Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная комната»
рабочая программа по психологии

Воробьева Наталья Леонидовна

Дополнительная общеразвивающая программа  «Волшебная комната»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_volshebnaya_komnata_23.doc328 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №56 «Северяночка»

                                                                                 

Дополнительная общеразвивающая программа

платной образовательной услуги

социально-педагогической направленности

 «Волшебная комната»

Возраст: дети младшего возраста

Срок реализации: 1 учебный год– 2023-2024 гг.

                                                                                                   Составитель программы:

Воробьева Наталья Леонидовна,

педагог-психолог

г. Нижневартовск

Содержание

Страница

1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Актуальность программы

3

1.2.

Цели и задачи программы

4

1.3.

Планируемые результаты программы

5

1.4.

Характеристика особенностей развития детей от 3 до 4 лет

 5

1.5.

Основные принципы реализации программы

6

2.

Содержательный раздел

7

2.1.

Учебный план

7

2.2

Календарный учебный график

7

2.3.

Перспективный план для детей от 3 до 4 лет

8

3.

Материально-техническое обеспечение

10

4.

Оценка качества освоения программы

11

5.

Литература

14

  1. Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ВОЛШЕБНАЯ КОМНАТА» разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №09-3242);  Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"..

 Программа разработана на основе: методического пособия С.Е. Кальмовой, Л.Ф. Орловой, Т.В. Яворовской «Сенсорная комната — волшебный мир здоровья»,  «Сенсорная комната в дошкольном учреждении» Колос Г.Г.

1.1. Актуальность  программы

 В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды тренингов, но довольно редко — специально разработанные программы развивающих занятий в сенсорной комнате.

Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, эмоциональной истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с нарушениями характера, с задержками психического и речевого развития.

Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать, т. к. это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует; можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением.

Актуальность данной программы состоит еще и в том, что современная семья включается во множество сфер жизнедеятельности общества. При этом сокращение свободного времени родителей из-за дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие других патогенных факторов способствуют развитию у родителей синдрома хронической усталости, что в свою очередь не позволяет им уделять необходимое внимание своему ребенку.

Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удается грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Поэтому ДОУ должно оказывать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребенка.

Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых и обонятельных ощущений. Порой он воспринимает мир одиноко. Вернуть всю остроту восприятия – главное назначение организованной сенсорной комнаты и образовательной программы «Сенсорная комната».

1.2. Цели и задачи программы.

Цель: Развитие сенсорных ощущений и на их основе восприятия в целом, эмоционально-личностной сферы и профилактика эмоционального напряжения у детей младшего возраста для сохранения и укрепления психологического здоровья воспитанников.

Задачи программы:

  1. Развитие восприятия формы, величины, цвета, пространства, движений, целостного образа предметов.
  2. Обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию ощупыванию, группировке по форме и цвету вокруг образцов-эталонов, а также последовательному описанию формы, выполнению планомерных действий.
  3. Восстановление эмоционального комфорта, поддержание стремления ребенка к психологическому здоровью, равновесию, гармонии.
  4. Снятие тревоги, психоэмоционального и мышечного напряжения, создание чувства безопасности, защищенности.

Уровень сложности программы – стартовый. Предполагает освоение первоначальных знаний и знакомство со спецификой данного направления.

Сложность материала – минимальная.

Направленность программы – социально-педагогическая.

Объем освоения программы – 62 часа.

Срок освоения программы – 1 учебный год.

Форма обучения – очная, групповая.

Количество детей в группе –до 8 человек.

Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 20 минут с детьми младшего возраста в сенсорной комнате дошкольного учреждения.

1.3. Планируемые результаты освоения программы

В ходе реализации программы ребенок:

  • успешно  адаптируется к условиям детского сада.
  • усвоит сенсорные эталоны, что обеспечит освоение навыков учебной деятельности.
  • будет снято эмоциональная напряженность,
  • усилена конструктивность поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств,
  • развитие продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществить саморегуляцию.  

При реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики в целях отслеживания эффективности особенностей и перспектив развития ребенка.

