Арт-терапевтические технологии в инклюзивном дошкольном образовательном процессе. Дети с РАС.
презентация к уроку по психологии (подготовительная группа)
Анализ теоретических и практических исследований использования арт-терапевтических технологий в инклюзивном образовательном процессе позволил выявить их преимущества при взаимодействии с детьми с расстройством аутистического спектра. В презентации представлены идеи реализации арт-терапевтического подхода в работе с дошкольниками с РАС.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии - является одной из центральных тем находящихся в фокусе пристального внимания отечественного научного сообщества . Использование разнообразных технологий в педагогическом взаимодействии с учащимися, имеющими особенности физического и психического развития, может открыть широкие перспективы в плане обеспечения их социальной адаптации, раскрытия индивидуальных возможностей и повышения качества жизни .
Арт-терапевтические технологии. Анализ теоретических и практических исследований использования арт-терапевтических технологий в инклюзивном образовательном процессе позволил выявить их преимущества при взаимодействии с детьми с расстройством аутистического спектра среди которых можно назвать следующие: они не имеют возрастных ограничений или противопоказаний, так как не предъявляют особых требований к способностям в изобразительной деятельности или художественным навыкам детей с РАС; мобилизуют творческий потенциал, внутренние механизмы саморегуляции лиц с РАС, процесс самоактуализации , раскрывают широту их возможностей, утверждают их индивидуальный способ бытия в мире; проективный характер позволяет в качестве основного инструмента использовать символическую речь, которая выступает основой искусства и творчества; позволяет всем лицам с РАС выразить переживания и решить проблемы: и тем, у кого есть определенные затруднения со словесным описанием, и тем, кто чрезмерно связан с вербальным общением; служат для обращения к сильным сторонам личности, открывают возможности для свободного самовыражения
В работе по организации адресной психолого-педагогической помощи в преодолении трудностей у детей с РАС в условиях дошкольного могут использоваться две основные формы арт-терапии: Пассивная форма, в процессе которой ребенок воспринимает и анализирует художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения и др. (Музеи, выставки, концерты, литературные чтения) Активная форма, в процессе которой ребенок сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры, музыкальные произведения и т.д.
Занятия по арт-терапии могут быть структурированными и неструктурированными. При структурированных занятиях четко определяется тема, задается жанр искусства и предлагается материал для работы. На неструктурированных занятиях дети самостоятельно выбирают тему для освещения, жанр, материал, инструменты. Систематизация арт-терапии опирается на специфику применяемых видов искусства: Среди направлений арт-терапии различают следующие категории: изотерапия сказкотерапия ; драмотерапия ; библиотерапия ; музыкотерапия; танцевально-двигательная терапия; кинотерапия ; куклотерапия ; песочная терапия фототерапия и др. Разнообразие направлений позволяет максимально индивидуализировать инклюзивное взаимодействие.
Основной формой, используемой в организации и проведении арт-терапевтических занятий у дошкольников с РАС, являются индивидуальные занятия. В том случае, если степень расстройств ребенка позволяет вовлечь его в творческую групповую деятельность, используется форма занятий в малых группах. Занятия направлены на активизацию мелкой моторики и социальных навыков, а также на развитие внимания и языковых навыков, повышению сплоченности детского коллектива, снятию напряжения, улучшению коммуникативных навыков и произвольного поведения, научению способам адекватного проявления различных эмоциональных состояний . В дошкольном возрасте творчество проявляется преимущественно в игровой деятельности. Рисунок дошкольника отличается от рисунка более взрослого человека тем, что для дошкольника важен сам процесс создания изображения, а результат играет второстепенную роль . Арт-терапия на этапе дошкольного детства имеет ряд особенностей.
К традиционным для дошкольного возраста направлениям арт-терапии относится изотерапия . Это направление не ограничивается обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности. Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку. Арсенал способов создания изображений широк, что позволяет включаться в деятельность детям, не имеющим никаких навыков изобразительного творчества. Среди таких способов: марания, каракули, кляксография , эбру , рисование предметами окружающего пространства, пластилином .
Не менее любимым и доступным направлением для детей дошкольного возраста является эко-арт-терапия. Вид творчества , в котором произведение создается в соавторстве с великим художником - природой . С оздание оригинальных изображений , изделий и композиций из природного материала – одно из любимых занятий детства . Сохраняя исходные готовые природные формы , их признаки и свойства ( каштаны , желуди , листья , траву и др .), ребенок создает свой неповторимый образ и изображение . Сам художественный материал очень ценен : он экологичный , натуральный . Поэтому в процессе работы реализовывается и воспитание особой бережливости к природе . В работе с дошкольниками с РАС можно использовать самые различные природные материалы (глину, камни, ветки, песок и пр .).
Песочная терапия как отдельное направление демонстрирует эффективность при формировании усидчивости, закреплении навыков работы в команде, улучшении и стабилизации настроения. В процессе обучения у детей закрепляются такие качества как аккуратность, собранность и внимательность, развивается мелкая моторика, нормализуется эмоциональный фон. Литотерапия – использование камней в работе с детьми и взрослыми. «Камушки» нравятся всем детям и взрослым, они красивые и интересные на вид, приятные по ощущениям, бывают разного размера и разной температуры, с ними можно играть и заниматься. В реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья литотерапия имеет ряд преимуществ и рекомендаций к использованию . – камни можно просто рассматривать, трогать и сортировать по цвету, величине, форме; фантазировать о том, на что похож тот или иной камень; – камни можно смачивать водой и наблюдать за изменением цвета камней и своими ощущениями; – с помощью камней можно выполнять игровой массаж рук и всего тела (катать между ладонями, раскатывать вдоль ладоней, сжимать в кулаке, раскладывать на тело и пр.); – есть камни – «пирамидки»: если камень нагреть и потом ударить по нему молотком, то он расколется на пластинки и потом его части можно собирать в одно целое; также «пирамидки» и скульптуры можно строить из различных камней; – камни можно раскрашивать, рисовать на них.
