Рабочая программа кружка "Умники и умницы" по развитию у детей старшего дошкольного возраста логического мышления
рабочая программа по математике (старшая группа) по теме

Ямщикова Анна Васильевна

Развитие логического мышления в детском саду - это часть общей подготовки детей к школе. Характерной чертой этого процесса является общая развивающая направленность, связь с умственным и речевым развитием, игрой, бытовой и трудовой деятельностью, формированием начальных форм учебной деятельности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.v.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

кружка по развитию логического мышления «Умники и умницы» в группе детей старшего возраста.

Пояснительная записка.

Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребёнок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать, считать и, казалось бы, полностью подготовлены к школе. Однако, педагоги и родители часто сталкиваются с такой проблемой, когда уже в первые месяцы учёбы у детей обнаруживаются трудности в учёбе. Одна из распространённых причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно – логического мышления. В умственном развитии ребёнка процессу овладения логическими отношениями принадлежит существенная роль.

Последнее время акценты делались на работу с детьми, имеющими трудности в усвоении программы. Дети же, имеющие высокий уровень познавательных способностей, оставались без должного внимания. Разработанная программа позволит устранить этот недостаток.

Словесно – логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т. к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л. А. Венгера «Для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Всё это принесёт пользу умственному развитию ребёнка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…». Навыки, умения, приобретённые ребёнком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. Овладев логическими операциями, ребёнок будет более внимательным, научится мыслить чётко и ясно, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

В данной программе показано, как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. В работе с дошкольниками над развитием познавательных процессов одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т. е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы трудно достичь желаемого  обучающего и развивающего результата.

Актуальность. Наше время – это время перемен, России нужны люди, способные принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас у нас в детском саду, завтра будут строить наше общество. Опираясь именно на логическое следование мысли, а не на собственные желания или возникшие неожиданно предпочтения, врач ставит обоснованный диагноз, судья выносит аргументированный приговор, критик объективно оценивает фильм. Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, толковыми юристами, честными критиками, им необходимо научиться мыслить логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, оперировать утвердительными и отрицательными суждениями. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом.

Цель программы. Развитие у детей  элементарного логического мышления используя современные педагогические технологии.

Задачи 1.Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, сериации, смысловому соответствию, ограничению.

2.Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

3.Воспитывать у детей потребность умственно напрягаться занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.

4.Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.

5.Донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству.

Сроки реализации программы – учебный год.

Количество детей – 10 детей.

Режим занятий – 1 занятие в неделю во второй половине дня продолжительностью 20-25 минут.

Формы и приёмы работы: игра дидактическая, развивающая, игра-путешествие, работа с логическими блоками Дьнеша, с палочками Кюизенера, решение логических задач, отгадывание загадок, ребусов, рассматривание, объяснение, чтение, занимательные вопросы, задачи – шутки, графический диктант.

Примерная структура занятий: разминка; основное содержание занятия – изучение нового материала; физминутка, пальчиковая гимнастика; закрепление нового материала; игра, рисование.

Содержание программы.

Краткое описание разделов. (Разделы соответствуют определённым логическим операциям).

Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие, совершенствовать ориентировку в пространстве. Поиск сходств и различий на двух похожих картинках.

Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета. Игры и упражнения на нахождение логической пары. Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностий. Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счётных палочек и геометрических фигур.

Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, деревья, птицы и т. д.

Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.

Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей, учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.

Ограничение. Цель – учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. Развивать наблюдательность детей.    Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т. п. Исключение четвёртого лишнего

Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идёт дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождём человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («Ветер дует, потому что деревья качаются». Верно ли это?) Решение логических задач.

Перспективное планирование занятий. (Март – май)

Содержание занятий

Цель, задачи

Март

1 неделя

1.Обучение приёму «Сравнение». Д/И «Давай, сравним», «Найди вырезанные кусочки», «Что изменилось».        2.Игра с блоками Дьенеша. Группируем фигуры по цвету, форме, величине, толщине.          3.Занимательные вопросы, загадки – шутки.

Учить определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развитие внимания, восприятия, мышления.

Март

2 неделя.

