«Влияние СМИ на социально-психологическое здоровье подрастающего поколения»
статья по психологии
Средства массовой информации активно сопровождают не только нас, взрослых, но и наших детей. Телевизор, компьютер, гаджеты давно и прочно вошли в жизнь малышей, начиная с первых лет жизни. Какое влияние СМИ оказывают на социально-психологическое здоровье наших детей?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 109 КБ |
Предварительный просмотр:
«Влияние СМИ на социально-психологическое здоровье подрастающего поколения»
Дошкольный возраст — период наиболее интенсивного становления внутреннего мира ребенка. Изменить или наверстать в дальнейшем упущенное в этот период очень проблематично, а порой и невозможно.
Гармоничное и полноценное развитие ребенка возможно только в интенсивном и непрерывном живом общении с близкими взрослыми и со сверстниками.
Современным педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, приходится неоднократно наблюдать насколько сильно влияние средств массовой информации на детское сознание и какой дефицит детско-родительского общения испытывают дети. Проявления агрессивности ребенка-дошкольника, с которой так часто сегодня сталкиваются родители в современных социоусловиях во многом зависит от воспринимаемой им массовой информации.
Безусловно, эпоха средств массовой информации существенно преображает психологию человека. Информационный бум охватил все слои общества, включая и дошкольников. Жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, интернет, невозможно. Средства массовой информации активно сопровождают не только нас, взрослых, но и наших детей. Телевизор, компьютер, гаджеты давно и прочно вошли в жизнь малышей, начиная с первых лет жизни. Большинство детей в считанные секунды могут скопировать повадки и манеру поведения любимого киногероя или гримасничают, как подростки из видео в Тiк Токе, пропеть рекламную рифмовку, рассказать, что именно они узнали на просторах популярной платформы. Но, к сожалению, почерпнутые ими знания могут включать всякого рода негативную информацию. В наши дни для её получения детям достаточно только взять в руки гаджет (девайс), или просто нажать кнопку пульта.
В последнее время психологам чаще приходиться сталкиваться с очень искаженным поведением детей. С одной стороны скованность и недоразвитие речи. С другой - сильная агрессивность и зашкаливающая демонстративность. Пагубное воздействие агрессивных тенденций на детей в первую очередь ощущают их родители. Порою именно родители нуждаются в поддержке, испытывая беспомощность в борьбе с идеями насилия, которые свободно транслируются через средства массовой информации.
Более сильное эмоциональное влияние на человека, воздействие на его сознание (особенно детей) оказывает телевидение, благодаря возможности наглядно – образного восприятия. Проблема такого влияния занимает одно из важнейших мест в современной социальной психологии. Над ней работают многие известные научные учреждения и организации (ЮНЕСКО, Европейский институт по изучению средств массовой коммуникации, Национальный институт психического здоровья США и т.д.). Общепризнанным является тот факт, что в большинстве стран мира телевидение занимает первое место среди всех остальных СМИ. В настоящее время почти во всех странах мира существует проблема воздействия экрана (телевизионного, видео- и компьютерного) на психическое развитие и личность ребенка. Ведь происходит не только расширение сферы экрана в жизни детей, но и определенную смену ценностей современного поколения. Сегодня СМИ перенасыщено актами агрессии, насилия, жестокости. Это не обходит стороной и современную мультипликацию, которая занимает особое место в развитии и досуге детей-дошкольников.
Средства массовой информации стали предметом изучения для множества научных дисциплин, в том числе педагогики, социологии, психологии, маркетинга, журналистики и др. Каждая их них по-своему трактует значение и влияние СМИ на социум, однако они придерживаются единого мнения, что дети не являются пассивными объектами медиавоздействия. Согласно мнению многих исследователей этой проблемы, нет никакой надежды на то, что наши дети в будущем меньше будут подвластны Средствам Массовой Информации. Однако ограничить их от негативного воздействия СМИ – наша задача на сегодняшний день.
Понятие и сущность СМИ
Средства массовой информации (СМИ) - представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве)[1].
К СМИ относятся²:
1) печатные издания: газеты, журналы, бюллетени, справочники, листовки и рекламные щиты;
2) электронные (радио, телевидение, интернет, видео – и аудиозаписи, кинематограф);
3) информационные агентства.
