Технология работы педагога-психолога с применением методов песочной терапии
статья на тему

Листова Татьяна Федоровна

Игры с песком для детей дошкольного возраста – это не просто увлекательный игровой процесс, но также и естественная природная среда, в которой гармонично создаются благоприятные условия для развития творческого потенциала и познавательной сферы детей, активизации эмоциональных резервов, оказания терапевтического эффекта. Именно поэтому песочную терапию с успехом применяют в дошкольных образовательных учреждениях.

Цели:

  • формирование психологического здоровья детей;
  • психологическая поддержка и сопровождение детей дошкольного возраста;
  • привлечь детей к активной продуктивной деятельности способствующей формированию всех психических процессов.

Основные задачи:

  • способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;
  • обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других людей;
  • развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки поведения;
  • учить ребенка выражать свою любовь;
  • вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
  • корректировать нежелательные черты характера и поведения;
  • обучать ребенка рефлексивным умениям;
  • формировать у ребенка потребность в саморазвитии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждения детский сад №25

Московского района Санкт-Петербурга

Технология работы педагога-психолога

с применением методов песочной терапии

        

        Выполнила

педагог-психолог

Листова Татьяна Федоровна

Санкт-Петербург

2016

Актуальность.

В условиях введения нового стандарта образования значительно меняется роль современного педагога в дошкольном учреждении. Основными задачами стандарта являются: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; создание благоприятных условий для развития детей с учетом их возрастных особенностей, способностей, творческого потенциала; обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования. Большое внимание уделяется обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Принципиально важной стороной в психолого-педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

В разной литературе трактовок психолого-педагогическая технология очень много мне кажется, что данное определение Р.В. Овчаровой более понятно и полно. «Понимается как определенная система содержания, средств, и методов обучения и воспитания; система содержания, форм и методов работы психолога, направленных на решение психологических задач».

Песочная технология – прекрасная возможность выразить своё отношение к окружающему миру. Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, формируют гуманное, искренне отношение к людям и всему живому.

Применение этого метода считаю актуальным, уже начиная с первой младшей группы, где происходит процесс адаптации как ребенка к дошкольному учреждению.

Игры с песком для детей дошкольного возраста – это не просто увлекательный игровой процесс, но также и естественная природная среда, в которой гармонично создаются благоприятные условия для развития творческого потенциала и познавательной сферы детей, активизации эмоциональных резервов, оказания терапевтического эффекта. Именно поэтому песочную терапию с успехом применяют в дошкольных образовательных учреждениях.

Цели:

  • формирование психологического здоровья детей;
  • психологическая поддержка и сопровождение детей дошкольного возраста;
  • привлечь детей к активной продуктивной деятельности способствующей формированию всех психических процессов.

Основные задачи:

  • способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;
  • обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других людей;
  • развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки поведения;
  • учить ребенка выражать свою любовь;
  • вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
  • корректировать нежелательные черты характера и поведения;
  • обучать ребенка рефлексивным умениям;
  • формировать у ребенка потребность в саморазвитии.

В дошкольном возрасте универсальной формой развития является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использована   для развития его познавательных процессов, речи, общения, поведения.  Развивающая работа носит опережающий, предвосхищающий характер. Она стремится не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии развивающей работы мы не ограничиваемся сиюминутными потребностями в развитии, а учитываем и ориентируемся на перспективу развития. Ценность развивающей работы в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.

Развивающая работа ведётся с учетом приоритетных направлений и особенностей нашего ДОУ.

 В данном направлении реализуется:

  • выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка, планирование работы;
  • проведение работы по адаптации детей к новым условиям;
  • проведение развивающих занятий с детьми младшей, средней, старшей группы с целью развития психических процессов, эмоционального состояния.
  • проведение развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования психологической готовности к школьному обучению (развитие психических процессов, мотивации обучения в школе);
  • индивидуальные занятия с детьми, имеющими ниже среднего и низкий уровни развития психических процессов.

В своей работе я использую программу психолого-педагогических занятий Н.Ю. Куражевой «Цветик - семицветик».  Программа рассчитана на каждый возрастной этап и очень удобна, и интересна в применении, так как сочетает в себе задания и упражнения, динамические паузы, пальчиковую гимнастику, релаксацию, рефлексию и диагностику.

Но отдельное предпочтение я отдаю песочной терапии.  Так как, песочная терапия как метод психологической помощи детям основывается на естественном интересе детей к играм с песком. Песочная терапия для детей помогает решать многие затруднения, возникающие у маленьких ребят, обладает мягким терапевтическим эффектом, гармонизирует состояние и настроение ребенка. Именно поэтому данный метод успешно применяется в моей практике. Наряду с тактильно-кинестетической чувствительностью дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, гармонично развиваются все виды познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, мелкой моторики), совершенствуется предметно-игровая деятельность, развитие коммуникативных навыков у детей.

Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение, ребенок расстраивается не долго. Чаще всего, он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Так один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.

Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Работать можно и с цветным песком. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. Причем, сегодня уже можно говорить о таком эффекте не, только по отношению к нормально развивающимся детям, но и их сверстникам с особенностями развития. 

Этот метод можно использовать в работе с детьми от трех лет для решения следующих проблем:

  • различные формы нарушений поведения;
  • сложности во взаимоотношениях с взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками;
  • психосоматические заболевания;
  • повышенная тревожность, страхи;
  • сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях (детский сад, школа);
  • неврозы.

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Игровые методы могут применяться для: диагностики, коррекции и профилактики (например, в период адаптации к детскому саду).

Ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и еще много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир.

Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Игра с песком позволяет активизировать воображение и выразить возникающие при этом образы. Играющий человек может осмыслить содержание бессознательного, создавая песчаные ландшафты один за другим. Образы целительны потому, что они способствуют включению неосознаваемых психических содержаний в сознание. Человек "отрабатывает" свои символы, свои проблемы и таким образом преодолевает внутренний кризис.

Все игры по песочной терапии делятся на три направления:

  • обучающие игры – направлены на развитие мелкой моторики. Тем самым ребенок говорит, что он чувствует, тем самым развивает речь;
  • познавательные игры – с их помощью я помогаю познать всю многогранность нашего мира;
  • проективные игры – с их помощью я осуществляю коррекцию в развитии ребенка.

В своих занятиях я использую такие упражнения, как:

  • «Песочный ветер». Ребенок через трубочку «выдувает» рисунок.
  • «Песочная аппликация». Выполняется на листе бумаги на заданную или произвольную тему.
  • «Следы». Создать отпечатки своих ладошек, пальчиков. Можно использовать фигурки животных, штампы.
  • «Моя история». Проигрывание различных ситуаций, историй.

В своей работе я также использую кинетический песок. Кинетический живой песок (песок, который движется) представляет собой смесь кварцевого песка и силиконовой составляющей, связывающей его частицы между собой. Как показывает практика детям абсолютно всех возрастов данный песок по душе. Работа с тактильными ощущениями имеет колоссальное значение для развития психики ребенка. Такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние, развивает мелкую моторику, кинестетическую чувствительность, ребенок учится прислушиваться к себе, проговаривать свои ощущения. Это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает первый опыт рефлексии, самоанализа, закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

В подтверждение своей работы мне хотелось бы вам представить результаты диагностики и показать динамику развития детей.

                            Диаграмма динамики развития детей за 2015 -2016 год.

 

           начало года             конец года

 

В начале года проводилась диагностика развития познавательной и эмоциональной сферы детей 8 групп (2 средние, 2 старшие, 4 подготовительные группы). На начало года у детей отмечались трудности в понимании эмоций, в эмоциональном напряжении, низкий словарный запас, снижены познавательные процессы, развитие мелкой моторики. Сложности возникали при выполнении заданий, связанных с творчеством и при описании сюжетной картинки.

В течение года с детьми проводилась регулярная развивающая работа с применением песочной терапии и других методик для снятия эмоционального напряжения, развития воображения, творческого мышления, мелкой моторики, диалоговой и монологовой речи и т.д.

В конце года проводилась повторная диагностика, по результату которой, мы видим, что проводимая работа привела к повышению уровня общего развития детей. Использование песочной терапии привело к улучшению эмоционального состояния детей, снятия напряжения, расширился словарный запас, дети научились понимать эмоции свои и других детей, стали более доброжелательными по отношении к друг другу.

Заключение.

Таким образом, использование песочной технологии в работе способствует: укреплению физического, психического здоровья; развитию познавательных процессов; снятию эмоционального напряжения.

Список литературы.

  1. Александрина У. Ю., Янькова Н. В. Песочная арт-терапия, как технология в работе с детьми дошкольного возраста // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2013. – № 8.
  2. Грабенко Т. М Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. " Чудеса на песке. Песочная игротерапия", СПб.: Институт специальной психологии ипедагогики,1998.
  3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Г75 Коррекционные, развивающие адаптирующие игры.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
  4. Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. //Дошкольная педагогика. – 2004. - №5.
  5. Зинкевич-Евстегнееева Т., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. -СПб: «Речь», 2006.
  6. Логинова О.И. Песочная терапия, 2010 ек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб.: Речь, 2010. – 2008.
  7. .Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2010. - 176 с. 18.