Мастер-класс «Развитие творческого, нравственного, эмоционального потенциала детей посредством песочной терапии»
консультация по коррекционной педагогике

Марышонкова Ольга Викторовна

Необычные способы изображения считать бесполезно. Сколько бы раз ни подводить итоги, они всегда будут предварительными: новые или забытые нетрадиционные способы все появляются и появляются. К примеру, такой знакомый и в то же время, такой необычный материал для рисования, как  цветной песок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_pesochnaya_terapiya.docx533.54 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Мастер - класс
    «Развитие творческого, нравственного, эмоционального потенциала детей посредством песочной терапии»
  2. Педагог-психолог
  3. МБДОУ д/с №9 «Березка»
  4. Г. Петровск Саратосвской области
  5. Марышонкова О.В.

Цель: познакомить педагогов с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – рисование цветным песком.

Задача: показать  способы рисования цветным  песком, познакомить с особенностям техники изображения песочных картин, упражнять в изготовлении творческих работ из песка и других сыпучих материалов.

Материалы: цветной песок в контейнерах, персональные планшеты, белая бумага формата А3 , листы картона 0,5 формата А3 с наклеенным двухсторонним скотчем, клей ПВА, кисти, ножницы, салфетки, маркеры.

  1. Техническое оснащениекомпьютер, презентация, С D диск с классической музыкой

 Уважаемые ,педагоги! Проблема развития детского творчества является одной из самых важных в современной педагогике, и ставят перед системой образования определенные задачи .

. Педагоги должны способствовать воспитанию у детей таких качеств, как пытливость, смекалка, инициативность, воображение, фантазия - т.е. качеств, которые находят яркое выражение в творчестве детей

Необычные способы изображения считать бесполезно. Сколько бы раз ни подводить итоги, они всегда будут предварительными: новые или забытые нетрадиционные способы все появляются и появляются. К примеру, такой знакомый и в то же время, такой необычный материал для рисования, как  цветной песок.

Рисование  цветным кварцевым песком – очень красивый и главное полезный вид творчества. Работа с натуральным, сыпучим, медитативным материалом, позволит ребенку снять нервное напряжение, успокоиться. Поэтому методисты и психологи рекомендуют работу по созданию картин из песка гиперактивным и непоседливым дошкольникам, детям с выраженными страхами и неврозами. Песчинки  массажируют пальцы малыша, этот природный антидепрессант обогащает его сенсорный опыт, тактильную чувствительность, пересыпание песка позволяет потренировать мелкую моторику рук

Использование цветного песка в  процессе обучения дошкольников интересно ещё и тем, что работая с ним, возможно, решать задачи двух видов изобразительной деятельности – рисования и аппликации.

Рассмотрим несколько способов работы с цветным песком.

1 способ – рисование с помощью трафаретов.

Такой способ рисования цветным песком для детей подходит для детей, которые только начинают  заниматься этим видом творчества. 

2 способ – рисование на клейкой поверхности двухстороннего скотча, с заранее прорезанными  или вырезанными деталями рисунка.

3 способ – рисование с контуром

 Для детей 5-7 лет можно предложить более сложный, но и гораздо более эффектно смотрящийся вариант поделки с песком.

Предлагаю вам рецепт окрашивания песка:

1. Найдите необходимое количество (по числу цветов, в которые вы планируете окрасить соль) небольших емкостей для приготовления цветной соли. Очень удобно использовать для этой цели зиплок-пакеты, застегивающиеся по принципу застежки-молнии. При перемешивании в таких пакетах песок хорошо смешивается с красителем и не высыпается наружу. В качестве красителя можно использовать сухой порошок темперы, пищевые красители, я использую универсальные колера.

2. Разводим колер небольшим количеством воды и аккуратно вливаем в пакет с песком, затем песок смешиваем с красителем массирующими движениями рук – этот процесс напоминает замешивание теста. После смешивания песка с красителем оставляем смесь примерно на 30 минут, чтобы песок хорошо прокрасился.

3. Высыпьте окрашенный песок на листы бумаги или на бумажные одноразовые тарелки большого диаметра. Разложите песок как можно более тонким слоем и просушите в течение суток. Вместо песка можно использовать соль. Цвет получается более яркий и насыщенный.

