Коррекция тревожности и страхов у старших дошкольников с ТНР посредством метафорических ассоциативных карт (МАК)
методическая разработка по коррекционной педагогике
Коррекция тревожности и страхов у старших дошкольников с ТНР посредством метафорических ассоциативных карт (МАК)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 55.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Фестиваля инновационных педагогических практик
секция «Практики психолого-педагогического сопровождения обучающихся в МОУ»
«Коррекция тревожности и страхов у старших дошкольников с ТНР посредством метафорических ассоциативных карт (МАК).
Туренко Ольга Алексеевна,
педагог-психолог, МБДОУ д/с №26
Тип практики: педагогическая практика.
Ключевые слова практики: метафорические ассоциативные карты, тяжелые нарушения речи, тревожность, страхи.
Целевая аудитория: воспитанники старшего дошкольного возраста.
Актуальность:
Многочисленную группу детей с ОВЗ составляют дошкольники с нарушениями речи, поскольку речевые нарушения являются самой распространённой патологией психофизического развития. Тяжелые нарушения речи могут по-разному повлиять на общее развитие ребенка, но, тем не менее, обязательно затронут его психическую деятельность. Эти нарушения сказываются на формировании личности ребенка и могут вызывать специфические особенности эмоционально-волевой сферы, к которым можно отнести – тревожность и страхи. Они проявляются в следующих аспектах: в высокой степени чувствительности дошкольников и беспокойстве, напряженности и зажатости во время организованных занятий, телесных манипуляциях, невротических привычках. Эти дети повышенно и легко ранимы, для них важно то, как о них думают окружающие люди, они нерешительны, неуверены, впечатлительны.
Результаты обследования эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ТНР в нашем детском саду показал, что повышенную тревожность имеют большое количество детей – 87%. Высокая тревожность формирует у дошкольника - низкую самооценку, неуверенность в себе и своих силах; значительно затрудняет процесс обучения и социализации, мешая ребёнку активно взаимодействовать с окружающими и познавать мир.
В нашем ДОУ я занимаюсь решением проблем в эмоционально-волевой сфере детей старшего дошкольного возраста с ТНР, используя метафорические ассоциативные карты (МАК).
Цель: коррекция уровня тревожности и страхов у старших дошкольников с ТНР посредством МАК.
Ключевые задачи:
1. Способствовать снижению нервного напряжения, нормализации уровня тревожности.
2. Помочь детям открыть собственные резервы для преодоления и устранения тревожности.
3. Воспитать у детей позитивное отношение к себе.
4. Формировать положительную самооценку.
5. Развивать коммуникативные навыки.
Основная идея:
Идея создания МАК принадлежит художнику и искусствоведу - Эли Раману, в 1975 году он создал серию небольших рисунков и нанёс их на небольшие карточки, растиражировал и выпустил в свет. Позже ими заинтересовались психологи, которые стали использовать их в своей работе в качестве доступного и очень наглядного инструмента самоанализа. МАК - эффективный инструмент, который положительно влияет на эмоционально-волевую сферу: помогает лучше понять свои чувства и переживания, активизировать скрытые ресурсы и пробудитьбессознательные ассоциации. Главное их качество – возможность проецирования своих переживаний и эмоций на третье лицо, это дает возможность для коррекции и помощи.
Средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.), через которые реализуется практика:
В основе практики лежит технология использования метафорических ассоциативных карт (МАК). Средством реализации задач в рамках данной практики являются ассоциативные карты. Они представляют собой набор красочных картинок 9×13 сантиметров, на которых нарисованы люди, животные, их взаимодействия, жизненные ситуации, предметы быта и пейзажи - реальные или сказочные, вымышленные события и сюжеты увлекательных историй. Карты помогают ребёнку отправиться прямо в сказку и через неё проложить тропинку к собственному «Я».
Материалом для реализации практики служат:
- МАК «Я и все-все-все» автор Камилла Крюгер, издательство Речь;
- МАК «Тропинка к своему «Я» - автор Л. И. Кононова, издательство Речь;
- МАК «Маленькое счастье»;
- МАК «Дымок и Ириска» - автор Надежда Лурко, издательство MACards;
- МАК универсальная колода.
