"Как развивать нестандартное мышление старших дошкольников"
консультация по развитию речи (старшая группа) по теме

Для того, чтобы воспитать творческих, компетентных, успешных детей, которые в дальнейшем будут отвечать за судьбы своей страны, мы должны научить детей решать проблемы с разных сторон, согласно ФГОС в современной науке, — это называется нестандартное мышление.

Развивать его нужно как можно раньше и продолжать на протяжении всего дошкольного периода.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nestandartnoe_myshlenie.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Как развить нестандартное мышление старших дошкольников» 

Для того, чтобы воспитать творческих, компетентных, успешных детей, которые в дальнейшем будут отвечать за судьбы своей страны, мы должны научить детей решать проблемы с разных сторон, согласно ФГОС в современной науке, это называется нестандартное мышление.

Развивать его нужно как можно раньше и продолжать на протяжении всего дошкольного периода.

Нужно создавать как можно больше проблемных ситуаций, одобрять и поощрять творческую активность каждого ребенка при сверстниках, показать детям, что каждый из них в чем-то лучший, индивидуально нужно подходить ко всем детям, подбирать для каждого задание и игры в зависимости от особенностей и способностей детей.

На первых занятиях по развитию нестандартного мышления нужно давать детям не сложные задания, но очень интересные и увлекательные.

Мы должны создавать положительное настроение у детей, объяснять детям, что они должны постараться, что бы их ответы были необычными, не такими, как у всех.

Каждое занятие мы начинаем с загадок, со временем загадки усложняем. Первые простые загадки:

Вся мохнатенька,

Сама усатенька,

Лапки мягоньки,

Коготки востреньки (Кошка)

Дальше загадка посложнее, загадываем предмет, а детям надо отгадать, что мы загадаем, при этом они задают любые вопросы, чем больше вопросов, тем быстрее можно догадаться, что это за предмет. Спрашивать можно обо всем, нельзя только интересоваться, как этот предмет называется.

Игру «Угадай, что я загадала» можно повторять на каждом занятии, она очень нравится детям. Еще они любят игру «Конструирование предмета». Перечисляем несколько признаков (например, большой, мягкий, круглый, легкий) и предлагаем назвать предмет, у которого все эти признаки есть. Один ребенок называет предмет, и мы при помощи вопросов интересуемся какие из перечисленных признаков есть у данного предмета. Первые задания простые и дети их выполняют с большим воодушевлением.

На каждом занятии мы используем проблемные вопросы. К примеру вопрос: «Как можно в решете принести воду?» Нужно постараться, что бы дети сами дали правильный ответ, подвести их к этому. Дети предлагают положить в решето лист бумаги, но потом бумага может намокнуть, кто-то предлагает заклеить клеем дырочки, кто-то налить воду в пакет и положить в решето. Налить воду в пакет очень интересное решение, это и есть проявление нестандартного мышления.

Дальше можно детям предложить небольшую помощь, самую маленькую подсказку. Какая бывает вода? Один ребенок догадывается, что воду можно заморозить, а кусочек льда положить в решето и принести воду, но вариант с пакетом понравился всем больше всего.

Для развития творческого нестандартного мышления нужно предлагать детям побольше творческих игр и упражнений. Задание «Придумай сказку». Детям раздаем предметные картинки и просим сочинить сказку про героев из картинок.

Можно предложить детям придумать начало или конец сказки, если картинка сюжетная.

Главное создать интерес к таким заданиям. Творческие задания и игры нужно сочетать с играми «На что похоже?», и «Во что с этим можно играть?», «Чудесные превращения», «Перевертыши».

В игре «На что это похоже?» детям показывают кубик, и они отвечают, что он похож на телевизор, домик, тумбочку, компьютер, стиральную машину, ответы становятся разнообразными.

Чем больше занятий проводим, тем больше дети начинают мыслить творчески и неординарно, находить выход из создавшейся ситуации. Загадки берем потруднее, где не просто дается описание предмета, а говорится о нем в переносном значении.

Например,

«Желтая курица под тыном дуется» (тыква).

«Рук много, а нога одна» (дерево).

«Стоит Алена-платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан» (береза).

Можно подобрать такие загадки, у которых может быть два и более варианта ответов.

Например,

«Без рук, без ног, а рисовать умеет» (Мороз, карандаш).

«Без рук, без ног, а ворота открывает» (ключ, ветер, собака)

«Висит на стене и пищит» (будильник, телефон, телевизор)

«Без рук без ног, без лестницы, без веревки в небо подымается» (дым, вертолет, фейерверк, воздушный шар)

Часто дети сами предлагают загадки, а иногда даже придумывают их, но их загадки очень простые.

Игры типа «Отгадай, что я загадал» используются практически на каждом занятии. Необычные вопросы стимулируют нестандартное мышление.

На первых занятиях можно использовать игру «Сочиним рассказ про букву». Для начала детям дают задание пофантазировать, на что похожа та или иная буква. Затем предлагаем придумать про нее рассказ. Необходимо придумать как можно больше вариантов ответа. Зачитываем первые две-три фразы рассказа, например, «Вернувшись домой, буква Ы решила первым делом помыть руки и вдруг…». Детям необходимо придумать, как можно больше разных вариантов окончания рассказа.

