж. Вы не представляете с каким азартом дети создавали его! А кто-то добавлял и свои рисунки в создаваемый сюжет.
Мячи, клубки нитей, природный материал, канцтовары (ластики, карандаши), баночки, лоскутки ткани и меха, крышки, пуговицы- это все обязательно должно лежать в волшебной коробочке педагога-психолога.
В общем, примеров много можно приводить. Главное, для себя, как педагога, сделать вывод: игрушки и пособия должны быть полифункциональными. Чем больше вариантов использования одной игрушки, пособия, тем положительнее это будет сказываться на развитии ребенка.
Слайд 19
Рабочее место современного специалиста немыслимо без технического оснащения, позволяющего максимально эффективно использовать функции данных средств обучения и развития.
Технические средства необходимы педагогу-психологу для проведения занятий с детьми, обратной связи и рефлексии выполненной работы, обработки и систематизации результатов обследований, создания банка психологических данных, тщательной подготовки к проведению диагностической и коррекционно-развивающей работы и т. д. Соответственно в кабинете педагога-психолога должны быть:
- оргтехника (компьютер, принтер, ксерокс);
- выход в Интернет;
- система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов;
- система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей.
Слайд 20
В июне 2022 года коллектив нашегодошкольного учреждения стал победителем грантового конкурса благотворительного фонда «Синара» в номинации «Жизнь без границ» с проектом «Волшебный мир сенсорной комнаты» и мы планируем сделать кабинет еще более функциональным.
Надеюсь мне удалось донести до слушателей, что такое полифункциональность развивающей предметно-пространственной среды ДУ.
Кабинет педагога-психолога при любом варианте его организации, независимо от размера помещения и его материально-технического оснащения, является «лицом» работающего в нем специалиста, отражает индивидуальность как профессионала и как личности. В этом кабинете должно быть комфортно не только самому педагогу-психологу, но и приходящим туда детям и взрослым.
Источники:
1.
Журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад» №0 2011 год, М.В. Зиновьева.
Главная страница «Первого сентября» • Главная страница журнала «Школьный психолог» • Содержание №44/2004 КАБИНЕТ ПСИХОЛОГА. Методические рекомендации к организации Продолжение. См. № 42/2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЗДАНИЕ БЕЗОПАСНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Безопасность - это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество в целом. Поэтому одна из ключевых задач дошкольного учреждения б...
Консультация для педагогов на тему: " Создание эффективной развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ".
Правильно организованная пространственная среда в группе - это залог самостоятельного поиска детей в своих исследованиях....

План по самообразованию на тему «Создание условий развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы, способствующих сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста" на 2019 – 2020 учебный год
План по самообразованию на тему «Создание условий развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы, способствующих сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста" на...

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей с особыми образовательными потребностями.
В современных условиях задача дошкольной организации обеспечить получение дошкольного образования в доступной форме каждому ребёнку, исходя из его зоны актуального и ближайшего развития. Каждый ребено...

Создание развивающей предметно-пространственной мини-среды для детей с РАС в условиях инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности ДОО
Презентация длявоспитателей детских садов компенсирующего вида...

Мастер-класс «Создание современной Развивающей предметно – пространственной среды по речевому развитию детей раннего возраста»
Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выс...

