ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья по психологии
Аннотация. Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негативных эмоциональных реакций на новую ситуацию, трудности взаимодействия со взрослыми и детьми, поведенческие нарушения. Отмечается значимость целенаправленного психологического сопровождения процесса адаптации детей с ОВЗ в детском саду.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Аннотация. Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негативных эмоциональных реакций на новую ситуацию, трудности взаимодействия со взрослыми и детьми, поведенческие нарушения. Отмечается значимость целенаправленного психологического сопровождения процесса адаптации детей с ОВЗ в детском саду.
Ключевые слова: адаптация, адаптация в дошкольном образовательном учреждении, адаптация дошкольников, психологическая адаптация, дошкольники с ОВЗ, инклюзивное образование.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», одним из направлений работы образовательных учреждений является создание условий, направленных на самореализацию каждого человека, поддерживая развитие его способностей [13]. Реализация подобных условий возможна в процессе социализации в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Однако, оказавшись впервые в ДОУ, дошкольниксталкивается с непростыми для его возраста задачами: проявление самостоятельности, адаптация к новой обстановке, новой социальной роли, новым взрослым и сверстникам, необходимость применения навыков самообслуживания и так далее. Решение этих задач, включенных в более широкий аспект адаптации к дошкольному образовательному учреждению, является весьма затруднительным для детей с нормальным психофизическим развитием, в то время как у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) данный процесс осложнен наличием того или иного нарушения и вторичными отклонениями, снижающими их адаптационный потенциал.
На сегодняшний день понятие, структура и факторы адаптациипродолжают оставаться предметом изучения для многих ученых. Рассмотрев некоторые концепции, за основу нашего исследования по вопросу определения понятия адаптация и ее структурных элементов были выбраны труды таких авторов: Ж. Пиаже [6], В.Н. Павленко [4], С.А. Ларионова [3], Г.А. Балл [1] и других.
Ж. Пиаже рассматривает адаптацию с точки зрения процесса приспособления организма к среде и достижения гармоничного равновесия с ней [6].В.Н. Павленко считает, что адаптация – это активное взаимодействие со средой, в процессе которого человеческая психика изменяет свои свойства, характеристики, подчеркивая, что подобные изменения могут касаться самоидентификации, ролевого поведения, ценностных ориентаций личности [4]. Адаптацию, как процесс взаимодействия личности и среды, которое приводит к гармоничному соотношению целей и ценностей группы и личности - представляет в своих трудах С. А. Ларионова[3]. Г.А. Балл считает, что социальная адаптация есть ничто иное, как способность человека подстраивать свое поведение под изменяющиеся условия [1].
Проанализировав труды перечисленных выше авторов в отношении определения понятия адаптация, нами были выделены следующие особенности, которые легли в основу нашего исследования: большинство авторов сходятся во мнении, что адаптация представляет собой процесс целенаправленного приспособления живых систем к разному роду условиям: внешним, внутренним; а также активное освоение природной и социальной среды; процесс адаптации предполагает взаимодействие человека как с социальной средой, так и с природойи иными условиями существования.
В научной литературе в качестве результата адаптационного процесса употребляют понятие адаптированности, который представляет собой уровень фактического приспособления индивида, уровень его социального статуса и самоощущения. Такие факторы, как прошлый опыт, конституциональные, психофизиологические особенности, влияют на психологические механизмы адаптации человека.
Пределы адаптации каждого человека зависят от степени его тренированности, возраста, состояния здоровья, наследственности. А.С. Русаков в своих трудах выделяет социально-психологическую и физиологическую составляющие адаптации [9].
Адаптация, являясь инструментом на пути к приспособлению человека к условиям социальной среды, предполагает: способность к обучению, организации отдыха; способность к самоорганизации, самообслуживанию, взаимообслуживанию в коллективе; адекватное восприятие самого себя, а также окружающей действительности, адекватную систему отношений и общения с окружающими; изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями [11].
Е.В. Кузнецова [2] приводит результаты исследования социально-психологической адаптации детей к ДОО. Из 15 дошкольников у 40% выявлен низкий уровень психологической комфортности, что проявляется в переживании воспитанниками стресса, тревоги; 47% дошкольников из данной выборки проявили признаки негативного психического состояния (раздражительность, слезливость, частые приступы гнева, сопротивление правилам и нормам).
