картотека методик для диагностики уровня личностного развития для разных возрастных групп
картотека по психологии

Методика «Почтовый ящик» АА. Венгер, Т.Л. Выготской, Э.И. Леонгардт

направлена на выявление у ребёнка уровня сформированности восприятия формы, умения выделять плоскостную форму из объёмной и соотносить её с прорезью, а также способности производить анализ расположения фигур в пространстве.
дети с нормальным умственным развитием с интересом воспринимают задание. Однако до 3,5 лет они могут действовать способом проталкивания фигуры силой (без учёта формы прорезей). После 4 лет дети выполняют задание способом примеривания, а после 5 лет переходят к зрительному соотнесению Методика не требует речевых ответов со стороны ребёнка в процессе выполнения, поэтому удобна в работе с безречевыми детьми

основана на экспериментально-психологическом подходе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастная группа

Название методики, автор

На что направлена методика (диагностика какой сферы личности)

На каком психологическом подходе основана методика

Особые условия проведения и обработки результатов

Примечания

Дошкольный возраст

Методика «Почтовый ящик» АА. Венгер, Т.Л. Выготской, Э.И. Леонгардт

направлена на выявление у ребёнка уровня сформированности восприятия формы, умения выделять плоскостную форму из объёмной и соотносить её с прорезью, а также способности производить анализ расположения фигур в пространстве.

основана на экспериментально-психологическом подходе

дети с нормальным умственным развитием с интересом воспринимают задание. Однако до 3,5 лет они могут действовать способом проталкивания фигуры силой (без учёта формы прорезей). После 4 лет дети выполняют задание способом примеривания, а после 5 лет переходят к зрительному соотнесению.

Методика не требует речевых ответов со стороны ребёнка в процессе выполнения, поэтому удобна в работе с безречевыми детьми

Методика Кооса

Сэмюель Коос

Направлена на выявление конструктивного праксиса, способности к пространственной ориентировке, анализу фигуры (по чертежу) и её последующему синтезу (из кубиков).

Методика основана на когнитивном подходе

ребёнку дают кубики и какой-либо из чертежей, а затем просят составить из кубиков изображённую на чертеже фигуру.

позволяет исследовать когнитивный компонент познавательной деятельности, определяя уровень сформированности пространственного мышления и возможности ребёнка осуществлять пространственный анализ и синтез. 

«Классификация предметов», К. Гольдштейном, модифицирована Л. С. Выготским и Б. В. Зейгарник.

для проведения эксперимента используется колода из 68 карточек, на которых изображены разнообразные предметы и живые существа. Перед началом эксперимента экспериментатор тщательно перетасовывает всю колоду и подаёт её испытуемому со словами: «Разложите эти карточки по группам — что к чему подходит»

методика основана на том, что решение такой мыслительной задачи, как классификация, предполагает анализ условий, выделение совокупности существенных признаков предметов, объединение понятий по этим общим признакам

Процедура: в проведении опыта обычно выделяют три этапа:

На первом этапе, испытуемый  разбивает карточки на группы, дать короткие названия и объяснить, почему они лежат вместе. На втором этапе просят укрупнить полученные группы, объединив их как-то между собой. На третьем этапе необходимо образовать более крупные группы растений, животных и предметов неживой природы.

 методика применяется для изучения процессов обобщения и абстрагирования, а также даёт возможность анализа последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий, особенностей памяти, объёма и устойчивости внимания, личностных реакций испытуемых на свои достижения и неудачи.

Проба на совмещение признаков» ( В.М .Коган)

Она позволяет по пяти временным параметрам, коэффициенту врабатываемости и ошибкам диагностировать основные характеристики произвольного внимания (концентрация, переключаемость, распределяемость, устойчивость) и его дефицит, исследовать особенности умственной работоспособности

основана на экспериментально-психологическом подходе.

 в протокол заносят показатели времени, затраченного на пересчёт каждого десятка карточек-стимулов и за весь этап полностью. В каждом секторе-квадрате лучше фиксировать разные ошибки в разных местах. Например, время указывается в середине квадрата, ошибки в счёте — в левом верхнем углу, а ошибки в сортировке — в правом нижнем

Темповые характеристики деятельности ребёнка не нормируются, они анализируются индивидуально для каждого ребёнка.

