Долгосрочный психологический проект "Добрым быть приятно"
проект по психологии (подготовительная группа)

Юсупова Ляйсан Разифовна

Цель проекта: воспитывать у детей положительные качества характера, формировать представления о понятии «доброта», способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_dobrym_byt_priyatnons_bez_prilozheniy.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6 «Василек» г. Янаул муниципального района Янаульский район

Республики Башкортостан

452800, Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Янаул, ул. Якутова, д. 6

Телефон: 7(34760) 5-39-15; Сайт: 6vasilek.edu-rb.ru

Долгосрочный проект для детей логопедических групп «Улыбка» и «Веснушки» - «Добрым быть приятно»

(ноябрь 2024г – май 2025г)

                                                                                                                   Разработчик:

педагог-психолог Л.Р. Юсупова

Г. Янаул, 2024 -2025 уч год

Наименование проекта: «Добрым быть приятно»

Вид проекта: социально- нравственный, информационно – познавательный, практико-ориентированный,  коррекционно – развивающий, творческий, игровой.

Место реализации проекта: МАДОУ Детский сад №6 «Василек», г. Янаул

Разработчик проекта: Л.Р. Юсупова

Продолжительность проекта: долгосрочный 

Срок реализации: с 01.11.24г по 20.05.25г

Участники проекта: дети логопедических групп «Улыбка» и «Веснушки», их родители, педагог-психолог.

Возраст обучающихся: 4-7 лет

Вид деятельности: подгрупповые занятия

Интеграция образовательных областей:

1.Познавательное развитие.

2.Социально – коммуникативное.

3.Социально-личностное развитие.

4.Речевое развитие.

5.Художественно-эстетическое.

8.Физическое развитие.

Цель проекта:

Воспитывать у детей положительные качества характера, формировать представления о понятии «доброта», способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи.

Задачи проекта:

1.Расширение представлений детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.

2.Воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам.
3.Воспитание культуры поведения и общения (быть вежливым по отношению к людям, выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей, уметь извиниться и попросить прощение).

4.Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному, интеллектуальному и речевому развитию.

5.Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.

6.Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки и получать от этого удовольствие, радоваться.

Актуальность

В настоящее время материальные ценности преобладают над духовно-нравственными. Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности. В них проявляются гармония чувств и поступков – любовь, терпение, прощение, отзывчивость, забота, доброта, умение радоваться и переживать за других людей, быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия. Все это и создает основу человеческого счастья. 

Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, заложить эти качества в детей еще в дошкольном возрасте, когда в ребенке начинает формироваться все человеческое. Научить противостоять всему плохому, отличать добро от зла…

         А у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи нашего образовательного учреждения формирование данных ценностей стоит наиболее актуально. В силу того, что дома не все эти дети получат необходимые качества личности: большинство семей детей с ТНР неблагополучные; есть те, кто состоит на учете в КДН и ЗП; есть многодетные семьи, а есть и родители, очень занятые на работе.

        Актуальность проекта заключается в том, чтобы сформировать у детей с ТНР нравственные ценности и чувства, донести до обучающихся, что самое главное в человеке-это добро и милосердие, и что добрым быть приятно.

Проект разработан для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи для формирования доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам.  В проекте предлагается творческое решение задач для понимания представлений детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве личности человека.

Механизмы реализации проекта.

Формы работы с дошкольниками: подгрупповые занятия с детьми. Игровая, познавательная, сотрудничество с родителями (консультации, совместные рисунки).    

Взаимодействие с родителями:

В результате проекта родители активно включатся в процесс духовно-нравственного воспитания детей, будут участвовать в акциях совместно со своими семьями, что непосредственно сплотит семьи, будет благотворно влиять на детско-родительские отношения. Родители приобретут знания в области межличностного общения с ребёнком.

Продукты проектной деятельности:

-Фотоотчеты,

-картотека «Мирилки»,

-памятка «Воспитание доброты у детей дошкольного возраста».

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Информационные ресурсы (методическая литература по данной тематике)

2. Материально – технические ресурсы (материал для создания дидактической игры «Укрась матрешку», соль, листы А4, мяч, игрушки, дид игры и т.д.)

3. Кадровое: педагог-психолог, родители.