  1. Характеристика особенностей развития детей

Характеристика особенностей детей  младшего возраста

В возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. В возрасте 3-4 лет начинается четкое осознание ребенком, кто он и какой он. Ребенок стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослого.

В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов - внимания, памяти, мышления, а также эмоциональная лабильность и потребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно - деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребенка в первую очередь как партнер по интересной совместной деятельности. Для детей 3-4 лет характерна игра рядом, т.е. дети играют в одиночку, но приглядываясь к действиям других. Вместе с тем, они охотно участвуют в совместных шалостях, беготне. К 4 годам объединяются в небольшие группки по 2-3 человека. Для детей этого возраста характерно смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально окрашены и реальны для него. Это возраст появления страхов. Так называемая, триада страхов: страх перед сказочными персонажами (Баба яга, Бармалей); усиливается страх темноты; появляется страх одиночества. Также боится крови, уколов, боли и врачей. В игре ребенок не остается один на один со своей фантазией и выдумками.

В дошкольном возрасте происходит совершенствование строения и деятельности центральной нервной системы. Внешне это выражается в лишних движениях, суетливости, дети много говорят или, наоборот, замолкают. Часто наблюдается повышенная возбудимость, и это приводит к быстрой утомляемости детей.

Ведущая потребность — в общении, в уважении; в признании самостоятельности ребенка.

Особенности возраста:

1.   Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я».

2.   Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим.

3.   Появление смысловой структуры сознания.

4.   Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм.

5.   Развитие происходит через общение. С взрослым общение становится внеситуативно-познавательным.

6.   Удерживает внимание 7-8 минут.

7.   Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

8.   При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как я).

1.5. Основные принципы реализации программы

В основу программы положены принципы, отражающие гуманистические установки:

  • уважение к свободе и достоинству каждого ребенка; создание условий для развития его индивидуальности;
  • обеспечение психологического комфорта; взаимодействие психолога с ребенком по типу субъект – субъектного общения;
  • наличие «свободного пространства» для проявления индивидуальной активности ребенка;
  • сочетание статично-динамичного положения;
  • каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»;
  • необходимость поддержания высокой самооценки ребенка; осуществление понятной и ясной, честной и конкретной коммуникации между родителями и ребенком;
  • совместное обсуждение понятого, увиденного, почувствованного и краткое резюме педагога в конце занятия;
  • конфиденциальность информации о ребенке родителям, недопустимость медицинских диагнозов; акцент на рекомендации.

  1. Содержание программы

2.1. Учебный  план для детей младшего дошкольного возраста

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Знакомство с волшебной комнатой

2

0

3

Волшебное путешествие

3

0

3

Сказочный лес

3

0

3

Цветное настроение

3

0

3

Веселая зарядка

3

0

3

Игра-путешествие

3

0

3

Отдых у водопада

3

0

3

У страха глаза велики

3

0

3

Путешествие по лабиринту

3

0

3

Солнечный зайчик

3

0

3

Отдых на море

3

0

3

Путешествие по сказочной стране

3

0

3

Отдых в волшебном лесу

3

0

3

3накомство с цветом

3

0

3

Улыбка

3

0

3

Веселый шарик

3

0

3

Радуга

3

0

3

В сказочном лесу

3

0

3

Мои эмоции

3

0

3

Волшебный сон

3

0

3

В лесу у ручья

3

0

3

ИТОГО        

63

63

                

2.2.  Календарный учебный график

Годовой календарный график к программе «ВОЛШЕБНАЯ КОМНАТА» определяет: начало обучения  – 1 октября и окончание обучения – 31 мая.

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество занятий/ часов

Режим занятий

1 год

октябрь

май

31

62/31

2 раза в неделю по 20 мин

2.3. Перспективный план для детей младшего возраста

Тема

Кол-во

Содержание

1-2

Знакомство с волшебной комнатой

2

Знакомство с волшебной комнатой. Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие» (подвеска «Веселки»). Игра-путешествие. Релаксация «Отдых в лесу». Ритуал     окончания      занятия.      Игра «Прощание с веселками».

