Нейрогимнастика, как ключевой инструмент формирования психологической готовности дошкольников к школьному обучению
консультация по психологии

Чайкина Светлана Александровна

Теоретические основы нейрогимнастики и ее роль в развитии мозга

 

Нейрогимнастика (или «гимнастика мозга») представляет собой систему физических и когнитивных упражнений, направленных на синхронизацию работы левого и правого полушарий головного мозга через развитие мозолистого тела – структуры, ответственной за межполушарное взаимодействие. У детей 4-7 лет происходит активное формирование нейронных связей, и регулярные занятия:

Активизируют взаимодействие полушарий, где правое отвечает за творчество и пространственное мышление, а левое – за логику и речь;

Стимулируют кровообращение и снабжение мозга кислородом, повышая общую работоспособность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нейрогимнастика, как ключевой инструмент формирования психологической готовности дошкольников к школьному обучению

Теоретические основы нейрогимнастики и ее роль в развитии мозга

Нейрогимнастика (или «гимнастика мозга») представляет собой систему физических и когнитивных упражнений, направленных на синхронизацию работы левого и правого полушарий головного мозга через развитие мозолистого тела – структуры, ответственной за межполушарное взаимодействие. У детей 4-7 лет происходит активное формирование нейронных связей, и регулярные занятия:

Активизируют взаимодействие полушарий, где правое отвечает за творчество и пространственное мышление, а левое – за логику и речь;

Стимулируют кровообращение и снабжение мозга кислородом, повышая общую работоспособность.

Исследования показывают, что дети, занимающиеся нейрогимнастикой, демонстрируют на 30% лучшие результаты в обучении по сравнению со сверстниками.

Влияние нейрогимнастики на компоненты психологической готовности к школе

1. Когнитивное развитие

Память и внимание: Дыхательные упражнения (например, упражнение «Свеча» – задувание пламени на выдохе) снижают гиперактивность, увеличивая продолжительность концентрации на задачах.

Мышление и речь: Артикуляционные упражнения (логоритмика, упражнение «Клювики» – поочередное «клевание» ладоней пальцами) корректируют задержки речевого развития и улучшают фонематический слух.

Пространственная ориентация: Двигательные упражнения («Канатоходец» с ходьбой по веревке) развивают координацию, снижая проблемы с письмом и чтением.

2. Эмоционально-волевая регуляция

Снижение тревожности: Растягивающие упражнения и массаж снимают мышечное напряжение, помогая адаптироваться к стрессу (например, перед контрольными).

Развитие самоконтроля: Комплексы вроде «Крюки» (скрещивание рук и ног с глубоким дыханием) стабилизируют нервные процессы, уменьшая импульсивность.

3. Социальная адаптация

Групповые занятия («Пинг-понг дыханием», зеркальное рисование в парах) учат детей:

Кооперироваться для достижения общей цели;

Следовать инструкциям, что критично для работы в классе.

4. Мотивационная готовность

Игровой формат упражнений («Ладушки», «Ухо-нос») формирует позитивное отношение к учебе, превращая сложные задачи в увлекательные игры.

Практические аспекты внедрения нейрогимнастики
Рекомендации по организации занятий

Возраст начала: Оптимально – с 4-5 лет, с усложнением к 6-7 годам.

Регулярность: Ежедневно по 5-7 минут без пропусков.

Отдельными видами упражнений нейрогимнастики можно заниматься практически

Дома: Упражнения во время утренней зарядки или перед выполнением домашних заданий;

В детском саду: Интеграция в режимные моменты (например, перед занятиями).

Таблица: Примеры упражнений для разных компонентов готовности

Компонент готовности

Упражнения

Эффект

Внимание

«Свеча», «Кнопки мозга» (массаж зон под ключицами)

Повышение концентрации на 40%

Моторика

«Зеркальное рисование», «Колечко» (перебор пальцев)

Развитие мелкой моторики и речи

Эмоциональный контроль

«Крюки», дыхание животом

Снижение тревожности

*Ошибки, которых следует избегать

Перегрузка: Не более 5–6 упражнений за раз;

Принуждение: Занятия должны проходить в игровой форме. Если ребенок устал – перенесите гимнастику;

Неправильная техника: Сначала взрослый демонстрирует движения, затем контролирует их выполнение ребенком.

После 3 месяцев регулярных занятий заметна динамика улучшения когнитивных функций:

- концентрация внимания – 50 %;

- зрительная память – 40 %;

- скорость чтения – 35 %.

Нейрогимнастика обеспечивает комплексное развитие психологических предпосылок для успешного обучения: от когнитивных навыков до эмоциональной устойчивости. Ее преимущество – в естественности воздействия: через движение и игру дети развивают мозговые функции без перегрузок.

Для достижения максимального эффекта важно:

1. Сочетать разные типы упражнений (дыхательные, двигательные, растягивающие);

2. Интегрировать практики в повседневность – например, во время прогулок использовать игры на ориентацию («Правая-левая – назови предмет»);

3. Привлекать родителей к совместным занятиям для усиления мотивации.

Как показала практика, дети, систематически выполняющие нейрогимнастику, не только легче адаптируются к школьным нагрузкам, но и демонстрируют более высокую учебную мотивацию и уверенность в своих силах. Это подтверждает, что «гимнастика для мозга» – не вспомогательная методика, а базовый элемент дошкольной подготовки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению.

Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению....

Психологическая готовность дошкольника к школьному обучения

В статье социальное доверие исследуется классический подход к изучению успешного обучения ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагае...

Родительское собрание. Тема: Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению

В конспекте дано определение психологической готовности к обучению в школе, раскрыты основные составляющие, затронута тема родительких установок....

Информация для родителей дошкольников о психологической готовности ребенка к школьному обучение

Информация для родителей дошкольников о психологической готовности ребенка к школьному обучение...

«Формирование познавательно-психологической готовности детей к школьному обучению»

Статья «Формирование познавательно-психологической готовности детей к школьному обучению»  предназначенна  для успешного формирования готовности ребёнка к школьному обучению.Здес...