Как развивать мышление у дошкольников
материал по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Развитие мышления у дошкольника
Мышление — высшая форма отражения действительности.
Наглядно-действенный, или практический тип у детей раннего возраста возникает раньше всех. Используется в процессе действий.
Наглядно-образное (образное) мышление у детей
Следующий этап развития мышления у детей, при котором они представляют в уме ситуации, и мысленно производит изменения в них. Он оперирует образами (представлениями) предметов в памяти, их изображениями, воссоздает фактические характеристики вещи.
Наглядно-действенное и образное мышление у детей связаны между собой. Они изучают этот мир, главный двигатель — интерес к окружающему миру и познавательная активность. Они пробуют, активничают, благодаря чему осмысливают связи между вещами, событиями, выявляют характеристики, свойства. Постепенно это развивает следующий тип мыслительной активности.
Понятийное (словесно-логическое) мышление у детей
На этой стадии решение задач проводится в словесной (вербальной) форме. Используются понятия, словесные конструкции. Этот тип развития логического мышления у детей в большей степени происходит в старшем дошкольном возрасте. Они умеют устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, проводить сравнения и классификацию.
Популярные упражнения
«На что похоже?». Покажите картинку с бесформенной кляксой. Ученик называет ассоциации.
«Назови характеристику».
Вы показываете предмет, а малыш должен назвать его признаки, чем больше — тем лучше.
«Четвертый лишний».
Предложите 4 картинки, один из которых лишний. Малыш должен найти у троих картинок схожие признаки и у четвертого — отличительный. При этом он может рассуждать вслух. Либо на картинке несколько вещей, нужно назвать лишний. Еще одна вариация — пропущен один предмет в ряде картинок, нужно его назвать.
«Определи хозяина».
Вы называете несколько характерных признаков предмета или события, дошкольник должен угадать загаданное слово. «Разноцветное, в форме дуги, на небе — радуга», «иголки, лапки, носик — еж».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мышления у дошкольника
Мышление — высшая форма отражения действительности.
Наглядно-действенный, или практический тип у детей раннего возраста возникает раньше всех. Используется в процессе действий.
Наглядно-образное (образное) мышление у детей
Следующий этап развития мышления у детей, при котором они представляют в уме ситуации, и мысленно производит изменения в них. Он оперирует образами (представлениями) предметов в памяти, их изображениями, воссоздает фактические характеристики вещи.
Наглядно-действенное и образное мышление у детей связаны между собой. Они изучают этот мир, главный двигатель — интерес к окружающему миру и познавательная активность. Они пробуют, активничают, благодаря чему осмысливают связи между вещами, событиями, выявляют характеристики, свойства. Постепенно это развивает следующий тип мыслительной активности.
Понятийное (словесно-логическое) мышление у детей
На этой стадии решение задач проводится в словесной (вербальной) форме. Используются понятия, словесные конструкции. Этот тип развития логического мышления у детей в большей степени происходит в старшем дошкольном возрасте. Они умеют устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, проводить сравнения и классификацию.
Популярные упражнения
«На что похоже?». Покажите картинку с бесформенной кляксой. Ученик называет ассоциации.
«Назови характеристику».
Вы показываете предмет, а малыш должен назвать его признаки, чем больше — тем лучше.
«Четвертый лишний».
Предложите 4 картинки, один из которых лишний. Малыш должен найти у троих картинок схожие признаки и у четвертого — отличительный. При этом он может рассуждать вслух. Либо на картинке несколько вещей, нужно назвать лишний. Еще одна вариация — пропущен один предмет в ряде картинок, нужно его назвать.
«Определи хозяина».
Вы называете несколько характерных признаков предмета или события, дошкольник должен угадать загаданное слово. «Разноцветное, в форме дуги, на небе — радуга», «иголки, лапки, носик — еж».
«Найди картинку».
У вас и у него один и тот же набор картинок или карточек. Вы достаете одну картинку, описываете, что там изображено. Дошкольник должен показать свою аналогичную картину. Потом меняетесь местами. Эта игра подходит для группы детей, когда они играют друг с другом.
«Назови одним словом».
Называете слова, ему нужно угадать обобщающее понятие. «Стол, стул, кровать — это мебель», «Заяц, белка, волк, собака — животные». Вариация этого упражнения: взрослый выкладывает разные вещи или их изображения, обучаемый группирует их и собирает игрушки в одну группу, одежду — в другую.
«Отгадай загаданное»
Одна группа детей загадывает слово, другая должна ее отгадать. При этом можно задавать вопросы об этом предмете, но ответы могут быть только «да» или «нет».
«Составь предложение».
Назовите несколько слов, связанных с одним предметов. Кроха должен составить предложение. «Ложка, еда — с помощью ложки мы едим».
