Нейрогимнастика для дошкольников
консультация по психологии

Нейрогимнастика - это комплекс упражнений, направленный на активизацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Выполняя эти упражнения ребенок развивает сенсорную и пространственную ориентировку, у него формируется произвольное внимание, функция самоконтроля, развивается зрительно моторная координация, согласованность, точность, плавность движений обеих рук. А так же активируется развитие речи. Но самое главное происходит синхронизация работы левого и правого полушарий головного мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neyrogimnastika_dlya_doshkolnikov.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

«Нейрогимнастика для дошкольников»

Учреждения дошкольного образования призваны создавать условия для интеллектуального, творческого, психического и физического развития ребенка и осуществлять его подготовку к школе. Особенно актуально звучит задача по социализации ребенка. И, т.к. развитие современного общества носит динамический характер, то и ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. В дошкольном возрасте ребёнок должен быть подготовлен психически к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности – учебной. Большое значение при этом будет иметь психическое развитие и развитие интеллектуальных способностей в формирование соответствующих умений у детей.

 Поиск эффективных средств развития логического мышления дошкольников является неотъемлемой частью данной задачи. На сегодняшний день одним из перспективных средств такого развития выступают кинезиологические упражнения. Что такое кинезиология? Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педагогика, логопедия и многие другие.

«Кинезиология – наука о развитии умственных и творческих способностей через определённые двигательные упражнения». Благодаря этим упражнениям создаются новые нейронные сети и происходит качественное улучшение эффективности взаимодействия полушарий мозга. Повышается уровень развития. 

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Между полушариями находится мозолистое тело, которое интенсивно развивается до 7-8 лет. толстый пучок нервных волокон, через который происходит взаимодействие между двумя полушариями. Благодаря этому процессу происходит передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

Нейрогимнастика - это комплекс упражнений, направленный на активизацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Выполняя эти упражнения ребенок развивает сенсорную и пространственную ориентировку, у него формируется произвольное внимание, функция самоконтроля, развивается зрительно моторная координация, согласованность, точность, плавность движений обеих рук. А так же активируется развитие речи. Но самое главное происходит синхронизация работы левого и правого полушарий головного мозга.

Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина неуспешности ребенка. Так как при наличии несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушарием. Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, ведущее берет основную нагрузку на себя, а другое блокируется. В результате у ребенка возникают проблемы с ориентацией в пространстве, координацией пишущей руки со слуховым и зрительным восприятием, адекватным эмоциональным реагированием. Он становится мнительным и с трудом учится чему-то новому.

Особое значение межполушарное развитие имеет в возрасте от 3 до 8 лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа – зрительное, слуховое, кинетическое, зрительно-моторное, слухомоторное восприятие, смысловое различение звуков и многое другое. Поэтому использование кинезиологических упражнений, которые способствуют развитию межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия приносят пользу каждому ребенку независимо от имеющихся проблем в развитии. Упражнения дают немедленный и кумулятивный (накопительный) эффект. Упражнения можно использовать как на коррекционно-развивающих занятиях, в качестве динамических пауз, так и перед занятиями, как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу.

Несколько правил по применению кинезиологических упражнений:

1. Основным требованием к использованию кинезиологических упражнений является четкое выполнение движений. Вначале сам педагог должен «отчеканить шаг», а потому уже показывать это детям.

2. Все упражнения очень простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое удобное время.

3. Заниматься ежедневно.

4. Занятия должны быть оформлены в виде игры.

5. Продолжительность занятий от 5 до 20 минут.

6. Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.

7. Внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.

 8. Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность.

Рассмотрим существующие упражнения:

1. Массаж (самомассаж)-воздействует на биологически активные точки. Особенно эффективным является массаж (самомассаж) кистей, пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают примерно 148 точек, расположенных на ушной раковине, связанных с различными частями тела. Даже простой растирающий массаж (самомасаж) ушей улучшает кровообращение в организме, стимулирует кору головного мозга, улучшает слуховое внимание и восприятие ребенка.

2.Растяжки и упражнения двигательного репертуара. Растяжки-система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения. Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний (гипо или гипертонуса), зажимов и ригидных телесных установок, оптимизации и стабилизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности.

3. Телесные движения-развивают межполушарное взаимодействие снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Происходит «чувствование» ребенком своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации.

4. Упражнения на релаксацию-способствуют расслаблению, снятию физического и интеллектуального напряжения, формированию эмоционального благополучия и укреплению нервной системы ребенка.

5. Дыхательные упражнения направлены на восстановление нормального дыхания в покое, а так же в комплексе с различными движениями, что способствует снабжению кислородом всех органов и тканей организма, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребенка. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции поведения детей с СДВГ.

6. Упражнения на развитие мелкой моторики – стимулируют речевые зоны коры головного мозга, развивают слухомоторную координацию. Развитие тонких координированных движений пальцев рук способствует активизации речевой активности у детей, более эффективному преодолению имеющихся нарушений звукопроизношения.

7. Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, повышают энергетизацию организма. Чаще всего для их проведения используют нейротренажеры.

Все педагоги, использующие кинезиологическую практику, отмечают необыкновенные успехи у дошкольников. Следует отметить, что эта практика не требует материальных затрат, удобна в применении, органично вписывается в структуру занятий, а главное - воспитанники выполняют их с большим желанием и удовольствием, что является немаловажным для роста мотивации в обучении в школе.

Важно отметить, что данную методику часто применяют к детям с трудностями в развитии (ДЦП, гиперактивность, аутизм). Дети с ограниченными возможностями здоровья развиваются по общим законам психического развития, но имеют свои специфические особенности, обусловленные дефектом. В отличие от традиционных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка которые не приносят устойчивого положительного результата, так как не устраняют первопричины нарушений, метод кинезиологической коррекции направлен на механизм возникновения психофизиологических отклонений в развитии, что позволяет не только снять отдельный симптом, но и улучшить функционирование, повысить продуктивность протекания психических процессов.

Поэтому укрепление межполушарного взаимодействия – важная составляющая нейропсихологической коррекции детей с различными нарушениями.

Мишель де Монтень говорил: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». Что значит «мозг, хорошо устроенный»? Это когда все отделы мозга работают слаженно, синхронно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейрогимнастика для дошкольников

Польза нейрогимнастики для развития дошкольников...

Нейрогимнастика для дошкольников

В статье рекомендованы упражнения для дошкольников, направленные на активизацию    работоспособности головного мозга, помогающие управлять интелектуальной, физической и умственной жизнью.....

Информационный бюллетень "Нейрогимнастика для дошкольников!"

Информационный бюллетень для родителей в помощь, для работы дома со своими детьми....

Нейрогимнастика для дошкольников

Нейрогимнастика для дошкольников...

Нейрогимнастика для дошкольников.

Такая «гимнастика для мозга» состоит из определенного комплекса упражнений, которые достаточно просты в выполнении. По этой причине нейрогимнастику практикуют для детей дошкольного возраст...

Комплекс упражнений по нейрогимнастике для дошкольников

Нейрогимнастика – это универсальная система упражнений для развития мозга, которая относится к кинезиологическим упражнениям.Кинезиология (от греческого слова «кинезис» - движение, ...