Основными функциями СМИ являются[2]:
1) коммуникативная - функция общения, налаживания контакта, которая называется исходной функцией;
2) непосредственно – организаторская (в которой наиболее наглядно проявляется роль СМИ как т.н. "четвертой власти" в обществе);
3) идеологическая (социально - ориентирующая), связанная со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;
4) культурно-образовательная, заключающаяся, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;
5) рекламно - справочная, связанная с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.);
6) рекреативная (развлечения, досуга, снятия напряжения, получение удовольствия).
СМИ обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят прежде всего от способа их восприятия людьми. Наиболее массовое и сильное влияние на человека оказывают аудиовизуальные СМИ и прежде всего радио и телевидение.
Влияние СМИ на социально-психологическое здоровье подрастающего поколения.
СМИ — исходя из самого своего названия — это средство, иногда просто поражающее своей силой, широтой охвата, масштабом воздействия. И как со всякими средствами воздействия, многое зависит от того, как его используют. Причем что-то зависит от организации, этики, правил работы самих СМИ, а что-то и от нас — тех, кто оказался в кризисной ситуации. Проблемой воздействия СМИ на физическое и психическое здоровье ребенка сегодня обеспокоены психологи, медики, педагоги и родители[3].
Хочется подробнее остановиться на влиянии телевизора и компьютера на здоровье детей дошкольного возраста, потому что сегодня эти чудеса техники можно смело назвать «членами» современной семьи. Врачи отмечают, что от частого времяпрепровождения у экрана телевизора и компьютера у детей, ухудшается зрение и осанка, возникает дефицит движений и вследствие этого – ожирение. Под воздействием факторов вредного физиологического воздействия электромагнитного излучения могут наблюдаться: расстройство сна, нарушение памяти и внимания, рост аллергических реакций организма, головные боли, повышенная утомляемость, раздражительность и истощаемость нервной системы.
И. Азнаурян[4] говорит о влиянии телевизора на зрение детей следующее: «В возрасте от 3-х до 5-ти лет зрительная система ребенка уязвима и подвержена влиянию вредных факторов, в результате чего возможно развитие патологии. Большую роль в правильном развитии зрительной системы играют зрительные нагрузки. К ним относятся не только рисование, чтение (то есть зрительные нагрузки на близком расстоянии), но и просмотр телевизора». И. Азнаурян подробно описывает, что происходит со зрительной системой малыша, когда он смотрит телепередачи: «Изображение с экрана телевизора проецируется на сетчатку. Для того, чтобы четко увидеть изображение, находящееся на определенном расстоянии, ребенку необходимо напрягать специфические структуры внутри глаза. Происходит это рефлекторно, то есть не зависит от сознания ребенка. При просмотре телевизора, рассматривании мелких и движущихся изображений глаз находится в состоянии постоянного напряжения. Если такие нагрузки - чрезмерны, длительны, постоянны и не соответствуют возрасту ребенка, то через некоторое время происходит срыв компенсаторных возможностей. Это может привести к развитию близорукости. Кроме того, яркая подсветка с экрана телевизора, особенно при сниженной освещенности в комнате, вредно влияет на зрительную систему. Из-за чрезмерного контраста быстро наступает зрительное утомление, проявлением которого являются головная боль, резь, покраснение глаз и т.д.». Сегодня пользуются популярностью плазменные и жидкокристаллические телевизоры. И экран современной модели телевизора удивляет своими размерами. Но необходимо помнить, что при увеличении размера экрана должно пропорционально увеличиваться и расстояние до него. Родителям необходимо помнить, что зрение у детей снижается постепенно, и часто они не замечают этого.
Американский специалист по психологии массовых коммуникаций Ричард Харрис утверждает, что в течение жизни количество времени, проводимое человеком перед телеэкраном, меняется. Оно резко возрастает между 2-м и 4-м годами жизни – от примерно 15 минут до 2,5 часов в день. Примерно до 8-летнего возраста оно остается неизменным, возрастая затем к 12 годам до максимума, составляющего около 4 часов в день[5].
