Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная песочница»
рабочая программа по психологии
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная песочница»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 125.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №56 «Северяночка»
Дополнительная общеразвивающая программа
платной образовательной услуги
социально-педагогической направленности
«Волшебная песочница»
Возраст: дети 3-5 лет
Срок реализации: 1 учебный год– 2023-2024 гг.
Составитель программы:
Воробьева Наталья Леонидовна,
педагог-психолог
г. Нижневартовск
№ | Содержание | Страница |
1. | Актуальность программы | 5 |
2. | Концептуальные подходы к реализации программы | 6 |
3. | Цели и задачи | 7 |
4. | Принципы работы | 8 |
5. | Формы и методы | 8 |
6. | Сроки действия программы | 9 |
7. | Помещение и оборудование | 9 |
8. | Кадровый состав | 10 |
9. | Участники программы | 10 |
10. | Учебно-тематический план | 10 |
11. | Механизм реализации программы | 12 |
12. | Мониторинг | 12 |
13. | Литература | 14 |
Информационная карта
Наименование программы | ПРОГРАММА дополнительного образования «Волшебная песочница» |
Направленность программы | Образовательная |
Основание для разработки программы |
|
Заказчик программы | Родители дошкольников |
Автор-составители программы | Воробьева Наталья Леонидовна, педагог-психолог муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детский сад № 56 «Северяночка» |
География программы | ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, улица Дружбы Народов,14 «а» МАДОУ города Нижневартовска ДС № 56 «Северяночка» Телефон: 8 (3466) 45-77-78 |
Кадровое обеспечение программы | Педагог-психолог |
Цель программы | Развитие эмоционально-личностной сферы и профилактика психологического здоровья у детей дошкольного возраста средствами песочной терапии. |
Задачи программы |
|
Ожидаемые результаты реализации программы | - снижено психоэмоциональное напряжение. - навыки и умения конструктивного общения с окружающими людьми. - сформированы позитивные эмоционально-личностные качества. - развито творческое воображение в соответствии с возрастной нормой. |
Срок действия программы | 1 год 2023-2024 учебный год |
Ресурсное обеспечение реализации программы | Муниципальный бюджет |
- Актуальность программы.
Современный этап развития общества отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса.
Однако тенденция нестабильности жизненного уровня семей, ухудшения экологической ситуации в России порождает условия, при которых на фоне повышения выживаемости уровень здоровья детей значительно снижается. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности.
В этой связи следует отметить, что Закон Российской Федерации «Об образовании», основные федеральные проекты реформирования образования: «Концепция модернизации Российского образования», «Национальный проект «Образование», определяют в качестве решающего условия успешности преобразований создание двух главных ориентиров развития образовательной системы: обеспечение высокого качества образования и сохранения и укрепления состояния здоровья воспитанников.
Известно, что именно в дошкольный период формируется здоровье и закладываются основы личности.
Важной составной частью здоровья человека является его психическое здоровье. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека — это система, в которой все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга. Следует отметить, что большинство авторов не разделяют понятия "психическое здоровье" и "психологическое здоровье", понимая их как синонимы.
Термин «психологическое здоровье» был введён в научный лексикон И.В. Дубровиной, понимающей под этим аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.
Эмоционально-личностное развитие ребёнка является первоосновой всего его психологического здоровья. Именно эмоциональное состояние оказывает мощное влияние на психологическое здоровье и является его надежным индикатором на различные события и факты. По определению А.Н. Леонтьева, становление основных личностных механизмов и образований являются определяющими личностного развития ребенка.
На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка. Песочная терапия — это способ общения с миром и самим собой, способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на символическом уровне.
Игра с песком - это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. В игре с песком под руководством психолога ребенок получает возможность снять психологическое напряжение, проиграть травмирующую ситуацию в безопасной форме. Песочная терапия оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка (Зинкевич- Евсегнеева Т.Д, ГрабенкоТ.М).
- Концептуальные подходы к реализации программы.
Исследованиями развития эмоционально-личностной сферы детей –дошкольников занимались многие ведущие российские и зарубежные психологи: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Ж.Ж. Пиаже.
Те стадиальные изменения в психическом развитии, которые происходят на протяжении детства, связаны с глубокими изменениями в эмоциональной сфере личности ребенка. Вместе с тем, изучение генезиса человеческих эмоций имеет и весьма важное психолого-педагогическое значение: воспитание детей предполагает не только их обучение определенной системе знаний, умений и навыков, но и формирование у них определенного эмоционального отношения к окружающей действительности и к окружающим людям, отношения, соответствующего задачам, нравственным нормам, что отражается на общем благополучии ребенка.
