Из опыта "Коррекция эмоциональной сферы дошкольника посредством песочной терапии"
статья (старшая группа)

Ертакова Ольга Васильевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Усть-Канский детский сад»

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

КОРРЕКЦИЯ   ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ  СФЕРЫ  ДОШКОЛЬНИКА

ПОСРЕДСТВОМ  ПЕСОЧНОЙ  ТЕРАПИИ

Педагог-психолог: Ертакова О.В.

2018-2019 гг.

 

Актуальность

 

     Основополагающая идея песочной  терапии  заключается в том, что ребенок, перенося на плоскость песочницы свои фантазии и переживания, может контролировать самостоятельно свои побуждения, выражая их в символической форме.

       В результате использования песочной терапии  у  детей,  имеющих  сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи, тревожность – улучшается эмоциональное состояние, преобладают положительные эмоции, дети   избавляются  от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем, обогащается  эмоциональный опыт, развиваются  интеллектуальные способности, тактильно-кинестетическая  чувствительность, мелкая моторика.

 Рисование песком способствует борьбе со стрессом: манипулируя сыпучим материалом, ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку. Что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Такие занятия развивают мелкую моторику, что положительно влияет на развитие речи и мышления.

Песочное рисование очень полезно гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя.

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.

 Игровые методы могут применяться:

-с целью диагностики;

-с целью оказания первичной психологической помощи;

 -в процессе краткосрочной психотерапии;

 -в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.

Цель: коррекция и развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Задачи:

  1. Обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями;
  2. Развивать воображение, фантазию и образное мышление, творческие способности дошкольников.
  3. Способствовать регулированию психоэмоционального состояния дошкольников, формированию эмоциональной адекватности при контактах с окружающими.
  4. Повышать самооценку ребенка.
  5. Развитие коммуникативных навыков.

Прогнозируемые результаты

  1. У ребенка снимаются трудности в общении
  2. Коррекция поведения
  3. Совершенствуется развитие мелкой моторики, познавательных процессов.
  4. Ребенок научится исследовать собственные чувства и желания.
  5. Ребенок получит опыт эффективного общения со сверстниками

Перспективный план

Работа

с детьми

Работа

с педагогами

Работа

с родителями

Сентябрь

Диагностика эмоциональной сферы: Тест Р. Теммл, методика «Страхи в домиках» М.А. Панфилова, рисуночные тесты «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное»

Наблюдение за детьми в группе с целью выявления детей с нарушением поведения (тревожные, застенчивые, агрессивные, гиперактивные)

Стендовая информация «Раз песчинка, два песчинка»

Октябрь

 «Здравствуй, песок»:

Игры: «Рисование на песке», «Забавные ладошки», «Золотоискатели», «Кто к нам приходил?»

Создание картотеки «Игры с песком»

Привлечение родителей к пополнению коллекции игрушек для настольной песочницы

Ноябрь

 «Моя сказка»

игры: «Праздничные украшения», «Картины на песке», «Секретное задание для крота»

Семинар для воспитателей «Развивающие технологии образовательной деятельности в ДОО»

Декабрь

 Проективная игра "Победим страх" (коррекция страха, боязливости, агрессивности, гиперактивности)

 

Консультация «Песочная терапия в коррекционном развитии детей дошкольного возраста»

Январь

Работа с кинестетическим песком «Лучики настроения»

Консультация «Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста»

Февраль

Игра «Я рисую мир!»-работа со световым столом для рисования

Консультация для родителей

«Строим замки из песка»

Март

Опыты и экспериментирование с песком:

«Игры с решетом», «Свойство мокрого песка», «Мокрые камешки»

Мастер-класс для педагогов

«Использование мотивационных приемов в песочной терапии»

Апрель

Рисование цветным песком «Цветок для мамы»

Мастер-класс «Как получить цветной песок»

Май

Открытый просмотр занятия «Песочная страна» в средней группе

Конкурс -смотр «Лучшая поделка из песка»

Литература

  1. Грабенко, Т.М. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкович-Евстигнеева. –СПб.: Детство-Пресс, 2007.
  2. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной  и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт.-сост. М.А. Федосеева. – Волгоград : Учитель, 2016-122 с.
  3. Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ.] - М.: ИНТ 2010-94с.: ил.
  4. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб.: Речь, 2006. — 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Все чаще в наши дни встречаются соматически ослабленные дети. У таких детей могут развиваться различные психологические проблемы, «комплексы», неуверенность в себе, что может привести к социальной дез...

План самообразования педагога-психолога "Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии"

План самообразования педагога-психолога "Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии"....

Мастер – класс для педагогов на тему «Развитие творческого, нравственного, эмоционального потенциала детей посредством песочной терапии»

Цель: познакомить педагогов с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – рисование песком....

Мастер-класс «Развитие творческого, нравственного, эмоционального потенциала детей посредством песочной терапии»

Необычные способы изображения считать бесполезно. Сколько бы раз ни подводить итоги, они всегда будут предварительными: новые или забытые нетрадиционные способы все появляются и появляются. К примеру,...

Проект "Развитие познавательных способностей младших дошкольников посредством песочной терапии в период адаптации"

Проект "Развитие познавательных способностей  младших дошкольников посредством песочной терапии в период адаптации"...

Профилактика эмоционального выгорания педагогов посредством песочной терапии

Компоненты, пути развития и факторы эмоционального выгорания педагогов. Пути профилактики. Развитие коммуникативных навыков как условие профилактики эмоционально выгорания. Практические приемы развити...

Тематическое планирование для развития эмоциональной сферы дошкольников средствами песочной терапии

Данная система разработана по результатам диагностики эмоциональной сферы дошкольников  и основана на авторских программах О.Ю. Епанчинцевой, Ю.С. Шиманович, М.А. Федосеевой...