Методика «Маски» (Т.Д. Марцинковская)
тест по психологии (старшая группа)

Диагностический комплекс для исследования общения ребенка со сверстниками, определение его статус­ного места в группе и уровня развития речевой коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_maski_t.d._martsinkovskaya.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Методика «Маски» (Т.Д. Марцинковская)

Цель: исследование общения ребенка со сверстниками, определение его статусного места в группе.

Возраст: 5 – 7 лет.

Форма проведения: индивидуальная

Стимулъный материал. Предлагается на одной карточке пять масок, на которых с помощью простых знаков (черточки, полуовал, круг) изображены различные эмоции: радость, печаль, страх, гнев и удивление, которые легко распознаются ребенком.

Проведение теста и инструкция. Ребенку предлагается рассмотреть все маски на карточке и назвать каждую из них. «Посмотри на эти лица. Как ты думаешь, какое лицо чаще всего бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят своей группы (своего класса)?» После того, как он выбрал одну из них, и прошла небольшая беседа с ребенком при ответе на первый вопрос, ему задаются последующие вопросы, и обсуждается каждый ответ ребенка: «Какую маску ты выберешь для себя, когда идешь в детский сад (в школу)? Какую маску ты выберешь для ребят, когда они смотрят на тебя?».

Анализ результатов. Эмоциональное состояние ребенка в группе проявляется в выборе маски с определенным настроением при ответе на первый вопрос, подсчитывают, сколько раз были выбраны маски и какие. Если ребенок удовлетворен своим местом в группе, количество улыбающихся масок значительно превышает количество грустных. Этот показатель важнее показателя статуса (лидерства или отверженности) ребенка, так как показывает удовлетворенность детей тем местом, которое они занимают. В случае отверженности речь может идти о детях, которые предпочитают общаться со сверстниками дома, во дворе, а не в классе или группе, а потому не испытывающих тревоги от того, что здесь с ними мало общаются.

Этот вариант может быть связан и с нежеланием ребенка активно общаться, его незаинтересованностью в контактах со сверстниками. В то же время и лидеры могут быть не удовлетворены своим положением, если они претендуют на более высокое место в группе либо стремятся к общению с кем-то из тех ребят, кто входит в другую группировку и не подчиняется данному лидеру. Таким образом, выявляются так называемые «пассивные» и «активные» отверженные, то есть дети, которые спокойно переносят свою отверженность и не стремятся к общению, и дети, которые переживают свою отгороженность от группы.

Подсчитывают также и количество выборов «доминирование и подчинение» — как при первом вопросе (это самый важный показатель), так и при последующих ответах. Особенно это важно для детей, неудовлетворенных своим статусным местом. Те дети, у которых проявляется стремление к доминированию, не удовлетворены, как правило, своим статусным местом.

Их не устраивает простое общение со сверстниками, они готовы лучше вообще прервать общение с ними, чем подчиняться. При коррекции таких детей им важно показывать навыки организации деятельности сверстников, их игр, а не просто вводить их в группу на любые роли. Дети, у которых проявляется тенденция к подчинению, не удовлетворены именно своей отверженностью и готовы к общению в любой форме. Эти дети с готовностью примут любую помощь взрослого, в то время как дети первой группы к такой помощи относятся настороженно, часто предпочитая пробиваться самостоятельно.

Протокол исследования социальных связей детей группы и их эмоционального характера

(Методика «Маски»)

 Код ребенка _____________     Дата проведения _____________  

Цель: Исследование общения ребенка со сверстниками, определение статусного места в группе.

Вопрос

Выбранная эмоция

Радость

Печаль

Страх

Гнев

Удивление

1

Какое лицо у тебя бывает, когда ты смотришь на ребят твоей группы?

2

Какую маску ты выберешь для себя, когда идешь в детский сад?

3

Какую маску ты выберешь для ребят, когда они смотрят на тебя?

4

Какую маску ты выберешь, когда встречаешь _______________?

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации ___________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ под редакцией профессора Т.Д. Марцинковской

Данная книга содержит материал, необходимый для работы практических психологов в дошкольных образовательных учреждениях. В ней отражены разные стороны работы психолога, связанные с проведением диагнос...

Презентация "Психодиагностика детского развития" по работам Марцинковской Т.Д.

У детей дошкольного возраста большая потребность в общении. Дружба, совместные игры и чувство принадлежности к обществу благотворно отражаются на психическом развитии. Для изучения этой части детского...

Методика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская)

Методика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская)...

Метод социометрии «Два домика» (Т. Д. Марцинковская)

Определение межличностных отношений в группе, круга значимых общений ребёнкаМетодика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская)Цели: определение круга значимого общения ребенка, особенностей взаимо...

Социометрические методики «Два домика» Т.Д. Марцинковская, «Капитан корабля» А.А. Романов

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношенийв группе, выявление симпатий к членам....

Мастер – класс для родителей. «Маска, маска, я тебя знаю» (венецианские маски).

    Актуальность  мастер-класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точ...

Социометрическая методика "Два домика" Т.Д. Марцинковская

Социометрическая методика «Два домика» (по Т. Д. Марцинковской) позволяет определить круг значимого общения ребёнка, особенности взаимоотношений в группе, выявить симпатии к её членам. Нек...