3-5

Волшебное путешествие

3

Ритуал начала занятия. Игра «Быстро - медленно». Игра        «Прогулка        по        четырем        временам года». Упражнение «Танец шариков». Релаксация «Радуга». Ритуал окончания занятия.

6-8

Сказочный    лес

3

Ритуал начала занятия. Игра «Мокро – сухо» Упражнение «В сказочном лесу» Игра «Прокати шарик». Игра «Слушай и лови». Игра «Море шариков». Ритуал окончания занятия.

9-11

Цветное

настроение

3

Ритуал начала занятия. Игра «Кто за кем?» Игры с водяными игрушками. Игра «Найди по цвету». Упражнение «Мой любимый цвет». Релаксация «Отдых на море». Ритуал окончания занятия.

12-14

Веселая зарядка

3

Ритуал начала занятия. Игра «Обезьянки». Игра «Клоуны». Игра «Веселая зарядка». Игра «Камень - звезда». Ритуал окончания занятия.

15-17

Игра- путешествие

3

Ритуал начала занятия. Игра-путешествие. Игра «Опиши предмет». Игра «Через пропасть». Игра «Прогулка        по        четырем        временам года». Упражнение «Танец шариков». Ритуал окончания занятия.

18-20

Отдых у водопада

3

Ритуал начала занятия. Игра-путешествие. Игра «Прогулка        по        четырем        временам года». Тренинг        творческих        тактильных восприятий. Игра «Найди и покажи». Релаксация «Отдых у водопада». Ритуал окончания занятия.

21-23

У страха глаза

велики

3

Ритуал начала занятия. Рассказ «Как побороть страх». Беседа о страхах. Упражнение «У страха глаза велики». Изотерапия «Рисуем свой страх». Упражнение «Уничтожим свой страх». Упражнение «Ха!». Ритуал окончания занятия.

24-26

Путешествие по лабиринту

3

Ритуал начала занятия. Беседа. Игра «Путешествие по лабиринту». Игра-путешествие. Игра «Будь внимателен». Релаксация «Отдых в лесу». Ритуал окончания занятия.

27-29

Солнечный

зайчик

3

Ритуал начала занятия. Игра «Кто за кем?». Игра «Надень кольцо». Упражнение «Прокати и поймай шарик». Упражнение «Пройти по лабиринту». Игра «Солнечный зайчик». Ритуал окончания занятия

30-32

Отдых на море

3

Ритуал начала занятия. Тренинг творческих тактильных восприятий. Упражнение «Танец шариков». Игра «Упрямая подушка». Упражнение «Море шариков». Релаксация «Отдых на Море». Ритуал окончания занятия.

33-35

Путешествие по сказочной стране

3

Ритуал начала занятия. Игра «Пройди по дну ручья». Игра «Быстро - медленно». Упражнение «По следам». Игра «Дыши и думай». Упражнение «Танец шариков». Релаксация «Летняя ночь». Ритуал окончания занятия.

36-38

Отдых в волшебном лесу

3

Ритуал начала занятия. Игра «Отгадай настроение». Упражнение «Узнай звук». Игра на воображение: этюд «Холодный твердый лед», этюд «Горячий пирожок». Этюд        «Ежик»,        этюд        «Маленький котенок». Игра «3вездный зайчик». Релаксация «Отдых в волшебном лесу». Ритуал окончания занятия.

39-41

3накомство с

цветом

3

Ритуал начала занятия. Игра «Тепло – холодно». Игра-путешествие. Игра «Наблюдай, слушай». Игра «Где, какого цвета шарик?». Упражнение «3накомство с цветом». Игра «Дыши и думай». Ритуал окончания занятия.

42-44

Улыбка

3

Ритуал начала занятия. Упражнение «Обезьянки». Игра «Кто за кем?». Упражнение «По кочкам». Игра «Прокати и поймай шарик». Игра «Улыбка». Релаксация «Бабочка». Ритуал окончания занятия.