         

      Этот ещё мало изученный материал таит в себе массу интересных изобразительных возможностей и задача современных педагогов раскрыть их и передать детям, не забывая о тех задачах, которые необходимо решить  на каждом возрастном этапе художественного развития дошкольника.  

Рисование песком – очень красивый и главное полезный вид творчества. Работа с натуральным, сыпучим, медитативным материалом, позволит ребенку снять нервное напряжение, успокоиться. Поэтому методисты и психологи рекомендуют работу по созданию картин из песка гиперактивным и непоседливым дошкольникам, детям с выраженными страхами и неврозами. Песчинки  массажируют пальцы малыша, этот природный антидепрессант обогащает его сенсорный опыт, тактильную чувствительность, пересыпание песка позволяет потренировать мелкую моторику рук.

Использование цветного песка в  процессе обучения дошкольников интересно ещё и тем, что работая с ним, возможно, решать задачи двух видов изобразительной деятельности – рисования и аппликации.

Рассмотрим несколько способов работы с цветным песком.

1 способ – рисование с помощью трафаретов.

  В специальных магазинах и отделах для творчества продается множество наборов с разными видами

трафаретов,  там уже заранее разграничены все части фигур, и остается лишь проклеить (если поверхность уже не клейкая) и посыпать нужную ячейку песком требуемого цвета. Излишки песка после каждого «прокрашивания» – необходимо стряхнуть, поднимая вертикально трафарет.

Такой способ рисования цветным песком для детей подходит для детей, которые только начинают  заниматься этим видом творчества. 

         

        Рисунки цветным песком для детей постарше могут создаваться  с помощью самодельных трафаретов. Для этого необходимо взять  лист ватмана или картона и самостоятельно придумать фигуру, которая разграничивается в соответствии с цветами; затем каждая часть поочередно проклеивается клеем ПВА и посыпается песком так же, как в примере с покупным трафаретом.

           

2 способ – рисование на клейкой поверхности двухстороннего скотча, с заранее прорезанными деталями рисунка.

Заготовку для рисования таким способом, можно купить в любом детском магазине. В таких наборах есть все необходимое для создания поделки.   Основу для такого вида рисования песком, возможно, сделать  и  самостоятельно. Для этого нужно будет обклеить картон двухсторонним скотчем, перенести изображение и прорезать контуры каждой из деталей. После этого постепенно отделять кусочки скотча и засыпать поверхность песком нужного цвета. Для начала лучше брать набор с крупными деталями, их удобнее засыпать. Необходимо объяснить ребёнку, что кусочки клейкой бумаги нужно отделять постепенно, лучше идти от центра к краям и рамке. Это поможет избежать ненужного смешивания цветов и появления «грязных» кусков на  картинке. Однако если маленький художник считает, что цвет песка в пакетике его не устраивает, естественно, кварцевый песок можно смешивать между собой, образуя новые  оттенки.

С помощью этого способа рисования цветным песком, возможно, решить следующие образовательные задачи:

  • аккуратное и бережное отношение к материалам.

3 способ – рисование с контуром

 Для детей 5-7 лет можно предложить более сложный, но и гораздо более эффектно смотрящийся вариант поделки с песком. Она может выполняться на прозрачной или сплошной объемной пластиковой основе. Создается изображение в несколько этапов: сначала при помощи губки или кисточки на выступающие контуры рисунка будущей поделки наносится черная краска. Этот контур четко выделяет рисунок, делает его более ярким и декоративным. После этого начинается работа по заполнению контуров цветным песком. Для этого нужные части картины смазываются клеем, можно использовать ПВА или специальный клеевой карандаш. А затем на проклеенные участки необходимо высыпать песок. Важно аккуратно и равномерно нанести клей, в противном случае песок отвалится или излишне пропитается ПВА и сморщится. Чтобы песчинки не приклеились к ранее засыпанным фрагментам, лучше делать перерывы в работе, особенно, когда речь идет о двух соседних поверхностях, окрашенных контрастными цветами. Также сохранить чистоту изображения помогут салфетки или листы бумаги, которыми  можно временно прикрыть законченные части работы.

Задачи,  решаемые с помощью третьего способа:

  • в рисовании – совершенствовать техники изображения, продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Развивать представления о разнообразии цветов и оттенков. Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка;
  • в аппликации – при создании образов поощрять применение разных приёмов, создавая иллюзию объёма. Продолжать развивать чувство цвета, колорита, композиции.

