Главные вкладки

    «Методика организации конструктивно-модельной деятельности в разных возрастных группах»
    презентация

    Сарычева Мария Васильевна

    Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_praktikum.pptx2.38 МБ
    Файл konsultatsiya_-_konstruirovanie_2019.docx37.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Д етский сад «Сказка» «Методика организации конструктивно-модельной деятельности в разных возрастных группах» Подготовила: Сарычева М.В.

    Слайд 2

    « Constructio » - построение

    Слайд 3

    Ученые, занимающиеся вопросом конструктивной деятельности Куцакова Л.В. Парамонова Л.А. Комарова Т.С. Лиштван З.В. Тарловская Н.Ф. Топоркова Л.А.

    Слайд 4

    Виды конструирования Техническое конструирование Художественное конструирование

    Слайд 5

    Конструктивная деятельность

    Слайд 6

    Формы организации конструирования Конструирование по образцу Конструирование по модели Конструирование по условиям Конструирование по чертежам и схемам Конструирование по замыслу Конструирование по теме Каркасное конструирование

    Слайд 7

    Методы и приемы работы по конструированию наблюдение натурального объекта показ и анализ образца объяснение последовательности и способов выполнения постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения Пояснения и вопросы анализ и оценка процесса работы и качества готовой продукции

    Слайд 8

    Обследование предметов постройки

    Слайд 9

    Обследование предмета 1. Целостное восприятие предмета 3. Выделение более мелких частей, их формы, цвета 2. обследование с анализом (вначале выделяются основные части, их форма, цвет) 5. Повторное восприятие предмета в целом 4. Выяснение пространственного размещения частей относительно друг друга

    Слайд 10

    вторая группа раннего возраста «Куклы кушают, гуляют, спят и т.д.»

    Слайд 11

    Первая младшая группа Конструирование по образцу

    Слайд 12

    Вторая младшая группа Конструирование из строительного материала

    Слайд 13

    Средняя группа Конструирование : -по условию, -из бумаги -из природного материала

    Слайд 14

    Старшая группа Конструирование и ручной труд: -из конструкторов -применяют чертеж

    Слайд 15

    Подготовительная к школе группы Конструирование и ручной труд: -коллективные постройки, -работа с иглой, тканью

    Слайд 16

    Желаю Вам творчества при подходе к формированию у детей конструкторских способностей!!!



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»

    Семинар-практикум «Методика организации конструктивно-модельной деятельности в разных возрастных группах»

    Подготовила: Сарычева М.В.

    г. Муравленко, 2019г.

    1 слайд - название консультации

    2 слайд

    Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio построение.

    Под детским конструирование понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).

    Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.

    Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества.

    Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.

    3 слайд

    Большой вклад в развитие личности ребенка посредством конструктивной деятельности внесли такие ученые как Куцакова Л.В., Парамонова Л.А., Комарова Т.С., и др.

    Л.А.Парамонова разработала целостную развивающую систему обучения конструированию.

    4 слайд

    Выделяют два вида конструирования: техническое и художественное.

    К техническому виду конструирования относится конструирование из строительного материала, имеющих различные способы крепления, конструирование из крупно-габаритных модульных блоков, а также некоторые способы конструирования из бумаги, картона, коробок, катушек.

    В техническом конструировании дети отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации из сказок, мультфильмов (моделируя основные признаки: у дома – дверь, стены, крыша, окна).

    К художественному конструированию относится конструирование из природного и бросового материала, из бумаги.

    Существует также компьютерное конструирование и конструирование из бросового материала, которые могут, носит как технический, так и художественный характер.

    5 слайд

    При обучении детей конструктивной деятельности в детском саду используют строительный материал, конструкторы, бумагу, природные и другие материалы. Вид материала определяет и вид конструирования: из строительного материала, из бумаги, из природного материала, из бросового материала и т.д.

       Строительный материал – мелкий (настольный) и крупный  -представляет собой набор разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т.д.).

         Хранить строительный материал удобнее всего в специальных шкафчиках с отделениями для каждого вида деталей: при этом материал всегда укладывается строго по формам, чтобы дети могли быстро взять любую из них. Раскладывание материала по формам не только облегчает работу, но и способствует ускорению запоминания названий этих форм.

