Социально-педагогическая программа Развивающие игры
рабочая программа по психологии (средняя группа)

Бикмурзинова Гульсясяк Явдатовна

Цель программы  “Развивающие игры” – всестороннее развитие личности ребёнка, развитие эмоциональной сферы.

Развивающие и обучающие задачи программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_bikmurzinova.docx43.3 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

Факультет психологии и специального образования

Кафедра социальной педагогики

Социально-педагогическая программа

Развивающие игры

Методическое  пособие

Выполнила: Бикмурзинова

 Гульсясяк Явдатовна

Курс 4

Группа 8103псп


                                         I. Пояснительная записка

Программа «Развивающие игры»» - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста, социально-педагогической направленности, ознакомительного уровня.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека – всего семь лет. Но они имеют непреходящее значение, так как развитие идёт бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребёнка.  Период детства характеризуется интенсивным познавательным развитием.  Малыш овладевает родным языком, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации.

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Л.С.Выготский утверждает, что “игра – это  своеобразное отношение к деятельности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие”. Играя, малыши помогают друг другу овладеть определёнными физическими, когнитивными и социальными навыками.

Именно в период дошкольного детства начинается процесс социализации, устанавливается индивидуальный способ связи ребёнка с ведущими сферами его бытия: миром людей, природы, предметом мира. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Поэтому важно поддержать ребёнка в стремлении к активной познавательной деятельности и чем полнее и разнообразнее будет деятельность ребёнка, тем успешнее будет проходить социальное и индивидуальное развитие ребёнка.

Отличительная особенность развивающей программы заключается в том, что в основе её реализации лежит комплексный подход, который направлен на решение на одном занятии взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны  развития ребёнка. Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и  повышает результативность в усвоении знаний.

Данная программа разрабатывалась на основе следующих документов:

- Конвенция ООН о правах ребёнка;

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012);

- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;

- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 8.09.2015 № 613н);

Цель программы  “Развивающие игры” – всестороннее развитие личности ребёнка, развитие эмоциональной сферы.

Развивающие и обучающие задачи программы

  • развитие познавательных способностей ребёнка (речь, мышление, восприятие, память, внимание);
  • расширять знания  об окружающем мире;
  • развитие всех компонентов речи ребёнка (словарь, связная речь, грамматика, звуковая сторона речи);
  • развитие мелкой моторики руки ребёнка;
  • развитие двигательной активности;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие игровых навыков;

Воспитательные задачи

  • учить детей общению, установление дружеских взаимоотношений со сверстникам;

-     развитие самостоятельности, инициативности детей;

-  формирование чувства уверенности в своих силах и возможностях;

Возраст детей - 3 года

Срок реализации программы.  Объём программного материала рассчитан на 75 часов,  обучения на внебюджетной основе и предполагает занятия 2 раза в неделю по 30 минут.

 Формы и режим занятий. В работе с детьми используется групповая форма работы, охватывающая 6-8 детей.

Ожидаемые результаты по программе

В результате реализации программы к концу учебного года дети должны

Знать:

  • знать и различать  родовые понятия (“животные”, “овощи”, “фрукты”, “мебель”, “посуда” и т.д);
  • называть различать основные цвета и оттенки;
  • называть и различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

Уметь:

-    умение составлять простые предложения и правильно употреблять сочетание слов в роде,    

     числе и падеже;

  • составлять небольшие описательные рассказы с помощью педагога;
  • различать предметы по длине, высоте, ширине;
  • различать правую и левую руку, сторону, находить нужное направление
  • строить из строительного материала разнообразные постройки по образцу педагога;
  • рисовать различные предметы круглой, прямоугольной формы и предметы,  состоящие из частей;
  • лепить из пластилина предметы разной формы;
  • застёгивать и расстёгивать пуговицы, зашнуровывать предметы;
  • выполнять простые пальчиковые упражнения;
  • выполнять правила игр и игровые действия.  

Содержание программы построено по базовым разделам:

1. Развитие речи.

2. Математические представления.

3. Продуктивная  деятельность.

4. Игровая деятельность.

II. Содержание программы

       Учебно-тематический план

№ п.н

Наименование разделов, тем

Всего часов

теорт

практ

Всего часов

1.

Развитие речи

3

21

24

-развитие компонентов устной речи

-ознакомление с окружающим миром.