Я использую каждую из этих колод как отдельно, так и с интеграцией друг в друга, в зависимости от задач или направления работы.
Организационными формами практики являются: индивидуальная и подгрупповая работа педагога с воспитанниками. Занятия по работе с МАК включены в цикл коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с ТНР. Занятия проходят 1 раз в неделю в период с декабря по апрель. Принцип работы с метафорическими картами построен таким образом, что упражнения с картами занимают 2/3 всего занятия.
МАК воспринимаются дошкольниками как игра, а игровой формат снижает напряжение и тревожность, позволяет детям внешне проявлять свои чувства и страхи через визуальные образы, ассоциации. На занятиях дети выбирают изображения, которые наиболее точно отражают их тревожные состояния, в сознании ребёнка возникает широкий спектр ассоциаций. Углубляясь в свой внутренний мир образов, ребёнок способен увидеть истинные причины внешних затруднений и запустить механизмы поиска внутренних ресурсов. Диалог с ребёнком направляется в безопасное русло, создавая атмосферу доверия и поддержки, нормализуя эмоционально-волевую сферу дошкольника. В результате, дети через игру получают опыт проживания предполагаемых затруднительных ситуаций, возможность их решения, оставаясь в безопасности.
Работа с МАК включает в себя: беседы, сочинения и рассказывания историй, как вымышленных, так и реальных.
В работе использую следующие принципы:
1. Применяю метафорические карты начиная с 5 лет, когда ребёнок может рассказать то, что он видит на карте.
2. Не использую сразу всю колоду карт, часть карт убираю. Самое оптимальное количество карт для дошкольника – это двадцать штук.
3. Абстрактные колоды карт в работе с дошкольниками не использую.
4. Не предлагаю карты, если у ребёнка дефект речи, и я не совсем хорошо понимаю то, что он говорит. Переспросы раздражают и злят ребёнка. Работа просто не получится, результат не увидим.
5. На этапе знакомства с картами все изображения должны быть видны. Когда ребёнок уже познакомится с техникой, пробую техники с форматом «вслепую».
6. Начинаю с выбора и описания одной карты. Затем, ориентируясь на ребёнка, увеличиваю количество карт.
7. Отбираю из колод карты, безопасные по содержанию для ребёнка.
8. Перерабатываю существующие упражнения, упрощаю сложные задания, добавляю игровые элементы для поддержания вовлеченности.
9. Осуществляю индивидуальный подход к каждому ребёнку: учитываю уровень развития, эмоциональное состояние и личные интересы каждого ребенка; проектирую дальнейшую работу с ним.
9. Фокусируюсь на создании безопасной и поддерживающей среды, где ребенок чувствует себя комфортно, выражая свои мысли и чувства.
Организационные механизмы:
Работу выстраиваю в 4 этапа:
I этап - подготовительный
Цель: знакомство с картами.
1. На первом занятии ребёнку (детям) предлагаю просто посмотреть карточки, подержать их в руках, разложить в любом порядке.
2. Предлагаю ребёнку (детям) выбрать карты, похожие на его (их) настроение. Спрашиваю, почему ребёнок (дети) выбрал (и) именно эту карту, хорошая она или плохая, добрая или злая.
3. Вместе создаем картины социальной ситуации ребёнка (детей). Например, выбор карты, которая напоминает маму, папу и других членов семьи.
II этап - диагностический
Цель: определить содержание страхов, тревоги; насколько выбранный ребёнком персонаж активен, адаптивен, способен справляться с собственными проблемами.
1. Упражнение «Мой герой» (колоды: «Тропинка к своему «Я», «Маленькое счастье», «Я и все-все-все», «Дымок и Ириска»).
Цель: диагностика содержания страхов, тревоги; выявление способности ребёнка справляться с собственными проблемами.
Форма организации: индивидуальная, подгрупповая.
