Работа с тревожностью и страхами в песочной терапии
занимательные факты по психологии
Тревожность у детей дошкольного возраста может развиваться по разным причинам, связанным как с индивидуальными особенностями восприятия, так и с влиянием окружения. Помочь ребенку межно с использованием, использую приемы и методы песочной терапии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с тревожностью и страхами в песочной терапии
Психологические механизмы возникновения тревожности у детей дошкольного возраста:
Тревожность у детей дошкольного возраста может развиваться по разным причинам, связанным как с индивидуальными особенностями восприятия, так и с влиянием окружения:
Особенности восприятия:
Дошкольники склонны к чувству тревожности из-за ограниченного опыта и недостаточных навыков обработки информации. Они часто испытывают страх перед неизвестными или непривычными ситуациями, что проявляется в виде тревожных реакций. Эмоциональная нестабильность, ограниченные навыки регуляции эмоций и высокая восприимчивость к стрессовым факторам усиливают тревожность.
Семейные и социальные факторы:
Дети могут испытывать тревогу в результате сложных взаимоотношений в семье или социальных группах (например, конфликты с родителями, адаптация в детском саду). Дети также часто перенимают тревожные модели поведения у значимых взрослых. Негативные события в жизни ребёнка, такие как развод родителей или перемена места жительства, могут усилить страхи и тревожность.
Песочная терапия как метод снижения уровня тревожности:
Песочная терапия представляет собой безопасное пространство, где ребёнок может символически выражать свои тревоги и страхи через игру. В процессе работы с песком и фигурками ребёнок проецирует свои внутренние конфликты и опасения, что помогает ему постепенно справляться с тревожными состояниями.
Создание безопасного пространства:
Песочница даёт ребёнку возможность контролировать свою игровую среду, что снижает чувство беспомощности и страха перед неизвестным. Это способствует снижению уровня тревожности и создаёт условия для свободного самовыражения. Терапевт, играя роль наблюдателя и фасилитатора, поддерживает ребёнка, помогая ему почувствовать себя в безопасности.
Символические действия и проективные образы:
В песочной терапии ребёнок может использовать фигуры, чтобы символизировать свои страхи или тревоги. Например, фигурка монстра может представлять страх перед неизвестным или угрозу, а создание безопасного места в песочнице — символизировать поиск защиты. Этот процесс помогает ребёнку осознать свои тревоги и прожить их в безопасной среде.
Примеры упражнений для работы с тревожными состояниями:
Создание песочной сцены «место безопасности»:
Ребёнку предлагается создать сцену, которая символизирует для него место, где он чувствует себя в полной безопасности. Это может быть дом, замок или любое другое защищённое пространство. После завершения работы терапевт обсуждает с ребёнком, почему он выбрал это место и какие символы он использовал для защиты.
Работа с образами угрожающих фигур:
Терапевт предлагает ребёнку создать сцену, где присутствуют фигурки, символизирующие страхи (например, монстры, тёмные места). Затем ребёнку предлагается придумать способ справиться с этими страхами: либо сразиться с ними, либо найти способ избежать их. Это упражнение помогает ребёнку осознать и переработать свои страхи через символические действия, что снижает уровень тревожности в реальной жизни.
Пример: ребёнок может создать песочную композицию, где волк (символ страха) окружает дом, но в конце игры ребёнок добавляет фигурку героя, который защищает дом, символизируя внутреннюю борьбу и поиск решения проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы педагога-психолога с применением методов песочной терапии
Игры с песком для детей дошкольного возраста – это не просто увлекательный игровой процесс, но также и естественная природная среда, в которой гармонично создаются благоприятные условия для развития т...

Статья "Коррекция детских страхов посредством песочной терапии"
В данной статье рассматриваются причины детских страхов, а также методы коррекционной работы. Данный материал будет полезен родителям, педагогам-психологам, логопедам, дефектологам, воспитателям.На се...

Выступление Технология работы педагога-психолога с применением методов песочной терапии
Песочная технология – прекрасная возможность выразить своё отношение к окружающему миру. Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных проце...

Коррекционно-развивающая работа с детьми Игра с песком – песочная терапия
Уделяя внимание песочной терапии в контексте психологической и психотерапевтической работы, не будем забывать о мощных ресурсах песочницы для коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенк...

план работы педагога-психолога с обучающимися по песочной терапии
тематический план работы с обучающимися по песочной терапии...

НОД по познавательно-исследовательской работе в детском саду с применением песочной терапии с детьми 3-4 лет «Волшебный песок».
НОД по познавательно-исследовательской работе в детском саду с применением песочной терапии с детьми 3-4 лет«Волшебный песок».Составила воспитатель Бодрова Елена Сергеевна...
Песочная терапия в работе с тревожностью и страхами у дошкольников
Песочная терапия как разновидность арт-терапии -эффективное психотерапевтическое средство не только в преодолении страхов и тревожности,но и в эмоциональной регуляции поведения, обучения навыкам социа...
