Развитие у детей старшего дошкольного возраста категориального мышления
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Невмержицкая Анна Анатольевна

 

Наше дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №2 (г. Усть-Лабинск) уже в течение нескольких лет работает над проблемой развития категориального мышления у старших дошкольников.

Наступившее тысячелетие характеризуется стремительностью происходящих перемен в развитии общества. Сверхвысокие темпы роста техносферы, изменения в развитии человеческой цивилизации выдвигают задачу поиска нового мироустройства, в связи с чем возникает проблема формирования личности, способной реагировать на преобразования в обществе, адаптироваться к условиям социальной среды, определяемым научно-техническим прогрессом, интеллектуализацией производительного труда.

Этот процесс предполагает переосмыслить традиционные подходы к содержанию дошкольного образования и выработать новую дидактическую модель обучения дошкольников. В современной педагогике содержание образования рассматривается не как цель, а как средство развития личности, поэтому педагогическая наука и практика встали перед необходимостью создания новых технологий, которые позволяют построить познание ребенком окружающего мира не только как накопление, приобретение и расширение знаний о нем, но , прежде всего , будут способствовать развитию интересов к учению, интеллектуальной рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kategorialnogo_myshleniya_u_doshkolnikov.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие категориального мышления у старших дошкольников

Наше дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №2 (г. Усть-Лабинск) уже в течение нескольких лет работает над проблемой развития категориального мышления у старших дошкольников.

Наступившее тысячелетие характеризуется стремительностью происходящих перемен в развитии общества. Сверхвысокие темпы роста техносферы, изменения в развитии человеческой цивилизации выдвигают задачу поиска нового мироустройства, в связи с чем возникает проблема формирования личности, способной реагировать на преобразования в обществе, адаптироваться к условиям социальной среды, определяемым научно-техническим прогрессом, интеллектуализацией производительного труда.

Этот процесс предполагает переосмыслить традиционные подходы к содержанию дошкольного образования и выработать новую дидактическую модель обучения дошкольников. В современной педагогике содержание образования рассматривается не как цель, а как средство развития личности, поэтому педагогическая наука и практика встали перед необходимостью создания новых технологий, которые позволяют построить познание ребенком окружающего мира не только как накопление, приобретение и расширение знаний о нем, но , прежде всего , будут способствовать развитию интересов к учению, интеллектуальной рефлексии.

Среди многообразия точек зрения на содержание дошкольного образования наш интерес вызвала точка зрения группы ученых на познание ребенком мира с использованием информационно-категориального подхода к обучению через философские категории ( J1.A. Венгер, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, И.Э. Куликовская, А.Н. Давидчук, Д.Б. Эльконин и др.)

В исследованиях Н.Н. Поддьякова убедительно доказывается, что начальные формы категориального строя возникают достаточно рано, уже в дошкольном детстве, и играют важную роль в общем умственном развитии ребенка. Так у детей 4-6 лет происходит интенсивное формирование начальных форм таких фундаментальных понятий, как пространство и время, движение и покой, живое и неживое, количество и качество и так далее. У дошкольника формируется своеобразная субординация этих понятийных форм, что играет важную роль в общей логической организации мышления. Активный поиск новых подходов к обновлению содержания интеллектуального развития ребенка дошкольника привел отечественных ученых к разработке новых образовательных программ.

Проанализировав ряд современных программ , нами были выбраны те, в которых наиболее глубоко реализуются следующие целевые установки :

-формировать основу целостного видения картины мира — систему универсальных знаний об окружающей действительности;

-развивать специфические для ребенка-дошкольника формы мышления, обеспечивая постепенный переход от наглядно-действенной её формы к наглядно-образной, которая является ступенью в развитии логического ( понятийного) мышления;

-развивать информационную культуру, как базовую основу овладения ребенком специфическими способами познания окружающего мира ( экспериментирование, знаково-символическая деятельность).

В рамках исследования нас привлекли некоторые аспекты данных программ, так, в программе «Развитие» - технология развития логического мышления и обучение детей знаковосимволической деятельности, введение занятий по логике , которые направлены на развитие у старших дошкольников представлений о понятийных отношениях, лежащих в основе логического мышления. Программа убедительно доказывает, что дошкольники способны «перешагнуть» барьер между наглядно-образным и логическим, понятийным мышлением, если сами понятийные отношения раскрываются для них при помощи наглядных моделей.

Программа «Истоки» заинтересовала формированием интеллектуальных операций, умением

4

выбирать нужную информацию,овладением обобщенными, а затем и универсальными способами действия, развитием общих познавательных способностей ( наблюдение, сопоставление, нахождение причинно-следственных связей).

Для нашего исследования явилось важным содержание программы «Развитие категориального видения картины мира : Цветы России». Автором программы И.Э. Куликовской разработаны технологии, обеспечивающие вхождение ребенка через категориальные знания в мир культуры и реальный предметный мир. В программе содержатся критерии развития детей: полнота усвоения категориального понятия; определение ценностей категориального знания; умение оперировать категориальными понятиями в решении задач познавательного и практического характера.

