Мастер-класс "Лего-технология", как способ развития связной речи дошкольников
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Использование лего, как способ развития всех компонентов речи детей дошкольного возраста вне занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры в лего с детьми в свободной деятельности | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Лего-технология, как способ развития речи дошкольников»
Отличительная черта современного мира – модернизация дошкольного образования, в первую очередь, направлена на изменение целевой установки образовательной деятельности детского сада и в основном, через реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Приоритетной задачей образования является развитие и формирование у дошкольников качеств и способностей, адаптируясь к быстро изменяющимся социальным условиям, создавать качественно-новое социальное пространство. К педагогу предъявляются более высокие требования. Современный педагог, прежде всего, сам должен уметь мобильно и гибко реагировать на изменяющиеся условия, постоянно совершенствуя свою профессиональную компетентность.
Использование в педагогической практике лего-конструирования в игровой деятельности, известно давно, а применяя в совокупности определенные умения, навыки и знания можно использовать лего-конструирование как технологию.
Лего – серия игрушек, представляющие собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов.
Конструирование – это практическая деятельность детей, направленная на получение определённого, заранее задуманного продукта.
Лего-технология, это способ преобразования конструкции, способствует:
- развитию лексико-грамматических средств речи;
- формированию грамматической составляющей речи, обрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а также образование сложных слов;
- развитию высших психических функций и мелкой моторики рук.
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки становиться важной частью подготовки каждого ребёнка к школе.
Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, зрительную и двигательную память, концентрацию и воображение. Формирование лексики у ребенка также тесно связано с процессами словообразования, при этом быстро обогащается его словарный запас.
Совместная конструктивная деятельность детей, коллективные постройки, играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе, умения предварительно договориться, распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки, спланировать процесс их изготовления и работать дружно, не мешая друг другу.
Предлагаю вашему вниманию некоторые дидактические игры на развитие высших психических функций: памяти, внимания, пространственных представлений.
1. «Вспомни и собери» (работа в команде)
Задание. Внимательно посмотрите на мою постройку, запомните и постройте такую же.
Вопросы:
- Какого цвета у вас первый ряд?
- На какую геометрическую фигуру похожа твоя деталь?
- Сколько окошек у дома?
- Какой геометрической фигуры крыша у дома?
Посмотрите на мою постройку и постройку, которую построили вы.
- Есть ли отличия между ними, если есть, скажите какие?
2. «Найди для Матрёшки место»
Задание: поставь матрёшку на крышу, спрячь матрёшку за домик, поставь матрёшку около окошка, посади матрёшку перед домиком.
3. «Мозаика» (способствует развитию сенсорных эталонов, величины, формы и цвета.
Задание: собери змейку из лего: деталей зеленого цвета; желтого цвета; сделай ее извилистой, прямой, длинной, короткой;
4. «Башня»
Задание: построй башню, одну больше другой, и расскажи про свою башню, какая она, из каких геометрических фигур сделана, какие присутствуют цвета в твоей башне, из скольких кубиков построена высокая башня, низкая.
5. «Башенка» (закрепляем предлоги на, под, между)
Задание: на столе кирпичики разного цвета,
- поставьте кирпичик на кирпичик, постройте башенку (на)
- внизу был красный, а на верху желтый (под)
- поставьте кирпичик так, чтобы синий кирпичик был между красным и зеленым кирпичиком (между)
- расскажи о своей конструкции так, на столе лежит желтый кирпичик, продолжай (под красным лежит желтый кирпичик, между красным и зеленым лежит синий кирпичик).
6. «Сосчитай и назови» (на закрепление грамматических конструкций)
Задание: у меня одна лего-елка, скажи, как будет много, например, один кубик, а много – кубиков, посчитайте, сколько елок у вас, сколько ёлок у Кати? (4). Катя подарила одну ёлку Лизе, сколько ёлок стало у Лизы? Посчитай, сколько всего у тебя елок?
При проигрывании таких дидактических игр задействованы все анализаторы: зрительный, слуховой и двигательный, что благоприятно воздействует на речевое развитие ребенка. А выполняя постройки из лего-конструирования ребенок закрепляет цвет, форму, величину, размер предмета, количество и счет. Конструктивная деятельность – это еще и деятельность благоприятная для формирования связной речи дошкольников. Специфика обучения рассказыванию состоит в воспитании умения последовательно и логично строить речевое высказывание. При проведении спонтанной конструктивно – игровой деятельности, детям трудно составить рассказ об этапах планирования будущей постройки, о ее выполнении, о будущей игре с постройкой. Для более успешной работы детям можно предложить схемы, составленные на основе наглядного моделирования, при помощи которых они будут строить рассказ. Схемы хорошо воспринимаются и легко запоминаются. Педагогу необходимо поощрять элементы фантазии, которые дети вносят в свой рассказ, обращать на них внимание других детей, тем самым способствуя их речевой активности и воображению. Необходимо обогащать разные виды детской деятельности новым содержанием, способами и приемами, чтобы у детей возникла способность к построению новых и достаточно оригинальных образов, что положительно скажется на развитии как детского мышления, так и самой детской деятельности. В том числе и лего-конструирования.
Использованная литература:
1. Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. – М., 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников
В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....
Мнемотехника как эффективный способ развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...
Мнемотехника – как способ развития связной речи у дошкольников
Речь – главный способ общения. С помощью речи ребёнок легко и незаметно входит в окружающий мир....
ХАРАКТЕРИСТИКА И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ХАРАКТЕРИСТИКА И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИОбщее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формиро...
Консультация для педагогов "Мнемотехника как способ развития связной речи дошкольников"
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мы...
Технологии речевого развития "Мнемотехника-способ развития связной речи у дошкольников"
Технология речевого развития «мнемотехника –способ развития связной речи у дошкольников»«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучи...
Мастер класс "Сторителлинг, как способ развития связной речи у старших дошкольников"
Повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию связной речи у старших дошкольников...