    Во время занятий материала должно быть больше, чем требуется для данной постройки (и по элементам, и по количеству), чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали, соответствующие замыслу.   

    Организуя детскую конструктивную деятельность из строительных материалов, необходимо использовать разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт и т.д.  для обыгрывания постройки.

    Конструирование тесно связано со всеми видами деятельности: игрой, познавательным развитием, развитием речи, музыкальными занятиями, изобразительной деятельностью. Поэтому, планируя работу по конструктивной деятельности необходимо помнить о связи занятий по конструированию с занятиями по рисованию, лепке, аппликации

    6 слайд

    Формы организации конструирования:

    • Конструирование по образцу (детям предлагают образец постройки, выполненный из деталей строительного материала и конструкторов. Педагог осуществляет прямую передачу готовых знаний детям. Как правило,  творчество на этих занятиях не развивается. Почему эти виды занятий важны: дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают способом анализа постройки, учатся соединять детали).
    • Конструирование по модели (в качестве образца используется модель, в которой  очертания отдельных элементов скрыто ребенку в этом случае предлагают определенную задачу, но не дают способа её решения. Ребенок должен самостоятельно вычленить все составляющие модели. Это форма конструирования в детском саду не прижилась и дается крайне редко. Почему? (т.к. нет готовых объемных моделей)).
    • Конструирование по условиям (Детям не дается образец постройки, а лишь определяются условия, которым постройка должна соответствовать. Данная форма организации наиболее  способствует развитию творческого воображения. Эта форма может применяться к другим видам конструирования? Не, только к  конструированию из строительного материала).
    • Конструирование по чертежам и схемам (Дети, как правило, не умеют выделять плоскостные проекции объемных геометрических тел, поэтому в детском саду пользуемся специально разработанными шаблонами)
    • Конструирование по замыслу (Большая возможность для творчества – дети сами выбирают, что и как будут конструировать. Чтобы дети моли соорудить постройку у них должны быть сформированы умения действовать по образцу и условию)
    • Конструирование по теме (детям дается всем одна тема, а они создают  замыслы. Близка к конструированию по замыслу)
    • Каркасное конструирование (дети знакомятся с центральным звеном постройки – каркасом, осваивают принцип построения каркаса, учатся выделять особенности конструкции)

    Конструирование из строительного материала начинает использоваться  в работе с детьми 2г.ж.

    7 слайд

    Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы:

    • наблюдение натурального объекта (в процессе наблюдения и обследования предмета до занятия дети получают представление о его назначении в жизни, а также о закономерной связи между формой предмета, его размерами (или размерами его частей) и назначением в жизни. Так, мост через судоходную реку, предназначенный для железнодорожного транспорта, должен быть высоким и широким, чтобы под ним могло пройти судно. Если же мост переброшен через узкую речку для пешеходов, ему достаточно быть узким и низким. При наблюдении педагог подчеркивает связь между назначением предмета и его оформлением. Украшает предмет, прежде всего, его гармоничная форма).
    • показ и анализ образца (выполняется педагогом, когда дети не имеют достаточного опыта конструирования или когда они впервые сооружают постройку или поделку из бумаги, и способы действий им незнакомы).
    • объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки, пояснения, вопросы (Воспитатель продумывает вопросы,  которые помогают выделить существенные особенности постройки, определяют последовательность ее изготовления. Вопросы должны направлять внимание ребенка не только на внешние признаки, но и на связи одних предметов с другими. Причем продуманная последовательность вопросов и выделение существенных признаков должны быть в работе с детьми каждой возрастной группы. Педагог не только сам продумывает систему вопросов и пояснений, но и воспитывает у детей умение задавать их самостоятельно).
    • постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т. е. задач проблемного характера (конструирование по условиям).
    • анализ и оценка процесса работы и качества готовой продукции.  (Во время анализа целесообразно сначала обращать внимание на то, какими способами пользовались дети при создании игрушки, постройки, понимали ли, чему учились на занятии и научились ли новому, удачно ли применили способы работы. При оценке результатов коллективной работы следует учитывать не только качество коллективной продукции, но главным образом насколько дети придерживались правил совместного труда, все ли выполнили то, о чем договаривались, и выполнили ли именно ту часть работы, которая была определена каждому; поощрять при этом проявление уважения к работе товарищей, стремление помочь, научить тому, что умеет сам, а также удачное проявление инициативы в придумывании оригинальной конструкции. При анализе образцов и оценке детских работ необходимо учить детей замечать эстетические качества поделки, давать им оценку. Для этого педагог не только анализирует предмет, но и использует различные приемы, например, вопросы для привлечения детей к активному участию в этом. Вопросы должны заставлять ребенка думать над тем, в какой степени выполненная работа удовлетворяет поставленным в начале занятия задачам.