Сроки и этапы реализации проекта:

1. Организационной– подготовительный (с 01 по 08 ноября 2024 года)

2. Основной (с 11 ноября 2024г по 25 апреля 2025 года)

3. Итоговый (с 16 по 20 мая 2025 года)

Проект осуществляется в три этапа:

Организационно – подготовительный: обозначение темы проекта, определение цели и основных задач, разработка плана мероприятий, направленных на формирование добрых качеств личности в детях и мотивацию получать удовольствие от оказания помощи и добрых поступков людям.

Основной: внедрение в коррекционно–образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о добре;

проведение мероприятий, направленных на формирование доброты и милосердия в детях, в соответствии с планом.

Итоговый: подведение итогов мероприятий, фотоотчеты.

Методы и приемы, используемые при реализации проекта:

К практическим методам психологического воздействия относятся игры и упражнения, психологические тренинги, интегрированные занятия, непосредственная помощь.

К наглядным методам относятся показ образца задания, способа действия, выставки рисунков и поделок, экскурсии в младшие группы, наблюдения, просмотр презентаций, мультфильмов.

К словесным методам относятся беседа, рассказ, сказка, дид игры, слушание.

План реализации проекта

1 этап - Накопление информации и материалов.

1.1. Сбор информации по теме нравственного воспитания, формирования дружелюбного отношения к окружающим, эмпатии, сочувствия и сострадания; желанию оказывать посильную помощь и поддержку.

1.2. Подготовка информационного материала по просвещению родителей в области нравственного воспитания детей с ОВЗ, мотивации к тому, чтобы семья, родители и близкие родственники дошкольников на своем личном примере показывали и приобщали детей к оказанию помощи, к доброжелательному поведению.

- консультации,

- беседы,

- памятка,

- акции.

1.3. Разработка и оформление конспектов занятий, тренингов и психологических акций.

2 этап – Реализация проекта.

Работа с детьми

Работа с родителями

2.1.Знакомство детей с проектом, его целью. 

2.2.Проведение бесед с детьми и родителями по теме «Добрым быть приятно».

2.3.Проведение занятий по теме на подгрупповых занятиях с детьми логопедических групп.

2.4.Публикация проекта ВК, ТГ и на портале.

 3 этап – Подведение итогов

3.1.Разработка рекомендаций для родителей и педагогов по развитию сострадания, эмпатии, доброго отношения к окружающим у ребенка и желанию помогать, в виде консультаций ВК, ТГ, нс портал и лично.

3.2.Виртуальная фотовыставка «Мой добрый поступок семье и близким» с хештегом #проектДобрымбытьприятно.

3.3. Организация помощи детям группы раннего развития «Карапузы» в переодевании ко сну (на тихий час).

3.4. Изготовление подарков для детей младшей группы и обучение их шнуровке («Зашнуруй матрешку»).

3.5. Изготовление аппликации «Дружелюбный львенок» детьми средней группы с ОВЗ, вручение подарка детям раннего возраста, совместные игры.

3.6.Фотоотчет о работе над проектом.

3.7.Картотека «Мирилки».

3.8.Конспекты занятий и психологических акций с фотографиями, некоторых сказок, бесед.

 

Результаты проекта.

В ходе реализации проекта «Добрым быть приятно» поставленная цель и задачи были достигнуты. Мы обогатили опыт детей в сфере нравственного воспитания путем использования разных методов и приемов, пополнили словарный запас детей, у детей сформировалось стремление к добрым делам и поступкам, они научились замечать добро и позитив в повседневной жизни. Повысилась способность оказывать помощь другим людям, друг другу. В обращении стали чаще использоваться вежливые слова. Повысилось участие родителей в жизни группы.

Перспективное планирование проекта

Работа с детьми

Дата

1.

Беседы о доброте, добрых поступках и делах: «Что такое доброта», «Какого человека можно назвать добрым?», «Дарите людям доброту», «Поговорим о доброте», «Как я могу помочь семье и близким?», «Урок дружбы»,

 «Спешите делать добро», «Что значит «творить добро?», «О добре», «Как заботиться о близких людях?», «Играем дружно», «Умей извиниться», «Почему любят честных и смелых?», «Мы умеем вежливо разговаривать», «Об отношении к младшим», «Почему не любят злых людей?», «С кем любят дружить?», «Мы можем помочь нуждающимся», «Доброта по отношению к животным», «Как я могу помочь бабушке и дедушке», «Чем я могу помочь младшим?», «Как отличить хороший поступок от плохого», «Чем порадовать друга», «Добрые слова улучшают настроение»,  «Какими могут быть добрые дела?», «К чему ведут ссоры», «Почему нужно уметь уступать», «Добрый человек не оставит в беде», «Мои хорошие поступки», «Как помочь товарищу в трудную минуту», «Природа добрая и злая».