Инструкция:
- Достань наугад (не рассматривая) одну из карт, если на ней изображено несколько персонажей - выбери одного.
- Кого ты выбрал? Как думаешь, почему именно его?
- Расскажи о нем так подробно, как только можешь. Как и почему герой оказался в ситуации, изображённой на картинке?
Ответь на вопросы:
- Как его зовут?
- Сколько ему лет?
- Где и с кем он живёт? Кто его семья?
- С кем дружит?
- Чего и кого он боится?
- Как справляется со страхами?
- А кто боится его? Почему?
- Какое отношение это имеет к тебе и к твоей жизни?
III этап - основной
Цель: создание безопасного пространства для исследования внутренних переживаний ребёнка озвучивания страхов, придания им формы и структуры - через беседы, составление историй, рассказов (индивидуальные истории, групповые рассказы по кругу)
1. Упражнение «Этот смелый ребёнок» (колода: «Тропинка к своему «Я»).
Цель: обсуждение темы страхов.
Форма организации: индивидуальная, подгрупповая.
Инструкция: выбери из комплекта карту, персонаж, который кажется тебе самым смелым – тем, кто не боится того, чего боишься ты сам. Сочини о персонаже историю, например, о том, как персонажу нравится то, что страшит тебя, или о том, как твой персонаж раньше боялся того же самого, а теперь не боится.
Педагог при необходимости направляет рассказ ребёнка, делая его более ресурсным.
2. Упражнение «Страшно смешная сказка» (колоды: «Тропинка к своему «Я», универсальная,«Я и все-все-все», «Дымок и Ириска»).
Цель: помогает справляться со страхами.
Форма организации: подгрупповая.
Инструкция: 1 участник - выбери карту и начни по ней рассказывать страшную историю. 2 участник - выбери карту из колоды и продолжи рассказ, включая в него персонажа своей карты, но теперь история должна стать смешной. Следующий участник снова превращает историю в страшную. Важно - история должна быть закончена на весёлой ноте.
3. Упражнение «Страшная – страшная сказка» (колоды: «Тропинка к своему «Я», универсальная).
Цель: помогает преодолевать страхи, в том числе социальные, например, страх ошибки, страх отвечать на вопросы воспитателя на занятиях.
Форма организации: индивидуальная, подгрупповая.
Инструкция:
- Рассмотри карты и выбери одну из них - ту, на которой, по твоему мнению, изображена страшная – страшная сказка. Расскажи эту сказку.А теперь выбери ещё одну карту. На ней изображён тот, кто сможет помочь справиться со страшным.
- Как он это сделает?
- Чем поможет?
- Чем этот чудесный помощник похож на тебя?
- Что у вас с ним общего? Подумай, мог бы ты сам стать своим помощником в преодолении страхов?
4. Упражнение «Я научу тебя не бояться» (колоды:«Тропинка к своему «Я», «Маленькое счастье», «Я и все-все-все», «Дымок и Ириска»).
Цель: обсуждение темы страхов.
Форма организации: индивидуальная, подгрупповая.
Инструкция:
- Выбери одну из карт, на которой изображены 2 персонажа. Одного из персонажей мы назначим «трусишкой», а другой будет смельчаком, который объясняет трусишке, как перестать бояться. Расскажи про них историю.
Далее между персонажами разыгрывается диалог в зависимости от контекста педагог может выступить в одной из ролей или же предложить ребёнку сыграть обе роли.
5. Упражнение «Волшебные помощники» (колода: «Тропинка к своему «Я»).
Цель: самопомощь в трудной ситуации.
Форма организации: индивидуальная, подгрупповая.
Инструкция:
- Ты, конечно, знаешь, что во многих сказках у героев есть волшебные помощники, сказочные существа, которые обладают особыми силами. Герои помощников не выбирают, а принимают помощь от того, кто оказался рядом в трудный момент. Достань любую карту из колоды, представь, что в твоей жизни появился, вот такой волшебный помощник. Появился и говорит:
- Не печалься! Я тебе помогу!
- Кто этот помощник?
- С какой печалью он поможет тебе справиться?
