Методика «Маски» (Т.Д. Марцинковская)
тест по психологии (старшая группа)

Диагностический комплекс для исследования общения ребенка со сверстниками, определение его статус­ного места в группе и уровня развития речевой коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_maski_t.d._martsinkovskaya.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Методика «Маски» (Т.Д. Марцинковская)

Цель: исследование общения ребенка со сверстниками, определение его статусного места в группе.

Возраст: 5 – 7 лет.

Форма проведения: индивидуальная

Стимулъный материал. Предлагается на одной карточке пять масок, на которых с помощью простых знаков (черточки, полуовал, круг) изображены различные эмоции: радость, печаль, страх, гнев и удивление, которые легко распознаются ребенком.

Проведение теста и инструкция. Ребенку предлагается рассмотреть все маски на карточке и назвать каждую из них. «Посмотри на эти лица. Как ты думаешь, какое лицо чаще всего бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят своей группы (своего класса)?» После того, как он выбрал одну из них, и прошла небольшая беседа с ребенком при ответе на первый вопрос, ему задаются последующие вопросы, и обсуждается каждый ответ ребенка: «Какую маску ты выберешь для себя, когда идешь в детский сад (в школу)? Какую маску ты выберешь для ребят, когда они смотрят на тебя?».

Анализ результатов. Эмоциональное состояние ребенка в группе проявляется в выборе маски с определенным настроением при ответе на первый вопрос, подсчитывают, сколько раз были выбраны маски и какие. Если ребенок удовлетворен своим местом в группе, количество улыбающихся масок значительно превышает количество грустных. Этот показатель важнее показателя статуса (лидерства или отверженности) ребенка, так как показывает удовлетворенность детей тем местом, которое они занимают. В случае отверженности речь может идти о детях, которые предпочитают общаться со сверстниками дома, во дворе, а не в классе или группе, а потому не испытывающих тревоги от того, что здесь с ними мало общаются.

Этот вариант может быть связан и с нежеланием ребенка активно общаться, его незаинтересованностью в контактах со сверстниками. В то же время и лидеры могут быть не удовлетворены своим положением, если они претендуют на более высокое место в группе либо стремятся к общению с кем-то из тех ребят, кто входит в другую группировку и не подчиняется данному лидеру. Таким образом, выявляются так называемые «пассивные» и «активные» отверженные, то есть дети, которые спокойно переносят свою отверженность и не стремятся к общению, и дети, которые переживают свою отгороженность от группы.

Подсчитывают также и количество выборов «доминирование и подчинение» — как при первом вопросе (это самый важный показатель), так и при последующих ответах. Особенно это важно для детей, неудовлетворенных своим статусным местом. Те дети, у которых проявляется стремление к доминированию, не удовлетворены, как правило, своим статусным местом.

Их не устраивает простое общение со сверстниками, они готовы лучше вообще прервать общение с ними, чем подчиняться. При коррекции таких детей им важно показывать навыки организации деятельности сверстников, их игр, а не просто вводить их в группу на любые роли. Дети, у которых проявляется тенденция к подчинению, не удовлетворены именно своей отверженностью и готовы к общению в любой форме. Эти дети с готовностью примут любую помощь взрослого, в то время как дети первой группы к такой помощи относятся настороженно, часто предпочитая пробиваться самостоятельно.

Протокол исследования социальных связей детей группы и их эмоционального характера

(Методика «Маски»)

 Код ребенка _____________     Дата проведения _____________  

Цель: Исследование общения ребенка со сверстниками, определение статусного места в группе.

Вопрос

Выбранная эмоция

Радость

Печаль

Страх

Гнев

Удивление

1

Какое лицо у тебя бывает, когда ты смотришь на ребят твоей группы?

2

Какую маску ты выберешь для себя, когда идешь в детский сад?

3

Какую маску ты выберешь для ребят, когда они смотрят на тебя?

4

Какую маску ты выберешь, когда встречаешь _______________?

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации ___________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ под редакцией профессора Т.Д. Марцинковской

Данная книга содержит материал, необходимый для работы практических психологов в дошкольных образовательных учреждениях. В ней отражены разные стороны работы психолога, связанные с проведением диагнос...

Презентация "Психодиагностика детского развития" по работам Марцинковской Т.Д.

У детей дошкольного возраста большая потребность в общении. Дружба, совместные игры и чувство принадлежности к обществу благотворно отражаются на психическом развитии. Для изучения этой части детского...

Мастер-класс для родителей подготовительной группы "Маска, маска, я тебя знаю"

Повышение родительской компетентности в применении театральных масок для развития  фантазии и творческих способностей детей....

Методика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская)

Методика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская)...

Метод социометрии «Два домика» (Т. Д. Марцинковская)

Определение межличностных отношений в группе, круга значимых общений ребёнкаМетодика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская)Цели: определение круга значимого общения ребенка, особенностей взаимо...

ПРОЕКТ «МАСКИ ВСЯКИЕ НУЖНЫ, МАСКИ ВСЯКИЕ ВАЖНЫ!»

Человек живёт в мире, где его окружает много разных вирусов. И эти вирусы постоянно изменяются, появляются всё новые и более опасные болезни. Чтобы обезопасить себя от заражения рекомендуется носить м...

Социометрические методики «Два домика» Т.Д. Марцинковская, «Капитан корабля» А.А. Романов

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношенийв группе, выявление симпатий к членам....