А.В. Запорожец считает, что эмоция – это особая форма отражения действительности, при посредстве которой осуществляется психическая регуляция общей направленности и динамики поведения.
Леонтьев А.Н. считает, что эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его психические процессы. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом психологического развития детей дошкольного возраста.
В настоящее время различные педагогические системы придают большое значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой песочной терапии. Разрабатываются специальные программы. Это «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» Н.Ф.Бережной, «Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития» С.Ю.Кондратьева, «Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников» А.В.Валиева, «Чудеса на песке» Т Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие. Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен. Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. Игра с песком как методика консультирования была впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Песочная терапия как метод психотерапии была разработана швейцарским детским психотерапевтом Дорой Кальфф, которая считала главным принципом песочной терапии «создание свободного и защищенного пространства», в котором ребенок или взрослый могут выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.» (Дора Калф, «Sandplay», 1980).
В основу диагностики по выявлению уровня формирования эмоционально-личностной сферы старших дошкольников положена система методик, направленная на выявление особенностей проявления эмоций детей дошкольного возраста: методика Дреминой И.Е. «Раскрась фигуры» по изучению эмоционального благополучия, «Тест тревожности» Р.Тэммла и М.Дорки, направленный на изучение уровня тревожности; детский вариант теста Розенцвейга по изучению агрессивности; тест «Лесенка» Д.Якобсон – изучение самооценки ребенка, методика по изучению мотивационно-личностной готовности детей к школьному обучению «Экспериментальная беседа по определению внутренней позиции школьника» Гуткиной Н.И.
- Цели и задачи
Цель: развитие эмоционально-личностной сферы и профилактика психологического здоровья у детей дошкольного возраста средствами песочной терапии.
Задачи:
- Совершенствовать навыки и умения практического общения, используя вербальные и невербальные средства.
- Способствовать снижению тревоги, психоэмоционального и мышечного напряжения, создание чувства безопасности, защищенности.
- Формировать позитивные эмоционально-личностные качества у детей старшего дошкольного возраста.
- Развивать воображение и творческую активность.
- Принципы работы
Основные педагогические принципы:
- системность подачи материала;
- наглядность обучения;
- цикличность построения занятия;
- доступность;
- развивающий и воспитательный характер материала.
Основные принципы игр на песке
(На основе Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».)
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход
2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем
3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот.
- Формы и методы
Система работы предполагает:
- совместную деятельность педагога-психолога с детьми;
- индивидуальную работу педагога-психолога с детьми;
- самостоятельную деятельность самих детей.
Форма организации занятий микрогруппа, периодичность – 2 раза в неделю, продолжительность – 25 минут.
Структура занятия:
- Приветствие -1-2 минуты;
- Обеспечение сенсомоторной пластики – (психогимнастика, упражнения тренировки сознания методом замещающего онтогенеза, пальчиковая гимнастика с элементами мнемотехнического приема, тренировка дыхания) 5-7 минут;
- Развитие невербальных психических процессов (с использованием оборудования песочной терапии) – 10-15 минут (в сенсорной комнате);
- Решение и поиск путей выхода из ситуации (игровые упражнения на основе двигательных методов) – 7-10 минут;
- релаксационные упражнения и тренировка дыхания – 3-5 минут;
- обсуждение – 1-2 минуты.
Основные приемы:
- Организация совместной деятельности педагога-психолога и ребенка.
- Создание игровой или проблемной ситуации.
- Использование упражнений с песком как одного из приемов формирования практических умений.
- Побуждение ребенка к проговариванию того, что он делает.
- Поощрение ребенка за его успехи:
- позитивное стимулирование и эмоциональная поддержка,
- похвала ребенка,
- создание ситуации успеха,
- упражнения с целью закрепления успешности ребенка.
Основные методы работы с детьми:
-упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера),
- этюды,
- импровизации,
- наблюдения,
- рассматривание рисунков, фоторепродукций,
- моделирование и анализ ситуаций на песке,
- чтение художественных произведений,
-рассказ педагога и детей,
-сочинение историй,
- использование стимуляторов сенсорного оборудования,
- дыхательные упражнения по технологии биологической обратной связи,
- психогимнастика,
- пальчиковая гимнастика,
- музыкальная релаксация,
6.Сроки действия программы
Программа реализовывается в течение 1 года.