Ю.Д. Радаева [8] отмечает, что у большинства дошкольников выявлен средний уровень адаптации к ДОО. К основным проблемам при этом относятся трудности взаимодействия между детьми, нестабильность эмоционального состояния, замкнутость детей, их переживания по поводу расставания с родителями.
Адаптация к дошкольному образовательному учреждению детей с различными вариантами нарушенного развития может происходить своеобразно. В исследовании А.Э. Симановского, Д.А. Гороховой [10] представлены результаты исследования взаимосвязи социальной адаптации с эмоциональным интеллектом у дошкольников с задержками психического развития (ЗПР). Авторами обнаружены тесные связи между уровнем адаптированности детей и показателем способности распознавать эмоции. Выявлены также взаимосвязи между уровнем адаптированности и общим показателем эмоционального интеллекта; между адаптированность и способностью к управлению эмоциями, адаптированностью и наличием социальных навыков у ребенка. Согласно таким данным, становится понятно, что существует определенное влияние социального интеллекта на способность к социальной адаптации у детей с ЗПР [10].
В статье А.В. Уваровой, И.А. Коневой, О.И. Борисовой [12] отмечается, что для детей, имеющих расстройства аутистического спектра (РАС) характерны следующие особенности адаптации к ДОО: проявления негативных эмоционально-поведенческих реакций, таких, как агрессия, самоагрессия; трудности установления социально-коммуникативных связей со взрослыми и сверстниками; низкая сформированность навыков самообслуживания и игровых навыков [12]. Исходя из анализа данных имеющихся исследований, можно сделать вывод о том, что адаптация детей с ОВЗ к дошкольному учреждению, по сравнению с детьми с нормальным психофизическим развитием, специфична, протекает более сложно и длительно. Дети с ОВЗ испытывают трудности, связанные с пониманием обращенной речи, предъявляемых к ним требований, параллельно сталкиваясь с проблемами, связанными с непониманием их окружающих [10], не умением обслужить себя без помощи взрослого [12] , демонстрируют проявления агрессии, истерик и так далее. Конечно же причины нарушенной адаптации среди детей с ОВЗ зависят от характера нарушения, социальных условий, специфики организации деятельности ДОО. В связи с этим возникает необходимость эмпирического изучения особенностей адаптации детей с ОВЗ в ДОУ.
Цель эмпирического исследования - изучение особенностей психологической адаптации детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении. В данном исследовании мы предположили, что для детей с ОВЗ характерны риски дезадаптации в дошкольном образовательном учреждении, затрагивающие в основном функционирование эмоциональной-волевой, поведенческой сфер.
Исследование проводилось на базе МДОУ ««Детский сад комбинированного вида 99» Изумрудный город» г. Саратова. В исследуемую группу вошли 10 детей с нормальным психофизическим развитием и 10 детей с ОВЗ в возрасте от 3 до 4лет.Важно отметить, что все дети относятся к одинаковой возрастной группе.
В экспериментальную группу вошли дети, у 5 из которых диагностирована задержка психического развития (ЗПР), у 3 - тяжелые нарушения речи (ТНР) и 2 - умственная отсталость (УО). Такие дети воспитываются в группе с детьми с нормальным психофизическим развитием, по адаптированной образовательной программе, согласно рекомендациям и заключению психолого-медико-педагогической комиссии. Психологом учреждения проводится с детьми с ОВЗ дополнительные психологические занятия, направленные на более мягкую адаптацию к дошкольному учреждению.
Эмпирическое исследование осуществлялось с применением следующих методик.
1. Методика для определения степени адаптации ребенка в ДОУ К.Л. Печора[5]
2. Методика изучения адаптационных возможностей ребенка к ДОУ Е.И. Морозовой[7].
В методике для определения степени адаптации ребенка в ДОУ К.Л. Печора выделены следующие критерии адаптации: эмоциональное состояние ребенка, коммуникативные контакты, сон, аппетит.