Методика исследования мышления детей 5 - 7 лет. "Времена года". С.Д. Забрамная

направлена на выявление уровня сформированность наглядно-образного мышления, умения логически аргументировать свой выбор, проводить параллель с имеющимся жизненным опытом (обобщение).

методика основана на том, что ребёнок должен не только принять и понять задание, но и уметь объяснить в словесном плане свои действия, то есть показать уровень сформированность временных представлений

Согласно критериям, разработанным автором, дети, получившие в сумме 10–20 баллов, имеют высокий уровень временных представлений, способность мыслить, рассуждать, понимать причинно-следственные связи. Дети, получившие 5–9 баллов, — средний уровень. Дети, получившие в сумме 0–5 баллов, имеют низкий уровень временных представлений

перед ребёнком раскладываются четыре картинки, на которых изображены четыре времени года. Ребёнка просят показать, где изображены зима, весна, лето, осень. Затем спрашивают: «Расскажи, как ты догадался, что здесь изображена весна?». В случае затруднения проводится обучение. Время выполнения — 5 минут

Школьники

Методика «Лесенка», В.Г. Щур

 Направлена на исследование самооценки ребёнка старшего дошкольного возраста.

 основана на проективном подходе

Процедура проведения включает в себя беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок. Он сам помещает себя на одну из ступенек и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками и дают инструкцию. Например, «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трёх верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные — чем выше, тем лучше. А на трёх нижних ступеньках окажутся плохие дети — чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие.

Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению (модификация А. Д. Андреевой

направленный на оценку познавательной активности, мотивации достижения, тревожности и гнева у учеников 9–14 лет.  

 основана на опроснике Ч. Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности (State-Trait Personality Inventory). 

Для проведения ученикам нужно заполнить анкету с утверждениями о том, как они обычно чувствуют себя на уроках в школе. По результатам можно определить общий уровень мотивации, познавательной активности и мотивации достижений, а также выявить тех учеников, у которых учёба вызывает в основном отрицательные эмоции или провоцирует тревогу.

Методика выглядит как специальный опросник из 40 утверждений, которые учащемуся предлагается оценить по шкале от 1 до 4. Цифра «1» предполагает, что учащийся «почти всегда» испытывает ощущение или оказывается в ситуации, указанной в утверждении, цифра «2» — «часто», цифра «3» — «иногда» и цифра «4» — «почти никогда». 4

Заполнение опросника занимает 10–15 минут.

Методики «Рисование по точкам» — А. Л. Венгер.

направлена на определение уровня ориентировки на заданную систему требований и умения сознательно контролировать свои действия.

 основана на психологическом подходе, при котором ребёнок должен ориентироваться одновременно на две системы отношений: с одной стороны, на пространственные отношения (определяемые образцом), с другой стороны — на отношения, определяемые правилом соединения точек

 это техника рисования, при которой ребёнок должен соединить точки, чтобы получить изображение. Точки могут быть разных размеров и цветов, и их количество также может быть разным. Ребёнок должен соединять точки в правильном порядке, чтобы получить целостное изображение. 

результаты её выполнения отражают уровень развития наглядно-образного мышления детей.

Методика «ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» (Э.Ф. Замбацявичене)

направлена на диагностику уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.

основана на психометрическом подходе

Перед предъявлением контрольных заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных, чтобы ввести детей в задачу и помочь уяснить суть предстоящей интеллектуальной работы. Во время выполнения контрольных заданий текст может зачитываться как самим психологом, так и детьми про себя. Возможно также комбинированное предъявление инструкции: сначала её зачитывает психолог, затем дети повторно читают про себя. Наибольшие сложности у школьников обычно вызывает третий субтест. Инструкцию к нему нужно обязательно пояснить на разнообразных тренировочных упражнениях. 

При обработке полученных данных каждый правильный ответ оценивается определённым баллом в зависимости от своей изначальной сложности. Общий балл сравнивается с максимально возможным баллом по данному тесту в целом (он составляет 100 баллов), и в соответствии с ним устанавливается уровень развития словесно-логического мышления учащихся: высокий — 100–75 баллов, средний — 74–50 баллов, низкий — 49–25 баллов

«Корректурная проба» (буквенный вариант),  Б. Бурдон

направлена на диагностику сферы внимания личности, в частности на оценку его устойчивости, концентрации, переключаемости и объёма

основана на основана на психологическом подходе

в таблице, состоящей из 40 рядов букв по 40 букв в каждом ряду, надо вычёркивать буквы, которые совпадают с первой в ряду. Например, если первая буква в ряду — А, то следует зачеркнуть все буквы А в горизонтальном ряду. На решение задачи отводится 5 минут

Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачёркнутых знаков, по времени выполнения и по количеству просмотренных знаков

Молодёжь репродуктивного возраста

Тест-опросник Шмишека, Карл Леонгард  и Ганс Шмишек

 это инструмент для диагностики особенностей характера и темперамента, которые влияют на поведение человека.

