Мастер – класс для педагогов на тему «Развитие связной речи дошкольников с ОНР посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации».
методическая разработка

Тимирбаева Елена Сергеевна
Мастер – класс для педагогов на тему «Развитие связной речи дошкольников с ОНР посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области

Мастер – класс для педагогов на тему «Развитие связной речи дошкольников с ОНР посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации».

                                                                                       Выполнила: воспитатель

                                                                                       Тимирбаева Е.С.

                                                   

                                                        Аша

                                                        2020

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я, Тимирбаева Елена Сергеевна, воспитатель старшей логопедической группы МКДОУ №4 г. Аши.

Хочу начать свое выступление со слов:  

«Образное изложение делает предмет видимым» Цицерон.

Чтобы предмет стал видимым нужно образно его представить, а это значит уметь связно излагать свои мысли.

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Работа по развитию связной речи трудоемка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь оказывает воспитатель. Педагог должен воспитывать своей речью.

В современных исследованиях отмечается, что умение и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигаются того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется при ОНР.

Всем детям с ОНР необходима работа по развитию связной речи. Дети имеют скудный словарный запас, аграмматизмы в речи, не умеют формулировать связные высказывания, нарушена логическая последовательность изложения информации.

В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в архисложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса. Поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации.

О том, как сформировать связную речь у дошкольников с ОНР, сегодня мой мастер-класс.

Вопрос аудитории: «Как вы считаете, нужно ли развивать связную речь?»

«Какие вы используете методы по развитию связной речи у своих детей?»

(ответы)

Правильная организация обучения таких детей – очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик эффективность, которых очевидна.

Сегодня я расскажу и покажу, как можно развивать связную речь у детей с ОНР с помощью таких методик как обучение составлению рассказа цепной и параллельной организации, а также картинно-графического плана.

Вопрос: Может быть кто-то из вас владеет этими методиками?

Одной из эффективных методик развития связной речи является обучение тексту цепной организации. Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке, такой тип связи предложений чаще всего относится к повествовательному рассказу, который представлен в виде схемы на слайде. Предметы и лица, о которых сообщается в рассказе, размещены внутри рамочек, что показывает взаимосвязь между ними. Стрелки, расположенные между этими рамками, обозначают слова-действия, раскрывающие о том, что произошло с данным предметом или лицом, и показывают связь между словами в предложении.

Цепной текст устроен так, что каждое следующее предложение вытекает из предыдущего. В 2-х предложениях мы думаем об одном и том же предмете.

Пример: схема на слайде (Медведь и мед)

А теперь, уважаемые коллеги, попробуем сами составить текст цепной организации.

(Карточки)

Следующий метод - ТЕКСТ ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

Текст параллельной организации не имеет четкой программы, как повествование, поскольку мысль каждого нового предложения не вытекает из мысли предыдущего высказывания, а существует как бы самостоятельно, подчиняясь только общему смысловому плану, общей теме. Отсюда, все мысли в таком сообщении являются как бы рядоположенными, равноценными им, а сам описательный текст характеризуется параллельным расположением предложений.

Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи недостаточно накопленного жизненного опыта ребенка, поэтому необходимо активная интеллектуальная работа ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления.

Сначала идет предварительная работа. На занятиях дети учатся группировать предметы по форме, по цвету, размеру и т.д., а также проводятся дидактические игры для выявления признаков такие как «Подбери пару», «Какой формы предмет», «Какой, какая, какое», «Поскорее мяч кидай – признак называй», «Из чего сделан этот предмет», «Скажи наоборот», и т.д.

Чтобы научить ребенка составить такой текст предлагается программа по выявлению признаков, свойств предмета.

Такой текст включает 3 этапа.

1. Представляет перечень символики, с помощью которых выделяются признаки (ухо, глаз, рука, рот).

2.Обеспечивает выделение признаков предмета (форма, цвет, вкус, размер).

3. Описывает предмет.

Также можно представить в виде игры.

  • 1. Выбрать из ряда фишек разного цвета ту, которая соответствует цвету объекта.
  • 2.Для описания формы выбрать ту или иную геометрическую фигуру.
  • 3.Для описания фактуры выбрать из кусочков различного материала.
  • 4. Для описания размера выбрать из двух большой или маленький предмет.
  • Так же вкус, звуки, что делают с этим предметом (выбирают из предложенных в схеме предметов).

Пример (проиграть) Овощ или фрукт

Вопросы: Как вы считаете, эффективны ли эти методы в работе с детьми?

Как сказал К. Д. Ушинский: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит налету».

Вопросы для вовлечения в фокус-группу:

Как вы считаете, развитие связной речи актуально в наше время?

Может ли у ребенка с ОНР самостоятельно сформироваться связная речь?

Фокус-группа (2 задания): составить текст цепной и параллельной организации.

Работа с залом – презентация (картинки)

Пока фокус группа работает, я познакомлю вас с методикой – пересказ рассказа или текста по картинно-графическому плану. Для развития связной речи необходимо наличие предварительной программы высказывания, схемы-высказывания, заключающей последовательность этапов, предложений. Необходимо также, чтобы каждое звено высказывания вовремя сменялось последующим звеном. Создать такую программу позволяет картинно-графический план. В нем отражаются все смысловые звенья рассказа и последовательность, в которой они сменяют друг друга, т.е. моделируется план высказывания. Наглядность позволяет план ответа, рассказ становится четким, полным, последовательным. После знакомства с такой методикой более уверенны в своих силах и не боятся пересказывать.

«Наш сад», «Наш огород».

Теперь предлагаю слово фокус-группе.

Вопрос аудитории: Как вы считаете, кто может использовать эти методы в работе по развитию речи?

Кого заинтересовали эти методы?

Вывод: 

Использование методик обучения составлению рассказа цепной и параллельной организации, картинно-графического плана активизируют речемыслительную деятельность ребёнка, помогают планировать речевое высказывание.

Следовательно, можно сделать вывод что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Представленные методики работы позволяют повысить эффективность речи дошкольников, могут быть использованы в работе с детьми как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.

Хочу закончить свое выступление словами: «…Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя». Феликс Алексеевич Сохин (российский психолог и лингвист)

На память о нашем мероприятии предлагаю вам буклеты.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Технологии: ИКТ, здоровье...

Презентация к мастеру-классу для педагогов "Развитие связной речи дошкольников с ОНР с посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации".

Презентация к мастеру-классу для педагогов "Развитие связной речи дошкольников с ОНР с посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации"....

Передовой педагогический опыт работы Форма: индивидуальный Тема: «Развитие связной речи у дошкольников с ТНР посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации»

Передовой педагогический опыт работы Форма: индивидуальный Тема: «Развитие связной речи у дошкольников с ТНР посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации». ...

Самообразование педагога по теме: ««Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством пересказа художественных произведений с помощью картинок и схем».

Самообразование педагога по теме:««Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством пересказа художественных произведений с помощью картинок и схем»....

Мастер-класс "Лего-технология", как способ развития связной речи дошкольников

Использование лего, как способ развития всех компонентов речи детей дошкольного возраста вне занятий...