- Что он сделает для тебя? Чем поможет?
- Будет ли его помощь тебе полезной?
- Ты примешь от него эту помощь? Какие слова благодарности ты ему скажешь?
- Возможно, и ты захочешь чем-то помочь этому персонажу - чем именно?
6. Упражнение «Волшебные способности» (колоды: «Тропинка к своему «Я», универсальная).
Цель: самопомощь в трудной ситуации.
Форма организации: индивидуальная, подгрупповая.
Инструкция:
-Вытяни 1 карту наугад или выбери ту, которая тебе очень понравится. Рассмотри персонажей карты.
- Как ты думаешь, какими волшебными способностями они обладают?
- Какая волшебная сила есть у этих персонажей?
- У кого из них ты попросил бы часть их волшебной силы?
- Для чего бы ты использовал их в своей жизни?
- Как изменилась бы твоя жизнь, если бы у тебя были эти способности?
- А теперь подумай, возможно, у тебя уже есть эти способности? И тебе стоит только научиться их использовать?
7. Упражнение «И это плохо…И это хорошо …» (колоды: «Тропинка к своему «Я», «Маленькое счастье», «Я и все-все-все», «Дымок и Ириска»).
Цель: помогает снять тревогу, увидеть в любой ситуации положительные возможности.
Форма организации: индивидуальная, подгрупповая.
Инструкция:
- Возьми из колоды 1 карту. Посмотри на неё и расскажи, что на ней происходит. Закончи свой рассказ словами: « И это хорошо, потому что …» или « И это плохо, потому что…». Карты « это хорошо» и «это плохо» складывай в разные стопки (они понадобятся для следующего упражнения).
8. Упражнение «Зато…», или Эффект Поллианны (колоды: «Тропинка к своему «Я», «Маленькое счастье», «Я и все-все-все»)
Цель: помогает снять тревогу, тренирует способность замечать возможности там, где раньше ребёнок видел лишь препятствия.
Форма организации: индивидуальная, подгрупповая.
Инструкция:
- Доставай по одной карте из колоды « и это плохо», посмотри на картинку, вспомни, что плохого ты в ней обнаружил, произнеси свой вывод: « И это плохо, потому что…», а теперь продолжи: « Зато….» и расскажи о том хорошем, что удалось тебе обнаружить на картинке.
IV этап - заключительный
Цель: определить может ли ребёнок использовать наработанные внутренние ресурсы для преодоления и устранения тревожности и страхов.
1. Упражнение «Мой герой» (колоды: «Тропинка к своему «Я», «Маленькое счастье», «Я и все-все-все», «Дымок и Ириска»).
Цель: диагностика или оценка динамики изменений: активности, адаптивности, способности ребёнка справляться с собственными проблемами.
Форма организации: индивидуальная, подгрупповая.
Инструкция:
- Достань наугад (не рассматривая) одну из карт, если на ней изображено несколько персонажей - выбери одного.
- Кого ты выбрал? Как думаешь, почему именно его?
- Расскажи о нем так подробно, как только можешь. Как и почему герой оказался в ситуации, изображённый на картинке?
Ответь на вопросы:
- Как его зовут?
- Сколько ему лет?
- Где и с кем он живёт? Кто его семья?
- С кем дружит?
- Чего и кого он боится?
- Как справляется со страхами?
- А кто боится его? Почему?
- Какое отношение это имеет к тебе и к твоей жизни?
При работе с данной технологией я как педагог:
- Правильно задаю вопросы и очень внимательно слушаю.
- Уточняю, повторяю, не перебиваю, не навязываю своё желаемое.
- Включаю собственные искренность и интерес к рассказу ребенка.
Какие результаты (образовательные и прочие) обеспечивает практика:
Заявленная практика направлена на достижение следующих результатов:
- У дошкольников формируется позитивное отношение к себе.
- Формируется положительная самооценка.
- Снижается нервное напряжение, нормализуется уровень тревожности.
- Дети открывают собственные резервы для преодоления и устранения тревожности.
