"Создание приоритета здоровья подрастающего поколения"
статья на тему

Никитина Галина Михайловна

Физическое развитие  способствует скорейшей адаптации ребенка к пребыванию в ДОУ. Привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание приоритета здоровья подрастающего поколения.

Проблема сохранения и формирования здорового поколения выделена президентом как приоритетное направление современного образования.

В России сложилась крайне, отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих родителей и не может восполнить убыли населения. Данный пример говорит о социальной катастрофе, связанной, прежде всего, с национальной безопасностью и состоянием здоровья будущего поколения России.

Именно по этому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное президентом В.Путиным Постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показало беспокойство государства за будущее страны. В связи с этим Правительством Российской Федерации своевременно принята целевая программа «Дети России». Особое место в программе уделяется подпрограмме «Здоровый ребенок», целью которой является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития.

Значимость данной проблемы определена и в Законе «Об образовании» (подраздел 2, ст.1, ч.1), Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования, в Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

На здоровье детей отрицательно влияют: ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое, «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок-музыка), а также социальная напряженность в обществе, интенсификация процесса обучения.

Долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования. Дошкольные образовательные учреждения в этом процессе играют не последнюю роль. О полноценном качестве образования можно говорить только тогда, когда в нем присутствует здоровьесберегающая и здоровьеформирующая составляющие.

Дошкольный возраст является важным периодом жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Все что приобретено ребенком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь.

 Родители играют огромную роль в сохранении и формировании здоровья детей. Большинство родителей стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением его физического здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников необходима целенаправленная систематическая совместная работа педагогов и родителей.

Передо мной  возникают вопросы: как организовать полноценную систему работы с родителями по здоровьесбережению детей? Какие формы и методы лучше использовать, чтобы повысить эффективность этой работы?

В настоящее время в моей работе приоритетным направлением является защита, сохранение и укрепление здоровья детей. Я хорошо понимаю, что имеется в виду не только его физическое, но и психическое, и интеллектуальное, и социальное здоровье.

Важнейшими особенностями воспитательно-оздоровительной работы в нашем дошкольном учреждении являются организация всех режимных моментов соответственно возрасту детей (питание, сон, бодрствование) и формирование здоровьесберегающей предметно-пространственной среды с целью проведения развивающих физических упражнений и закаливающих процедур. Общей целью родителей и меня, как педагога дошкольного учреждения является вырастить ребенка физически и психически здоровым, инициативным, разносторонне развитым.

Формирование умений с ранних лет заботиться о сохранении своего здоровья и здоровья своих близких, противостоять отрицательным явлениям  в поведении окружающих становится приоритетным направлением в моей  работе с детьми  дошкольного возраста.

Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку и его родителям значимость физического, психического, интеллектуального (умственного) и социального здоровья для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств и душевных сил, личностного становления.

Создание приоритета здоровья подрастающего поколения в наше время невозможно без включения в деятельность педагога ДОУ здоровье сберегающих технологий, которые включают в себя совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование осознанного и ценностного отношения к своему здоровью.

Мной выбраны и применяются следующие средства в системе здоровьесберегающих технологий:

  1. Средства двигательной направленности:
  • элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание);
  • физические упражнения;
  • физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, самомассаж.
  1. Оздоровительные силы природы:
  • солнечные и воздушные ванны;
  • водные процедуры;
  • фитотерапия;
  • ингаляции
  1. Гигиенические факторы:
  • выполнение санитарно-гигиенических требований;
  • личная и общественная гигиена;
  • проветривание и влажная уборка помещений;
  • соблюдение режима дня.

В системе здоровьесберегающих технологий мной используются такие формы занятий как занятия:

  • с применением функциональной музыки;
  • с чередованием занятий  с высокой и низкой двигательной активностью;
  • с проведением оздоровительных мероприятий;
  • с использованием элементов эдоровьесберегающей среды.