ИГРА «ВЕРЮ- НЕ-ВЕРЮ».

 Дети — невероятно доверчивые существа. А если информация поступает из уст взрослых, то это звучит как аксиома, которая воспринимается безоговорочно. Научите своего малыша рассуждать, и пусть он не спешит все принимать на веру. Итак, вы говорите какую-то фразу, а ребенок должен определить, это правда или выдумка. Примеры фраз:

«Все люди спят».

«Все яблоки сладкие».

«Дождь бывает холодный и теплый».

«Все животные впадают в зимнюю спячку».

«Летом мы ходим в шубах».

«Слоны умеют летать».

«Арбузы растут на деревьях».

«Корабли плавают по суше».

«Зимой всегда пасмурно».

«Солнце светит только утром и вечером».

«Ни один человек не может жить без воды».

Старайтесь предлагать такие фразы, на которые можно дать неоднозначные ответы. Пусть ребенок поразмышляет над каждой фразой и попробует объяснить, почему он так считает. Так ребенок учится докапываться до истины своим путем, опираясь на сравнения, рассуждения, собственные выводы. Именно такой подход дает бесценный индивидуальный опыт и развивает в ребенке наблюдательность, когда он слушает и видит, казалось бы, очевидные утверждения.

Примеры фраз:

«Сок можно есть ложкой». (Да, если он замороженный.)

«Мороженое можно выпить». (Да, если оно растает.)

«Снег бывает только зимой». (Он бывает весной и осенью, а в некоторых местах он лежит и летом, и зимой — например, на полюсах.)

«По воде можно ходить». (Да, если она замерзнет.)

«Все птицы летают». (Не все, есть птицы, которые не летают, например, курица, индюк, страус, киви, пингвин.)

«НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ».

 Эта игра развивает способность к обобщению и абстрактному мышлению. Вы называете группы слов, объединенных по общему признаку, и просите ребенка назвать их одним словом.

Примеры заданий:

«Дом, сарай, хижина, небоскреб» (здание).

«Брат, сестра, бабушка, тетя, папа» (родственники).

«Карандаш, тетрадь, бумага, ручка, альбом для рисования» (канцтовары).

«Поезд, велосипед, самолет, автомобиль, корабль» (транспорт).

«Игорь, Сергей, Иван, Кирилл» (мужские имена).

«Вишня, клубника, смородина, крыжовник, арбуз» (ягоды).

«Стол, кровать, шкаф, стул, кресло» (мебель).

ИГРА «АССОЦИАЦИЯ».

 У каждого человека с раннего детства формируются свои ассоциативные представления о предметах и явлениях. Это своеобразный ключ к пониманию типа мышления. В этой игре дети учатся разграничивать понятия существенных и второстепенных признаков предмета. Объясните ребенку задание следующим образом: «Сначала я скажу одно слово. Оно будет главным. Потом прочитаю еще ряд других, которые относятся к этому слову. Твоя задача назвать то, без чего главное слово никак не может обойтись». Обсуждайте каждое предложенное слово, пусть ребенок обосновывает свои ответы, а вы помогайте ему выделять существенные признаки.

Примеры заданий:

Комната (стены, кровать, пол, потолок, телевизор, ковер, люстра).

Человек (тело, мозг, платье, шляпа, кольцо, ноги).

Магазин (покупатели, товар, музыка, телевизор, деньги, продавец, кровать).

Дерево (корни, цветы, вода, воздух, ствол, скамейка, солнце, листья).

«Дорисуй фигуру»

Вам понадобится тетрадь в клеточку и хорошо заточенный карандаш. На листе проведите ось и относительно нее по клеточкам нарисуйте половину какой-нибудь фигуры (елка, дом, человек).

Попросите ребенка дорисовать вторую половину. Как показывает практика, далеко не всегда дети понимают это задание и дорисовывают фигуру в «вольном стиле». Чтобы увидеть симметрию, можно приложить зеркальце к оси. По зеркальному отражению ребенку будет легче нарисовать вторую половину, строго следуя по клеткам. Эта игра может усложняться формами и цветом.

Занимательные вопросы, игры-шутки.

Направлены на развитие произвольного внимания, нестандартного мышления, на быстроту реакции, тренируют память. В загадках анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие отношения.

Разминка на быстроту реакции.

  • Из чего видна улица?
  • Дед, который раздает подарки?
  • Съедобный персонаж?
  • Часть одежды, куда кладут деньги?
  • Какой день будет завтра?

Дополни фразу.

  • Если песок мокрый, то...
  • Мальчик моет руки, потому что...
  • Если переходить улицу на красный свет, то...
  • Автобус остановился, потому что...

Закончи предложение.

  • Музыку пишет... (композитор).
  • Стихи пишет... (поэт).
  • Белье стирает... (прачка).
  • Горные вершины покоряют... (альпинист).
  • Обед варит... (повар).

