«Темперамент личности педагога в профессиональной деятельности»
консультация по психологии
Успех образовательной и воспитательной работы зависит от множества факторов, но наибольшее значение имеет личность педагога. Среди его индивидуальных качеств особенно важны психодинамические характеристики, такие как темперамент, способности и характер.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красносельского района Санкт-Петербурга
Консультация на тему:
«Темперамент личности педагога в профессиональной деятельности»
Подготовила: педагог-психолог Магомедова С. К.
Санкт-Петербург
2025
«Темперамент личности педагога в профессиональной деятельности»
Темперамент личности педагога в профессиональной деятельности
Успех образовательной и воспитательной работы зависит от множества факторов, но наибольшее значение имеет личность педагога. Среди его индивидуальных качеств особенно важны психодинамические характеристики, такие как темперамент, способности и характер.
Темперамент — это совокупность устойчивых психодинамических свойств, отражающихся в поведении и деятельности. Он окрашивает все психические проявления, влияет на протекание эмоций и мыслительных процессов, волевые действия, а также определяет темп и ритм речи. Темперамент формирует такие черты личности, как впечатлительность, эмоциональность и тревожность, и значительно влияет на развитие характера и динамику человеческого поведения.
Впервые о типах темперамента заговорил Гиппократ, утверждая, что они зависят от соотношения четырех основополагающих "соков" жизни. Позже Клавдий Гален и другие ученые развили эту идею, выделив типы темпераментов, которые стали широко известны: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.
Успех образовательно-воспитательной работы зависит от многих факторов, но прежде всего от педагога. Среди личностных свойств педагога особенное значение имеют такие индивидуально-психологические свойства, как темперамент, способности, характер.
Сегодня пойдет речь о темпераменте педагога, который рассматривается в неразрывной связи с характером.
Темперамент - совокупность индивидуальных относительно устойчивых
психодинамических свойств психики человека, проявляющихся в го поведении деятельности.
Темперамент окрашивает все психическиепроявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия, влияет на темп и ритм речи. От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность. Темперамент оказывает существенное влияние формирование характера, динамические особенности поведения человека.
Впервые о темпераментах сказал Гиппократ (V в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных "соков" жизни, входящих в его состав: крови, флегмы, желтой желчи, черной желчи. Клавдий Гален (II в. до н.э.) продолжил. Он разработал первую типологию темпераментов (трактат "Detemperamentum") Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые в наше время пользуются широкой известностью:
• холерика (от греч. chole - "желчь"),
• сангвиника (от лат. sanguis - "кровь"),
• флегматика (от греч. - phlegma - "флегма"),
• меланхолика (от греч. melaschole - "черная желчь")
Далее были типологии И. Канта, Э. Кречмера, У. Шелдона. И.П.
Павлов, различал силу возбуждения и силу торможению, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы.
Выделенные
И.П.Павловым
нервной системы по основным характеристикам
соответствуют 4 классическим типам темперамента:
• сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения - холерик;
• сильный, уравновешенный, подвижный - сангвиник;
• сильный, уравновешенный, инертный - флегматик;
• слабый тип- меланхолик
Рассмотрим подробнее типы темперамента и его возможное влияние на работу педагога.
Психологическая характеристика типов темперамента
Сангвиник - человек с уравновешенной, подвижной нервной
системой. Обладая высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Речь сангвиника, как правило, громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонациями, уравновешенная и плавная. Сангвиник сравнительно легко и быстро переживает неудачи. Он легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без особых усилий He только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками;
Холерик - человек, нервная система которого характеризуется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он Реагирует быстро, часто необдуманно, проявляя нетерпение. веныльчивость, несдержанность. Неуравновешенность нервной сИСТемы предопределяет цикличность его активности: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго и, как только они истощаются, наступает упадок сил. Холерику трудно дается деятельность, требующая плавных движений, спокойного, медленного темпа, он неизбежно будет проявлять нетерпение, резкость движений;
Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего все психические процессы протекают замедленно. Гроение ровное.Флегматик обладает трудностям, ho не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Он упорный труженик, отличающийся терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни ося к новым условиям;
Меланхолик - человек со слабой нервной системой, обладающей повышенной чувствительностью. Характеризуется низким уровнем активности, замедленностью
движений, сдержанностью моторики и речи. Настроение очень изменчиво, но чаще бывает грустное, подавленное, тревожное. Меланхолик неуверен в себе, Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Он очень склонен отдаваться переживаниям, неуверен в себе, робок.
Проявление темперамента зависит не только от особенностей типа, состояния нервной системы, но и от общей культуры человека. Ввиду большого разнообразия сочетаний различных свойств нервной системы наряду с четырьмя традиционными типами темперамента, которые в чистом виде встречаются крайне редко, существует большое количество промежуточных типов, различных вариантов темперамента.
Обычно, чистых темпераментов практически не бывает. Каждый человек имеет сочетание двух темпераментов, один из которых - основной, а другой дополнительный. Но постоянное проявление только основного и дополнительного темперамента - скорее исключение, чем правило.
Каждая личность содержит в себе все четыре темперамента, но в разной пропорции. Каждый из них выходит на первый план, в зависимости от ситуации. Основной, ведущий темперамент проявляется на близкой психологической дистанции (в знакомой обстановке, с близкими людьми) в комфортной психологической атмосфере. Дополнительный темперамент ярче проявляется в напряжённой и (или) конфликтной ситуации. Например, защищая свои личные интересы, отстаивая своё мнение и т.д.