45-47

Веселый шарик

3

Ритуал начала занятия. Игра «Найди и покажи». Игры на воображение. Упражнение «Мой шарик». Релаксация «Рыбка». Ритуал окончания занятия.

48-50

Радуга

3

Ритуал начала занятия. Упражнение «Угадай настроение». Беседа о «цветах» настроения. Изотерапия «нарисуй цвет своего настроения». Цветотерапия. Релаксация «Радуга». Ритуал окончания занятия.

51-53

В сказочном лесу

3

Ритуал начала занятия. Игра «В сказочном лесу». Игра-путешествие. Игра «Через речку». Игры на снятие агрессивности: «Уходи, злость, уходи!». Упражнение «Кто быстрее?». Ритуал окончания занятия.

54-56

Мои эмоции

3

Ритуал начала занятия. Игра «Клоуны». Упражнение «Лабиринты». Игра «Опиши предмет». Релаксация «Летняя ночь». Ритуал окончания занятия.

57-59

Волшебный

сон

3

Ритуал начала занятия. Сказкотерапия. Игра «Найди и покажи». Игра «Угадай предмет». Игра «Дыши и думай». Релаксация «Волшебный сон». Ритуал окончания занятия.

60-62

В лесу у ручья

3

Ритуал начала занятия. Игра «Быстро - медленно». Игра «Четыре стихии». Игра «В сказочном лесу». Сказкотерапия. Упражнение «По лабиринту с закрытыми глазами». Релаксация «Радуга». Ритуал окончания занятия.

  1. Организационно-педагогические условия

3.1. Кадровые условия

Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

ФИО педагога

Воробьева Наталья Леонидовна

Образование

Уровень образование

Высшее

Место обучения

Нижневартовский филиал Тобольского государственного педагогического института им. Д.И. Менделеева 1994 год

Стаж работы и квалификационная категория

Общий

29 лет

Педагогический

29 лет

В данном учреждении

1 первый год

Квалификационная категория

Высшая квалификационная категория

Курсы повышение квалификации

Тема курсов повышения квалификации

«Сказкотерапия в работе с детьми и взрослыми 40 ч,2009 г. Сургут

«Инновационные методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста в рамках ДОУ» 72 ч.,2016 г.

3.2.Материально-техническое обеспечение

Помещение

Наименование помещение

Сенсорная комната

 Расположение

3 этаж

 Площадь (кв. м2)

31,4

 Естественное освещение

Запад 

 Количество окон

1

Материально-техническое оснащение

Пуфик-кресло "Груша" с гранулами (АЛ291)

2

Детская подушечка с гранулами (АЛ 267)

6

Сухой бассейн светящийся с шарами

1

Сенсорная тропа для ног (АЛ415)

1

Сухой дождь (АЛ 416)

1

Интерактивная пузырьковая колонна (с шариками и рыбами)

1

Панно «Бесконечность» (напольное)

1

Зеркальный шар с мотором и профессиональным источником света

1

Детские зеркальные панно «Кривое зеркало» (АЛ 417)

1

Светильник «Переливающиеся цветы»

1

Светильник «Пламя»

1

Релаксационные подушки-игрушки

7

Магнитофон

1

Набор СD дисков «Волшебные голоса природы»

4

Модули- пуфы (красные)

10

Мяч-тренажер

4

Сенсорное панно «Ежик» (настенное)

1

Стол с песком с подсветкой

1

Ковер

1

Диваны детские

2

Затемняющие шторы

2

Проектор

1

Тюлевые шторы

2

Дидактическое обеспечение

Дидактическая игра "Аскорбинка и ее друзья" (знакомство с основными витаминами и их полезными свойствами)

Дидактическая игра "Аскорбинка и ее друзья" (продолжаем знакомиться с основными витаминами и их полезными свойствами)

Дидактическая игра "Бусы"

  1. Оценка качества освоения программы

При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом-психологом в рамках психологической диагностики в целях отслеживания эффективности Программы.

