Категориальный аппарат
материал по психологии

Содержит базовые термины

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _kategorialnyi_774_apparat_spetsialnoi_774_psikhologii.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Категориальный аппарат специальной психологии.

Специальная (коррекционная) педагогика и специальная психология рассматривается как комплексная наука,  включающая  такие разделы, как   сурдопедагогика и сурдопсихология (от лат. surdus – глухой), тифлопедагогика и тифлопсихология (от rp. typhlos – слепой), олигофренопедагогика и олигофренопсихология (от rp. oligos – малый, незначительный + phren – ум), логопедия и логопсихология (от гp. logos – слово, речь, смысл, разум, рассуждение, понятие, учение, наука + paideia воспитание, обучение) и  изучающая психофизиологические особенности лиц с нарушениями развития, закономерности их обучения и воспитания.

Категориальный аппарат представляет собой систему понятий, воспроизводящих разные стороны изучаемого наукой объекта. В используемых специальной психологией категориях можно выделить две большие группы. Первая из них - это общепсихологические понятия, отражающие родство данной дисциплины с психологической наукой в целом. В эту группу входят такие понятия, как "психическая деятельность", "сознание", "личность", "мотив", "смысловая сфера", "образ", "значение", "операция", "интериоризация", "речевое опосредование", и многие другие. Вторая группа составляет класс специально-психологических категорий или терминов из смежных дисциплин. К ним относятся: "дизонтогенез", "системные отклонения", "ретардация", "компенсация", "коррекция", "интеграция",  и т.д.

Психология детей с задержкой психического развития - это раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие лиц с задержкой психического развития, пути и способы его коррекции при обучении и воспитании.

 Дети с   задержкой психического развития относятся к категории детей с нарушениями интеллектуальной сферы. Задержка психического развития – это временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций; нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Абилитация (от лат. hebilis – быть способным к чему-либо) – это первоначальное формирование способности к чему-либо; система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах.  

Адаптация – особый процесс восстановления нарушенного равновесия между индивидом и средой путем внутренних изменений самого индивида. Социальная адаптация – приспособление индивидуума (коллектива) к изменяющимся условиям окружающей среды (общества), уменьшение социальной дистанции между нормально развивающимися детьми и детьми с нарушениями развития. Смысл ее в том, что ребенок осваивает все формы общения, принятые в коллективе и обществе, коммуникативен, не чувствует отчужденности.

Депривация (от лат. deprivation лишение) – психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей. Недостаток сенсорных и социальных стимулов приводит на определенных этапах онтогенеза к замедлению или искажению эмоционального и интеллектуального развития ребенка.

Дети с трудностями в обучении – это дети с нарушениями психического развития, обусловленными задержкой или расстройством психического развития.

Дизонтогенез (от греч. dis – приставка, означающая расстройство, и ontogenesis – индивидуальное развитие) – нарушение формирования высших психических функций, т.е. различные отклонения от нормального физического и психического развития в детском возрасте.

Можно назвать следующие варианты дизонтогенеза (по   В.В. Лебединскому):

недоразвитие (олигофрения, алалия) и задержанное развитие (задержка психического развития, общее недоразвитие речи) – критерием дизонтогенеза является ретардация (запаздывание или приостановка) всех сторон психического развития или преимущественно отдельных компонентов;

поврежденное развитие (органическая деменция, афазия) и дефицитарное развитие (нарушения зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата) – критерием дизонтогенеза является выпадение отдельных психических функций;

 искаженное развитие (ранний детский аутизм, шизофрения) и  дисгармоническое развитие (психопатии и нарушение поведения) - критерием дизонтогенеза является асинхрония (неравномерность) развития.

Интеграция – изменение жизнедеятельности окружающих людей, осуществление вкладов и их принятие окружающими и тем самым утверждение своего инобытия в других людях, становление всеобщего в широком смысле этого слова. В узком смысле – это система обучения и воспитания детей с различными отклонениями в развитии в объединенной нормально развивающей группе.

Инклюзия  (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) – создание равных возможностей для получения образования всеми без исключения, полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни; процесс вовлечения людей в социально одобряемую деятельность, т.е. такую деятельность, которая обеспечивает, с одной стороны, права, а, с другой, - социальную активность.

Компенсация (от лат. compensatio – возмещение, уpавнивание, уpавновешивание) – сложный многообpазный пpоцесс пеpестpойки функций оpганизма пpи нарушениях или утpате каких-либо функций вследствие перенесенных заболеваний или тpавматических повpеждений, напpавленный на испpавление наpушений pазвития на основе замещения, фоpмиpования иных способов действий. Компенсация – сложная ответная реакция индивида на внутренние нарушения, способность удерживать и восстанавливать свою целостность в случаях воздействия различных патогенных факторов. Она препятствует возможной утрате целостности и потере равновесия с окружающей средой.