С ноября по май

2.

Дидактические игры: «Что такое хорошо, и что такое плохо?», «Хорошие и плохие поступки», «Добрые и злые поступки», «Собери картинку», «Закончи предложение», «Вежливые слова», «Скажи наоборот», «Оцени поступок», «Назови ласково».

С ноября по май

3.

Упражнения и игры: «Как помочь другому человеку», «Круг пожеланий», «Комплименты». «Добрые и вежливые слова», «Добрые приветствия», «Солнце», «Школа вежливости», «Скажи ласковое слово другу», «Я хочу подружиться», «Давай поздороваемся». Приучение к насмотренности видеть хорошее вокруг, радость, позитив. Словесная игра «хорошо - плохо», словесная игра «Противоположности или скажи наоборот», «Эмоции», игра «Когда природа плачет», игра «Ласковые имена», игра с мячом «Назови вежливые слова», словесная игра «Обзывалки» (овощами, фруктами,…).

С ноября по май

4.

Сказкотерапия: прослушивание и обыгрывание тематических сказок и этюдов с помощью кукол би-ба-бо из Программы интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет, 5-6 лет «Цветик-семицветик» (Н.Ю. Куражевой, Н.В. Вараевой); и Программы  психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Цветик-семицветик»  «Приключения будущих первоклассников»/ Н.Ю. Куражевой [и др.]; под ред. Н.Ю.Куражевой.- Спб.; М.: Речь, 2019.-208с.

Составление рассказов на тему: «Чем я могу помочь другу?», «День добрых дел», «Почему добро побеждает зло»,  «Мой любимый сказочный добрый герой».

С ноября по май

5.

Психологические акции:

-Акция «Помоги малышам переодеться» оказание посильной помощи детям группы раннего развития «Карапузы»-помощь в переодевании к дневному сну.

-Акция «Добрый поступок семье и близким» - виртуальная фото выставка ВК «Помогаю семье и близким».

-Акция «Подарок для малышей»: изготовление дидактической игры «Зашнуруй Матрешку». Экскурсия во 2 младшую группу «Ладушки» и вручение подарков малышам, обучение приемам шнуровки.

-Аппликация из цветной бумаги «Лев дружелюбия». Экскурсия в группу раннего развития «Карапузы» и вручение подарков малышам, развивающие игры детей 4-5 лет с ОВЗ с малышами (подвижные игры и дидактические игры).

-рисование солью «Снежинки доброты» и сочинение сказки.

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

6.

Прослушивание песен о доброте «Дорогою добра», «Доброта» (м/ф про Фунтика), Барбарики «Доброта», Леопольд «Ярко светит солнце».

С ноября по май

7.

Рисование на тему: «Доброта глазами детей», «Моё настроение», «Моя дружная семья»,  «Любимое животное», «Мои добрые поступки», «Доброта внутри меня», «Помощь ближнему», «Подарок другу».

С ноября по май

8.

Прослушивание стихотворений Е. Алябьевой «Добрым быть приятно», «Пожелайте людям добра»

С ноября по апрель

9.

Подвижные игры «Паровозик дружбы», «Волшебный стул», «Ручеек», город Дружбы, игра «Болото».

С ноября по апрель

10.

Просмотр мультфильмов о добре «Крошка Енот», «Просто так», «Цветик-семицветик», «Про Диму».

Декабрь, апрель, май

Работа с родителями

1.

Участие родителей в психологических акциях, 

в виртуальной фотовыставке «Мой добрый поступок семье».

С ноября по апрель

2.

Тематические родительские собрания и индивидуальные беседы с обсуждением целей и задач проекта.

Ноябрь, декабрь

3.

Тренинговое занятие с родителями детей логопедической группы «Веснушки» «Дружные родители-залог хорошего воспитания детей».

18.11.24г

Открытое занятие для родителей детей с ОВЗ на День открытых дверей «Путешествие в Страну добрых поступков»

24.04.2025г

4.