Методика изучения адаптационных возможностей ребенка к ДОУ Е.И. Морозовой акцентирует внимание на таких критериях адаптации, какэмоциональный фон, активность, направленность поведения.
Представим результаты диагностики адаптации детей в ДОО с применением методики для определения степени адаптации ребенка в ДОУ К.Л. Печора. Среди детей, имеющих ОВЗ преобладает усложненная степень (формулировка из методики) адаптации 6 (60%), в то время как в группевоспитанников с нормальным развитием с таким показателем было выделено всего 2 (20%) воспитанников. Процесс адаптации в легкой форме не прошел ни для одного ребенка, имеющего ОВЗ, а вот среди детей с нормальным психофизическим развитием наблюдается 3 (30%) воспитанников, которые легко адаптировались в ДОУ. В группе детей с ОВЗ показатели средней степени адаптации отмечаются у 2 (20%) дошкольников, в группе детей с нормальным развитием – 5 (50%) детей. А вот показатели дезадаптации среди детей дошкольного возраста с ОВЗ наблюдаются у 2 (20%) воспитанников, в то время как среди детей с нормальным психофизическим развитием дезадаптация не обнаружена.Трудности адаптации у детей с ОВЗ проявляются в следующем: со стороны эмоциональных реакций у детей с ОВЗ наблюдаютсяснижение эмоциональной отзывчивости, замкнутость, плаксивость, подавленное настроение. Социальные контакты таких детей проявляются в виде таких реакций как безразличие к играм, отстраненность, отсутствие контактов с другими детьми, прерывание игры, недружелюбность, проявления агрессии. Сон рассматриваемой группы дошкольников характеризуется следующими особенностями: тревожен во сне, либо совсем не спит, засыпает с хныканьем либо плачем. Со стороны аппетита можно отметить наиболее частые проявления: отвергает некоторые блюда, капризничает, ест долго, неохотно, отвращение к еде, кормление для ребенка является мучительным.
Результаты диагностики адаптации детей в ДОО с применением методики изучения адаптационных возможностей ребенка к ДОУ Е.И. Морозовой оказались следующими. Дезадаптивный вариант поведения был выявлен у 7 (70%) воспитанников у детей с ОВЗ и не был обнаружен среди детей нормальным развитием. Такой вариант поведения проявляетсяв следующем: ребенок тихо плачет, хнычет, не проявляет активность, пассивно подчиняется, эмоциональноподавлен. В группе детей с ОВЗ наблюдается активный протест у 3 (30%) дошкольников, и у 2 (20%) воспитанников в группе воспитанников с нормальным развитием и характеризуется плачем, агрессивными действиями. Подобные проявления могут быть вариантом нормы в период процесса адаптации, когда они не затягиваются и не имеют негативных последствий как для самого ребенка, так и для окружающих его людей. Адаптивный вариант поведения не был выявлен ни у одного ребенка экспериментальной группы, а в контрольной группе встречается у большей части дошкольников – 8 (80%).
Рассмотрим более подробно особенности психологической адаптации у детей с ОВЗ по каждой ситуации по проанализированной выше методике. В процессе исследования создавались экспериментальные ситуации.В ситуации первой психолог проявляет попытки взаимодействовать с ребенком внутри группы в роли незнакомого взрослого, предлагая поиграть. Здесь мы наблюдали следующие поведенческие и эмоциональные реакцииу детей с ОВЗ:пассивное следование за взрослым, непонимание требований и правил игры, сниженный интерес к совместной со взрослым игре, у некоторых – плачь, истерика.
Во второй ситуации ребенка отводили в другую комнату, где ему предлагалось задание: повести зайчиков погулять в лес.Было выявлено, что дошкольники с ОВЗ не проявляли любопытства, в малой степени стремились к изучению нового пространства, некоторые плакали и убегали обратно в группу, другие были равнодушны к происходящему. Воспитанники не принимали инструкцию психолога, играли по своим правилам, без ориентации на взрослого.
Третья ситуация предполагала выявление зависимости эмоционального состояния ребенка от характера контакта со взрослым. Дети с ОВЗ практически не выражали никаких реакций на похвалу или же замечания, исходящие со стороны взрослого. Если у них что-то не получалось, они могли отброситьигрушкусо злостью, либо заплакать.