В последние годы и родители, и педагоги все больше сталкиваются с проблемой отставания в развитии речи: дети позже начинают говорить, а научившись, говорят мало и плохо, их речь бедна и примитивна. Как показывают специальные исследования, в наше время 25% 4-летних детей страдают нарушениями речевого развития. В середине 1970-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. То есть число речевых нарушений возросло более чем в семь раз. Современным детям скучно и неинтересно слушать и читать детские книжки. Они предпочитают заменять их просмотром телевизора, или игрой на компьютере. А это, в свою очередь, приводит к проблеме отставания в развитии речи[6].
Многие могут подумать, что ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь и занят довольно интересным делом, что нет большой разницы, кто говорит с ребенком — взрослый или герой мультфильма? Однако разница все же есть и она огромная. Речь — это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении с другими людьми, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог. Причем участвует в нем не только с помощью слуха и артикуляции, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Слова, не обращенные к нему лично и не предполагающие его ответа, не затрагивают волю ребёнка и не способствуют развитию его речевых навыков[7].
В качестве примера можно напомнить, как происходит общение с грудничком. Младенец отвечает на обращенную к нему, хотя еще и непонятную речь взрослого всем своим существом: все его тело точно и плавно, как в танце, откликается на слышимую речь. Речь взрослого как бы охватывает его, настраивает на партнерские отношения и подключает к общению. Ответные движения младенца возникают исключительно на живую речь, адресованную ему. Та же речь, воспроизведенная любым звукозаписывающим устройством, или бессвязные звуки никакого эффекта не производят.
Во многих семьях, как только ребенок научился сидеть, его сажают перед экраном, который заменяет живое общение с близкими взрослыми — а это и бабушкины сказки, и мамины колыбельные песенки, и папины прибаутки и присказки. Это, безобидное на первый взгляд, занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, малыш не плачет, не пристает, ничего не просит, не безобразничает, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной жизни. Покупая малышу новые видеокассеты, диски или компьютерные игры, родители, безусловно, заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Но речевые звуки, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа (звуки с экрана), не затрагивают его волю и чувства, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком».
Резкое снижение творческой активности и отсутствие фантазии — еще одна особенность, которая наблюдается в развитии современных детей. Они теряют способность и желание чем-то занять себя, не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Рисунки и игровые сюжеты, как правило, носят однотипный характер. А ведь ребенок с богатой фантазией и развитым воображением быстро включается в любую предлагаемую деятельность, самостоятельно может организовать и любую игру, успешнее решает нестандартные логические задачи, легче переживает неудачи и неприятности, пользуется интересом и уважением у сверстников.
Нельзя не заметить, что общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать, нечего обсуждать, не о чем спорить. Они готовы нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений. Немаловажное значение имеет вытеснение СМИ традиционной игры, в том числе коллективной игры со сверстниками, столь необходимой для психического развития и личностного становления ребенка. Некоторые проблемы, как это неудивительно, зачастую возникают от дефицита общения родителей с детьми.
Пожалуй, самым главным результатом влияния СМИ на современных детей является рост детской жестокости и агрессивности. Иногда можно наблюдать немотивированную агрессию детей в адрес сверстников, а иногда и близких взрослых. Если в советские годы обычными драчунами слыли мальчишки, то на сегодняшний день девочки ни сколько не отстают от них. Подражая «героям» и «героиням», дети вступают в схватку со сверстниками и без чувства меры бьют до синяков и царапают до крови. Сопереживание, жалость, помощь слабому — эти качества встречаются все реже.
Можно усомниться, причем здесь телевизор и компьютер? Не причем, если речь идет о маленьком ребенке, не готовом адекватно воспринимать сведения, услышанные с экрана, не умеющем критично относиться к той или иной получаемой им информации. Телевизор, который подменяет общение маленького ребенка с близкими, безусловно, оказывает мощное формирующее, а вернее деформирующее воздействие на становление личности и психики растущего человека. Кстати, из всех видов СМИ дети-дошкольники особенно подвластны влиянию гаджетов и компьютерных игр.
