Социометрическая методика "Два домика" Т.Д. Марцинковская
презентация к уроку по психологии (старшая группа)

Надежда Чуева

Социометрическая методика «Два домика» (по Т. Д. Марцинковской) позволяет определить круг значимого общения ребёнка, особенности взаимоотношений в группе, выявить симпатии к её членам. Некоторые возможности методики:

-Выявление социометрического статуса. Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребёнком, помогает определить его положение в группе. Выделяют несколько типов статусов: «Популярные» («звёзды»), «Предпочитаемые», «Пренебрегаемые» или «оттеснённые», «Изолированные» и «Отвергаемые».

-Определение уровня благополучия взаимоотношений группы. Высокий уровень фиксируется, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией. Средний уровень — когда в двух первых и трёх последних группах число лиц примерно одинаково. Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом.

-Вычисление коэффициента сплочённости группы. Показатель хорошей групповой сплочённости лежит в диапазоне 0,6–0,7. Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплочённости и эффективности деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dva_domika_prezentatsiya.pptx2.11 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социометрическая методика "Два домика" " Проективные методы в деятельности психологии" ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: подготовила педагог-психолог Чуева Надежда Викторовна Белгород 2025

Слайд 2

Впервые проективную методику «Два дома» ( The Two-Houses Technique, 2НТ) предложили американские исследователи И . Вандвик, П. Экблад в 1994 г. Данная методика была предназначена для детей 3,5-6 лет для исследования восприятия детьми своих семей . Татьяна Давидовна Марцинковская адаптировала методику «Два дома» и направила ее, прежде всего, на определение круга значимого общения ребенка старшего и дошкольного возраста, особенностей взаимоотношений в группе сверстников, выявление симпатий к ее членам. СОЗДАНИЕ ВАРИАЦИЯ История создания методики: 2

Слайд 3

Татьяна Давидовна Марцинковская — советский и российский учёный, доктор наук, профессор. Главный редактор журнала «Психологические исследования». Специалист в области методологии и истории психологии , философии и психологии культуры, историчес-кой психологии личности . Татьяна Давидовна занимается изучением психологических особенностей самосознания российской интеллигенции. Особое внимание обращено на творчество Густава Шпета и его школы. Автор более 200 работ, в том числе 40 монографий и учебных пособий. Обладатель премии Правительства Российской Федерации 2016 года в области образования. 3

Слайд 4

Биографические сведения: Дата рождения : 29 июля 1951 г. Место рождения: г. Москва. Образование и наука: В 1968-1969 гг. училась в МИСиС. В 1978 г. окончила факультет психологии МГУ имени М . В. Ломоносова. В 1995 г. защитила доктор-скую диссертацию по теме «Проблема психи-ческого развития в работах российских ученых 1910-1930-х годов» . С 1996 г. — заведующая лабораторией становления личности в историческом развитии Института развития личности РАО. В 1997 г. Т. Д. Марцинковской было присвоено звание профессора. В 1997 г. Татьяна Давидовна возглавила кафедру возрастной психологии МПГУ . С 1999 г. — заведующая лабораторией исторической психологии личности Психологи-ческого института РАО; с 2013 г. — заведующая кафедрой психологии развития лич-ности факультета психологии Московского государственного областного университета. С 2015 г. преподавала на кафедре психологии личности Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. С 2016 г. Т. Д. Марцинковская — директор Института психологии имени Л.С . Выготского Российского государственного гуманитарного университета. 4

Слайд 5

Методика « Два домика» предназначена для определения круга значимого общения ребёнка, особенностей взаимоотношений в группе, выявления симпатий к членам группы. Цель методики Т . Д. Марцинковской — определить круг значимого общения ребёнка, особенности взаимоотношений в группе, выявить симпатии к сверстникам. Форма проведения : индивидуальная. Материал : листы бумаги с изображением двух домов, один из которых красивый, другой — страшный, карточки с именами детей группы. Инструкция : «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красивый домик принадлежит тебе. В нём много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в страшном, некрасивом домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в плохом домике ». 5

Слайд 6

Обработка и интерпретация результатов : Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят расположены в строках и столбцах. Например: Условные обозначения для социоматрицы: + – положительный выбор (ответ на первый вопрос ). ­ – отрицательный выбор (ответ на второй вопрос ). Юра К. Петя М. Соня Г. Ян М. Толя Р. Юра К. + – Петя М. + + – Соня Г. + + Ян М. – Толя Р. – + 6

Слайд 7

Определение социометрического статуса: 7

Слайд 8

Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы : – Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией . – Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково . – Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом («пренебрегаемые», «изолированные» и «отвергаемые»). Определение уровня благополучия взаимоотношений группы: 8

Слайд 9

Вычисление коэффициента сплоченности группы: 9

Слайд 10

На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени», что является существенным дополнением к табличному подходу. Каждая окружность в социограмме имеет свое значение: I) Внутренний круг – это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов. II ) Второй круг – зона предпочитаемых , в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя. III ) Третий круг – зона пренебрегаемых , в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя. IV) Четвертый круг – зона изолированных – это те, которые не получили ни одного очка. Визуализация результатов: 10

