Аналитический отчет 2019 г.
учебно-методический материал по психологии
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга»
Аналитический отчет о проделанной работе педагога-психолога Механиковой Валентины Владимировны за 2018-2019 г.г.
Пгт. Пряжа 2019 г.
Работа педагога-психолога велась в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ и рабочей программой педагога-психолога на 2018-2019 г. учебный год. Стаж работы педагога-психолога: в должности педагога-психолога – 3 года в данном образовательном учреждении, категория -; количество ставок – 1 ставка.
Педагогом – психологом были поставлены следующие цели и задачи:
Цель: охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.
Задачи:
- Сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей;
- Способствовать успешной адаптации вновь прибывших детей в ДОУ;
- Обеспечить психологическое сопровождение детей подготовительных групп, мониторинг готовности к школьному обучению;
- Осуществлять психопрофилактическую работу с детьми, родителями и сотрудниками ДОУ.
Деятельность педагога-психолога осуществлялась по следующим направлениям:
- Психологическая профилактика
- Психологическое просвещение
- Психологическая диагностика
- Психологическая коррекция
- Психологическое консультирование
С помощью администрации детского сада, педагогическим персоналом были созданы условия, сопутствующие охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.
В детском саду обучается и воспитывается 246 детей, количество групп 14. Психологическим сопровождением были охвачены все дети.
- Психологическая профилактика и просвещение
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участков воспитательно - образовательного процесса.
Психологическое просвещение — это раздел профилактической деятельности педагога-психолога, направленный на формирование у воспитателей и родителей положительного отношения к психологической помощи и расширению их кругозора в области понимания значимости функции педагога-психолога в условиях ДОУ.
Задачи психопросветительской работы:
- Познакомить родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
- Популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований;
- Формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
- Достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду.
Поэтому в течение 2018-2019 г.г. учебного года в МКДОУ детский сад «Радуга» регулярно распространялись памятки и брошюры для родителей и педагогов, на группах для родителей были заведены папки «Советы психолога», которые пополнялись новой информацией каждый месяц. Проводились мастер-классы, выступления на родительских собраниях.
Работа с детьми была направлена на социальную адаптацию детей, развитие познавательных и творческих способностей, эмоциональной сферы и проводилась в форме индивидуальных и групповых занятий.
Вся работа планировалась и проводилась в форме консультаций, совместных встреч с родителями и детьми.
Использовались следующие формы работы: вербальные: беседы с детьми, родителями, воспитателями; индивидуальные и групповые занятия с воспитанниками; родительские собрания (во вторых младших группах «Кризис 3 лет», в средних группах «Психологический портрет ребенка 4-5 лет», на которых родителей знакомили с возрастными особенностями детей), мастер-классы (в средних группах «Мастер-класс для родителей «Игры и упражнения для развития у детей артикуляционной и мелкой моторики», в старших группах «В гостях у бабушки Федоры») невербальные: Стендовая информация: «Маленький фантазер или обманщик»; «Агрессивный ребенок»; «Кризис трех лет»; «Возрастные психологический особенности детей 6-7 лет»; «Ребенок со страхами»; «Когда ребенок ябедничает»; «Развитие любознательности у детей 5-6 лет»; «Как научить ребенка делится»; «Воспитание мальчика и девочки: сходства и отличия»; «Наказание или поощрение»; «Психолог в детском саду»; «Готовность к школе»; «Основные пункты в психическом развитии детей, на которые следует обратить внимание родителям»; «Телевизор враг?»; «10 нельзя для родителей»; «Тревожный ребенок»; «Помогаем ребенку стать самостоятельным»; «Если ребенок кусается»; «Азбука родительской любви»; «Мой ребенок жадина», буклеты.
В результате просветительской работы было осуществлено повышение психологической компетентности педагогов и родителей.
Анализ данного направления работы за прошедший год показал, что родителям более интересна практическая форма работы, но и данная работа не всегда бывает успешной в связи с их занятостью. Педагогам также интересна практическая форма, но большая занятость педагогов своей деятельностью не даёт возможности для достижения желаемых результатов психопросветительской и психопрофилактической работы. В следующем учебном году в планах просветительской и профилактической работы планируется уделить больше внимания формированию мотивации к обучению у воспитанников, психологический климат в коллективе, эмоциональное выгорание через семинары – практикумы для воспитателей и родителей.
- Психологическая диагностика
Цель: получение информации об уровне психологического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Диагностическая работа проводилась по намеченному плану, а так же в соответствии с запросами администрации, педагогов, родителей.
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществлялся психологом самостоятельно, в зависимости от круга решаемы задач.
Категории обследуемых, сроки раннего возраста | Методика и цель |
Дети групп раннего возраста (сентябрь-октябрь) | Диагностика степени адаптации к ДОУ. Наблюдение за адаптационным периодом детей групп раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. |
Диагностика детей подготовительных к школе групп (сентябрь-октябрь) | Диагностика психологической готовности к обучению по Семаго В.В., выявляющий общий уровень мышления, кругозор, социальных качеств, уровень развития мелкой моторики. «Беседа о школе». |
Диагностика воспитанников по запросу родителей, воспитателей. | Диагностика эмоционально-личностной сферы, познавательного развития детей. |
Диагностическая работа с сотрудниками и педагогами | Анкетирование сотрудников по теме «Психологический климат в коллективе» |
Всего обследовано 68 детей, 32 взрослых.
Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики позволяют достаточно точно и полно определять степень развития, различные проблемы и нарушения, имеющиеся у детей. В дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики.
- Диагностическая работа с воспитанниками.
Диагностика психологического готовности детей к обучению к школе – одно из приоритетных направлений. Важными показателями готовности к обучению в школе является развитие познавательных процессов, формирование значимых для школьного обучения предметно-специфических знаний, умений и навыков.
Диагностика проводилась в подготовительных группах «Березка» и «Рыбки»:
В течении года с детьми данных групп проводилась развивающая работа по формированию психических процессов, произвольности, индивидуальные и групповые развивающие игры и упражнения по развитию определенных познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, произвольности.
К концу учебного года была проведена диагностик психологической готовности к школе:
Диагностическая работа с педагогами.
С педагогами было проведено анкетирование по теме «Психологический климат в коллективе».
- Развивающая и коррекционная работа
Цель: создание социально-психологических условий для целостного психологического развития дошкольников.
Эта работа предполагала активное воздействие на процесс психического развития и формирования личности дошкольника при сохранении индивидуальности ребенка.
Психокоррекционная система в условиях ДОУ представляет собой дифференцированные циклы игр, специальных и комбинированных занятий, направленных на стабилизацию и структурирование психического развития детей.
Групповые развивающие занятия в подготовительных к школе группах проводились по программе Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик Семицветик» 6-7 лет, программа психологический занятий с детьми дошкольного возраста (5-6 лет) «Цветик Семицветик» (Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.)
На основе диагностических данных по уровню готовности детей к школьному
обучению и уровню развития познавательной сферы были запланированы и проведены групповые коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе и развитию познавательной сферы старших дошкольников. Была проведена групповая коррекционно - развивающая работа. Занятия с детьми проводились с согласия родителей. Всего было охвачено 75 детей в старшей и подготовительных группах в форме групповых коррекционно развивающих занятий. Количество детей в группах не соответствовало требованию коррекционно-развивающей программы данного направления. 23 воспитанника младших/средних/старших/подготовительных возрастных групп посещали индивидуальные коррекционно-развивающих занятия: по формированию готовности к школьному обучению и развитию эмоционально-волевой сферы. Также по запросам педагогов проводились психопрофилактические беседы с детьми, характеризующимися нарушениями в поведении.
В новом 2019-2020 учебном году планируется продолжить коррекционно-развивающие занятия с детьми по результатам первичной диагностики и привлечение
родителей к сотрудничеству в вопросах развития и воспитания детей, к совместным
занятиям с детьми через индивидуальные консультации.
- Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование в условиях ДОУ обозначается, как система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической
помощи рекомендательного характера.
Данное взаимодействие осуществлялось по запросу администрации, родителей и педагогов.
Основным методом психологического консультирования являлась беседа, а формой проведения – индивидуальная консультация.
Всего проконсультировано 89 родителей.
Процесс консультирования обычно проходил в два этапа:
а) первичное консультирование – во время которого собирались основные данные, и уточнялся запрос;
б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, респондентам, обращающимся с вопросами детско-родительских отношений, предлагались рекомендации по особенностям взаимодействия с ребенком и способам преодоления трудностей.
Повторные консультации, в некоторых случаях, не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер, в этом случае во время беседы обсуждалась динамика работы с ребенком, и уточнялись рекомендации.
В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволила решить многие необходимые задачи консультативной деятельности.
Экспертная работа отразилась в следующих видах деятельности:
- участие в рабочих совещаниях, педагогических советах;
- участие в психолого-медико-педагогических заседаниях ДОУ;
- обработка диагностических материалов;
- участие в разработке ИОМ;
- совместная работа с администрацией ДОУ.
Организационно-методическая работа:
- планирование работы, анализ научной и практической литературы для разработки коррекционных программ, подбор инструментария;
- принимала участие в районном смотре-конкурсе «Лучшие практики дошкольных образовательных организаций по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья»
- оформление документации;
- оформление и оснащение кабинета педагога-психолога;
- пополнение методической копилки;
- изготовление наглядных пособий.
Методическую деятельность за истекший период можно оценить, как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса, как детей, так и воспитателей. Кроме того, необходимо больше внимания уделить разработке программ взаимодействия с педагогическими кадрами, программам индивидуальной работы с детьми, подбору и оформлению диагностических методик и материалов для проведения групповой и индивидуальной диагностики.
Самообразование: Тема самообразования: «Сказкотерапия, как средство развития детей дошкольного возраста».
- рамках данной тематики в течение года:
- проведен анализ психолого-педагогической литературы по теме;
- проводится работа по созданию программы коррекционных занятий для дошкольников с использованием приёмов и методов сказкотерапии.
Выводы аналитического отчета.
Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что: проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитический отчет 2019-2020
Аналитический отчет за 2019-2020...
Аналитический отчет 2019 - 2020 уч. год.
Оценка индивидуального развития детей с ОВЗ Следует отметить, что на начало 2019 -2020 учебного года практически все дети имели низкий уровень развития внимания, не слышали инструкции не об...

Аналитический отчет 2019 - 2020 уч. год
В 2019-2020 учебном году состав детей с группы с умственной отсталостью на начало года составил 10 человек (6 мальчиков и 4 девочки). Возраст детей от 4 до 5 лет (5...

Аналитический отчет 2019-2020 г.
Аналитический отчетза 2019-2020 учебный год(Подготовительная к школе группа № 10 "Фантазёры")...