Дафна Лемиш в своей книге «Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей» (2007 г.), утверждает, что влияние телевидения на физическое, умственное и нравственное здоровье подрастающего поколения является самым "больным" вопросом вреда и пользы СМИ.[8] Большинство специалистов и простых наблюдателей склоняются к выводу о том, что все же гаджеты скорее вредны, чем полезны, особенно если речь идет о его беспорядочном и неумеренном просмотре. Что смотрят наши дети и во что они играют? Не все родители задают себе этот вопрос. Подчас занятые своими житейскими делами или работой, родители порой не обращают внимания на то, что преподносит их чадам «Экран». Поэтому хочется остановиться кажется на самом безобидном продукте нашего телевидения – мультипликационных фильмах. Но сначала, следует упомянуть, как воздействует «Экран» на маленького ребенка.
Психологов на сегодняшний день волнует то, что дети проводят немало времени перед экранами телевизоров и компьютеров. Частая смена картинок на экране ухудшает концентрацию внимания ребенка, у него накапливается усталость. А у детей дошкольного возраста, которым компьютер заменяет обычные игры и игрушки, происходит искажение в развитии познавательных процессов. Педагогические наблюдения и специальные исследования показали исключительность воздействия экранных образов на детское сознание, не только вследствие особых технических эффектов, но и в силу повышенной возрастной чувствительности воспитания ребенка[9].
Восприятие экранного изображения маленьким ребенком происходит следующим образом: он не вникает в содержание и сюжеты, не понимает действий и отношений героев, он видит яркие движущиеся пятна, которые, как магнитом, притягивают его внимание. Виртуальные образы привлекают и создают психологическую зависимость, прежде всего потому, что стимулируют перевозбуждение нервной системы и дисгармонию мозговых ритмов, происходящих благодаря скорости, яркости, эффекту «мелькания». Психологи пришли к выводу, что сами по себе движения на экране и звук завораживают человека, удерживая внимание независимо от того, интересна ему передача или нет. Привыкнув к такой зрительной стимуляции, ребенок начинает испытывать потребность в ней, ищет ее повсюду. Ему уже все равно, куда смотреть, — только бы мелькало, двигалось, шумело. Таким образом, телевизор предполагает бесконечный калейдоскоп картинок, сопровождаемых музыкой и отрывочными фразами. Осмысливать увиденное не нужно да и времени нет за одним кадром следует другой, они и «ведут» ребёнка, не оставляя ему возможности осознать увиденное.
Примерно так же ребенок начинает воспринимать и окружающую действительность. Информация, получаемая им с экрана, воспринимаемая как истина, обладает чрезвычайной силой внушения и подражания, в связи с чем, на государственном уровне во многих странах был установлен законодательный контроль за содержанием телепрограмм в контексте детства. Невропатологи советуют взрослым просматривать мультфильмы и передачи, которые они хотят показать детям, обращая внимание на то, не вызовет ли транслируемое по телевидению перевозбуждение детской нервной системы.
Негативное влияние зарубежных мультфильмов на сознание детей
Детские, добрые, душевные, яркие и красочные – всё это когда-то можно было приписать мультфильмам, из-за которых детишки врассыпную убегали со двора и приковывались к телевизорам. Сегодня подрастающее поколение также коротает время перед голубыми экранами, заворожено смотря анимации. Телеэкраны российского телевидения ежедневно развлекают наших детей зарубежными мультипликационными фильмами. Но всё ли то полезно, что смотрят наши дети? Просмотр большинства зарубежных мультфильмов возможен только в присутствии взрослых, с их комментариями. Иначе воспитателями своих детей станут не родители, а герои телеэкрана[10]. Некоторые родители чувствуют скрытую пропаганду в том, что пришло к нам из западных СМИ и запрещают своим чадам смотреть "заморские" мультфильмы. Однако большинство родителей закрывают глаза на то, что смотрят их дети, потому что привыкли к ещё советской системе – «по телеку» детям плохого не покажут!».[11]
Какие мультфильмы транслирует наше телевидение сегодня? Чтобы ответить на данный вопрос, попробуем взять в руки телепрограмму канала «арусель»: «Робокар Поли и его друзья», «Супер крылья. Мировые защитники» (суперпредок), «Игра всей жизни» , Джи-Джи Бонд: Супергонщик», «Инфинити Надо». И среди данных зарубежных мультфильмов всего два российского производства: «Барбоскины» и «Три кота».
