СОЗДАНИЕ БЕЗОПАСНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья на тему
Безопасность - это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество в целом. Поэтому одна из ключевых задач дошкольного учреждения безопасное пребывание ребенка в нем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 15.76 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЗДАНИЕ БЕЗОПАСНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», в частности раздел II. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, п.3.1, 3.2. развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) группы представляет специально организованное помещение, материалы, оборудование и инвентарь, нацеленные на:
- развитие детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития;
- удовлетворение двигательной активности детей;
- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности уединения.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО РППС создается с учетом развития индивидуальности каждого воспитанника, его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть: безопасной – все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, правилам пожарной безопасности.
Предметы, материалы, наполняющие помещения группы, имеют необходимые сертификационные документы, свидетельствующие о безопасности для физического здоровья детей: Сертификат соответствия и Гигиенический сертификат.
При организации пространства учитывается акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения. Помещение хорошо и равномерно освещается, уровни естественного и искусственного освещения соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
Помещение группы в цветовой гамме с учётом детского восприятия, имеет эстетичное и эмоциональное радостное, позитивное воздействие на детей.
Оборудование помещений соответствует росту и возрасту детей, Расположение мебели, игрового оборудования позволяет детям свободно перемещаться в пространстве.
Функциональные размеры используемой детской мебели для сидения и столов соответствует обязательным требованиям, установленным техническими регламентами, одной группы мебели и промаркированы согласно таблице СанПиНа.
Среди комнатных растений нет цветов, которые могли бы причинить вред здоровью детей.
Используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки применяются в качестве дидактических пособий.
При отборе игрушек, игр, игрового оборудования учитывались принципы оценки безопасности игровой продукции:
1. Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества).
2. Психофизиологическая безопасность – соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений.
3. Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие.
4. Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.
Таким образом, интерьер группы должен включать предметы мебели и оборудования, конструкции которых обеспечивают надежность и безопасность их использования для каждого воспитанника: исключать случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т.п.
Окружающая среда, играющая особую роль в развитии ребенка, должна быть организована соответственно задачам воспитания. При создании предметно-развивающей, пространственной среды следует учитывать особенности каждой группы: возраст, состав - количество мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности, в частности - подвижность, темперамент, склонности, интересы, особенности воспитания в семье; только в этом случае окружающая среда будет безопасной и развивающей, т.е. создавать у ребенка чувство комфорта, радости, покоя, достаточности. У детей появится чувство уверенности, к ним придет возрастная умелость, а вместе с ней некоторая самостоятельность и инициативность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: " Создание эффективной развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ".
Правильно организованная пространственная среда в группе - это залог самостоятельного поиска детей в своих исследованиях....
Консультация для родителей «Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях»
Материал, представленный в консультации поможет родителям поближе ознакомиться с самим понятием "Развивающая предметно-пространственная среда"...
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Консультация для родителей «Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях»
Консультация для родителей«Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях» ВоспитательКоролёва Марина Игоревна...
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....
План по самообразованию на тему «Создание условий развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы, способствующих сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста" на 2019 – 2020 учебный год
План по самообразованию на тему «Создание условий развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы, способствующих сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста" на...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....