Таким образом, у детей с ОВЗ отмечаются специфические проявления, которые, в свою очередь, становятся препятствием на пути к успешной адаптации к ДОУ. Детям с ОВЗ присущи следующие особенности адаптации к ДОУ: они негативно реагируют на попытку вывести их из привычного им помещения, а также на нового взрослого; в незнакомом помещении дети ничем не интересуются, у них в значительной мере отсутствуют ориентировочные реакции; на предлагаемые взрослым игры реагируют негативно, самостоятельную игру не организуют; в процессе взаимодействия отмечаются невротические проявления: навязчивые движения, действия. Адаптация у дошкольников, имеющих ОВЗ характеризуется свойственными для них рисками дезадаптации в ДОУ, затрагивающие функционирование эмоционально-волевой и поведенческих сфер. С помощью целенаправленного психологического сопровождения процесса адаптации к ДОУ у детей с ОВЗ становится возможным снижение риска возникновения негативных проявлений, возникновения вторичных дефектов.
Список использованной литературы:
- Балл, Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г. А. Балл // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 92-100.
- Кузнецова, Е.В. Арт-терапия как средство социально-психологической адаптации дошкольников [Электронный ресурс] : (на 27 июля 2024 года, версия ) // [Электронный ресурс] : [сайт]. – URL: (дата обращения: ). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
- Ларионова, С. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика : монография / С. А. Ларионова. – Белгород, 2002. – 200 с.
- Павленко, В. Н. Аккультурные стратегии и модели трансформации идентичности у мигрантов // Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследовательской работы / под ред. Г. У. Солдатовой. –М., 2001. – С. 25–39.
- Пантюхина, Г.В., Печора, К.Л., Фрухт, Э.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста Электронный ресурс] : (на 27 июля 2024 года, версия ) // [Электронный ресурс] : [сайт]. – URL: (дата обращения: ). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
- Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М., 1994.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель – Д.Я. Райгородский. – Самара : Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001. – 672 с.
- Радаева, Ю.Д. Экспериментальное исследование влияния театрализованной деятельности на процесс адаптации детей раннего возраста к ДОУ Электронный ресурс] : (на 27 июля 2024 года, версия ) // [Электронный ресурс] : [сайт]. – URL: (дата обращения: ). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
- Русаков, А.С. Модель инновационных комплексов при освоении ФГОС ДО / А. С. Русаков, М. М. Эпштейн. - Москва : ТЦ Сфера ; Санкт-Петербург : Образовательные проекты, cop. 2016. - 125 с.
- Симановский, А.Э., Горохова, Д.А.Связь между социальной адаптацией и эмоциональным интеллектом у детей-дошкольников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] : (на 27 июля 2024 года, версия ) // [Электронный ресурс] : [сайт]. – URL: (дата обращения: ). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
- Тюрина, Н.В. Понятие адаптации в современной психологии [Электронный ресурс] : (на 19 мая 2024 года, версия ) // [Электронный ресурс] : [сайт]. – URL: (дата обращения: ). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
- Уварова, А.В., Конева И.А., Борисова О.И. Организация психолого-педагогического сопровождения адаптации дошкольников с расстройствами аутистического спектра к образовательной среде [Электронный ресурс] : (на 19 мая 2024 года, версия ) // [Электронный ресурс] : [сайт]. – URL: (дата обращения: ). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – Новосибирск: Норматика, 2013. – С. 10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.
В презентации освещены цель, задачи и направления психологического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО в рамках введения ФГОС ДО....

Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях.
Данное пособие содержит методические рекомендации по организации интегрированного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, осуществлению психолого-медико-педагогического сопров...

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Этап дошкольного детства – время вхождения ребёнка ...

Перечень нормативных правовых актов по вопросам организации образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации (Свердловская область)
В документе представлен перечень нормативных правовых актов федерального и регионального уровней по вопросам организации образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья...

«Создание условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении»
Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, подтвержденные заключением психолого –медико...