-художественная литература

1

1

1

10

6

5

11

7

6

2.

Математические представления

2

15

17

-количественный состав, счёт

-фигуры

-величина

-ориентировка в пространстве, во времени

0.5

0.5

0.5

1

4.5

4.5

3.5

2

5

5

4

3

3.

Продуктивная деятельность

2

17

19

-рисование

-лепка

-аппликация

-конструирование

0.5

0.5

0.5

0.5

5.5

4.5

4.5

2.5

6

5

5

3

4.

Игровая деятельность

2

13

15

-дидактические игры

-подвижные и малоподвижные игры

- игры на развитие мелкой моторики

1

0.2

0.5

5

3.8

5,5

6

3

6

Всего:

9

65

75

Содержание учебного плана

  1. Развитие речи

У детей четвёртого года жизни отмечаются большие достижения в развитии речи. Дети более свободно пользуются речью, начинают вступать в контакты не только со знакомыми, но и с посторонними людьми. Потребность в общении побуждает малышей к проявлению инициативы, они сами начинают разговор, задают много вопросов, и познавательные потребности увеличиваются. Детей интересуют явления природы, взаимоотношения между людьми, незнакомые предметы. Этот интерес надо поддерживать у детей, так как он лежит в  основе дальнейшего развития речи и других высших психических функций  ребёнка.  

В раздел “Развитие речи” входят темы, направленные на развитие всех компонентов устной речи: развитие связной речи, словарь, грамматический строй речи, звуковая культура речи.

  1. Развитие компонентов устной речи

Развитие связной речи.

Трёхлетние дети пользуются простыми предложениями, состоящими из 4-5 слов. В этом возрасте ребёнок ещё не может самостоятельно рассказать о событиях, которые он видел. В его высказываниях нет развёрнутости, которая характерна для связной речи. Поэтому дети учатся пересказывать короткие рассказы, рассматривать картинки и отвечать на вопросы совместно с педагогом. Учатся описывать внешний вид игрушки, предмета, сюжетные картинки.

Словарный запас

Словарный запас детей четвёртого года жизни достигает приблизительно 2000 слов. Увеличивается не только количество существительных и глаголов, но и других частей речи. Особенно обогащается словарь ребёнка за счёт наречий. Знакомясь с отношениями пространства и времени, дети осваивают такие слова, как далеко, рано, поздно, скоро и т.д. Очень хороший развивающий эффект дают настольные игры, как “Лото”, “Домино”, “Собери картинки”.

Формирование грамматического строя речи

Слова – это “кирпичики”, из которых складывается речь. Грамматика – это нормы изменения слов и соединение их в предложения. Это изменения слов по числам, падежам, родам, построение простых  и сложных предложений. В среде общения и в процессе системной речевой практики ребёнок познаёт модель родного языка. В этот раздел входят игры “Чего не стало”, “Какого цвета”,  “Один-много” и т.д.

Звуковая культура речи

В это период совершенствуется  речевой слух детей. Развитие фонематического слуха опережает произносительные возможности детей, они, не умея произносить тот или иной звук, слышат его в чужой речи, замечают ошибку в произношении другого ребёнка. Для пазвития фонематического слуха проводятся игры “Кто как кричит”, “Подскажи словечко”, “Научи мишку говорить правильно” и т.д. Также в этот раздел входят игры, развивающие силу голоса, речевого дыхания, темп речи. Это игры: “Подуй на бабочку”, “Чей карандаш прокатится дальше” и т.д.

Ознакомление с окружающим миром

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром  дети знакомятся с живой и неживой природой. Малыши учатся различать времена года, диких и домашних животных, узнают много нового о птицах, животных, насекомых. Знакомятся с понятиями “посуда”, “мебель”, “транспорт”, “одежда” и т.д.  Для расширения кругозора дети рассматривают картины “Зоопарк”, “Лес”, “Наседка и цыплята”. Разнообразные дидактические и словесные игры помогают расширить словарный запас малыша. Для этого проводятся игры: “Сложи картинки”, “Подбери посуду для куклы”, “Чудесный мешочек” и т.д. И словесные игры “Кто с кем”, “Кто, где живёт”, “Отгадай фрукт” и т.д.  Полученные знания в дальнейшем используются в сюжетных играх и на занятиях по рисованию, аппликации, конструированию.