7.Помещение и оборудование
В программе обозначены условия организации, материально-техническое, информационное, методическое обеспечение образовательного процесса для достижения максимально эффективного результата.
Помещение оборудовано необходимыми пособиями и атрибутами для реализации программы:
- методические и дидактические пособия;
- полифункциональное интерактивное оборудование для сенсорной комнаты;
- оборудование для работы с песком:
1. Водонепроницаемый деревянный ящик
Внутренняя поверхность (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта – небо
Если будете заниматься подгруппой (3-4 человека) или индивидуально, его размер – 50 х 70 х 8см, для групповой работы размер песочницы увеличивается. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком
2. Чистый, просеянный песок (влажный) или манка
3. Цветной песок
4. «Коллекция» миниатюрных фигурок (высота их – не более 8 см)
набор игрушек:
Человеческие персонажи
Животные (домашние, дикие, доисторические, морские и др.)
Транспорт (наземный, водный, космический, и др.)
Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.)
Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.)
Сказочные герои (злые и добрые)
Бросовый материал (флаконы из – под духов, пробки)
- мультимедийное оборудование;
- компьютерные презентации по направлениям программы;
- аудиоаппаратура и медиатека.
8. Кадровый состав
Настоящую программу может реализовывать воспитатель, педагог-психолог ДОУ, знающий приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации.
Требования к кадровому составу: владение технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей воспитанников, владение технологией диафрагмально-релаксационного дыхания.
9. Участники программы
Дети дошкольного возраста МАДОУ г. Нижневартовска детского сада № 56 «Северяночка».
10. Учебно-тематический план
(Большебратская Э.Э. «Песочная терапия»)
№ | Тема | Задачи | |
1 | «В гостях у Сказки Упражнение «Здравствуй, песок!»» | Учить выделять общие и отличительные признаки человека и его подобия. Знакомить с отличительными особенностями внешности – цветом глаз и волос. Цель — снижение психофизического напряжения. | |
2 | «Солнечный зайчик» Упражнение «Необыкновенные следы» | Учить детей ощущать близость, тепло другого, развивать чувство единства, сплоченности. Учить детей действовать согласованно. Цель — развитие тактильной чувствительности, воображение | |
3 | «Путешествие на луну» Игра-упражнение «Песочные прятки» | Учить детей управлять своим телом. Учить интонациями, жестами передавать настроение, эмоции. Закреплять навыки совместных действий в разыгрывании сказочного сюжета. | |
4 | «Волшебная поляна» Игра-упражнение «Маленькие волшебники — мы создаем мир» | Развитие идентификации со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я». Стимулирование творческого самовыражения | |
5 | «Язык прикосновений» Упражнение «Песочный дождь» | Развитие сенсорно – перцептивной сферы, развитие произвольности поведения, развитие воображения, символических представлений | |
6 | «Игры с изюминкой» Упражнение «Узоры на песке» | Развитие творческого мышления и воображения. Совершенствование механизмов саморегуляции. | |
7 | «За репкой» | Снятие напряжения, получение позитивного, двигательного опыта. Развитие памяти, воображения. Развитие уверенности в себе | |
8 | «Чудо остров» Упражнение «Узоры на песке» | Развитие воображения, Стимулирование творческого воображения | |
9 | «В стране чувств» Игра-упражнение «Секретные задания кротов» | Стабилизация психических процессов, снятие напряжения. Обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоциональных состояний. Развитие уверенности в себе | |
10 | «Цирк» Упражнение «Необыкновенные следы» | Учить детей самостоятельно выражать свои мысли, чувства. Учить детей передавать характеры героев движениями. Учить детей активно принимать участие в обсуждении, создавать эмоциональные образы. Учить расслабляться | |
11 | «Болезнь куклы» | Закреплять выразительные движения, учить детей сопереживать, учить в проблемной ситуации находить позитивные решения. Учить детей расслабляться | |
12 | «Красная шапочка» | Дать детям понятие доброты через сказочного героя. Закреплять навыки совместных действий при разыгрывании общей истории. | |
13 | «Путешествие к Незнайке» | Закреплять у детей навыки совместных действий при разыгрывании общей истории. Учить детей анализировать поведение свое и окружающих. Закреплять понятие доброты, зла на конкретных примерах. | |
14 | «Волшебная страна» Упражнение «Вверх по радуге» | Развивать творческие способности детей, учить подбирать характерные для героев движения (мимику, пантомимику) Развивать невербальные средства общения. Учить передавать эмоциональные переживания в образах, сопереживать героям. Учить анализировать переживания, события. | |
15 | «Мир сказок» Упражнение «Победитель злости» | Учить детей определять эмоции по условным графическим изображениям. Закреплять образ «доброго» и «злого» героя в движениях. Закреплять выразительность мимики, микки. Пантомимики. Развивать воображение. | |
11. Механизм реализации программы
Этапы реализации программы
сентябрь | октябрь-апрель | май |
Диагностический Цель: определение содержания, приемлемых методов | Основной Цель: Апробация и внедрение программы | Аналитический Цель: анализ результатов |
Управление реализацией программы
Основным исполнителем программы является педагог-психолог, который тесно взаимодействует в процессе ее реализации с педагогом группы, и родителями воспитанников. Контроль осуществляет заместитель заведующего по воспитательной и методической работе.