Для воспитанников моей группы приемлемы следующие приемы здоровьесберегающих технологий:

  1. Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения).
  2. Компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, массаж).
  3. Стимулирующие (приемы закаливания, психотерапии, фитотерапии).
  4. Информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, педагогам).

Начиная работу по физкультурно-оздоровительному направлению, я изучаю литературу по физическому воспитанию дошкольников и  применяю интересные новшества в своей работе.

Помощниками и союзниками в этой деятельности являются родители дошкольников. По этому, для себя я определила следующие задачи работы с родителями:

  1. Повышение общей педагогической культуры родителей и культуры здоровья.
  2. Пропаганда здорового образа жизни.
  1. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания по здоровьесбережению.
  2. Организация совместной работы с родителями с целью решения психолого-педагогических проблем развития каждого ребенка.
  3. Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями через тренинги, консультации, семинары, практикумы и другие интерактивные формы работы.
  4. Просвещение родителей с целью создания здоровьесберегающей, психологически комфортной среды в семье.
  1. Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Для реализации поставленных задач мной используются разнообразные интерактивные формы работы с родителями:

  • родительские собрания в нетрадиционных формах (игры, семинары-практикумы, тренинги и др.);
  • праздники здоровья;
  • спортивные соревнования;
  • выставки детских работ;
  •  «круглые столы»;
  • «Устные журналы» для родителей;
  • совместные занятия с детьми и родителями;
  •  «Семейный музей»;

          •«Семейный театр».

Для успешности в данной работе с родителями мной используется следующий план изучения семьи:

  1. Структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, профессия, образование, межличностные отношения родителей, отношение родителей к детям, стиль общения с детьми).
  2. Основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность иль анархия, взаимное доверие или жесткий контроль, взаимопомощь или опека и т. п.).
  3. Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают - положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей.
  4. Социальный статус отца и матери в семье: степень участия и влияния в воспитательном процессе, наличие желания воспитать ребенка здоровым.
  5. Воспитательный потенциал семьи, уровень культуры здоровья и психолого-педагогической культуры родителей, знание своего ребенка, адекватность и объективность оценок собственного поведения.

Наблюдения и опыт работы показывают, что такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует скорейшей адаптации ребенка к пребыванию в ДОУ, привлечению родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе, снижению уровня заболеваемости дошкольников, овладению детьми навыками сохранения  и укрепления своего здоровья, здорового образа жизни. Благодаря именно такому подходу родители стали обращать  внимание на свое здоровье, и на здоровье своего ребенка, педагогический процесс в  ДОУ стал более интересным, педагогическая  деятельность  дополнена  эффективными  методами, снизилась заболеваемость воспитанников, улучшились  качественные показатели работоспособности  дошкольников, стабилизировался эмоциональный фон воспитанников, улучшился психологический  климат в группе.

Все это позволит детям в дальнейшем успешно справляться с нагрузками в школе, сохранять правильную осанку на уроках, проявлять усидчивость, сохранять внимание.

.
   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аспекты формирование основ национальной и этнической толерантности у подрастающего поколения

Основополагающие документы РФ в области образованияпо данной теме,рассматривается нормативно-правовая база воспитания толерантной личности, актуальность проблемы, личность педагога в поликульту...

"Патриотическое воспитание подрастающего поколения"

В данной статье раскрыты сущность, задачи и содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста....

Вариативная программа по профилактике детского дорожного травматизма "Безопасную дорогу подрастающему поколению"

Программа «Безопасную дорогу подрастающему поколению» - прекрасная возможность пройти курс первоначального обучения навыкам и основам...

Методическая разработка. Тема: « Формирование навыков безопасного поведения и приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни »

Здоровый образ жизни практикуется ещё с давних времён и прививается с раннего детства.Метадическая разроботка расчитана на формирование навыков безопасного поведения....

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения в условиях ДОУ и семьи

Проблема оздоровления детей - это не компания одного дня деятельности, а систематическая, спланированная работа....