Игры на соответствие.Разложите картинки, например, животные и их любимая еда (медведь — мед, белка — шишки, кошка — молоко). Дошкольник составляет эти пары. Варианты этой игры — животные и их жилища, инструменты и что с ними делают, мамы и малыши.
«Продолжи ряд».
Нарисуйте бусы в разноцветными бусинками. Ученик должен продолжить рисунок, соблюдая последовательность. Если у вас есть набор бусинок, можете их нанизывать: это будет еще полезнее, так как развивает мелкую моторику.
«Противоположности».
Вы называете слово, малыш находит противоположное к нему. «Большой — маленький», «добрый — злой», «черный — белый».
«Кот в мешке»
Один из игроков (в случае если ребёнок еще мал и не очень хорошо разговаривает, пусть это будет взрослый) берёт картинку из детского лото, и, описывает то, что на ней изображено, не показывая её другому игроку. При этом сам предмет называть нельзя! Другой игрок должен угадать, исходя из описания, что изображено на картинке. Со временем, когда ребёнок подрастет (начиная с 4-5 лет), можно меняться ролями – пусть ребёнок описывает то, что изображено на картинке, а взрослый игрок отгадывает. В этом случае тренируются не только мыслительные способности, но и навыки связной речи.
«Подбери пару»
Необходимы два набора детского лото с одинаковыми карточками. Один ребёнок (игрок) берёт карту и, не показывая её, объясняет другим игрокам, что на ней нарисовано. Другие игроки анализируя, предлагают свой вариант карточки, на котором, по их мнению, изображено то, что описывал первый ребёнок. Если описание и отгадка совпали, две одинаковые карты выводят из игры, а игра продолжается дальше, с оставшимися карточками.
«Что это?»
Предложите ребёнку охарактеризовать следующие словарные ряды, использовав обобщающее слово.
стакан, тарелка, вилка, нож; /посуда/;
слива, яблоко, апельсин, банан; /фрукты/;
воробей, аист, гусь, голубь; /птицы/;
кошка, свинья, кролик, овца; /животные, домашние животные/;
роза, тюльпан, ландыш, мак; /цветы/.
Придумывайте словарные ряды самостоятельно, со временем усложняйте задания, переходите от простых предметов к понятиям и явлениям (времена года, чувства человека, природные явления и т.д.).
Важно: не стоит торопить развитие логического мышления у маленького ребенка. Следует понимать, что это процесс постепенный и последовательный. Лучше обратить внимание на совершенствование наглядно-действенного мышления у детей раннего возраста, наглядно-образного у дошколят, как ступеней к формированию логики и ее форм: понятий, суждений, умозаключений.
Развитие мышления у детей дошкольного возраста – задача, решение которой напрямую зависит от того, насколько успешно ребёнок освоил и может пользоваться вышеперечисленными мыслительными операциями.
Главная особенность игр на логику, которые необходимо проводить с детьми дошкольного возраста — это их регулярность. Только систематические занятия будут способствовать развитию важных мыслительных операций, которые являются составной частью развития логического мышления: сравнения, классификации, синтеза и анализа.
Занятия и игры направленные на их тренировку, обеспечат не только интеллектуальное развитие дошкольника, но гармоничное формирование личности подрастающего ребёнка в целом, ведь именно развитое мышление отличает человека в ряду других живых существ.
Мышление у ребенка — это результат умственного труда малыша и воспитания родителей, увлекательный процесс познания окружающего мира. Подберите свою программу упражнений, чередуйте их, чтобы обучение проходило легко и весело.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем мышление дошкольников. Консультация для родителей
Развиваем мышление дошкольников. Консультация для родителей...
Картотека дидактических игр "Развиваем мышление у дошкольников"
Игры способствуют формированию у детей творческого мышления, интеллектуального развития, познавательных способностей....
"Как развивать нестандартное мышление старших дошкольников"
Для того, чтобы воспитать творческих, компетентных, успешных детей, которые в дальнейшем будут отвечать за судьбы своей страны, мы должны научить детей решать проблемы с разных сторон, согласно ФГОС в...

«Вместе играем — вместе развиваемся. Развитие логического мышления у дошкольников»
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Удовлетворять естественны...

Консультация для родителей "Вместе играем — вместе развиваемся. Развитие логического мышления у дошкольников"
Развития логического мышления у дошкольниковОдна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легк...

Картотека математических игр и упражнений на развитие логического мышления у дошкольников 2019 год РАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Картотека математических игр и упражнений на развитие логического мышления у дошкольников2019 годРАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕМожет ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Поче...

Консультация для родителей Развиваем мышление дошкольников ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Консультация для родителейРазвиваем мышление дошкольниковИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯМышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, нераз...