Индивидуальные и групповые консультации и беседы по теме: «О необходимости приучения ребенка к посильному труду, как помощи родителям и близким (бабушке и дедушке)»,…

Ежемесячно

5.

Наглядные консультации ВК, ТГ и нс портал: «Воспитываем добротой», «Как и с какого возраста начинать воспитывать доброго ребенка?».

Ежемесячно

6.

Предложить родителям вместе с детьми посмотреть и обсудить мультфильмы о дружбе: «Дружба», «Просто так», «Хитрый лягушонок», «Настоящая дружба».       

Май

Прочитать детям сказки о дружбе: «Под грибом» В.Сутеева, «Самый большой друг» С.Прокофьевой, Русские – народные сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», Г.Андерсен «Гадкий утенок», «Снежная королева», Шалаева Г. «Правила поведения для воспитанных детей»; А.Барто «Вовка- добрая душа», С. Михалков «Песенка друзей», «В стране непослушания», Э.Мошковская «Жадина», В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Е.Благинина «Подарок», «Мама спит», К.Чуковский «Федорино горе», «Айболит», Г.Остер «Вредные советы», В.Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Сказка о том, как зайчонок учился быть добрее» Чугуновой Л.А., сказка «Добрые дела».

Беседовать с детьми о дружбе, о помощи друзьям.

Ожидаемые результаты.

1.У воспитанников будут сформированы умения:

- заботливого отношения к членам своей семьи, помогать по дому;

- оказывать посильную помощь малышам;

- сформированы представления о добре и зле, знания о способах выражения доброты друг другу, родным и окружающим людям;

- снижение детской конфликтности, налаживание дружеских взаимоотношений между обучающимися;

- создание благоприятной психологической атмосферы в группах;

- желание помогать, совершать добрые поступки и получать от этого удовольствие.

2. Повысится активность родителей в совместной творческой деятельности.

Методическое обеспечение:

1.Р.С.Буре «Дружные ребята» Издательство «Просвещение», 2004

2.Н.В.Дурова «Очень важный разговор» Москва из-во Мозаика-Синтез, 2000г.

3.Загадки на тему: «Страна доброты».

4.В.Н.Журавлева «Проектная деятельность старших дошкольников». Образовательное пространство ДОУ. Учитель, 2009г.

5.Н.М.Метенова «Уроки вежливости» ИПК «Индиго», 2014

6.Э.Я.Степаненкова «Сборник подвижных игр для детей 2-7лет» из-во Мозаика-Синтез, 2012г.

7.Сказки о проявлении добра и зла, стихи А. Барто «Вовка - добрая душа», В. Осеевой «Добрые слова».

8.Рассказы С. Михалкова «Птичья столовая». В. Бианки «Синичкин календарь», «Сказка о добре», «Снежная королева», «Золушка».

9.Интернет ресурсы.

10.Мультфильмы и музыка по теме.

Приложение 1. -Картотека «Мирилки».

Приложение 2.

-Конспекты тренинговых занятий, психологических акций,

- фотоотчет.

Приложение 3.

-Конспекты некоторых сказок.

Приложение 4.

Памятка-консультация «Воспитание доброты у детей дошкольного возраста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Всем известно, всем понятно, что здоровым быть приятно". Сценарий утренней гимнастики для детей младшей группы с участием родителей.

Гимнастика с родителями, где родители  вместе с детьми выполняют упражнения и играют в подвижные игры. Тема недели " Неделя здоровья"...

Конспект НОД в младшей группе "Должно быть всем понятно - чистым быть приятно!"

Цель:    Пробуждать к выполнению элементарных гигиенических навыков....

Проект в младшей группе на тему: "Всем известно, всем понятно, что здоровым быть приятно!"

Проект разработан с целью  привлечения родителей в образовательный процесс и создания  условий оздоровительной работы с детьми....

Конспект занятия «Должно быть всем понятно - чистым быть приятно!»

Конспект занятия для группы младшего возрастаДанное занятие предназначено для детей младшей группы. В конспекте раскрываются приемы воспитания культурно-гигиенических навыков у детей.Программное содер...

Игровая образовательная ситуация для детей младшего дошкольного возраста Тема: «Должно быть всем понятно - чистым быть приятно!»

Применяемая технология : технология обучения здоровому образу жизниЦель: Воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание следить за собой.Задачи:Совершенствовать умение называть характерные призна...