4 способ – свободное рисование

Этот способ рисования можно предложить детям старшего дошкольного возраста. На заранее проклеенную поверхность картона наносится свободный рисунок, песок засыпается либо, непосредственно пальчиками или из кулачка, либо с помощью небольшой ложечки. Такой  способ рисования интересен тем, что ребёнок формирует образ непосредственно в процессе работы, без предварительной подготовки.

4 способ  помогает решить следующие образовательные задачи:

  • в рисовании – формировать умение  проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения. Учить детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке. Формировать умение строить композицию рисунка, передавать в рисунке различные состояния природы;
  • в аппликации – развивать чувство композиции, поощрять проявления творчества.

Выбирая нетрадиционные техники и материалы для организации продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста, необходимо учитывать, чтобы они отвечали следующим требованиям:

  • быть доступными детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими;
  • содержать изобразительно выразительные средства создания художественного образа;
  • обладать потенциалом  решения конкретных образовательных задач в соответствующем виде продуктивной деятельности;
  • обладать возможностью использования новых приемов работы;
  • развивать у детей ручную умелость;
  • соответствовать санитарно-гигиеническим  требованиям и нормам.

        Таким образом, использование нетрадиционных материалов в продуктивной деятельности дошкольников, не только расширяет представления детей о различных  изобразительно-выразительных средствах, повышает интерес к рисованию, но и совершенствует  изобразительные навыки детей,  развивает у дошкольников такие качества как инициативность и самостоятельность, способствует  развитию их художественно-творческих способностей. 

Предлагаю вам рецепт окрашивания песка:

1. Найдите необходимое количество (по числу цветов, в которые вы планируете окрасить соль) небольших емкостей для приготовления цветной соли. Очень удобно использовать для этой цели зиплок-пакеты, застегивающиеся по принципу застежки-молнии. При перемешивании в таких пакетах песок хорошо смешивается с красителем и не высыпается наружу. В качестве красителя можно использовать сухой порошок темперы, пищевые красители, я использую универсальные колера.

2. Разводим колер небольшим количеством воды и аккуратно вливаем в пакет с песком, затем песок смешиваем с красителем массирующими движениями рук – этот процесс напоминает замешивание теста. После смешивания песка с красителем оставляем смесь примерно на 30 минут, чтобы песок хорошо прокрасился.

3. Высыпьте окрашенный песок на листы бумаги или на бумажные одноразовые тарелки большого диаметра. Разложите песок как можно более тонким слоем и просушите в течение суток. Вместо песка можно использовать соль. Цвет получается более яркий и насыщенный.

Список использованных источников:

1. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного

рисования. - Дошкольное образование, №18, 2010 г.

2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.

3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Все чаще в наши дни встречаются соматически ослабленные дети. У таких детей могут развиваться различные психологические проблемы, «комплексы», неуверенность в себе, что может привести к социальной дез...

Мастер – класс для педагогов на тему «Развитие творческого, нравственного, эмоционального потенциала детей посредством песочной терапии»

Цель: познакомить педагогов с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – рисование песком....

«Развитие творческого, нравственного, эмоционального потенциала детей поcредством песочной терапии».

Песок - один из первых материалов, который ребёнок использует для самостоятельной деятельности: в песочнице, на пляже, в специальной ёмкости. Песок – это уникальная возможность исследовать свой ...

Развитие творческого и эмоционального потенциала в детской среде. Дети с признаками одаренности.

Современной ценностью становится высокий интеллект, поскольку от количества интеллектуальных, творческих личностей зависит благосостояние и успешное развитие современного общества, качество жизни в не...

Профилактика эмоционального выгорания педагогов посредством песочной терапии

Компоненты, пути развития и факторы эмоционального выгорания педагогов. Пути профилактики. Развитие коммуникативных навыков как условие профилактики эмоционально выгорания. Практические приемы развити...

Мастер-класс для педагогов «Организация образовательной деятельности по ФЭМП средствами песочной терапии»

Цель: создание условий для повышения педагогической компетентности  в развитии эмоционально – коммуникативной сферы детей посредством песочной терапии....