Слайд 11

Пример визуализации результатов: 11

Слайд 12

Пример применения социометрической методики "Два домика" (Марцинковская Т.Д .) в средней группе МБДОУ д/с №19 г. Белгорода Цель применения методики: провести диагностику особенностей взаимоотношений детей в средней группе детского сада. В исследовании приняли участие 14 детей среднего дошкольного возраста. Материалом служили листы с изображением домиков: «хорошего» и «плохого »: 12

Слайд 13

По результатам ответов детей была сформирована соответствующая социоматрица: Ева Дима Лиза Демид Захар Кирилл Вова М. Макс Вика Максим Лёша Софа Матвей Тимур Ева + - + - + + - + - - + + + Дима - - + - + + - - + + + + - Лиза + + + + + + - + + + + + + Демид - + - - + + - + + + + + + Захар + + + + + + + + + - + + - Кирилл + + + + - + - - - - + + + Вова + - - + - + - + - - + + + М. Макс - - - + - + + - - - - - - Вика + + + + - + + - - - + - - Максим + - - + - + - + + + + + + Лёша - + - - + + - - + + + + + Софа + + + - - + + - + - - + + Матвей + + + + + + + + + - + + + Тимур + + - - + + + + - - - - - 13

Слайд 14

Имя ребенка Сумма положительных ответов Тип социометрического статуса Ева 9 «Предпочитаемые» Дима 10 «Предпочитаемые» Лиза 5 «Пренебрегаемые» или «оттесненные» Демид 10 «Предпочитаемые» Захар 4 «Пренебрегаемые» или «оттесненные» Кирилл 13 «Предпочитаемые» Вова 11 «Предпочитаемые» М. Макс 4 «Пренебрегаемые» или «оттесненные» Вика 9 «Предпочитаемые» Кр. Макс 5 «Пренебрегаемые» или «оттесненные» Алексей 5 «Пренебрегаемые» или «оттесненные» Софа 11 «Предпочитаемые» Матвей 10 «Предпочитаемые» Тимур 9 «Предпочитаемые» Средняя суммы положительных ответов 8,2 Определение социометрического статуса детей в экспериментальной группе: Выявили, что: детей-лидеров или детей со статусом «Популярные » («звезды ») в экспериментальной группе нет; количество детей со статусом «Предпочитаемые» (9 детей) и детей со статусом «Пренебрегаемые» и «оттесненные» (5 детей) примерно одинаково. Это дало право уровень благополучия взаимоотношений группы определить как средний. 14

Слайд 15

Ева Дима Лиза Демид Захар Кирилл Вова М. Макс Вика Максим Лёша Софа Матвей Тимур Ева Дима Лиза Демид Захар Кирилл Вова М. Макс Вика Максим Лёша Софа Матвей Тимур Вычисление коэффициента сплоченности группы: - взаимный выбор Всего взаимных выборов: 34 пары Общее количество возможных выборов: 91 пара Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6 – 0,7 15

Слайд 16

Уровень I : популярные («звезды») Уровень II : предпочитаемые Уровень III : о ттесненные Построение социограммы (нанесение односторонних предпочтений) 16 10. Максим

Слайд 17

Уровень I : популярные («звезды») Уровень II : предпочитаемые Уровень III : о ттесненные Построение социограммы (нанесение взаимных предпочтений) 17

Слайд 18

18

Слайд 19

19 Выводы: 1. Методика позволяет выявить статус каждого ребенка в группе с точки зрения его коммуникативных способностей на основе симпатий к нему его сверстников. Внутригрупповые отношения получают конкретное выражение в виде таблиц, схем, графиков, числовых величин. 2. Методика позволяет оценить сплоченность группы дошкольников. 3. Методика «Два домика» дает возможность оценить круг значимого общения детей и действительно обоснованно проводить работу по развитию коммуникаций в группе.

Слайд 20

Примеры работ детей средней экспериментальной группы на тему «хороший» и «плохой» домик: Тимур Ева Кирилл Максим Вова Захар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социометрический вопросник для детей старшей и подготовительной группы

Данный опросник позволяет выявить уровень социализации ребёнка-дошкольника, его проблемы. В опроснике выделены разделы: "Отношения со сверстниками", "Отношения в семье", "Отношения с воспитателями", "...

ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ под редакцией профессора Т.Д. Марцинковской

Данная книга содержит материал, необходимый для работы практических психологов в дошкольных образовательных учреждениях. В ней отражены разные стороны работы психолога, связанные с проведением диагнос...

Презентация "Психодиагностика детского развития" по работам Марцинковской Т.Д.

У детей дошкольного возраста большая потребность в общении. Дружба, совместные игры и чувство принадлежности к обществу благотворно отражаются на психическом развитии. Для изучения этой части детского...

Методика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская)

Методика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская)...

Метод социометрии «Два домика» (Т. Д. Марцинковская)

Определение межличностных отношений в группе, круга значимых общений ребёнкаМетодика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская)Цели: определение круга значимого общения ребенка, особенностей взаимо...

Методика «Маски» (Т.Д. Марцинковская)

Диагностический комплекс для исследования общения ребенка со сверстниками, определение его статус­ного места в группе и уровня развития речевой коммуникации....

Социометрические методики «Два домика» Т.Д. Марцинковская, «Капитан корабля» А.А. Романов

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношенийв группе, выявление симпатий к членам....