Психологическая диагностика ребенка в рамках освоения Программы направлена на исследование: - самооценки,- тревожности, - контактности.

Принципы педагогической диагностики

  • Комплексность и разносторонность в изучении ребенка: стремление к максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик.
  • Принцип ответственности: ответственность диагноста за сохранение психического и физического здоровья, эмоционально- соматического комфорта, социального благополучия, обследуемого на всех этапах психодиагностического обследования.
  • Принцип компетентности: означает принятие решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому.
  • Принцип конфиденциальности: неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психодиагностика.
  • Принцип научной обоснованности: психодиагностические методики должны быть валидны и надежны, то есть давать такие результаты, которым можно вполне доверять.
  • Принцип не нанесения ущерба: результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому ребенку, который подвергается обследованию.
  • Принцип объективности: означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.
  • Принцип комплексной диагностики: принцип сочетания различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения точности диагностического заключения.

Методы проведения педагогической диагностики 

Формализованные методы: тесты, проективные методики. Малоформализованные методы: наблюдение.

Оценочные материалы: инструментарий психологической деятельности

Оценка состояния общей моторики:

Оценка статического равновесия

  • сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.

Оценка динамического равновесия

  • преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.

Оценка ручной моторики:

  • выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;
  • координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.

Тесты зрительно-моторной координации:

— срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;

— срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца.

Оценка тактильных ощущений:

— узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;

— узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.

Оценка владения сенсорными эталонами:

Тесты цветоразличения

— раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;

— называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).

Различение формы

— группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных). В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание: увеличить количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала (до 24).

Восприятие величины

— раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;

— ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор

5. Литература

  1. Баряевой Л. Б. Сухой бассейн. Методика проведения игр-занятий и упражнений: Пособие для педагогов, психологов и родителей. — СПб., 2008.

  1. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ.- М.: Айрис-пресс, 2004.
  2. Ильин Е. П. Эмоции и чувства, 2001.

  1. Кириченко Ю.А. Коррекция игровой деятельности в сенсорной комнате. В сб. Сенсорные комнаты "Снузлин" (сборник статей и методических рекомендаций). М.: ООО Фирма "Вариант", 2001. -с. 58 - 64.

  1. Ледина В. Ю., Зубова Н. А. Волна. Обучение детей диафрагмальному дыханию: Методическое пособие. Сост.— СПб., 2003.
  2. Мартынов С. М. Здоровье ребенка в ваших руках. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Монина Г. Б., Раннала Н. В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». — СПб.:

Речь, 2009.

  1. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие. Под ред. В.Л.Женеврова, Л.Б.Баряевой, Ю.С.Галлямовой. –СПб.: ХОКА,

2007

  1. Сенсорная комната: Аннотация и методические рекомендации по использованию. — СПб.: Альма, 2007.

  1. Сенсорные комнаты "Снузлин" (сборник статей и методических рекомендаций"). М.: ООО Фирма "Вариант", 2001. -с. 47 -57.

  1. Щеканова В.Н. «Комплексные занятия с детьми дошкольного возраста в сенсорной комнате», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная общеразвивающая программа "Волшебный сундучок" для детей 3-4 лет

Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С....

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная кисточка» по рисованию с детьми старшего возраста.

Её содержание нацелено на развитие и формирование художественно-творческих способностей, а также обеспечивает  и охватывает  всестороннее развитие ребёнка  и педагогическое просвещение ...

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные буквы» (дополнительные занятия по обучению детей раннему чтению)

(С.Я. Маршак)Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решат...

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные буквы» (дополнительные занятия по обучению детей раннему чтению)

Обучение детей чтению в игровой форме. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения....

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами»

Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир оригами» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологиче...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Волшебное тесто» Срок реализации: 8 месяцев Возраст обучающихся: 5-6 лет

Представленный материал - программа кружка "Волшебная глина" для детей 5-6 лет (второй год обучения) , в которой подробно разработаны темы занятий, задачи каждого занятия и необходимый матер...