Исследование особенностей развития категориального мышления нами проводилось с опорой на аналогичные исследования отечественных ученых ( Венгер Л.А., П.Я. Гальперин, Н.Р. Талызина, Н.Е. Веракса В.А. Петровский, Н.Н.Поддъяков , И.Э Куликовская) .В процессе исследования мы опытно-экспериментальным путем доказали возможность формирования категориального мышления у детей на примере категории «движение» , и таких его характеристик , как способы движения, средства передвижения, направление движения, скорость движения, правила движения.

В понятие «способы движения» были включены представления об элементарных способах передвижения живых организмов ( ходьба, бег, прыжки, полет, плавание, ползание, скольжение), о том, что некоторые объекты живой природы владеют одновременно несколькими способами передвижения ( чайка летает и плавает; лошадь бегает, прыгает, плавает).Детей учили подбирать точный глагол, характеризующий способ передвижения или использовать подходящий синоним ( лягушка прыгает, скачет; орел летит, парит; утка плавает, ныряет и т. д.). В содержание этого понятия мы включили и формирование представлений о движении объектов неживой природы и рукотворного мира (река, ручей, вода течет ; звезды, снежинки, дождинки падают; ветер дует, кружит ; ветки на деревьях, трава колышутся; море волнуется, плещет, рябит; коляска, мяч катится ; юла, глобус, колеса у машины вращаются ). Мы решали задачу расширения лексического запаса введением существительных, обозначающих движение ( вращение, снегопад, звездопад, лавина, обвал, течение, смерч, шторм, ледоход, полет и др.); использования глаголов, обозначающих действия в переносном смысле или как фразеологизмы ( «время стоит на месте», «время летит», «время ползет», «время течет»,«идет весна», «часы идут», «идет дождь» «идет месяц май», «идет занятие», «идет кино»,«полет фантазии», «плывет по течению», «несется, сломя голову» ). Дети учатся группировать объекты по способу передвижения и обозначать их обобщающими словами (водоплавающие, летающие, ползающие ) или с помощью знаков символов. В процессе специально организованных игр, упражнений, чтения произведений художественной литературы дети узнают, что понятие «средства передвижения» подразумевает не только традиционно изучаемые транспортные средства (автомобильный ,водный , воздушный , железнодорожный транспорт), но и гужевой транспорт (средства передвижения на животных , таких как оленья или собачья упряжка, повозка , запряженная лошадьми, передвижение в седле лошади, верблюда, осла,слона),а также спортивный инвентарь, используемый как средства передвижения (коньки, лыжи, сани, самокат, скейт доска, ролики, дельтаплан и др.), подъемные средства передвижения ( лифт, эскалатор). Дети решают не только задачу классификации средств передвижения в зависимости от места его использования на земле, на воде, в воздухе, но и от цели его предназначения ( грузовое, легковое ,спортивное), они узнают какое средство передвижения лучше использовать, находясь в горах, в пустыне, в местах, занесенных снегом, путешествуя по реке, морю, по бездорожью и т.д.

Используя знаково-символическую систему, дети знакомятся с понятием «направление движения» , с помощью условных схем дети обозначают как двигается предмет, сверху вниз или

5

снизу вверх, слева направо, или наоборот, по кругу, по спирали. Старшим дошкольникам доступно установление направления двух движущихся предметов относительно одного к другому (друг за другом, навстречу друг другу, в противоположные стороны). В лексику детей вводятся слова, указывающие на направление движения ( спуск, подъем, погружение, падение, взлет, вращение).

При знакомстве с понятием «скорость движения» посредством восприятия глубины движения, дети сравнивают скорость движения хорошо знакомых им объектов ,они классифицируют движущиеся объекты на низко скоростные и высокоскоростные , проводят сериацию в возрастающем или убывающем порядке на основе характеристики скорости движения. Детям доступен смысл многих фразеологизмов, связанных с обозначением характеристики скорости некоторых предметов ( «лети пулей»,«одна нога здесь, а другая там» «ползет как черепаха», «несется ,сломя голову» и др). Они умело дают сравнительную характеристику скорости объекта относительно двум другим объектам ( воробей летит быстрее чем бабочка, но медленнее чем самолет).

С целью формирования у детей категориального мышления, продуктом которого является категория «движение», мы провели образовательную работу, включающую в себя цикл бесед о движении, чтение и обсуждение сказок, в которых используются различные характеристики движения , дидактические игры , построение моделей в виде кругов Эйлера Вена, использовали специальные задания на занятиях по физическому воспитанию упражняя детей в имитации движения разных животных.

Для формирования перечисленных понятий категории «движение» нами подготовлено методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений с играми и упражнениями, включающими задания на группировку, классификацию,обобщение предметов, исключение предмета из группы, установление закономерностей, на закрепление умения использовать знаковосимволическую деятельность, устанавливать родовые, видовые отношения, решать сложные логические задания на смекалку.

В ходе проведенного исследования обозначился круг проблем, требующих дальнейшей разработки, связанных с необходимостью поисков педагогических средств и форм работы с родителями в направлении развития категориального мышления у дошкольников в условиях семьи, а также повышения общего профессионального, философского и культурного уровня педагогов.

9