«Формирование познавательно-психологической готовности детей к школьному обучению»
рабочая программа (старшая группа)

Статья «Формирование познавательно-психологической готовности детей к школьному обучению»  предназначенна  для успешного формирования готовности ребёнка к школьному обучению.

Здесь  представлены разделы предметного обучения,  используемые составителем  методики исследования, модель формирования познавательно-психологической готовности детей к школьному обучению, дидактический материал.

Предназначено для руководителей групп подготовки к школьному  обучению, педагогов дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_poznavatelno.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование познавательно-психологической готовности детей

к школьному обучению»

Система дополнительного образования детей формируется и развивается как многомерное образовательное пространство с взаимопроникающими и расширяющими сферами деятельности воспитанников (Поликашева Н. В.)

На современном этапе развития системы образования, возникла необходимость новых подходов к системе предшкольной подготовки и разработки и внедрения эффективных форм дошкольного воспитания и обучения (Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2014-2018 годы, раздел 3).

Проблема готовности к школе в последнее время стала очень актуальной из-за того, что к моменту поступления в школу большинство будущих первоклассников психологически не готовы к школьному обучению, хотя многие из них посещают до школы детские сады, группы по подготовке к школе.  Педагоги делают упор не на развитие детей, а на обучение их навыкам счета, чтения и письма. Родители стремятся начать обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т.д.

Осознание обществом того факта, что поступивший в школу ребенок,  далеко не всегда обладает тем уровнем развития познавательных психических процессов и личностных качеств, вызвало к жизни проблему готовности к школьному обучению, сначала в плане диагностики, а затем коррекции и специально организованной работы по подготовке ребенка к школе. Этой проблеме посвящено множество зарубежных (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Золотарёва А.В., Г.М. Гуткина, И.В. Дубровина) и  отечественных исследований и монографий (Жиенбаева С.Н., Жумабекова Ф.Н., Батыбаева С.В.) Воздействие  игр на психику ребенка неоспоримо. В дошкольном детстве именно игра создает зоны ближайшего развития. Исчерпав свои возможности по созданию зон ближайшего развития, игра, как ведущая деятельность, уступает место учению (имеется в виду систематическое школьное обучение). Зоны ближайшего развития образуются в игре, систематическое обучение не дает ничего существенного для психического развития ребенка, хотя и создает такую иллюзию за счет выработки у последнего новых умений и навыков, не имеющих ничего общего с психическим развитием. Не готовые к школе дети обречены на неуспеваемость.

Учитывая, что в настоящее время основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться, следовательно, для успешного обучения в средней массовой школе ребенок к моменту поступления должен соответствовать требованиям ГОС РК дошкольного образования. В связи с эти разработана авторская образовательная  программа  «Формирование познавательно-психологической готовности детей к школьному обучению».

Новизна программы заключается в создание модели формирования готовности детей к школьному обучению средствами дополнительного образования на основе системно-комплексного подхода;

Основная идея реализации программы состоит в том, что психологические занятия с детьми проводятся в особой форме работы в виде «урока – игры», игры в "школу". Это нестандартные обучающие занятия, а комплекс игр и игровых упражнений, который соответствует старшему дошкольному возрасту. На занятиях вместе с детьми «учится» Игрушка - герой занятий. От лица Игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги, беседы. Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается, не понимает. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность. 

Методы: словесный метод обучения, практический, наглядный, сказкотерапия.

Формы проведения  занятий:

– беседы, дискуссии, в которых дошкольники знакомятся друг с другом и учатся строить новые отношения со сверстниками и взрослыми;

– практические задания (упражнения, логические задачи, ребусы и головоломки, рисуночные и проективные методики (Я. Йирасека, О.А.Ореховой, Т. В. Громовой, Д. Лампен);

– игровые и двигательные упражнения (сюжетно-ролевые игры, командные игры, упражнения релаксационного характера и др.) В процессе выполнения упражнений дошкольники имеют возможность построить новые конструктивно позитивные взаимоотношения, учатся сотрудничать и ориентироваться на партнера, приобретают навыки общения в коллективе и команде.

Занятия проводятся в первой половине дня 2 раза в неделю с подгруппой не более 10 человек в возрасте 5-6 лет (1 год обучения), 6-7 лет (второй год обучения). Продолжительность занятия – 25-30 минут, так как деятельность постоянно меняется, дети данной возрастной группы легко проводят  время и не устают. Игры проводятся дифференцированно, учитывая психофизиологические особенности и индивидуальные возможности детей. Мотивационный компонент представлен на занятиях в виде: игровых заданий; создания положительного образа школьника. За успехи обязательно похвала, выдаются наклейки, которые дети сами приклеивают в свои «игрушечные дневники»

Программа «Формирование познавательно-психологической готовности детей к школьному обучению» разработана на основе программ и учебно – методических рекомендаций:

  • Методические рекомендации к программе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) «Біз мектепке барамыз» – Астана, 2009. Авторы-составители: Татаурова Н.Л., Тирская И.А., Дрыгина Т.А., Корчевская Г.Г., Шелипова С.И., Шакабаева С.Г., Митрофанова И.И., Каскабасова Л.Д., Калдыбаева Т.Ж.;
  • Методические рекомендации для воспитателей Гризик Т.И., Аймагамбетова К.А., Майкова Г.Ж.