Художественная литература

В это раздел входит  и ознакомление детей с детским народным творчеством, с народными и авторскими сказками. Чтение детских стихотворений Маршака, Барто, Благининой и заучивания, доступных для понимания стихотворений. Многократное произнесение стихов вслух, помогает развить языковое чутьё ребёнка.

Также на занятиях используются показы кукольных театров, настольных театров, игры-драматизации.  Подбираются в играх-драматизациях такие литературные произведения, в которых могут поучаствовать все дети. Это народные сказки: “Репка”, “Теремок”, “Колобок”, сказка “Цыплёнок” К. Чуковского, “Под грибком” В. Сутеева и т.д.

Наличие костюмов, разнообразных игрушек, разных видов театра – всё это делает игру-драматизацию интересной, оживлённой, привлекательной и помогает ребёнку вжиться в образ героя, стимулирует речь ребёнка, развивает художественные способности.

2.Математические представления

Известно, что в дошкольном возрасте в наибольшей степени стимулирует развитие мышления ребёнка формирование его сенсорного аппарата (Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер,О.М.Дьяченко).

Первоисточниками знаний ребёнка об окружающей действительности являются ощущения, чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Характерное для ребёнка 3-х летнего наглядно-действенное мышление (активизируется в процессе деятельности) имеет в своей основе развитую сенсорику, реализующуюся во время действий с предметами.

По ходу занятий дошкольники в доступной и занимательной форме овладевают математическими категориями, учатся самостоятельно использовать полученные знания в различных ситуациях. Усвоение математических представлений тесно связано с овладением речью и воспитанием мыслительных процессов. В этот раздел входят темы: количественный состав, геометрические фигуры, величина, ориентировка в пространстве и во времени.

Количественный состав.

Дети знакомятся с понятием “один”, “много”, “мало”, знакомятся с количественным счётом до “5”. Учатся сравнивать количество предметов и использовать в речи слова “больше”, “меньше”, “столько же”, “поровну”. С этими понятиями дети знакомятся в процессе подвижных игр “Медведь и пчёлы”, “Бабочки и цветы”, “Рыбак и рыбки”. Работают с числовыми карточками, с раздаточным материалом.  На занятиях используются разнообразные дидактические игры: “Посчитай сколько”, “Отгадай-ка”, “Разложи в коробки” и т.д.

Геометрические фигуры

В игровой форме дети получают знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и телах (шар, куб).  Дети учатся не только различать эти фигуры, но и соотносить с предметами окружающего мира. Для этого проводятся игры: “На что похоже”, “Разложи фигуры”, “Найди домик”. Так же детям предлагаются задания по конструированию из геометрических фигур.

Величина

 Дети учатся сравнивать предметы по длине, высоте, ширине. Игровые упражнения практического характера развивают у детей глазомер, зрительно – двигательную координацию. Учатся рассказывать о результатах  сравнения и употреблять слова “длиннее-короче”, “шире-уже”, “выше-ниже”. Информационную основу составляют игры “Найди дорожку”, “Речка”, “Построй башню”, “Сравни предметы” и т.д.

Ориентировка в пространстве, во времени.

В разнообразных играх дети учатся ориентироваться по комнате, пользоваться словами “вверху-внизу”, различать правую и левую руку, сторону. Для этого проводятся игры: “Возьми игрушку”, “Куда пойдёшь, там игрушку найдёшь”, “Найди свой домик” и др.

Также дети знакомятся с понятием суток: день-ночь, утро-вечер. Для лучшего усвоения знаний детям читаются стихи, показываются картинки, выполняются разнообразные практические задания.

3.Продуктивная деятельность

Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях своё восприятие и представление об окружающем мире.

Продуктивные виды деятельности развивают моторику рук детей, способствуют развитию речи, творчества, воображения. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой. Изобразительная деятельность связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы (знакомство с окружающим миром, игры, чтение книг, рассматривание картин), в процессе которой дети получают разнообразные впечатления и знания.

Рисование

Дети третьего года жизни учатся рисовать линии в разном направлении, изображать различные предметы круглой, прямоугольной формы и предметы, состоящие из частей. Учатся передавать простые сюжеты, объединяя несколько изображений (например, “Неваляшки на прогулке”, “Цыплята на лугу”, “Колобок бежит по дорожке”).  