Многие телевизионные каналы в основном, ориентируют своих юных зрителей на просмотр зарубежной мультипродукции.
Чем же западные мультфильмы привлекают внимание наших детей? Изучением этой проблемы занимались детские православные психологи В.В. Абраменкова («Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба?» 1999 г., «Ребенок в "заэкранье": кромешный мир компьютерных игр» 2008 г.) и И. Медведева. Психологи утверждают, что западные мультфильмы содержат в себе скрытую агрессию. Агрессия в этих мультфильмах сопровождается красивыми, яркими картинками. Герои на экране, как правило, красиво одеты, или находятся в красивом помещении или просто рисуется красивая сцена, которая сопровождается убийством, дракой, и другими агрессивными моделями поведения, это делается для того чтобы мультфильм притягивал. Все герои спасают мир с помощью какой-нибудь суперсилы. Многократное повторение сцен садизма, когда герой мультфильма причиняет кому-то боль, вызывает у детей фиксацию на агрессии и способствует выработке соответствующих моделей поведения.[12] Дети повторяют то, что видят на экранах, что является следствием идентификации. Идентифицируя себя с существом, отклоняющиеся поведение, которого никак на экране не наказывается и даже не порицается, дети ему подражают и усваивают его агрессивные модели поведения. Ребенок идентифицирует себя не только с поведением персонажа. Механизмы имитации у детей рефлекторные и такие тонкие, что позволяют улавливать малейшие эмоциональные изменения, мельчайшие мимические гримасы. Часто персонажи западных мультфильмов уродливы и внешне отвратительны. Чудища злобные, тупые, безумные. Идентифицируя себя с таким персонажами, дети соотносят свои ощущения с выражением их лиц и начинают вести соответствующим образом: невозможно перенять злобную мимику и оставаться в душе добряком, перенять бессмысленный оскал и стремиться к лучшему.
Такие различные аспекты взаимодействия ребенка и телевизора, как умение различать вымысел и реальность, усвоение с его помощью гендерных ролей, степень замещения телевидением других видов досуга привлекли внимание Дафны Лемиш («Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей» 2007 г.), которая в своих исследованиях рассматривает тему маленьких жертв "голубого экрана" непредвзято и всесторонне.[13] Не будучи сторонником или противником телевидения как такового, автор воспринимает его в качестве неустранимой данности и призывает, прежде чем делать выводы о его ценности или исходящей от него угрозе, корректно ставить вопросы.
Детский психолог И. Медведева в своих исследованиях обращает внимание на поведение большинства мультгероинь, которое незаметно для юных зрительниц, по ее словам, ведет к угасанию желания продолжать род в дальнейшем. В своей статье она высказывается по этому поводу следующим образом: «Образ женщины, ранее наделенный романтикой и загадочностью, окрашивается реализмом, физиологичностью и жестокостью. Попутно высмеиваются ранее традиционные для российских женщин качества, какие прославляют наши старые добрые сказки – такие как целомудрие, застенчивость, бескорыстие, скромность, и материнство как таковое. Глядя на стереотипы мультгероинь, девочки впитывают особенности женского поведения, а у мальчика подсознательно формируется идеал женщины, который он будет потом искать. И критерием является не столько внешность, сколько – поведение героинь мультиков… Мультгероиня в западном мультфильме не только наделяется качествами мужского пола, но и ведет себя как супермен. Особенно ярко это выражено в фантастических мультиках»[14].
Также И. Медведева отслеживает у героев популярных западных мультфильмов неуважение, цинизм, порой жестокость к своей семье, родителям, братьям, сестрам. Во многих мультфильмах ими наделяется главный, положительный герой. И незаметно эти пороки въедаются в детское сознание, т.к. положительным героям нужно подражать.