Структура игровых занятий:

Разработанная  программа рассчитана на 2 года и состоит из 44 занятий, с октября по апрель. Как показывает практика, проведение в сентябре и мае  занятий, требующих от детей сосредоточенности и усидчивости, затруднительно. Эти месяцы рекомендуется использовать для диагностической и индивидуальной работы.

Диагностика позволяет проследить динамику развития каждого ребенка на протяжении всего учебного года, своевременно оказать квалифицированную помощь. В ходе выполнения диагностических заданий мы имеем представление о сформированности и уровне развития основных компонентов готовности ребенка к обучению в школе. Необходимость диагностики заключается в получении полной информации об особенностях развития каждого воспитанника.

Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов и дидактических материалов в занимательной игровой форме. В занятия включены особые упражнения на релаксацию, позволяющие снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию. Используются элементы сказкотерапии, для активизации внутренних творческих ресурсов детей и, «проигрываются» варианты взаимоотношений ребенка с окружающим миром.

Сложность предлагаемого материала возрастает от занятия к занятию игры и задания подобраны: от сложного к простому и от простого к сложному. Особенностью каждого занятия является: в конце занятия ребенок вместо отметки или другого знака похвалы получает какой-либо рисунок, раскрашенный им самим (например, в начале 1-го занятия всем детям раздаётся рисунок черно-белой радуги и после выполнения каждого задания они раскрашивают по 1 сегменту дуги и в конечном итоге получается весёлая радуга).

Структура  занятия:

  1. Вводная часть (приветствие, настрой на работу)
  2. Основная часть (игры и задания по теме)
  3. Заключительная часть (рефлексия)

В ходе проведения кружковой деятельности происходит плотное взаимодействие с родителями. Для занятий заводится специальная тетрадь, в которой они выполняют разного рода задания. Каждый родитель имеет возможность ознакомиться с выполненной работой ребенка и задать все интересующие вопросы, для этого предусмотрено время для консультаций сразу после занятий. Два раза в течение года запланированы открытые занятия для родителей, родительские собрания по теме.

Каждое занятие имеет комплексный характер и включает в себя задания на развитие познавательных процессов, коммуникативных умений, на развитие эмоционально-волевой сферы, развитие моторики рук, а также чередование метода сказкотерапии и релаксационных упражнений.

По итогам посещения кружка каждый «будущий» первоклассник получает портфолио с продуктами самостоятельной деятельности (рисунки, аппликации, тетради с выполненными заданиями, фотографии и др.), а родители психолого-педагогическое заключение о готовности ребенка к обучению в школе с рекомендациями. Данная программа апробирована.

 Учебные предметы:

«Мир, в котором я живу»

Предмет состоит из двух составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни. В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей. Детей знакомят с многообразием окружающего мира.

    «Весёлая грамматика»

      В работе с детьми используются различные дидактические игры, они закрепляют и уточняют словарь, помогают образовывать и изменять слова, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры способствуют развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.  

         Обучение  письму - один из сложных процессов в начальной школе. На первом этапе формирования графического навыка задача учителя состоит в том, чтобы научить обучащегося правильно сидеть, держать ручку, тетрадь; на втором писать важнейшие элементы букв, точнее усвоить алгоритм письма; на третьем писать буквы; на четвертом целые слова.

«Занимательная  математика»

К шести годам ребенок усваивает относительно широкий круг знаний о числе, форме и величине предметов, способен элементарно ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве и времени. Достаточная подготовленность мыслительной деятельности снимает психологические перегрузки в учении, сохраняет здоровье ребенка. Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.

            В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур) и содержательно-логическая. Последняя построена  в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивает условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

«Открой себя»

Поведение дошкольника, так или иначе, соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного «Я» непосредственным образом влияет на успешность его деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях общения.

В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, являясь активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире.

«Творческая мастерская»

Эффективным для художественно-творческого развития детей является применение нетрадиционных техник и материалов. В процессе работы педагог активизирует у детей стремление создавать в разных видах деятельности образы, которые вызвали интерес. Помогает понять и принять тему, предложенную педагогом, включаться в деятельность, создавать простые изображения (по близкой к личному опыту тематике). Активизирует желание детей принимать участие в создании как индивидуальных, так и коллективных (совместных со взрослыми и детьми) композиций в рисунке, лепке, аппликации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект диагностических методик, определяющих готовность детей к школьному обучению.

Тесты  для старших дошкольников на выявление готовности к обучению в школе....

Игры с правилами в формировании готовности детей к школьному обучению.

В многочисленных психолого-педагогических исследованиях доказано, что формирование  у детей навыков и привычек организованного поведения и у...

Тема: Коррекция и профилактика сопровождения готовности детей к школьному обучению НОД для детей старшего дошкольного возраста «Трудности дороги к знаниям».

Цель:  Развитие у детей психологических предпосылок к поступлению в школу и формирование мотивационной готовности. Задачи: 1.    Продолжать развивать  познавательные...

Моделирование программы народных игр, направленной на формирование интеллектуальной готовности детей к школьному обучению

С целью разработки экспериментальной программы нами были отобраны такие игры, которые будут способствовать развитию познавательной активности ребенка и побуждать его к активному пополнению знаний об о...

Некоторые приемы формирования моторной готовности детей к школьному обучению.

Материал  может быть использован для информационно-просветительского логопедического стенда, а также для выступления на родительском собрании и для индивидуальных консультаций....

Игры с правилами в формировании готовности детей к школьному обучению.

       Цель игры – путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что нахо...