основана на концепции «акцентуированных личностей» Карла Леонгарда

Это анкета из 88 утверждений, которые респондент оценивает применительно к себе. Каждое утверждение связано со шкалой, соответствующей одному типу акцентуации. Результаты теста позволяют не только определить доминирующие черты характера, но и понять, как они могут влиять на поведение и взаимодействие с окружающим миром.

Тест подходит для учёта акцентуаций характера в процессе обучения, профессионального отбора, психологического консультирования, профориентации

методика «Q-сортировки» —Уильям Стефенсон.

направлена на изучение представлений испытуемого о себе

основана на конструктивистском подходе в психологии.  

Она предполагает, что поведение человека детерминировано не внешними стимулами, а результатами обработки стимулов сознанием человека, которая носит субъективный характер и контролируется целостными внутренними структурами (конструктами).

При его применении испытуемый оценивает степень свойственности тех или иных психологических качеств себе самому или идеальному представлению о себе.

Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ), А. Г. Маклаков и С. В. Чермянин

направлена на диагностику адаптационных возможностей личности с учётом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщённые особенности нервно-психического и социального развития. 

В основу методики положено представление об адаптации как о непрерывном процессе активного приспособления человека к постоянно меняющимся условиям социальной среды и профессиональной деятельности.

Опросник содержит 165 вопросов и имеет следующие шкалы:

  • «достоверность» (Д);

«нервно-психическая устойчивость» (НПУ); «коммуникативные способности» (КС); «моральная нормативность» (МН); «личностный адаптивный потенциал» (ЛАП).

Методика «Мотивация к успеху» Т. Элерса

основана на теории о балансе двух ведущих мотивов личности — мотиве к достижению успеха и мотиве к избеганию неудачи.

основана на теории о балансе двух ведущих мотивов личности — мотиве к достижению успеха и мотиве к избеганию неудачи

Стимульный материал представляет собой 41 утверждение, на которые испытуемому необходимо дать один из двух вариантов ответов — «да» или «нет»

Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом.

Интерпретация результатов:

  • от 1 до 10 баллов — низкая мотивация к успеху; 
  • от 11 до 16 баллов — средний уровень мотивации
  • от 17 до 20 баллов — умеренно высокий уровень мотивации; 
  • более 21 балла — слишком высокий уровень мотивации к успеху

Опросник А. А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи»

направлена на диагностику мотивационной сферы личности, в частности на выявление склонности к мотивации на успех и неудачу.

психологическом подходе, который предполагает изучение мотивационной сферы личности с помощью методик проективного типа

позволяет оценить, какое стремление в большей степени определяет поведение человека: желание добиться успеха или избежать неудачи

Интерпретация результатов:

  • Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 1 до 7, то диагностируется мотивация боязни неудачи.
  • Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 14 до 20, то диагностируется мотивация успеха.
  • Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы по театрализованной деятельности в разных возрастных группах

Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволил нам сделать вывод о том, что на каждом возрастном этапе подходы к методике работы с детьми должны быть разными....

Методика обучения дошкольников рисования домов в разных возрастных группах

Данная презентация представляет собой методические рекомендации по обучению дошкольников рисованию домов в разных возрастных группах  к   «Основной общеобразовательной программе  М...

Особенности методики проведения занятий по ОО «Познавательное развитие» в разных возрастных группах

Особенности методики проведения занятий по ОО "Познавательное развитие" в разных возрастных группах...

Консультация для педагогов: "Методика обучения выразительному чтению стихотворений в разных возрастных группах"

Заучивание стихотворения – одно из важнейших средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Эта работа связана с воспитанием любви к художественному слову, к поэзии....

Методика проведения утренней гимнастики с детьми разных возрастных групп.

Организация утренней гимнастики во второй младшей группе ничем по существу не отличается от организации ее в первой младшей группе. Если в начале...

«Методика организации конструктивно-модельной деятельности в разных возрастных группах»

Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых....