Что такое эмоции?
консультация по психологии

Светлана Геннадьевна Приезжева

В данной статье  представлен материал, помогающий лучше понять эмоции ребенка дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_emotsii.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИИ?»

    Эмоции играют очень важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к разным ситуациям. Эмоции ребенка - это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии.

      Дети 3-5 лет уже в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним, т. е. ребенок-дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган, а его соперник, например, разгневан. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.

          Люди различают шесть основных эмоций — радость, грусть, гнев, удивление, отвращение и страх. Исследования показали, что каждая эмоция имеет свое мимическое выражение, однако одни распознаются легче, другие - труднее. Так, например радость легче узнается по выражению лица, чем гнев и страх.

         В младшем и среднем дошкольном возрасте   дети   очень   эмоциональны. Эмоции   у   них   выражаются    более бурно по сравнению   со    взрослыми. Одна причин   возникновения   тех  или иных   переживаний   ребенка   -  его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласково относятся к ребенку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное   благополучие,   чувство   уверенности,   защищенности.   Обычно   в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.

        Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают  человека   к  деятельности, влияют на накопление и актуализацию его  опыта.

При изучении эмоциональных явлений психологи разделяют их в зависимости от того, какое место занимают они в регуляции поведения и деятельности.  

 К   первой   группе   относятся настроения - более  или менее длительные эмоциональные состояния, это исходный   фон   жизнедеятельности.    Ко    второй   -   чувства: устойчивые эмоциональные отношения к определенному человеку или предмету. К третьей - собственно эмоции, реализующие психическое отражение и состояние   организма.

         Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при   негативном   отношении   к   нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников

Отрицательные эмоции, вызванные взаимоотношениями с окружающими, выступают в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха. Они могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях или в особой избирательности действий, поступков, отношения к другим людям.

Реагировать   на   слова   и   поступки людей,  проявляя различные эмоции, ребенок  учится    в   общении   со взрослым.    В   младенчестве   впервые возникает такое эмоциональное образование, как привязанность к близкому  человеку,   которая  в дальнейшем приводит к возникновению нравственных чувств. Ребенок учится радоваться и печалиться вместе со взрослым со второго года жизни.

         Большое влияние на эмоции и чувства детей оказывает игра. Игра представляет интерес для детей только тогда, когда она реализуется в эмоционально насыщенной форме.

          Наблюдая определенные игровые ситуации, можно понять, какие эмоции испытывает ребенок, и какое влияние могут иметь обнаруженные эмоциональные состояния на развитие его личности. В процессе наблюдения за детской игрой воспитателям необходимо обращать внимание на следующее. Хотят ли дети поиграть вместе или стараются избегать друг друга? Как включаются в игровое обучение? Принимают ли чужую инициативу или сопротивляются ей? Кто всегда находится в центре игры, а кто молча наблюдает издали? Какие отношения преобладают в игре - доброжелательные или конфликтные? Какие эмоции преобладают - положительные или отрицательные?

       Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения.

• Первый - это неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Негативные эмоции в этом случае могут быть вызваны как серьезными причинами, так и самыми незначительными. Быстро вспыхивая, они также быстро угасают. Их эмоциональная несдержанность и импульсивность приводят к разрушению игры, к конфликтам и дракам. Однако эти проявления ситуативны, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.

•  Второй тип поведения характеризуется устойчивым негативным отношением к общению. Обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в памяти, но они более сдержанны,   чем   дети   первого   типа.    Они избегают общения и как будто равнодушны к окружающим.  Однако  они пристально,  но  незаметно  следят за событиями в группе и за отношениями   воспитателей   и   детей.   Эмоциональное   неблагополучие   этих   детей связано с неудовлетворенностью отношением к ним воспитателя, недовольством  детьми,   нежеланием  посещать детский сад.

• Основной чертой поведения детей    третьего типа является наличие у них
многочисленных страхов. Следует отличать нормальные проявления страха
у детей от страха как свидетельства эмоционального        неблагополучия. Страхи детей, за исключением боязни громких звуков и падения, не являются врожденными.  Однако  начиная с первого   года   жизни   у   них   может
развиться множество страхов. Некоторые  возникают в ответ на реальные
обстоятельства,      например,      боязнь собак зачастую вызвана ситуацией, в которой ребенок был напуган конкретной собакой. В других случаях виноваты    сами    взрослые,    которые пугают детей возможным наказанием типа: «Если  ты   будешь   плохо   себя вести,  я  отдам тебя  плохому дяде». Один мальчик отказывался ложиться спать   в   кровать,   плакал, и засыпал в кресле одетый. Как выяснилось   потом,   мать  наказывала его за то, что он во сне мочился в кровать.  Мальчик вынужденно  бодрствовал из-за боязни повторения этой ситуации и последующего наказания. Часто старшие дети пугают младших разными ужасами, монстрами и т. п. Таким образом,     при    нормальном эмоциональном развитии страх бывает связан    с    какими-либо    пугающими предметами, животными, иногда с неопределенностью ситуации. В этом случае страх является необходимым эмоциональным звеном в поведении, мобилизующим действия, направленные на самосохранение или преодоление опасности.
 

Эмоции не развиваются сами по себе. Меняются установки личности, ее отношение к миру, и вместе с ними формируются и изменяются эмоции. Воспитание через эмоциональные воздействия - очень тонкий процесс. Основной задачей его является не подавление и искоренение эмоций, а правильное управление ими.

Уважаемые родители!

Вырастить психически здорового и эмоционально устойчивого ребенка Вам помогут следующие рекомендации:

- Окружите ребенка атмосферой психологического комфорта: откажитесь от недоразумений и конфликтов, категоричности, повышенных, необоснованных и непонятных требований к ребенку.

- Освободите ребенка от негативных переживаний. Научитесь управлять своими действиями и высказываниями.

- Увеличьте эмоциональное общение с ребенком: интересуйтесь его внутренним состоянием, переживаниями, желаниями.

- Проявляйте любовь к ребенку объятиями, поглаживанием, поцелуями, ласковым взглядом и теплым словом.

- Вселяйте веру ребенка в его силы, возможности

- Одобряйте малейший успех ребенка, особенно неуверенного и застенчивого.

- Будьте рядом с ребенком в его трудностях и радостях.

- Свои замечания или пожелания высказывайте тактично.

- Будьте терпимы и доброжелательны.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...

НОД из раздела"Формирование целостной картины мира" на тему: "Что такое хорошо и что такое плохо".

Занятие из раздела " Формирование целостной картины мира" Социализация. Нравственное воспитание детей....