Кроме того, выполняют разнообразные графические упражнения карандашами на штриховку и закрашиванию предметов в разных направлениях (например “Закрась норку мышки”, “Нарисуй лесенку” и т. д).

Лепка

Дети младшего дошкольного возраста учатся лепить из пластилина предметы разной формы, раскатывать пластилин ладонями, соединять и получать разнообразные фигуры(например “Колечки”, “Овощи”, “Снеговики”, “Самолёты”). Учить лепить “столбик”, “шарик”, сплющивать предметы между ладонями, использовать разнообразные приёмы в лепке.

Аппликация

Это один из наиболее сложных видов продуктивной деятельности, где дети учатся пользоваться клеем, намазывать клеевой кисточкой всю часть приклеиваемой детали. А самое главное – аккуратно пользоваться этим материалом.

Дети выполняют такие работы: “Шарики и кубики”, “Салфетки для матрёшки”, “Воротики”, “Машины едут по дорожке”.

Конструирование

Для конструирования используется разнообразный материал: строительный материал, геометрические фигуры, бумага, счётные палочки. Из разных наборов конструкторов ребята строят постройки по образцу педагога, по замыслу, по сюжетным темам: “Домики для животных”, “Мосты”, “Зоопарк” и т.д.

4. Игровая деятельность

Игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. В дошкольной педагогике игра  рассматривается с разных сторон. Во-первых, как средство воспитательно-образовательной работы, позволяющее дать детям определённые знания, умения, воспитать заранее намеченные качества и способности. Во-вторых, как  форма организации жизни и деятельности детей – дошкольников, когда в свободно протекающей игре, направляемой педагогом, складываются между детьми определённые отношения, личные симпатии и антипатии, общественные и личные интересы.

Дидактические игры

На занятиях проводятся те дидактические игры, которые можно проводить со всей группой. Игры с правилами, настольно-печатные игры развивают у детей произвольное внимание, а также помогают выработать такие нравственные качества, как воля, выдержка, самообладание. Как например: парные картинки “Найди одинаковые предметы”; лото “Игрушки”, “Овощи и фрукты”; “Домино” и т.д. Используются игры на развитие познавательных способностей: “Кубики”, “Чей домик””, “Сложи из частей картинку”, “Часть и целое” и т.д.

Подвижные и малоподвижные игры

Игры большой или малой подвижности используются или в качестве разминки, или как часть занятия. Такие игры позволяют поднять настроение ребёнка, т.к. все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определённой условной цели, поставленной перед детьми взрослыми и самими играющими. Кроме того, подвижные игры носят и обучающий характер. Это игры: “Воробушки и автомобиль”, “Пройди тихо”, “Береги предмет”, “Мыши и кот” и т.д.

Кроме подвижных игр, проводятся упражнения, подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий. Это разнообразные игры с мячом: перекладывание, а затем перебрасывание мяча из рук в руки, подбрасывание мяча на разную высоту и ловля мяча двумя руками.

Проводятся игровые упражнения с ходьбой и бегом  (например, “По тропинке”, “Кто тише”), упражнения с ползаньем и лазаньем (например, “Перелезь через дощечку”, “Попади в воротики”).

Упражнения с подпрыгиванием и прыжками (например, “Подпрыгни до ладони”, “Прыжки через шнур” и т.д.). Такие упражнения совершенствуют и укрепляют мышцы пальцев и кистей, а также общую физическую подготовленность ребёнка.

Игры на развитие мелкой моторики

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.  Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики руки ребёнка являются “пальчиковые игры”. Игры эти очень эмоциональны, они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе “пальчиковых игр” дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. С детьми выполняются простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Например, “Сидит белка на тележке”, “Пальчик, пальчик, где ты был”, “Замок”, “Домик” и т.д.

Также на занятиях дети получают элементарные навыки по самообслуживанию, учатся застёгивать и расстёгивать пуговицы, завязывать шнурки, зашнуровывать и расшнуровывать предметы, нанизывать бусины на шнурок, закручивать крышки, расстёгивать молнии.

Кроме того, проводятся игры с конструктором, мозаикой, кубиками. И, конечно, мелкая моторика развивается на занятиях по рисованию, лепке, аппликации.

Ш. Формы подведения итогов реализации  программы.