Третий тип темперамента проявляется в официальной обстановке, на далекой психологической дистанции (в отношении с руководством, подчиненными или партнерами из других организаций, просто незнакомыми людьми). Этот тип темперамента можно назвать ролевым, т.к. человек в такой ситуации скован условностями, и, приспосабливаясь к обществу, играет определенную социальную роль.
Четвертый тип темперамента, проявляется наиболее редко. Как кратковременная реакция на
стрессовые ситуации (крах фирмы и неожиданное увольнение, тяжелая болезнь или смерть близкого человека, какое-либо
стихийное бедствие: пожар, наводнение и т.д.).
Поэтому проблема четкого деления людей по общим признакам нервной системы, исходя только из четырех типов темперамента, уступила место более углубленному изучению отдельных свойств нервной системы, лежащих в основе индивидуального темперамента конкретного человека, которого могут наблюдаться черты разных традиционно выделявшихся ранее типов темперамента. В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. В то же время свойства темперамента имеют тенденцию более резко проявляться с возрастом человека.
Темперамент и его влияние на педагога.
Педагог – холерик.
Среди хороших педагогов немало холериков. Однако в профессионально - педагогической деятельности педагогам – холерикам надо следить за своим поведением, тормозить несдержанность, воспитывать терпеливость. Для этого надо хорошо понимать сущность педагогической профессии, требования к личности педагога. Положительные черты: активность, энергичность, решительность, страстность; он не теряется при встрече с трудностями, упорен в их преодолении.
Отрицательные черты: несдержанность, резкость, аффективность; в педагогической деятельности ему мешают нетерпеливость, повышенная возбудимость.
Педагог – сангвиник. Сангвинический темперамент создает хорошие условия для работы педагога, однако педагог–сангвиник должен помнить о своей впечатлительности, эмоциональности, следить за тем, чтобы занятия не приобретали развлекательный характер, излишне не раздражали детей; сангвиник должен ограничивать свою торопливость. Положительные черты: жизнерадостность, подвижность, энергичность, эмоциональность, общительность, умение быстро приспособиться к новым условиям, легко переключать и распределять внимание, гибкость ума, хорошие организаторские способности.
Отрицательные черты: непостоянство в поведении, легкомысленность, поверхность, дилетантизм; нежелание выполнять черновую, обыденную работу, склонность переключаться на более интересную деятельность, - порой становятся значительным недостатком в осуществлении педагогической деятельности. Сангвиник может переоценивать свои возможности, результаты труда, не всегда правильно осознает свои недочеты, а это влияет на отношение к выполняемой работе, на методы и ее результаты.
Педагог – флегматик.
Для педагогической деятельности флегматический темперамент очень благоприятен. Однако ему нужно тщательно продумывать план его образовательной деятельности, методы ее проведения, что бы воспитанники не заскучали. Медленность, вялость, педагога флегматика должны компенсироваться тщательной подготовкой, продумыванием разнообразных форм и методов работы, оттачивание педагогической техники. При этом действия педагога становятся быстрыми и оперативными.
Положительные черты: спокойный, неторопливый, терпеливый, выдержанный, хорошо владеет собой, проявляет педагогический такт, а это очень важные качества для педагога. Отрицательные черты: может быть очень медлительным, вялым, внешне мало выражает чувства, не может быстро переключать внимание на решение новых задач, слабо распределяет внимание, трудно привыкает к новой обстановке.
Педагог - меланхолик. Меланхолический темперамент в педагогической работе оценивается как возможный, но нежелательный. Меланхолику подходит четко продуманный режим, который предусматривает постепенный переход от одних условий жизни, способов действия к другим. Положительные черты: мягкость, отзывчивость, тактичность, глубина и стойкость чувств меланхолика. Отрицательные черты: очень впечатлительный, нерешительный, замкнутый, с повышенной тревожностью, невысокой трудоспособностью, истощаемостью нервной системы, невысокой требовательностью; требует особенно чуткого и осторожного отношения к себе, трудно переживает смену жизненного окружения, в новых условиях теряется. В поведении меланхолика проявляется недооценка своих возможностей, неуверенность в себе, в оценке педагогической деятельности, повышенная эмоциональная возбудимость, болезненная чувствительность к мелочам, постоянное чувство тревожности. Для него очень опасно перенапряжение умственной и эмоциональной деятельности, т.к. это приводит к истощению нервной системы, появление неврозов, росту неудовлетворенности педагогической профессией.
Темперамент дается человеку на всю жизнь. Его не переделаешь. Плохих и хороших темпераментов не бывает. Свой темперамент можно и нужно контролировать.
Поэтому педагогам необходимо и очень важно знать особенности своего темперамента и учитывать их проявление в педагогической деятельности – опираться на положительные черты, использовать свои сильные стороны и сдерживать, тормозить отрицательные, преодолевать негативные стороны темперамента. Учитывая свой тип темперамента можно добиваться высоких результатов.
Важно понимать, что нет лучших или худших темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его достоинств и нивелирование его отрицательных граней, ведь «Всякий человек есть творец своей судьбы» .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО.
Материал создан для методистов и старших воспитателей ДОУ как помощь в проведении педагогического совета, методического объединения или семинара по теме готовности педагогов к введению ФГОС ДО....

Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога.
С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).Что...

Семинар-практикум "Здоровьесбережение педагогов в профессиональной деятельности"
Современному педагогу необходимо быть здоровым, сохранять высокую работоспособность и творческое долголетие, для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. Напряжённая работа педагога с детьм...

Успешный педагог – успешная профессиональная деятельность
laquo;Успешный педагог – успешная профессиональная деятельность» Целевая аудитория: педагогический коллектив ДОУ.Цель: определение наиболее значимых критериев успешности педагогическ...

Круглый стол для педагогов МДОУ «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога», доклад на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ» 23 апреля 2019 года
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...
Педсовет «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога»
Цель: повышение качества работы педагогов в ходе реализации Профессионального стандарта педагога.Форма проведения: круглый стол....