- Развиваются коммуникативные навыки - уменьшаются суетливость, нервозные движения; снижаются скованность и боязливость в движениях и речи, развиваются умения сотрудничать с окружающими, слушать и выражать своё мнение.
Работа с метафорическими ассоциативными картами оказывает не только коррекционное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей с ТНР, а так же развивает основные когнитивные процессы: речь, воображение, память, внимание, мышление.
Достижение выше перечисленных результатов помогает ребёнку поверить в себя, раскрепоститься, стать уверенней и радостней, почувствовать себя и героем, и волшебником, и создателем.
Способы/средства/инструменты измерения результатов практики:
Эффективность коррекционных воздействий измеряю следующим инструментом:
- Наблюдения и обратная связь с педагогами и родителями.
- Тест тревожности «Теммл, Дорки, Амен»;
- Методика выявления тревожности старших дошкольников (автор Мерлин В. С.)
- Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М. Панфилова)
- Методика самооценки «Дерево с человечками» (Лампен Д. в адаптации Пономаренко Л.П.)
- Методика «Лесенка» (Щур В.Г., Якобсон С.Г.)
- Методика эмоционального уровня самооценки (Захаров А.В.)
- Проективные методики: «Кактус», «Несуществующее животное», «Рисунок человека»).
Результативность практики прослеживается в положительной динамике. Из 13 детей было выявлено 9 с повышенным уровнем тревожности и из них сформировано 2 подгруппы. У 78% (7) детей из 9 отмечаю значительное снижение уровня напряжения и тревожности, повышение самооценки. Дети стали менее суетливы, напряжены и зажаты во время организованных занятий, стали более уверенно выражать свои мысли и чувства, эффективнее взаимодействовать с педагогами и сверстниками. В игровой деятельности проявляют больше инициативы и самостоятельности.
Динамика снижения уровня тревожности у старших дошкольников с ТНР.
Для достижения положительного результата в работе с практикой, рекомендую:
1. Познакомиться со следующей литературой:
- Буравцова Н.В. Использование ассоциативных карт в работе с детьми и подростками / Генезис, - 2017.,- 200 с
- Кац Г. Метафорические карты: Руководство для психолога / Г. Кац, Е. Мухаматулина. – М.: Генезис, 2013. – 160 с.;
- Морозовская Е. Мир проективных карт: Обзор колод, упражнения, тренинги / Е. Морозовская. – М.: Генезис, 2014. – 168 с.
- Николаиди В. О. Метафорические карты как эффективное средство коррекционной работы со страхами у детей старшего дошкольного возраста / В. О. Николаиди, О. А. Колесникова // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 134-136.
2. Придерживаться последовательности реализации этапов технологии.
3. При выборе карт и подготовке к работе с ними придерживаться вышеуказанных принципов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Авторские пальчиковые игры и упражнения в коррекции фонематических компонентов речи у старших дошкольников"
Данный вид авторских пальчиковых игр и упражнений заинтересовывает детей, побуждает их проявлять такие качества как: самостоятельность, активность, упорство, творчество. Благодаря этим играм и у...
Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Использование различных наглядных моделей в работе по преодолению лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи...

Программа по коррекции стиля семейного воспитания родителей старших дошкольников
Цель программы – способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.Задачи программы:- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком;- выработк...

Конспект занятия по коррекции тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста
Цель:1. Научить способам преодоления страхов.2. Способствовать снятию психоэмоционального напряжения, повышению уверенности в себе.3. Гармонизировать личность ребенка....
«Коррекция тревожности и страхов у дошкольников»
Страх - это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Исследования, которые были проведены, подтверждают, что в старшем дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются псих...

Коррекция тревожности и страхов "Какого цвета мой страх"
Конспект занятияпо коррекции тревожности и страхов«Какого цвета мой страх»...

Консультация для родителей "Тревожность (страхи) у старших дошкольников"
Страхи и тревожность у старших дошкольников... В чем проявление? Как можно продиагностировать и увидеть результат? Все это можно узнать, прочитав и ознакомиться с текстом....

