Мастер – класс для педагогов на тему «Развитие творческого, нравственного, эмоционального потенциала детей посредством песочной терапии»
методическая разработка по рисованию (младшая группа) на тему

Сардаковская Вероника Алексеевна

Цель: познакомить педагогов с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – рисование песком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov.docx69.22 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад комбинированного вида № 1 «Колобок»

Мастер – класс

для педагогов

на тему «Развитие творческого,

нравственного, эмоционального потенциала детей посредством песочной терапии»

Автор: Сардаковская В.А.,

Воспитатель I младшей группы

2014 г.

Дата проведения: 14.02.2014

Цель: познакомить педагогов с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – рисование песком.

Задача: показать разнообразные способы рисования песком, познакомить с особенностям техники изображения песочных картин, упражнять в изготовлении творческих работ из песка и других сыпучих материалов.

Материалы: песок в одноразовых тарелках, цветная манка в контейнерах, столы со стеклянной поверхностью и подсветкой, персональные планшеты, белая бумага формата А3 с изображением мандалы, листы картона 0,5 формата А3 с наклеенным двухсторонним скотчем, клей ПВА, кисти, ножницы, салфетки, маркеры.

Техническое оснащение: компьютер, презентация, С D диск с классической музыкой.

 

Слайд №2

В одном мгновении видеть вечность, 
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность 
И небо - в чашечке цветка.

Уильям Блейк.

Слайд №3

Песок - один из первых материалов, который ребёнок использует для самостоятельной деятельности: в песочнице, на пляже, в специальной ёмкости. Песок – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир, манипуляции с песком дают ощущения свободы, безопасности и самовыражения. Взаимодействие с песком – одно из популярных в мире направлений арт-терапии. Мягкость, тягучесть песка действуют на ребенка успокаивающе, расслабляют, гармонизируя эмоциональное состояние. Кроме того , справедливо считается, что действия с песком позволяют детям избавиться от стрессов, страхов, переживаний, способствуют снятию напряжения, тревожности и фобий.

Кто сказал, что рисовать можно только кисточкой или карандашом? Пальцы слушаются ребёнка лучше, чем карандаш. Рисование песком – один из самых необычных способов творческой деятельности. Песочное рисование – хороший «релакс» и в какой-то степени – медитация. Особенно полезно для детей с повышенной активностью, так как даёт возможность успокоиться, сосредоточиться и расслабиться. Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить. Удивительным образом горсть песка превращается в сказочного героя, диковинного зверя, звездное небо, лес или море.

Слайд №4

Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. "искусство песка". Зародилось оно в 70-х годах прошлого столетия. Основоположником этой техники стала американский аниматор Кэролайн Лиф, создавшая первый песочный анимационный фильм "Песок, или Петя и серый волк". Позднее ее опыт переняли многие аниматоры, в том числе Ференц Чако, который попробовал создать динамический песочный фильм, т. е. без монтажа, на одном дыхании. Его успешный опыт положил начало новому виду искусства - рисованию песком.

Слайд №5

Рисование песком на стекле в последнее время стало очень популярным занятием. Для работы нужны столы со стеклянной поверхностью и подсветкой.

Слайд №6

Подсветка может быть белая или цветная.

Слайд №7

Для индивидуальной работы возможно использование импровизированных индивидуальных (персональных) планшетов. Для рисунков используют речной или морской песок, заранее просеянный, промытый и прокаленный. Песок можно набрать на пляже, либо приобрести в зоомагазине или аптеке (кварцевый песок).

Слайд №8

Большой интерес в качестве материала для художественного творчества детей вызывает цветной песок. Это удивительный материал для создания «насыпных» картин, приятный на ощупь, пластичный и красочный, позволяет легко воплотить самые фантастические замыслы. Слайд №2

Слайд №9

Для придания цвета изображению используется цветной песок в зависимости от темы изобразительной деятельности или детского замысла, например «Золотая осень» - песок желтого цвета, «Летний лес» - песок зеленого цвета, «Морские обитатели» – синего цвета, «Восход солнца» - красного цвета.

Слайд №10

При изображении одной картины можно использовать несколько цветов, но «раскрашивать», таким образом, рисунок целесообразно в конце обучения, когда дошкольники полностью овладеют техникой рисования песком.

Слайд №11

Песок можно окрасить самостоятельно с помощью пищевых красителей, гуаши или приобрести уже окрашеный в зоомагазине.

Слайд №12

Вместо песка можно использовать другие сыпучие материалы: соль, манку, рис, молотый кофе.

Слайд №13

Работа над рисунком начинается с фона. Набирают песок в кулаки и рассыпают его равномерным слоем по стеклу. Засыпать фон можно так же с помощью ситечка.

Слайд №14

Фон может быть как светлым, т.е. без песка, так и темным – когда все засыпано сыпучим материалом. Для рисования на светлом фоне набирают немного песка в руку и, выпускают его тоненькой струйкой из зажатого кулачка, изображают границы образов.

Слайд №15

Техника рисования песком хороша тем, что в процессе деятельности можно изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное - быстро достигать желаемого результата. Техника рисования песком проста. Например, если прижать правую ладонь к столу, а потом медленно растянуть песок, получаются волны. Если собрать руку в кулак и сделать несколько круговых движений, а потом с помощью большого пальца вытянуть лучики, то получиться закат солнца.