Для выявления уровня знаний и умений детей дошкольного возраста, проводятся специальные упражнения, используются дидактические игры по разным темам: “Кто где живёт”, “Подбери кисточку” (цвета), “Собери картинку” и т.д.  На протяжении всего учебного года организовываются выставки работ детей,  делаются творческие коллективные работы по разным тематикам “Осень в лесу”, “Паровоз”, “Цыплята на лугу” и т.д. Работы детей являются показателем умений и навыков в продуктивных видах деятельности.

   Вместе с детьми и родителями проводятся общие праздники “В гостях у Осени”, “Новый год”, “Мамин день”, где дети выступают, поют, читают стихи. Такие коллективные праздники также показывают уровень развития младшего дошкольника. Кроме этого, на протяжении учебного года проводятся игровые занятия для закрепления и повторения пройденного материала, а также для проверки прочности полученных знаний.  

IV.Организационно-педагогические условия реализации программы

 Методическое обеспечение программы

    Программа построена таким образом, что материал даётся в доступной и интересной форме с постепенным нарастанием трудностей, по принципу «от простого к сложному». Практическая значимость программы заключается в том, что все развивающие занятия проходят в процессе различных видов деятельности: игра (как основной вид деятельности), продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

  Используются разнообразные формы работы: игра-занятие, сюжетно-тематические занятия, сюжетно – ролевые занятия, праздники и т.д. Игровая форма и организация занятий позволяет ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, так  как в игре реализуются потенциальные возможности детей.

Дидактический материал, используемый при реализации программы

1. Гербова В.В. Учись говорить. М., Просвещение, 2000 г.

2. Мельникова С.М., Бикина Н.В. Игротека речевых игр. Выпуски 1,2,4. М., Издательство  Гном и Д. 2007 г.

,3. Наборы картинок по темам: «Овощи – фрукты», «Животные», «Игрушки», «Посуда», «Мебель» и т.д.

4. Наборы сюжетных картин «Мама и детёныши”, “Времена года”, “Ребята гуляют” и т.д.

5. Павлова Л.Н. Наглядно – дидактическое пособие. Развитие речи и мышления.       М., Синтез, 2002 г.

6. Нищеева Н.В. Наш детский сад. Учебно – наглядное пособие. С - П., Детство-Пресс,2006г.

7. Нищеева Н.В. Круглый год. Учебно – наглядное пособие. С - П., Детство-Пресс,2006г.

 8. Дидактические игры: “Лото”, “Собери картинки”, “Краски”, “Домино”, “Найди пару”, “Пуговицы”, “Шнуровки” и т.д.

 9. Костюмы, маски, игрушки для театрализованной деятельности.

10. Кукольный театр, настольный театр.

11.Конструкторы

12. Наборы геометрических фигур.

13. Раздаточный материал (картинки, фишки, счётные палочки и т.д.)

14. Оборудование для продуктивных видов деятельности (краски, пластилин, бумага цветная, клей, кисточки).

Материальное оснащение программы

1.Помещение для занятий.

2. Столы и стулья по количеству детей.

3. Шкаф для хранения пособий и материалов.

4. Доска настенная.

5. Фланелеграф.

6. Магнитофон, аудиодиски, кассеты.

7. Ширма, домик для показа спектаклей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная социально-педагогическая реабилитационная программа по ритмопластике «В музыке и движении - гармония души»

Программа " В музыке и движении - гармония души " нацелена на общее, гар­моничное психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимос...

Образовательная программа "Развивающие игры для малышей".

План -- программа  по развивающим играм с сентября по май. Младшая группа....

Образовательная программа «Развивающие игры для малышей» 2-ой год обучения

план-программа по развивающим играм с сентября по май для средней группы...

Конспект развивающего занятия по программе "Развивающие игры".

Тема занятия: Игры, направленные на развитие устойчивости внимания. Разработка представляет собой комплексное занятие, направленноена развитие памяти, внимания, мышления, моторики детей старшего дошко...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ"

Игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Поэтому интеллектуально развивать ребёнка, необходимо, посредством, игры....

Дополнительная общеразвивающая программа «Запоминай-ка!» Мнемотехника Направленность программы: Социально -педагогическая Уровень программы: Вводный

    Дополнительная общеразвивающая программа«Запоминай-ка!» МнемотехникаНаправленность программы: Социально -педагогическаяУровень программы: Вводный...