Загадки – шутки

  • В садике гулял павлин.
  • Подошел еще один. Два павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами.
  • Летела стая голубей: 2 впереди, 1 сзади, 2 сзади, 1 впереди. Сколько было гусей?
  • Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (Сегодня, завтра, послезавтра или вчера, сегодня, завтра).
  • Вышла курочка гулять, забрала своих цыплят.  7 бежали впереди, 3 осталось позади.  Беспокоится их мать и не может сосчитать. Сосчитайте-ка, ребята, сколько было всех цыплят.
  • На большом диване в ряд Куклы Танины стоят: 2 матрешки, Буратино И весёлый Чиполлино. Сколько всех игрушек?
  • Сколько глаз у светофора?
  • Сколько хвостов у четырех котов?
  • Сколько ног у воробья
  • Сколько лап у двух медвежат?
  • Сколько в комнате углов?
  • Сколько ушей у двух мышей?
  • Сколько лап в двух ежат?
  • Сколько хвостов у двух коров?

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки, сообразительности, пространственных представлений.

Игра «Превращение» побуждает детей придумать тот или иной образ и изобразить его на бумаге. Ребенку предлагаем «взять» воображаемый предмет и «превратить» его во что-то другое. Например, стакан-в вазу, в которую ставят цветы, носовой платок-в скатерть, ручку-в нож и так далее. Ребенок должен это изобразить при помощи мимики, имитации действий. Когда окружающим становится понятно во что превратился используемый предмет его берет другой участник и превращает во что -то другое. Игра продолжается до тех пор, пока все не поучаствуют в превращении.

В преддверии нового года детям можно предложить игру «Елочка с подарками». Рисуем большую елку и вырезаем из цветной бумаги несколько мешочков и кладем их на елку, детям предлагаем угадать какие игрушки находятся в мешочках. Ребенку нужно описать игрушку, из чего сделана, какого цвета, какой величины, как с ней можно играть. Получались целые рассказы про игрушки. В конце назначали победителя за самую оригинальную историю.

На основном этапе можно ввести новую игру «Поиск сравнений». Описывая предмет или явление, нужно подобрать как можно больше сравнений, чем необычнее, тем лучше. Например, при описании радуги были сравнения с мостом, зеброй, светофором. Другой вариант, «Лежащая на столе меховая шапка». Нужно придумать, за что моно принять эту шапку в полумраке, тумане. Дети решили, что это может быть кошка или на половину спущенный волейбольный мяч и т. д.

Игра «Почему это произошло?». Описываем ситуацию, например, в детском саду пропали все игрушки. Детям нужно назвать как можно больше причин этого события. Другое событие: «Дома вечером перегорели все лампочки». Дети предлагают пойти купить новые, зажечь свечи, пойти гулять на улицу, лечь спать. Побеждает тот, кто назовет наибольшее число разнообразных последствий.

Очень интересная и всем известная игра «Что придумать этому фанту» дети ее очень любят, в этой игре они проявляют такую фантазию и воображение. Задают друг другу необычные задания и получают от этого большое удовольствие.

На последних занятиях подводим итог, закрепляем достигнутые умения, группа становится более сплоченной, дети с вниманием выслушивают чужие мнения, решения, ответы. Все игры, проигранные на предыдущих занятиях проводим в более усложненном варианте.

Например, игру: «Придумай сказку», можно усложнить в игру «Шкатулка со сказками». Вырезаем 8-10 кружочков разного цвета и складываем их в шкатулочку. Дети садятся в круг, один ребенок вынимает из шкатулки цветной кружочек и придумывает кем он будет в сказке, если кружочек зеленый, то огурцом или лягушкой, или кузнечиком, и начинает про них сочинять сказку. Следующий вытягивает следующий кружочек и продолжает сказку. Когда первая сказка будет закончена, можно собрать все кружочки и рассказывать следующую сказку. У нас получилась групповая работа, дети придумали про один и тот же кружочек разные вещи. На последних занятиях можно предложить игру «Поиск промежуточных событий». Берутся два не связанных друг с другом события и нужно найти между ними связь. Побеждает тот, кто предложит наибольшее количество цепочек.

Особенность личности, которая проявляется в готовности искать разные варианты решение проблемных ситуаций и задач, в позитивном отношении к трудностям, умении находить оригинальные решения-есть нестандартное мышление в старшем дошкольном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие нестандартного мышления у дошкольников

Памятка для родителей: "Развитие нестандартного мышления у дошкольников"...

Уголок психолога: "Развиваем творческое мышление у дошкольника".

в статье даны рекомендации родителям: этапы развития творческого мышления...

Консультация для родителей на тему: «Как развивать пространственное мышление старшего дошкольника?»

Консультация для родителей на тему:«Как развивать пространственное мышление старшего дошкольника?» Пространственное мышление обеспечивается различными психическими процессами: восприя...

Развиваем логическое мышление у дошкольников

Консультация для родителей "Развиваем логическое мышление у дошкольников"...