Психолог Богатырев А.П. в своей статье о «Негативном влиянии западных мультфильмов» подчеркивает, что атмосфера западного мультипространства пронизана убийцами, колдунами, космическими пришельцами, воинами и прочими персонажами, общение с которыми мы никогда не выбрали бы в реальной жизни. А дети все это видят на экранах телевизора. У детей подсознание еще не защищено здравым смыслом и жизненным опытом, позволяющим отграничить реальное и условное. У ребенка все увиденное – реальность, запечатлевающая на всю жизнь. [15]Экран телевизора c насилием мира взрослых заменил бабушек и мам, чтение, приобщение к подлинной культуре. Отсюда рост эмоциональных и психических расстрой. Взрослые должны постоянно помнить, что до 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии, только после 12-ти лет дети учатся разделять виртуальную и действительную реальность. Поэтому не нужно оставлять ребенка один на один с телевизором, компьютером. Сам он защитится перед виртуальной агрессией, не сможет. А люди, которые должны нести ответственность за продукт «экрана», делают это не всегда.
Действительно, западные мультипликационные фильмы перебрались на телевидение и надежно заняли там свое место. Дети вынуждены смотреть, а вместе с тем и воспитываться на продукции, которая несет в себе механических монстров, вампиров, кровожадных чудовищ, всемогущих роботов, колдунов и злых волшебников. Почти во всех мультфильмах в сюжете присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, т.е. элементы агрессивного поведения и насилия. И почти все дети буквально взяты в плен мультипликацией, причем зачастую отказываются от игры – лишь бы сидеть перед телевизором. Мультфильмы не просто напичканы эпизодами насилия и агрессии, но и по средствам их внедряется антагонизм между детьми и родителями.
Исключить СМИ из жизни и воспитания детей невозможно и бессмысленно. Ведь есть много телепередач и компьютерных игр, которые служат настоящей энциклопедией нравственности и познания окружающего мира, демонстрацией моделей поведения в разных ситуациях. Но важно знать, что подключать детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы использовать ее по назначению, когда она будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами. И тогда возникнут совсем другие детские диалоги, игрушки, рисунки и игры. Что касается родителей, то они должны стать самыми желаемыми и привлекательными объектами внимания для своих детей. Если читать детям вслух, сочинять вместе с ними сказки, побольше гулять и играть с ними, ходить в театр, в цирк, тогда все другие средства массовой информации займут в жизни ребенка скромное место.
Тем не менее, опасения многих родителей и специалистов, работающих с детьми, имеют весьма серьезные основания. Медики и физиологи все чаще говорят об отрицательном воздействии СМИ на состояние здоровья детей. Психологи и родители утверждают, что СМИ изменяют и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели поведения. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: культсилы, агрессии, грубого и пошлого поведения, что приводит к гипервозбудимости детей. Растет новое, «мультимедийное поколение», у которого другие ценности, модели поведения и ориентации в мире информации.
Список литературы:
- Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? -М.: Даниловский благовестник, 1999. - 144 с.
- Абраменкова В.В. Ребенок в «заэкранье»: кромешный мир компьютерных игр, М.: Лепта Книга, 2008 – 112 с.
- Азнаурян И. Влияние телевизора на детское зрение // Мама и малыш. – М.: Издательский дом «9 месяцев», 2004. - №7. – с.15.
- Богатырев А. П. Мы и они. Общество морали против общества потребления [Электронный ресурс] / А.П. Богатырев. – Электрон. ст. Бм, Бг. Режим доступа к ст.: http: // www. usinfo.ru /
- Героев Г. Правда про "мультики" [Электронный ресурс] / Г. Героев . – Электрон. Ст. – Бм, Бг. Режим доступа к ст.: http: // www. rustrana.ru /
- Дафна Лемиш. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей / Пер. с англ. С.Д.Грековой. — М, Поколение, 2007.
- Козлова Е.Б., Кириллова М.В., Козлова М.И. Психологические аспекты влияния информационной среды на смысловую функцию мотивации ребенка [Электронный ресурс] / Е.Б. Козлова. – Электр.ст. – Бм, Бг. Режим доступа к ст.: http // www. science-kaluga.ru. /
- Медведева И..Я. Осторожно, "Цивилизация!" [Электронный ресурс] / И.Я. Медведева - М.: ИнфоЦентр "Подспорье", 2006.
- Музрукова Т.Г., Нечаева И.В. Краткий словарь иностранных слов.-М.: Рус.яз., 1995. – 395 с.
- Сила телевидения. Обзор семинара // ПОЛИС.- № 6/1994 - с. 20-26
- Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. М.:"ОЛМА-ПРЕСС", 2002. – 326 с.