    8 слайд

    Очень важно сформировать у детей обобщенные способы обследования предметов, научить их, определять основные части постройки, выделять мелкие детали их расположение в зависимости от других частей, устанавливать их функциональное назначение.

    9 слайд

    Поэтому обследование предметов должно проводиться в следующей последовательности:

    1. Целостное восприятие предмета с общей характеристикой (например, «мост длинный, с плавными спусками», «здание школы большое, у него много окон» и т.д.).

    2. Определение общей формы предмета (форма здания напоминает большой брусок, поставленный вертикально или горизонтально); выделение основных его частей, определение их формы и величины.

    3. Выяснение пространственного размещения частей относительно друг друга (сверху, снизу, выше, ниже, слева, справа).

    4. Выделение более мелких частей и определение пространственного расположения их по отношению к основным; определение материала, из которого выполнена каждая часть (уточнение названия деталей строителя, природного материала, его качества и т.п.).

    5. В заключение повторное восприятие предмета в целом с определением его общей характеристики («вот такой высокий двухэтажный дом вы будете учиться строить» и т.д.)

    Обследование предмета, его анализ проводятся в том порядке, который затем определяет порядок действий для выполнения конструкции, что значительно облегчает детям усвоение этого порядка.

    10 слайд

    2 Г,Ж,

    Инициатива принадлежит воспитателю. Он строит дорожку, по которой гуляет матрешка,  красная по красной, желтая по желтой и т.д. занятия проводиться по подгруппам, можно на ковре. Вся деятельность построена на играх с куклами «Куклы кушают, гуляют, спят и т.д.». Количество используемых деталей каждым ребенком может доходить до 4-5. Рассмотрение образца не должно длиться более полутора минут, иначе активность детей снизится. Если на занятиях конструированием основным приемом обучения детей полутора лет был, показ образца и приемов действий, сопровождаемый пояснением взрослого, то к концу второго года жизни возможна словесная инструкция, относящаяся к действиям, конечно, знакомым детям.

    11 слайд

    Первая младшая группа

    - В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.

    - Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.

    - Способствовать пониманию пространственных соотношений.

    - Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.).

    - По окончании игры приучать убирать все на место.

    - Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.

    - Учить, совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины.

    - Поддерживать желание детей строить самостоятельно.

    - В летнее время способствовать строительным играм с использованием

    природного материала (песок, вода, шишки, камешки и т. п.).

    13 слайд

    Вторая младшая группа 

    Подводить детей к простейшему анализу созданных построек.

    - Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета.

    - Вызывать чувство радости при удавшейся постройке.

    - Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота).

    - Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами — кубики и др.).

    - Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд).

    - Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.

    - Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома — улица; стол, стул, диван — мебель для кукол. Приучать детей после игры аккуратно складывать детали в коробки.

    14 слайд

    Средний дошкольный возраст

    - Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их дома, детского сада. На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, прицепы, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части.

    - Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).

    - Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.

    - Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах — стены, вверху — перекрытие, крыша; в автомобиле — кабина, кузов и т. д.).

    - Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»).

    - Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.

    - Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому — окна, двери, трубу; к автобусу — колеса; к стулу — спинку).

    - Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т. д.). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.

    Постепенно конструирование начинает отделяться от игры, выделяться как самостоятельная деятельность.

    15 слайд

    Старший дошкольный возраст.

    - Продолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т. п.).

    - Учить выделять основные части и характерные детали конструкций.

    - Поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие.

    - Помогать анализировать сделанные воспитателем поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки.

    - Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине

    пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др. Учить заменять одни детали другими.

    - Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.

    - Учить строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.

    - Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои

    поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

    - Совершенствовать умение работать с бумагой, работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек), делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки и др.).

    16 слайд

    Подготовительная к школе группа.

    - Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, театры и др.). Поощрять желание передавать их особенности в конструктивной деятельности.

    - Учить видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение.

    - Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений.

    - Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

    Конструирование из строительного материала.

    - Учить детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта).

    - Определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки.

    - Продолжать учить сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома).

    Конструирование из деталей конструкторов.

    - Познакомить с разнообразными пластмассовыми конструкторами. Учить создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т. д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.

    - Познакомить детей с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами.

    - Учить создавать различные конструкции (мебель, машины) по рисунку и по словесной инструкции воспитателя.

    - Учить создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.).

    - Учить разбирать конструкции при помощи скобы и киянки (в пласт- массовых конструкторах).

    Прикладное творчество: работа с бумагой и картоном.

    - Закреплять умение складывать бумаг; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы.

    - Формировать умение создавать предметы из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам.

    - Формировать умение использовать образец.

    Прикладное творчество: работа с тканью.

    - Формировать умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперед иголку». Закреплять умение делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т. д.), наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.

    Прикладное творчество: работа с природным материалом.

    - Закреплять умение создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции.

    - Развивать фантазию, воображение.

    - Закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы.

    В целях успешного овладения игровой строительной техникой и существенного влияния конструктивной деятельности на развитие детей необходимо создание в дошкольных образовательных учреждениях соответствующих условий. В современных условиях возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования предметно-развивающей среды как условия формирования личности ребёнка.

    Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, предлагают примерные варианты подбора материалов и оборудования. В дошкольных образовательных учреждениях целесообразно организовать центры конструирования во всех возрастных группах, которые должны иметь эстетический вид и удобство пользования. Центр необходимо систематически пополнять материалами, привлекая к этому детей и их родителей.

    В центрах конструирования желательно иметь разнообразные мелкие игрушки: мягкие, резиновые, металлические, пластмассовые, изображающие людей, транспорт, животных, птиц. Детей нужно научить пользоваться этими игрушками при создании построек (соизмерять постройки с игрушками, обыгрывать готовые конструкции).

    Желательно также иметь альбомы с рисунками, иллюстрациями, фотографиями наиболее знакомых детям сооружений нашей столицы (Московский Кремль, Большой театр, канал имени Москвы и т.д, мостов, различных видов транспорта), чертежи, схемы. Это чертежи типа "Дострой здание", "Найди ошибку в чертеже"; изображения сложных построек, показывающие ребёнку этапы их сооружения; чертежи, дающие лишь схему предмета, и др. Для детей старшего дошкольного возраста целесообразно сделать альбомы с фотографиями интересных образцов построек, выполненных воспитателями или детьми из того же строительного материала, с каким работают дети. Предлагаются они в основном как примерные.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методика работы по театрализованной деятельности в разных возрастных группах

    Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволил нам сделать вывод о том, что на каждом возрастном этапе подходы к методике работы с детьми должны быть разными....

    методика по театральной деятельности в разных возрастных группах

    Игровые умения театральной деятельности по всем возрастным группам....

    Особенности организации театрализованной деятельности в разных возрастных группах

    Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, расширять творческий потенциал....

    Консультация для воспитателей «Методика проведения ИЗО деятельности в разных возрастных группах детского сада»

    Художественно-эстетическое воспитание в детском саду реализуется в процессе ознакомления с окружающим, с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельностью. Оно направлено н...

    Тематический план организации исследовательской деятельности в разных возрастных группах

    Материал содержит тематический план организации исследовательской деятельности с детьми от 4 до 7-8 лет в течение учебного года....

    Консультация для воспитателей на тему: «Методика проведения ИЗО деятельности в разных возрастных группах детского сада.»

    Консультация для воспитателей на тему:«Методика проведения ИЗО деятельности в разных возрастных группах детского сада.»  ...