Эффективность программы анализируется исполнителями программы совместно с заместителем заведующего по воспитательной и методической работе, результаты обсуждаются на итоговом педагогическом совете.
12.Мониторинг реализации программы
В первую очередь педагогам и родителям предлагается опросник Т. Хельбрюгге, Г. Деринга «Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей». Далее предлагается родителям тест А. И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка. Дополнительно к этим методикам педагоги заполняют опросник «Выявление детей, испытывающих эмоционально-личностные проблемы», автор М.Н Доронова.
Направление | Критерии | Диагностический инструментарий |
Оценка эмоционально-личностного развития | 1.Изучению эмоционального благополучия 2. Изучение уровня тревожности детей 3. Изучение агрессивности детей 4. Изучение самооценки ребенка | «Раскрась фигуры»Дремина И.Е. «Тест тревожности» Р.Тэммла и М.Дорки детский вариант теста Розенцвейга тест «Лесенка» Якобсон Д. |
Оценка уровня готовности к школьному обучению. | 1. уровень мотивационно-личностной готовности к школьному обучению | «Экспериментальная беседа по определению внутренней позиции школьника» Гуткина Н.И. |
13. Литература
- Баряевой Л. Б. Сухой бассейн. Методика проведения игр-занятий и упражнений: Пособие для педагогов, психологов и родителей. — СПб., 2008.
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ.- М.: Айрис-пресс, 2004.
- Ильин Е. П. Эмоции и чувства, 2001.
- Кириченко Ю.А. Коррекция игровой деятельности в сенсорной комнате. В сб. Сенсорные комнаты "Снузлин" (сборник статей и методических рекомендаций). М.: ООО Фирма "Вариант", 2001. -с. 58 - 64.
- Ледина В. Ю., Зубова Н. А. Волна. Обучение детей диафрагмальному дыханию: Методическое пособие. Сост.— СПб., 2003.
- Мартынов С. М. Здоровье ребенка в ваших руках. — М.: Просвещение, 1991.
- Монина Г. Б., Раннала Н. В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». — СПб.:
Речь, 2009.
- Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие. Под ред. В.Л.Женеврова, Л.Б.Баряевой, Ю.С.Галлямовой. –СПб.: ХОКА,
2007
- Сенсорная комната: Аннотация и методические рекомендации по использованию. — СПб.: Альма, 2007.
- Сенсорные комнаты "Снузлин" (сборник статей и методических рекомендаций"). М.: ООО Фирма "Вариант", 2001. -с. 47 -57.
- Щеканова В.Н. «Комплексные занятия с детьми дошкольного возраста в сенсорной комнате», 2006.
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340 с.
- Большебратская Э.Э. «Песочная терапия» - Петропавловск , 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная общеразвивающая программа "Волшебный сундучок" для детей 3-4 лет
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С....

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная кисточка» по рисованию с детьми старшего возраста.
Её содержание нацелено на развитие и формирование художественно-творческих способностей, а также обеспечивает и охватывает всестороннее развитие ребёнка и педагогическое просвещение ...

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные буквы» (дополнительные занятия по обучению детей раннему чтению)
(С.Я. Маршак)Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решат...

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные буквы» (дополнительные занятия по обучению детей раннему чтению)
Обучение детей чтению в игровой форме. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения....

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами»
Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир оригами» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологиче...
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные буквы» (дополнительные занятия по обучению детей раннему чтению)
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные буквы» (дополни...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Волшебное тесто» Срок реализации: 8 месяцев Возраст обучающихся: 5-6 лет
Представленный материал - программа кружка "Волшебная глина" для детей 5-6 лет (второй год обучения) , в которой подробно разработаны темы занятий, задачи каждого занятия и необходимый матер...