Сказкотерапия помогает достичь больших результатов в развитии коммуникативных навыков . В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и вариативные способы их решения. Слушая сказки, рисуя, проигрывая их, человек накапливает некий «банк жизненных ситуаций». Этот банк может быть актуализирован в реальной жизни в случае необходимости.
Пластилинография Пластилинография – это техника, основанная на принципе, с помощью которого на бумаге, картоне или иной поверхности создаётся лепная картина пластилином. Созданное изображение обычно получается выпуклым. Во время рисования пластилином формируется чувство координации и происходит осознание своих возможностей. Нет конкретной схемы ведения пластилинографии для детей с РАС. Все технологи и методики подбираются индивидуально и обычно представляют собой комплекс.
Фототерапия Фототерапия – новое направление в арт-терапии. Основным содержанием фототерапии, является создание и/или восприятие ребенком фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности. Это может быть сочинение историй, применение дополнительных изобразительных техник и приемов (рисование, коллажирование , инсталлирование готовых снимков в пространство ). В работе с детьми с РАС эффективно использовать «тематических фотокнижки ». С помощью такой фотокнижки можно научить ребенка с РАС правилам поведения на улице, привить необходимые навыки самообслуживания, расширить словарно-понятийный запас. Следующая коррекционная техника, где можно использовать фотографии детей, называется «социальные истории». Здесь они могут быть использованы не только для обучения правилам поведения в социальных ситуациях. Фотографии можно использовать для освоения нового распорядка дня и новых занятий.
Музейная арт-терапия Для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) музейная арт-терапия помогает в эмоциональной, интеллектуальной и творческой адаптации. В рамках музейной арт-терапии проводятся занятия, которые включают использование музейных игр, выполнение творческих заданий, обсуждение и совместное исследование произведений искусства и работ, созданных детьми, в доверительной безоценочной обстановке.
Внедрение арт-терапевтических технологий в работу с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, специалистами дошкольного образования помогает решить множество задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием и, в конечном итоге, социализацией этих детей.
Список литературы: 1. Артемова Е.Э., Белосветова Д.Е. Применение арт-терапевтических методов в работе по формированию коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2019 Т. 17 № 4 (65). С. 35—42. DOI:10.17759/autdd.2019170405 2. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш . пед . учеб. заведений / Сост. Е.А. Медведева и др. М.: Академия, 2001 3. АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОТЗЫВЧИВОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К СВЕРСТНИКАМ авторы: Е.Э. Артемова, М.А. Ряженова //Аутизм и нарушения развития. 2020. Том 18. № 4. С. 59–65. doi:10.17759/autdd.2020180407 4. Ашаева С.В . Формы работы в музее с людьми с ограниченными возможностями // Омский научный вестник. – 2010 – №4. – С. 219–222. 5. Белозерова Г.М. Художественная культура как фактор инкультурации и социализации «особых» детей // Теория и практика общественного развития. – 2012 – №12. – С. 390–392. 6. Букатов , В.М. Театральные технологии в гуманизации процесса обучения школьников : автореф . дис . ... д-ра пед.наук :13.00.02 / В.М. Букатов ; Институт художественного образования РАО. – М., 2001. – 33 с. 7. Забара Людмила Ивановна, Якина Лилия Николаевна. Арт-терапия как инновационная технология социально-педагогической деятельности с детьми: к проблеме теории и методологии // Педагогическое образование в России, 2017. № 3 . 8. Запольских О.Л. Мастер-класс « Литотерапия как нетрадиционный метод работы с детьми дошкольного возраста» // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар . науч. конф . (г. Челябинск, февраль 2015 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 27–29. URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7189/ (дата обращения: 15.02.2019 ) 9. Магомедова М.К. Использование арт-терапии ( пластилинографии ) как формы работы с детьми, страдающими аутизмом // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки . 2018 Т. 12 № 3 С. 71—75. DOI:10.31161/1995-0659-2018-12-3-71-75 10. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам: отечественный и зарубежный опыт / под редакцией А.И . опытина . Москва : Когито -Центр, 2012 286 с. ISBN 978-5-89353-354-5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»
laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ...

Технология «Су Джок - веселый ежик» как эффективный способ здоровьесбережения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного дошкольного образовательного учреждения
Каждый родитель, приводя своего ребенка в детский сад, желает видеть его веселым, разносторонне развитым и главное здоровым. Принятый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного о...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии критического мышления в образовательном процессе ДОУ
Сегодня основным направлением педагогики является новое качество образования, ориентированное на формирование у детей способностей развиваться всю жизнь. Технология критического мышления являетс...

мастер-класс для педагогов «Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе детей дошкольного возраста в ДОУ»
Одними из основных принципов обучения детей дошкольного возраста являются наглядность, сознательность и активность детей в усвоении и применении знаний. Мощным современным инструментом для реали...

«Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе детей дошкольного возраста в ДОУ»
Использования интерактивной доски SMART Board в практике работы педагогов, совершенствование уровня профессиональной компетенции педагогов для повышения качества образования, их способности работать с...
Методическая разработка «Использование инновационной технологии «Синквейн» в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста по их речевому развитию».
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста достаточно актуальна на сегодняшний день. Даже взрослые люди, окончившие средние и высшие учебные заведения не могут похвастать красивой, логиче...
