Психологические особенности детей дошкольного возраста
презентация по психологии

Ермолаева Татьяна Анатольевна
Дошкольное детство является периодом развития ребёнка от 3 до 7 лет. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, а также познавательных процессов и видов деятельности. Психическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_psihologicheskie_osobennosti_doshkolnikov.ppt987.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 11 «Малышка» Психологические особенности детей дошкольного возраста

Слайд 4

Психологические особенности детей 3-го года жизни В раннем возрасте у детей появляются различные формы деятельности, такие как игра, рисование, конструирование, что подготавливает их переход к дошкольному возрасту. В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Память детей 3 лет непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в их памяти без всяких внутренних усилий. Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления запоминаются прочно и надолго. В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют, и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления. Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребёнок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения.

Слайд 5

В 3 года ребёнок начинает осваивать гендерные роли: девочка-женщина, мальчик-мужчина, идентифицирует себя с представителями своего пола, аргументируя по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, причёска и т. д.). Ранний возраст завершается так называемым кризисом трех лет. Суть его заключается в том, что у ребенка формируется образ «Я». Он переходит от называния себя в третьем лице к называнию в первом лице, при этом стремится утвердиться в разных сферах, в том числе и в повседневных действиях. Ребенок старается многие вещи делать самостоятельно («Я сам!»). Следует поощрять самостоятельность ребенка и предоставлять ему возможность самому выполнять некоторые действия, например, убирать игрушки, застегивать пуговицы и надевать штанишки.

Слайд 6

Психологические особенности детей 4-го года жизни К 4 годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом 3 лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Дети 4 лет усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»). В этот период высока потребность ребёнка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребёнок начинает осваивать основные движения.

Слайд 7

Психологические особенности детей 5-го года жизни Дети в 5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами. В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В процессе игры роли могут меняться.

Слайд 8

В 5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый. В общую игру вовлекается от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин, в отдельных случаях может достигать и 40-50 мин. Дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнёры по играм (хотя в течение года они могут и поменяться несколько раз), всё более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола. Постепенно усложняются реплики персонажей, дети ориентируются на ролевые высказывания друг друга, часто в таком общении происходит дальнейшее развитие сюжета. При разрешении конфликтов в игре дети всё чаще стараются договориться с партнёром, объяснить свои желания, а не настоять на своём. В возрасте 5 лет преобладает репродуктивное воображение, которое помогает ребёнку познавать окружающий мир, переходить от известного к неизвестному. Элементы воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.

Слайд 9

Психологические особенности детей 6-го года жизни В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения - формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.

Слайд 10

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-30 мин вместе со взрослым. Также в этом возрасте у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно (т. е. без специальной цели) запоминать достаточно большой объём информации. Более совершенной становится крупная моторика. Развиваются выносливость и силовые качества. Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании. К 6-7 годам ребёнок уже может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья (здоров он или болен), а также состояние здоровья окружающих; может назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган; владеет культурой приёма пищи; одевается, в соответствии с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно. В целом ребёнок 6-7 лет уже осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.

Слайд 11

Итогом развития ребенка в период дошкольного возраста становится изменение его личности в целом, развитие самосознания. Основное новообразование и достижения в психическом развитии позволяют ребенку осмыслить себя в деятельности: какой «Я»? Происходит становление процесса дифференциации самооценки себя как личности и как действующего субъекта, т.е. появляются общая и частная самооценки.

Слайд 12

Памятка - Психологические особенности дошкольников Необходимо обратиться за консультацией к специалистам (детскому врачу или психологу или логопеду и др.) если : - ребенок испытывает трудности в произношении речи, формулировании предложений и изложении своих мыслей; - ребенок часто болеет, и болезни протекают с осложнениями; - ребенок не проявляет интереса к новым знаниям, не хочет рисовать, лепить, учить буквы и цифры; - ребенок не способен удерживать внимание более 5-7 минут на игре или каком-либо упражнении со взрослым; - ребенок на каждое разумное требование взрослого проявляет капризность и активное непослушание; - ребенок дошкольного возраста, систематически избивает других детей или животных, поднимает руку на педагога или родителей; - ребенок постоянно избегает общения с людьми, не устанавливает зрительный контакт со собеседником, предпочитает абсолютное одиночество. Для дошкольника совершенно нормально : - интересоваться всем новым и неизвестным вокруг, изучать свое тело и, при возможности, тело других детей; - стремиться к общению «на равных» с другими детьми и взрослыми, а также своими родителями; - быть «хорошим» и любимым, пытаться «завоевывать» внимание родителей и значимых для него близких людей; - активно выражать свои эмоции и чувства (как положительные, так и отрицательные), иногда капризничать и выражать свое недовольство, часто веселиться и баловаться, активно двигаться (лазать, бегать, прыгать, ползать); - сопротивляться (надоевшим и повторяющимся) однотипным требованиям родителей; - не делиться своими игрушками с другими детьми, если он этого не хочет; - играть, играть и еще раз играть, в самые разнообразные игры (как в коллективе, так и в одиночку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Определение рамок «нормы» и «патологии» («анома­лии») на сегодняшний день остается предметом дискус­сий для представителей различных наук. С позиций психологии более адекватным является рассмотрение э...

"Психологические особенности детей дошкольного возраста"

Психическое развитие ребенка в дошкольном детстве изучено достаточно подробно. Тем не менее, раскрыть динами­ку развития психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение и др.), ...

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Краткое описание психологических особенностей детей с 2 до 7 лет....

Психологические особенности детей дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ1 ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста1.2. Особенности эмоц...

Психологические особенности детей дошкольного возраста с зпр.

В выступлении раскрыты :  психологические особенности развития  детей с задержкой психического развития, познавательные особенности детей....