Особенности техники изображения :

Слайд №16

Кулаком

Слайд №17

Ладонью

Слайд №18

Ребром большого пальца

Слайд №19

Щепотью

Слайд №20

Мизинцами

Слайд №21

Рисование одним пальцем

Слайд №22

Одновременное использование нескольких пальцев

Слайд №23

Симметрично двумя руками.

Слайд №24

Отсечение лишнего.

Слайд №25

Насыпание из кулачка.

Слайд №26

Чтобы разнообразить детскую творческую деятельность, детям предлагаются различные инструменты:

Слайд №27

мячами с разной фактурой,

Слайд №28

грабельки, одноразовые вилки и ложки, ситечки, воронки, массажёры,

Слайд №29

формочки для выпечки,

Слайд №30

шаблоны,

Слайд №31

трафареты,

Слайд №32

прозрачные трафареты

Слайд №33

игрушки.

Слайд №34

А так же природный и бросовый материалы: камушки, ракушки, стекляриус, пуговицы, фломастеры и т. д.

Слайд №35

Использование песка в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ: рисунок всегда можно подкорректировать, не нужно бояться сделать ошибку. В этом и заключается одна из прелестей рисования песком – все поправимо.

Слайд №36

Обучение технике рисования песком проводится малыми группами (4-6 человек), по желанию детей, меняющие друг друга в течении 1 часа, раз в неделю по 20-25 мин в изостудии.

Слайд №37

Творческие сеансы проводятся в форме сказки или игры. Во время занятий играет тихая музыка, во время рисования песком затемняется освещение. Это позволяет детям легче и глубже погрузиться в состояние игры и сказки, а значит стать более открытым новому опыту, познанию, развитию.

Каждая встреча с детьми в изостудии состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей. В подготовительной части  проводятся упражнения для развития мелкой моторики, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения. Вводная.часть предусматривает: использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать. Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла.

Предлагаю участникам создать песочную картину на персональных планшетах по собственному замыслу.

Слайд №38

Создавать песочные картины можно и на бумаге. Существуют различные способы рисования:

Слайд №39

  • на заранее подготовленной песчаной поверхности

Слайд №40

(на лист картона наносят ровным слоем клей ПВА, засыпают песком (манкой), стряхивают лишний песок, на получившейся поверхности рисуют эскиз, затем раскрашивают гуашью);

Слайд №41

  • цветным песком при помощи клея ПВА

Слайд №42

  • (на картоне делают эскиз будущей композиции (можно использовать готовые раскраски), наносят клей на элементы работы, которые будут одинакового цвета, посыпают участки песком нужного цвета, стряхивают лишний и т.д.);

Слайд №43

  • цветным песком при помощи двухстороннего.скотча, возможно использование фабричных изделий

Слайд №44

  • (на лист картона приклеивают скотч, убирают защитный слой, рисуют маркером эскиз, поочерёдно засыпают свободные участки, не забывая стряхивать.лишний.

Предлагаю участникам выполнить творческие работы разной техникой пескографии.

Слайд №45

Кроме плоских рисунков можно создавать объемные композиции с помощью цветного песка. Для этого используются различные стеклянные сосуды, которые заполняются цветным песком. Нужна только воронка, стеклянный сосуд, цветной песок и богатое воображение. И заплещется море, появится радуга, зацветут яркие цветы. И это прекрасное продолжение нашей песочной сказки.

Слайд №46

Песком можно рисовать не только по бумаге, но и декорировать различные поделки. Используют эту технику в украшении рамочек для фото, елочных игрушек, готовых поделок из бумаги, глины, пластика.

Использование песка в ходе изобразительной деятельности способствует формированию у детей таких навыков, как передача композиции, пропорций изображения, владение оттенками света и тени. У дошкольников развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь), умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие.

Слайд №47

Спасибо за внимание!

K:\мастер класс песок\102NIKON\DSCN6117.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов на тему "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр"

Мастер-класс "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр"...

Мастер-класс для педагогов по теме: «Развитие логико-математического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Продемонстрировать  педагогам  практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в  развитии детей 5-6 лет  логико-математического мышления через дидактические игр...

Мастер-класс «Развитие творческого, нравственного, эмоционального потенциала детей посредством песочной терапии»

Необычные способы изображения считать бесполезно. Сколько бы раз ни подводить итоги, они всегда будут предварительными: новые или забытые нетрадиционные способы все появляются и появляются. К примеру,...

«Развитие творческого, нравственного, эмоционального потенциала детей поcредством песочной терапии».

Песок - один из первых материалов, который ребёнок использует для самостоятельной деятельности: в песочнице, на пляже, в специальной ёмкости. Песок – это уникальная возможность исследовать свой ...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие пространственных представлений посредством образовательной кинезиологии как залог успешной подготовки дошкольника к школьному обучению»

Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, формирование и развитие пространственных представле...

Мастер – класс для педагогов на тему «Развитие связной речи дошкольников с ОНР посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации».

Мастер – класс для педагогов на тему «Развитие связной речи дошкольников с ОНР посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации»....

Мастер-класс для педагогов на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста"

Мастер-класс "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста"...