Статья "Коррекция детских страхов посредством песочной терапии"
статья по коррекционной педагогике по теме

Наталья Васильевна Соколова

В данной статье рассматриваются причины детских страхов, а также методы коррекционной работы. Данный материал будет полезен родителям, педагогам-психологам, логопедам, дефектологам, воспитателям.
На сегодняшний день проблема детских страхов актуальна в учебно-воспитательном процессе дошкольного образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ –детский сад «Малыш», РХ, г. Саяногорск, рп.Черемушки

педагог-психолог Соколова Н.В.

Коррекция детских страхов посредством песочной терапии

Чудеснее песка нет для детей забавы,

Его всегда имеется в достатке,

Течет он нежно так сквозь руки,

Что не сравнить его ни с чем...                                                                                                                                            

                             Иоахим Рингельнац. 

На сегодняшний день развитие ребенка идет в рамках насыщенной социально- информационной среды, а это значит, что информационная среда зачастую бывает заместителем полноценного общения ребенка с родителями. Происходит деградация детской субкультуры: появление в доступном виде мультфильмов и телепередач, которые несут в себе агрессивный посыл, избыток информации несоответствующей возрасту, а родители в свою очередь не всегда контролируют содержимое и объем получаемый ребенком информации. Все эти критерии приводят к тому, что у детей идет накопление негативных эмоций, с которыми он не может справиться самостоятельно. Растет число детей с повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, со страхами.

Современный ребенок является потребителем огромного количества информации, которая обрушивается на него извне. В силу своего возраста ребенок еще не в состоянии правильно систематизировать ее, поэтому часто возникают неблагоприятные последствия: увеличивается количество детей со страхами, тревожностью, эмоциональной нестабильностью.

Психологические концепции, в которых ведущим понятием был «страх и тревожность» выдвигали ряд авторов: З. Фрейд, К. Изард, М. Кляйн, Р. Мэй, П. Тиллих, В. Франкл и др. Они считали, что нарастание страхов у ребенка всегда сопровождается той или иной степенью социальной дезадаптации и нарушения адекватного психического развития, что, в свою очередь, негативно влияет на становление его личности в целом [4, с. 206]. Ряд ученных занимающихся спецификой, видами и основными проявлениями детских страхов (А.И. Захаров, Л.Д. Лебедева, С.В. Капранова, О.А. Карабанова, М.В. Осорина) считает, что детство является сензитивным периодом для коррекции детских страхов

Но в силу своего возраста дети не всегда могут словами в полной мере выразить свои переживания, эмоции, страхи, тревоги. В этом большим помощником выступает песочница, как прекрасный инструмент, который позволяет дополнительно реализовать потаенные возможности ребенка. Впервые песок в терапии начали использовать в 20 годы, как некий вспомогательный элемент. Песок выступал как способ проявления внутреннего символизма. Автором методики песочной терапии является Дора Кальф.

В работе с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать песочную терапию, так как ребенок не боится песка, ведь с самого раннего возраста мы отправляем его в большую «педагогическую» песочницу, где происходят первые социальные контакты детей друг с другом. Песок притягивает ребенка, как магнит, своей податливостью, способностью принимать причудливые формы в зависимости от того сухой он или влажный. Ребенок готов часами пересыпать песок из формочки в формочку, строить замки, тоннели, дороги. Песок является проводником между педагогом-психологом и ребенком. Благодаря своей структуре он оказывает благотворное воздействие на тактильные ощущения, стимулирует нервные окончания. Используя в игре с песком коллекцию фигурок, ребенок развивает фантазию, творческие способности, образное мышление, воображение. Проигрывая ситуацию, ребенок чаще всего озвучивает сюжет, что в свою очередь позволяет, опосредованно развивать речевые навыки ребенка, а также анализировать услышанное.

Проигрывая волнующую ситуацию в песочнице, используя при этом маленькие фигурки-символы, ребенок раскрывается, и психолог имеет возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент, и тревожащая ситуация обязательно «выльется» на песчаную поверхность. В символической форме ребенок во время занятий по песочной терапии сообщает о себе, опосредовано старается проанализировать свои эмоции.

Занятия по песочной терапии строятся в игровой форме и таким образом, чтобы у ребенка формировалось положительное отношение к себе, развивалась адекватная возрасту самооценка, ребенок овладевал чувством контроля над эмоциями. Позволяет преобразовывать агрессивные, тревожные, разрушительные чувства, предупреждая проявление их в поступках. По мнению А.И. Захарова– «это творческий акт, позволяющий детям ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды». Ребенок не боится принимать решение, работать самостоятельно.
В играх с песком ребенок неосознанно учится понимать себя, положительно принимать себя. Песок способен «заземлять» негативную энергию и эмоции ребенка. Проживание ребенком какой-либо социальной ситуации, ее проигрывание будет являться полезным жизненным опытом, который в свою очередь очень пригодиться ребенку в его дальнейшей взрослой жизни.

Таким образом, песочная терапия способствует коррекции страхов, создавая на занятиях максимально комфортную ситуацию, ребенок чувствует себя защищено, поэтому проявляет творческую активность, фантазию, воображение.


Список литературы:

  1. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. — 313с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб.: «Речь», 2007.
  3. КочетоваЮ. А. Психологическая коррекция детских страхов [электронный ресурс] /Ю. А. Кочетова. — электронный журнал «Психологическая наука и образование», 2012, № 1.
  4. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия / Л. Штейнхардт. — СПб.: Питер, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Все чаще в наши дни встречаются соматически ослабленные дети. У таких детей могут развиваться различные психологические проблемы, «комплексы», неуверенность в себе, что может привести к социальной дез...

План самообразования педагога-психолога "Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии"

План самообразования педагога-психолога "Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии"....

Мастер – класс для педагогов на тему «Развитие творческого, нравственного, эмоционального потенциала детей посредством песочной терапии»

Цель: познакомить педагогов с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – рисование песком....

Мастер-класс «Развитие творческого, нравственного, эмоционального потенциала детей посредством песочной терапии»

Необычные способы изображения считать бесполезно. Сколько бы раз ни подводить итоги, они всегда будут предварительными: новые или забытые нетрадиционные способы все появляются и появляются. К примеру,...

Программа психолого - педагогического сопровождения по теме: «Снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством песочной терапии»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области...