Тренировка восприятия и наблюдательности
презентация по психологии
Профессиональное саморазвитие
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 766.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи Профессия психолога требует от специалиста постоянного развития и совершенствования таких качеств как наблюдательность, внимательность. В данном комплексе представлены упражнения для развития вышеуказанных качеств, способствующих решению следующих задач: выработка умений и навыков концентрации внимания на предмете, лице или группе предметов, лиц, фиксирование их в своей памяти; развитие зрительной памяти и наблюдательности; развитие наблюдательности в ситуации беседы. Занятия проводятся как в индивидуальной так и групповой форме.
Упражнение 1. ВЕЩИ НА СТОЛЕ На столе разложены: блокнот, авторучка, футляр от часов, бумага, монеты... Подойдите к столу и «сфотографируйте» внутренним зрением все предметы. «Фотографировать» с короткой выдержкой на счет «пять». Раз , два, три, четыре, пять! Теперь отвернитесь и «проявите фотографию» на своем экране внутреннего зрения. Расскажите , какие предметы лежат на столе, в каком порядке. Проверьте себя. Для этого повернитесь, посмотрите и отвернитесь. О чем забыли, что пропустили? Через некоторое время вновь посмотрите и отвернитесь. Какие изменения произошли на столе: что переложено на другое место, какие новые вещи появились. Разложите вещи так, как они лежали вначале, сверяя с «фотографией», которая хранится в вашей памяти.
Упражнение 2 . ФОТОАППАРАТ Обучающиеся садятся полукругом. Один стоит перед ними и «фотографирует» своих товарищей (с обусловленной выдержкой 20, 10 или 5), а затем выходит за дверь. Во время короткой паузы участники пересаживаются на другие места. Можно звать «фотографа». Как они сидели раньше?
Упражнение 3. ФОТОГРАФЫ На площадке расставлены стулья. Один или несколько обучающихся «фотографируют» (с короткой выдержкой - 3, 2, 1) общий вид комнаты и выходят. Пока они находятся за дверью, следует изменить положение двух-трех стульев (не делая полной перестановки). После возвращения фотографы должны описать прежнюю обстановку. Или: два человека стоят перед группой, а все сидящие «фотографируют» их с обусловленной выдержкой. Затем эти двое выходят за дверь и что-то изменяют в своем внешнем виде, прическе, меняются деталями одежды. Когда они входят в комнату, остальные должны рассказать, как было до того.
Упражнение 4 . СОБЫТИЕ НА КАРТИНЕ Участники пускают по кругу репродукцию какой-либо картины, открытку или фотографию. После того как она побывает в руках у каждого по два раза, ее откладывают. При общем обсуждении обучающиеся должны вспомнить: содержание картины; ее сюжет; основное запечатленное на ней событие; отдельные действия, из которых складывается и в которых проявляется это событие; характеры изображенных людей.
Упражнение 5. ГЛАЗА ТОВАРИЩЕЙ Упражнение направлено на тренировку непрерывности внутреннего видения. Обучающиеся садятся в два ряда лицом друг к другу, затем им предлагают отвернуться. Хорошо ли вы помните величину, форму, цвет глаз сидящих напротив? Посмотрите еще раз в их глаза, на счет «десять» проверьте свою память. Распределите время - надо успеть, пока идет счет, запомнить глаза всех. Раз, два, ..., девять, десять! Не закрывайте глаза, только отвернитесь. Первый слева рассказывает, а остальные проверяют описание, сопоставляя его со своим внутренним видением. Мысленно пересадите своих товарищей в таком порядке: слева должен сидеть самый светлоглазый, а справа самый темноглазый. Не смотрите на них, отвернитесь. Проверьте себя на счет «пять». Посмотрите и отвернитесь. Расскажите, как пересадили товарищей. 9 Сообща проверьте правильность решений при подведении итогов.
Упражнение 6. ВОСПРИЯТИЕ БЕСЕДЫ Демонстрируется короткий (на 20-30 с) озвученный киноили видеофрагмент беседы с несколькими участниками. После внимательного просмотра фрагмента обучающиеся воспроизводят содержание того, что говорили участники беседы, а также их фамилии, имена, отчества, отмечают индивидуально-психологические особенности. Упражнение повторяется 5-10 раз на аналогичных кино- или видеофрагментах. При этом время демонстрации фрагментов сокращается постепенно до 10 с.
Упражнение 7. БИОГРАФИЯ ПО ВЗГЛЯДАМ Попробуйте изучать взгляды людей. Вы убедитесь, что способов смотреть существует великое множество. Будет даже момент, когда вам покажется, что нет ни одного одинакового взгляда. Вскоре вы начнете находить объединяющие признаки «способов смотреть» у разных людей, а затем и своеобразие каждого взгляда. Лучше всего наблюдать за людьми, когда они общаются друг с другом и, разумеется, не знают, что вы следите за ними. Классифицируя взгляды, каждый раз думайте о том, почему на один и тот же предмет, на одно и то же событие один человек смотрит так, а другой - иначе? А вы сами как смотрите на это событие? Как относитесь к нему? О чем думаете в это время? Изучая взгляды, вам придется задумываться об особенностях характеров людей, их судьбах, о связях человека с окружающим миром
Упражнение 8. ПАНТОМИМА Встаньте в круг. Представьте себе, что вы находитесь в саду. Рвите воображаемые яблоки и груши и кладите их в воображаемую корзину. Фиксируйте напряжение в руке. Начали ! Кто через минуту сумеет доказать, что у него самая тяжелая корзина, тот и будет ведущим. Продолжайте . Достаточно. По очереди покажите, у кого самая тяжелая корзина, и определите победителя. После этого победитель должен придумать другую ситуацию (например, передать соседу воображаемые тяжести - кирпичи, ведро с водою). При этом он должен объяснить, с какой целью это делается, где мы находимся (на пожаре, на стройке и т.д.). Ведущий определяет, чья пантомима в данной ситуации достовернее. Победитель будет самостоятельно организовывать следующую пантомиму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развиваем наблюдательность и память ребёнка
Игры, развивающие наблюдательность и зрительную память, очень полезны слишком эмоциональным или чересчур подвижным детям, помогая их несколько «остудить» или «притормозить». Как ни странно...
ПДД - обучение наблюдательности на улице
Памятка для родителей....

Использование специфических средств, отвечающих клинико-психологическим особенностям детей с ДЦП, для тренировки движений рук, развития мелкой моторики, зрительно-пространственного восприятия при проведении занятий продуктивной деятельности.
Использование специфических средств, отвечающих клинико-психологическим особенностям детей с ДЦП, для тренировки движений рук, развития мелкой моторики, зрительно-пространственного восприятия при пров...

Советы логопеда "Тренировка, тренировка!"(БУКЛЕТ)
Буклет предназначен для работы с родителями детей старшей группы и содержит "Сказку о весёлом язычке и занимательные игры с применением Су-джок массажёров"...
«Развитие и тренировка зрительного восприятия с помощью офтальмотренажеров у детей 5-6 лет»
В статье говорится о том, что поддержка зрительной работоспособности детей с нарушением зрения осуществляется с помощью проведения различных занятий, игр и упражнений, способствующих...

Математические игры на восприятие и тренировку памяти
1. Математические игры на восприятие и тренировку памяти 1.1. Игра "Путаница"На столе или на доске раскладываются карточки с цифрами от 1 до 9 в любом порядке. Сначала можно использоват...

Рекомендация для родителей "Игры для тренировки различных видов восприятия"
Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра».У В...