- Цехместренко Т. А. У теленяньки дитя без друга // Психология. №2/2006. – с.27-28.
- Чудинова В.П. Детское чтение. Негативные последствия развития медиасреды // Дети и культура / отв. ред. Б.Ю. Сорочкин. – М. : КомКнига, 2007. – С. 131-164.
- Шариков А.В., Чудинова В.П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура / Отв. Ред. Б.Ю.Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. С. 58-85.
[1] Музрукова Т.Г., Нечаева И.В. Краткий словарь иностранных слов.- М.: Русская мысль., 1995. – 395 с. (с.7)
[2] Сила телевидения. Обзор семинара // ПОЛИС.- № 6/1994 - с. 20-26 43.
[3] Шариков А.В., Чудинова В.П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура / Отв. Ред. Б.Ю.Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. С. 58-85.
[4] Азнаурян И. (академик РАМТН, руководитель клинического объединения центров охраны зрения детей и подростков «Ясный взор») Влияние телевизора на детское зрение // Мама и малыш. – М.: Издательский дом «9 месяцев», 2004. - №7. – с.15
[5] Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. М.:"ОЛМА-ПРЕСС", 2002. – 326 с. (с.20)
[6] Козлова Е.Б., Кириллова М.В., Козлова М.И. Психологические аспекты влияния информационной среды на смысловую функцию мотивации ребенка (смысловую функцию мотивации поведения) ) [Электронный ресурс] / Е.Б. Козлова. – Электр.ст. – Бм, Бг. Режим доступа к ст.: http // www science-kaluga.ru. / (с. 323).
[7] Чудинова В.П. Детское чтение. Негативные последствия развития медиасреды // Дети и культура / отв. ред. Б.Ю. Сорочкин. – М.: КомКнига, 2007. – С. 131-164.
[8] Дафна Лемиш. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей. / Пер. с англ. С.Д. Грековой. — М.: Поколение, 2007.
[9] Абраменкова В.В. Ребенок в «заэкранье»: кромешный мир компьютерных игр, М.: Лепта Книга, 2008 – 112 с.
[10] Цехместренко Т. А. У теленяньки дитя без друга // Психология. №2/2006. – с.27-28.
[11] Богатырев А. П. Мы и они. Общество морали против общества потребления [Электронный ресурс] / А.П. Богатырев. – Электрон. ст. Бм, Бг. Режим доступа к ст.: http: // www/ usinfo.ru /
[12] Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? М.: Даниловский благовестник, 1999. - 144 с.
[13] Дафна Лемиш. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей. Пер. с англ. С.Д. Грековой. — М.: Поколение, 2007.
[14] Медведева И.Я. (детский психолог, член Союза писателей, председатель международного общества арт-педагогов и арт-терапевтов, один из авторов методики «куклотерапии»).
Медведева И..Я. Осторожно цивилизация. [Электронный ресурс] / И.Я. Медведева - М.: ИнфоЦентр "Подспорье", 2006.
[15] Героев Г. Правда про "мультики" [Электронный ресурс] / Г. Героев . – Электрон. Ст. – Бм, Бг. Режим доступа к ст.: http: // www. rustrana.ru /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологические факторы здоровья детей и подростков
В данной статье затрагиваются проблемы здоровья детей. Рассматриваются факторы, оказывающие негативное влияние на социально-психологическое здоровье дошкольников. Материал рекомендуется для обращения ...

Родительское собрание на тему: «Социально-психологические факторы здоровья детей».
материал для родительского собрания...

"Создание приоритета здоровья подрастающего поколения"
Физическое развитие способствует скорейшей адаптации ребенка к пребыванию в ДОУ. Привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе....
Методические рекомендации адресованы родителям, педагогам дошкольных учреждений и всем, кто заинтересован в формировании, сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения.
Статья по применению здоровьесберегающих технологий...

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения в условиях ДОУ и семьи
Проблема оздоровления детей - это не компания одного дня деятельности, а систематическая, спланированная работа....

Родительское собрание: «Социально-психологические факторы здоровья детей».
Здоровье – это наличие у человека состояния полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.Поэтому мне бы хотелось оста...