Коррекция (от лат. corregere исправлять)– это система педагогических средств, направленных на исправление или ослабление недостатков физического и психического развития детей. Она строится на основе использования компенсаторных возможностей ребенка.

Реабилитация (от лат. rehabilitatio, лат. re – обратно, вновь + habilitatio - право) – это система медицинских, педагогических, социальных и др. мероприятий, направленных на восстановление полноценного общественного бытия личности, возвращение и включение детей в социальную среду посредством коppекционно-воспитательной работы. Пути достижения реабилитации: устранение или смягчение психофизических недостатков человека, организация специального обучения, профессиональная подготовка.

Отклонение в развитии - несоответствие уровня развития и поведения ребенка системе предъявленных ему социальных требований и ожиданий, не выходящих за пределы «низкой нормы» и не обусловленных органическим поражением центральной нервной системы, то есть отклонение в развитии неорганической этиологии.

Отклонения органического характера - повреждение, отсутствие или недоразвитие какого-либо органа, его части или тканей

Ретардация (замедление, отставание) – незавершенность этапов развития. Понятие ретардация, как правило, употребляется как синоним понятий отставание, замедление. При нормальном развитии личности происходит смена отдельных этапов более прогрессивными, т.е. наблюдается закономерный переход от одного этапа развития к другому. Намного чаще встречается отставание в развитии, т.е. ретардация. Когда процесс развития происходит медленнее, ребенок достигает уровня развития, соответствующего его возрасту, позже, отстает по сравнению с другими детьми того же возраста. В норме все психические функции развиваются в определенной последовательности, или гетерохронно. При дизонтогенезе гетерохрония всегда нарушается, т.е. нарушается нормальное развитие функций и наступает асинхрония – нарушение нормальной последовательности развития психических функций. Аномальное развитие всегда асинхронно.

Социализация (от лат. socialis) – непрерывный двусторонний процесс, предполагающий формирование способностей личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения социальных норм и способов социального поведения, а также активное воспроизводство системы социальных связей индивидом. Рассматривается как средство повышения качества социальной адаптации и предполагает включение в процесс обучения детей с нарушениями в психофизическом развитии всех ее видов: бытовой, средовой, психологической, педагогической, трудовой, обучение общению, межличностному взаимодействию, организации досуга.

Социально-психологический норматив - это система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов (К.М. Гуревич,1995).  

Структура дефекта – психический синдром, состоящий из первичного синдромообразующего симптома (фактора) и вторичных симптомов, возникающих вследствие взаимной зависимости элементов психической системы.

Согласно учению Л.С. Выготского о первичных и вторичных отклонениях в развитии аномального ребенка или о сложности структуры дефекта психического развития нарушение одного из звеньев изменяет функционирование всей системы. Первичные нарушения обусловлены поражением головного мозга и анализаторов. По Выготскому первичный дефект – «ядерный», биологический. Вторичные нарушения, формирующиеся при жизни ребенка – социальные.

Функциональные отклонения - нарушение функций органа или всего организма без какого-либо нарушения их материального субстрата – самого органа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тренировка отдельных групп мышц артикуляционного аппарата

В материалап дана подборка упражнений для губ, щек, а так же массаж  при обильном слюнотечении...

ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарат (методическое пособие)

В данном работе я хочу рассказать о том, что такое опорно-двигательный аппарат, как сохранить его здоровье, и что является причиной его заболеваний. Будут приведены примеры выполнения упражнений на со...

Игры и упражнения для профилактики и укрепления опорно-двигательного аппарата дошкольников

воспитывать сознательное отношение к занятиям;усваивать и закреплять элементы навыков правильной осанки, мелкой моторики пальцев ног;обучать навыкам принимать и фиксировать правил...

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи и опорно-двигательного аппарата"

Презентация из 2 частей о логопедической работе  с детьми с использованием элементов различных здоровьесберегающих технологий: использование оздоровительных поз, зрительной гимнастики, ортопедиче...

Игры по формированию категориального мышления у старших дошкольников

Используя знаково-символическую систему, дети знакомятся с понятием «направление движения» , с помощью условных схем дети обозначают как двигается предмет, сверху вниз или5снизу вверх, слева нап...

Развитие у детей старшего дошкольного возраста категориального мышления

Наше дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №2 (г. Усть-Лабинск) уже в течение нескольких лет работает над проблемой развития категориального мышления у старших...