Из опыта "Коррекция эмоциональной сферы дошкольника посредством песочной терапии"
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Усть-Канский детский сад»
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА
ПОСРЕДСТВОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Педагог-психолог: Ертакова О.В.
2018-2019 гг.
Актуальность
Основополагающая идея песочной терапии заключается в том, что ребенок, перенося на плоскость песочницы свои фантазии и переживания, может контролировать самостоятельно свои побуждения, выражая их в символической форме.
В результате использования песочной терапии у детей, имеющих сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи, тревожность – улучшается эмоциональное состояние, преобладают положительные эмоции, дети избавляются от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем, обогащается эмоциональный опыт, развиваются интеллектуальные способности, тактильно-кинестетическая чувствительность, мелкая моторика.
Рисование песком способствует борьбе со стрессом: манипулируя сыпучим материалом, ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку. Что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Такие занятия развивают мелкую моторику, что положительно влияет на развитие речи и мышления.
Песочное рисование очень полезно гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя.
Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.
Игровые методы могут применяться:
-с целью диагностики;
-с целью оказания первичной психологической помощи;
-в процессе краткосрочной психотерапии;
-в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.
Цель: коррекция и развитие эмоциональной сферы дошкольников.
Задачи:
- Обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями;
- Развивать воображение, фантазию и образное мышление, творческие способности дошкольников.
- Способствовать регулированию психоэмоционального состояния дошкольников, формированию эмоциональной адекватности при контактах с окружающими.
- Повышать самооценку ребенка.
- Развитие коммуникативных навыков.
Прогнозируемые результаты
- У ребенка снимаются трудности в общении
- Коррекция поведения
- Совершенствуется развитие мелкой моторики, познавательных процессов.
- Ребенок научится исследовать собственные чувства и желания.
- Ребенок получит опыт эффективного общения со сверстниками
Перспективный план
Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями | |
Сентябрь | Диагностика эмоциональной сферы: Тест Р. Теммл, методика «Страхи в домиках» М.А. Панфилова, рисуночные тесты «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное» | Наблюдение за детьми в группе с целью выявления детей с нарушением поведения (тревожные, застенчивые, агрессивные, гиперактивные) | Стендовая информация «Раз песчинка, два песчинка» |
Октябрь | «Здравствуй, песок»: Игры: «Рисование на песке», «Забавные ладошки», «Золотоискатели», «Кто к нам приходил?» | Создание картотеки «Игры с песком» | Привлечение родителей к пополнению коллекции игрушек для настольной песочницы |
Ноябрь | «Моя сказка» игры: «Праздничные украшения», «Картины на песке», «Секретное задание для крота» | Семинар для воспитателей «Развивающие технологии образовательной деятельности в ДОО» | |
Декабрь | Проективная игра "Победим страх" (коррекция страха, боязливости, агрессивности, гиперактивности)
| Консультация «Песочная терапия в коррекционном развитии детей дошкольного возраста» | |
Январь | Работа с кинестетическим песком «Лучики настроения» | Консультация «Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста» | |
Февраль | Игра «Я рисую мир!»-работа со световым столом для рисования | Консультация для родителей «Строим замки из песка» | |
Март | Опыты и экспериментирование с песком: «Игры с решетом», «Свойство мокрого песка», «Мокрые камешки» | Мастер-класс для педагогов «Использование мотивационных приемов в песочной терапии» | |
Апрель | Рисование цветным песком «Цветок для мамы» | Мастер-класс «Как получить цветной песок» | |
Май | Открытый просмотр занятия «Песочная страна» в средней группе | Конкурс -смотр «Лучшая поделка из песка» |
Литература
- Грабенко, Т.М. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкович-Евстигнеева. –СПб.: Детство-Пресс, 2007.
- Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт.-сост. М.А. Федосеева. – Волгоград : Учитель, 2016-122 с.
- Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ.] - М.: ИНТ 2010-94с.: ил.
- Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб.: Речь, 2006. — 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/23/picture-414787-1548257359.jpg)
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Все чаще в наши дни встречаются соматически ослабленные дети. У таких детей могут развиваться различные психологические проблемы, «комплексы», неуверенность в себе, что может привести к социальной дез...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/07/picture-818404-1504785650.jpg)
План самообразования педагога-психолога "Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии"
План самообразования педагога-психолога "Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии"....
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/12/picture-919608-1494592826.jpg)
Мастер – класс для педагогов на тему «Развитие творческого, нравственного, эмоционального потенциала детей посредством песочной терапии»
Цель: познакомить педагогов с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – рисование песком....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/04/picture-1060071-1575462968.png)
Мастер-класс «Развитие творческого, нравственного, эмоционального потенциала детей посредством песочной терапии»
Необычные способы изображения считать бесполезно. Сколько бы раз ни подводить итоги, они всегда будут предварительными: новые или забытые нетрадиционные способы все появляются и появляются. К примеру,...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/23/picture-1256796-1592889348.jpg)
Проект "Развитие познавательных способностей младших дошкольников посредством песочной терапии в период адаптации"
Проект "Развитие познавательных способностей младших дошкольников посредством песочной терапии в период адаптации"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/11/picture-1320611-1615432189.jpg)
Профилактика эмоционального выгорания педагогов посредством песочной терапии
Компоненты, пути развития и факторы эмоционального выгорания педагогов. Пути профилактики. Развитие коммуникативных навыков как условие профилактики эмоционально выгорания. Практические приемы развити...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/23/picture-1018282-1527099307.jpg)
Тематическое планирование для развития эмоциональной сферы дошкольников средствами песочной терапии
Данная система разработана по результатам диагностики эмоциональной сферы дошкольников и основана на авторских программах О.Ю. Епанчинцевой, Ю.С. Шиманович, М.А. Федосеевой...