Тренинг «Игры на «лесной полянке»» с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)

Кудашкина Наталья Александровна

Игровой тренинг  - это форма активного обучения, где ипользуются элементы игры, дошкольники  получают опыт решения реальных жизненных задач, осознают свои действия, эмоции и поведение в процессе игры. Для дошкольников игровой тренинг направлен преимущественно на всестороннее развитие ребенка, включая интеллектуальное, эмоциональное и социальное развитие. Такой подход позволяет эффективно формировать важные качества и способности ребенка, необходимые для дальнейшей учебы и социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_trening_umnyy_kovrik.docx100.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Игры на «лесной полянке»»

с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

Цель: развитие эмоциональной сферы и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Задачи:

  1. Обогащать эмоциональный опыт детей, развивать способность распознавать свои переживания и эмоции окружающих;
  2. Развивать способность детей понимать и учитывать интересы и чувства других;
  3. Развивать у детей с ТНР навыки игровой деятельности, приобщать их к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений с другими детьми, в том числе моральным.

Возрастная группа: дети подготовительной группы с ТНР.

Оборудование: нетрадиционное дидактическое пособие «Умный коврик: игры на «Лесной полянке», спокойная музыка для этюда «Березки», музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов», звуки течения воды, пиктограммы-ромашки различных эмоций, разрезные картинки (по количеству участников) с изображением животных в разных эмоциональных состояниях, разноцветные лепестки из бумаги (зеленые, синие, красные).

Методы обучения: наглядные, словестные, практические.

Ход занятия:

Педагог-психолог с детьми становится полукругом. C:\Users\Пользователь\Downloads\20240201_104431.jpg

Психолог:

Встанем рядом полукругом,

Скажем «Здравствуйте» друг другу,

Нам здороваться не лень,

Всем «Привет» и «Добрый день».

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется!

Педагог-психолог: Сейчас я приглашаю вас на Лесную полянку и там немножко поиграть. А играть нам поможет вот такой (указывает на дидактическое пособие) удивительный Умный коврик. Он разделен на несколько секторов, каждый из которых имеет своё название (сектор «В роще», сектор «В гостях у зверят». сектор «В гости к насекомым», сектор синий «У ручья», сектор желтый «Ромашковое поле», сектор красный «Цветочная полянка»). Каждый сектор приготовил нам интересные задания, игры и упражнения.

Дети присаживаются на модули-«пенечки». Психолог приглашает одного ребенка для раскручивания стрелки коврика.

Сектор «В роще»

Этюд «Березки».  (сопровождается музыкой)

Цель: формировать умения выполнять выразительные движения, снятие психоэмоционального напряжения.

Педагог-психолог: Представьте, что мы с вами оказались в березой роще и тоже превратились в березки. Все вместе мы образуем березовую рощу. Встаньте там, где вы хотите. (Далее включается легкая музыка; дети изображают деревья в разное время года, следуя словам-подсказкам педагога.)

Лето. Березки разговаривают друг с другом, шелестя листочками, помахивая веточками. 

Осень. Облетают листья на березках. Все чаще дует сильный, порывистый ветер, который качает деревья из стороны в сторону, заставляет дрожать их ветки. 

Зима. Веточки на березках дрожат от холода. Снег пригибает их к земле.

Весна. Снег тает. Ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются, и из них появляются нежные листочки.

Сектор «В гостях у зверят»

Дидактическая игра  «Собери разрезную картинку»

Цель: формировать способность узнавать эмоции по картинке и называть их у детей, умение в составлении целого предмета из его частей. 

Педагог -психолог: - Отправляемся в гости к зверятам. Выполним интересное задание.

Перед детьми на столе лежат разрезные картинки (по количеству участников) с изображением животных в разном эмоциональном состоянии (грусть, радость, злость, страх, удивление). Детям предлагается сложить картинку из частей так, чтоб получилось целое изображение животного и затем назвать его настроение.

Сектор желтый «Ромашковое поле»

Игра «Угадай и изобрази эмоцию»

Цель: формировать умения выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей; развивать подвижность лицевой мимики ребенка.

Педагог-психолог: Представьте сейчас, что мы оказались с вами на ромашковом поле.

Найдем «ромашки» и определим их настроение.

На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Дети должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция.

 «Сядь на полянке- отгадай загадку» 

Дети садятся на «пенечки» и психолог загадывает им загадки про эмоции.

1.   Цыпки бегают по коже,
Холод ёжится в ногах,
И дрожат поджилки тоже.
Что за чувство? Это  . . .(СТРАХ )

2.   Играть не позвали. Имейте в виду,

Теперь с вами сам я играть не пойду!

Один я сижу в наказание вам.

А кажется мне, что наказан я сам.  (ОБИДА)

3.   Она у каждого бывает,

Кто про невзгоды забывает.

Ты хочешь петь и веселиться,

Ей можно с другом поделиться,

Она - любимая, как сладость.

Она – отрада наша, … (РАДОСТЬ).

4.   Ушли на работу и папа и мама.

И вдруг все не так, не играется прямо.

Смеяться не хочется – хочется к ним.

Когда мы скучаем, тогда мы  ……(ГРУСТИМ)

Сектор красный «Цветочная полянка»

Чтение и обсуждение сказки.

Цель: формировать позитивное отношение ребенка к своему «Я», понимание индивидуальных особенностей других людей, отработка позитивного взаимодействия друг с другом, развивать слуховое внимание, логическое мышление, связную речь.

Педагог-психолог: Оказались мы с вами на цветочной полянке. Предлагаю окунуться в мир сказки, стать её соавтором.  Проходите на цветочную полянку, присаживайтесь.

 Чтение фрагмента сказки О. Гавриченко «Цветок по имени Незабудка» (без окончания) 

Педагог-психолог:   В лесу была поляна. На ней росли разные цветы. Цветы умели разговаривать. Каждый из них рассказывал другому лесные новости. Весело им было жить-на полянке!

Однажды утром на поляне появился новый цветок. У него был тонкий стебелёк с маленькими листиками и крошечными зелёными бутонами.

- Ты похож на обыкновенную траву, - сказал большой красный Мак, - ты весь зелёный.

 - Нет, - ответил новичок. - Я - цветок. Меня зовут Незабудка.

 - Да какой же ты цветок, если твои бутоны не раскрываются! - сказали Ромашки. - Вот мы, Ромашки, на этой поляне уже давно, но цветов по имени Незабудка не знаем.

- Таких цветов не бывает! - зазвенел Колокольчик.

И все цветы на поляне сказали:

- Нет такого цветка! Ты не наш! Мы не будем дружить с тобой!

Маленькая тоненькая Незабудка оглядела себя: «Да Я и вправду вся зеленая, и бутоны мои не раскрыты. Конечно, никто и говорить со мной не захочет, а дружить - тем более». От этой мысли она почувствовала себя одиноко. Ей сделалось так грустно, что она стала увядать.

Незабудка уже совсем было завяла, как вдруг пошел дождик, который напоил ее спасительной влагой.

Она ожила и снова услышала голос Ромашки:

- Посмотри, какой у меня большой цветок. Я похожа на солнце!

А маленькой тонкой Незабудке опять нечего было сказать, да её и никто не слушал, ведь она не похожа на цветок.

Психолог предлагает детям придумать окончание сказки.

Психолог: - Чему тебя научила эта сказка?

Дети: - Нужно дружить даже с тем человеком, который может быть не похож на остальных и иметь какую-либо особенность во внешности.

Сектор «В гости к насекомым»

Игра «Гусеница»

Цель: способствовать созданию у каждого ребенка чувства принадлежности к группе, снижению импульсивности, снятию эмоционального напряжения;

Педагог-психолог: Отправляемся в гости к насекомым. Каких насекомых вы знаете? Предлагаю поиграть в игру и отгадать, на какое насекомое похожи.

Встаньте друг за другом. Руки положите на плечи впередистоящего и присядьте. Начинаем двигаться. Остановились.  На какое насекомое вы были похожи?

Дети: На гусеницу.

Упражнение  «Качели-куколка»

Цель: воспитание межличностного доверия и группового сотрудничества, развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов, снятие мышечного напряжения.

Педагог-психолог: Всем известно, что гусеница впоследствии превращается в куколку. А потом куколка лопается и из нее выходит бабочка. Сейчас предлагаю вам самим превратиться в гусеничку-куколку. А помогут вам в этом ваши друзья.

Мы будем выполнять упражнение в парах. По очереди вы будете качаться в куколке, пользуясь поддержкой своего друга. Сначала ваш партнер превращается в куколку, закрывает глаза (ребенок садится в позу эмбриона, психолог показывает с помощью ребенка, а вы садитесь сзади него, поддерживаете за плечи и очень аккуратно его покачиваете. Выберите себе пару. Начинаем упражнение. Очень бережно покачивайте своего друга. Ваш друг полностью в ваших руках, вы сейчас отвечаете за его безопасность, за его комфорт, за его удовольствие. (Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов»).

Поделитесь впечатлениями, приятно было выполнять это упражнение, а может быть кому-то было страшновато?

- Ребята, в дружбе очень важно поддерживать друг друга, ведь друзья на то и нужны, чтобы в любой ситуации, приятной или неприятной, поддержать, помочь своему товарищу.

- Есть ли у тебя лучший друг?

- Была ли такая ситуация, что твой друг помог тебе?

Сектор синий «У ручья»

Релаксация «У ручья». Выполняется под спокойную, расслабляющую музыку.

Цель: способствовать снятию мышечного напряжения и эмоционального возбуждения.

Психолог: Сядьте поудобнее, вытянетесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного лесного ручья. Слышны лишь выше дыхание и плеск воды.

Солнце светит ярко, и это заставляет вас чувствовать, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны и счастливы, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете….

А теперь откройте глаза. Мы хорошо отдохнули. У нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение дня.

Рефлексия.

На столе лежат бумажные лепестки трех цветов. Педагог-психолог просит детей выбрать лепесток:

зеленый, если «я доволен и мне было интересно»,

синий, если «было интересно, но трудно»,

красный, если «мне было не интересно и скучно».

Затем все лепестки собирают в общий цветок к серединке.

Педагог-психолог благодарит детей за работу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФЭМП на тему: "На лесной полянке" для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ТНР.

Конспект разработан в соответствии с лексической темой: "Дикие животные" с учетом требований  ФГОС ДО....

Конспект НОД по развитию речи на тему: "На лесной полянке" для детей старшего дошкольного возраста

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста....

Сценка для новогоднего утренника «На лесной полянке» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: создать радостную атмосферу новогоднего праздника, доставить детям радость, вызвать положительные эмоции....

Занятие «Прогулка в лесную школу» с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Задачи:Образовательные: Обобщение знаний о зиме; закрепление известных школьных правил; активизация мыслительной деятельности; развитие внимания, творческого воображения, чувственного восприятия; расш...

Сценка для новогоднего утренника «На лесной полянке» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: создать радостную атмосферу новогоднего праздника, доставить детям радость, вызвать положительные эмоции....

Технологическая карта занятия «Лесные дорожки» с детьми старшего дошкольного возраста

Технологическая карта занятия с детьми старшего дошкольного возраста " Лесные дорожки"...