1.Анализ – синтез.                     Д/И «Дополни картинку», «Что для чего»,»Подскажи Незнайке» 2.»Чем похожи и чем отличаются», «Зачем и почему»  3.Игра с блоками Дьенеша . Знакомство с карточками – символами.                                       4.Решение логическихзадач.

Упражнять в нахождении закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков.

Март         3 неделя

1.Обобщение. Д/И «Логический поезд», «Назови одним словом» 2.»Логические цепочки».              3.Игра с блоками Дьенеша. Продолжать знакомить с карточками – символами.              4.Выкладывание картин из счётных палочек.

Учить подобрать обобщающее понятие для каждой группы слов; объяснить свой выбор.                       Учить находить логическую связь между рисунками, расположенными в одном ряду; нарисовать недостающий элемент; подробно объяснить свои действия.

Март         4 неделя.

1.Классификация. Д/И «Магазин универсальный», «Разложи на группы», «Вопрос – ответ»             2.Д/И «Подбери и назови».         3.Игра с палочками Кюизенера.  4.Учимся отгадывать загадки.

Учить мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия.

Апрель     1 неделя

1.Систематизация. Д/И «Картинки последовательные», «Продолжи ряд предметов».      2.Игра с блоками Дьенеша. «Где спряталась мышка».                        3.Графический диктант.

Развивать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу Учить самостоятельно находить закономерность. Учить составлять описательный рассказ.

Апрель      2 неделя

1.Ограничение. Д/И «В гостях у лисы», «Что лишнее».                     2.»Найди фрагменты изображений».                                  3.Игра с блоками Дьенеша «Найди клад».                                  

Учить выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам.

Апрель      3 неделя

1.Умозаключения. Д/И «Потому, что…», «Логика».                             2.Подумай, на что похожа картинка, дорисуй её.                     3. Игра с блоками Дьенеша «Кот и мыши».

Учить при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение.

Апрель     4 неделя

1.Установление причинно – следственных связей.                      Д/И «Почему это произошло».     2.Что должно быть в пустых клеточках, дорисуй.                         3.Логическая мозаика.

Учить находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение.

Май          1 неделя

1.Смысловое соотнесение.       Д/И «Что подходит», «Бывает ли такое», «И хорошо и плохо».        2. Придумывание небылиц.        3.Нарисуй справа такую же фигуру.

Учить находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства.

Май         2 неделя.

1.Игра с логическими блоками Дьенеша «Угадай – ка» ……………   2.Назови и покажи из каких фигур составлены эти предметы.  3. Решение логических задач.     4.Графический диктант.

Развивать умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета.

Май          3 неделя.

1 Игра с палочками Кюизенера. «Посудная ловка».                           2.Задачи – шутки, занимательные вопросы.               3.Д/И «Что делать»

Развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения; пространственные отношения.          На основе двух суждений делать самостоятельное умозаключение.

Май          4 неделя

Мониторинг. Выполнение диагностических заданий.

Оценить уровень развития логического мышления у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по формированию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

  Данная программа позволяет повысить эффективность развивающей работы с детьми по подготовке руки для освоения письма в школе....

Рабочая программа по теме: «Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через аппликацию и ознакомление с природой села Родино».

Аннотация к рабочей программе.Рабочая программа разработана Дедовой П.И, воспитателем старшей группы МКДОУ д.с. «Теремок».Срок реализации программы – 1 год.  Программа предназначена  для зан...

Рабочая программа по кружку "Хореографическая студия" для детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа по дополнительному образованию "Хореографическая студия для детей старшего дошкольного возраста. Разработана с учетом нормативных документов и трубований ФГОС....

Проект рабочей программы по теме: « Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через уважительное отношение к малой Родине».

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, о...

«ОРИГАМИ» Рабочая программа по формированию художественно – творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев.  От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Др...

Рабочая программа образовательной области «Физическое развитие» для детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа образовательной области «Физическое развитие» для детей старшего дошкольного возраста...

Дополнительная образовательная программа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШАХМАТНОГО КРУЖКА «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ» Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

1. Пояснительная записка. «Игра в шахматы – не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепл...