Обобщение педагогического опыта работы «Социо-игровая технология – технология, проверенная временем»
консультация по психологии (старшая группа)
Социо-игровая технология. Опыт работы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта работы «Социо-игровая технология – технология, проверенная временем»
Притча «Крылья» Ш. А. Амоношвили.
«Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.
– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
– Верно! – удивился прохожий.
– Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.
– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.
– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор к небу.
…Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.
Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.
Они опустились перед стариком и поклонились ему.
– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ…
- Видишь, какие крылья у него выросли! – гордо сказал учитель и ласково прикоснулся к крыльям своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
– А меня больше радуют твои перышки…».
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства! Работая в соответствии с ФГОС ДО, мы руководствуемся принципом – поддержка разнообразия детства, как важного этапа в общем развитии человека. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребёнка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнёра по совместной деятельности.
Современные исследования показывают, что становление субъективной позиции ребёнка в деятельности, общении и познании обеспечивает развитие таких важных качеств личности, как активность, самостоятельность, коммуникабельность, творческое начало. Социологические исследования дошкольной сферы показывают, что дети приходят в детский сад играть и общаться со сверстниками, интересно проводить время. Всё остальное воспринимается ими как «досадная нагрузка», которой они стремятся избежать.
Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающим – с взрослыми и сверстниками. Способствуют этому развивающие игровые технологии, в том числе социо-игровая, которую я и взяла за основу своего опыта.
Социоигровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором принуждение уступает место увлеченности.
«Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственном опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В. М. Букатов).
Основная идея социоигровой технологии — организация самостоятельной деятельности детей, которой ребенок хочет заниматься и в которой он делает, слушает, смотрит и говорит.
Основатели социоигровой технологии — Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов вывели следующие законы общения:
- не унижайте ребенка, не оскорбляйте его
- умейте найти ошибку и имейте смелость признать ее
- будьте взаимно вежливыми, терпимыми и сдержанными
- относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании
- поддержите, помогите подняться и победить
- задувая чужую свечу, мы не желаем свою ярче
- не возносите себя над другими, возносите ближнего
- дети фантазеры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблему.
Цель применения социоигровых технологий в развитии дошкольников — организация самостоятельной деятельности в атмосфере взаимопонимания.
Задачи использования данной методики в развитии детей дошкольного возраста:
- формировать навыки дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи
- элементарный самоконтроль речевого выказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью
- развивать навыки полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя
- взаимодействия «ребенок — ребенок», «ребенок — взрослый», «ребенок — родитель» для обеспечения душевного благополучия
- создавать условия для развития личностных качеств и способностей всех субъектов образовательного пространства.
Принципы, лежащие в основе данной технологии, в высшей мере актуальны для современного воспитания и обучения дошкольников.
Для достижения данных задач нами были определены этапы организации деятельности. Всю деятельность по решению данных задач условно можно разделить на три этапа.
Цель первого этапа: Научить детей правилам и культуре общения.
Т.к., ведущий вид деятельности дошкольников – это игра, на данном этапе нами были использованы различные виды игр, содержание которых реализует такие образовательные области, как: познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное и художественно — эстетическое развитие.
Социо-игры способствуют формированию у детей умения договариваться, а значит, слушать и слышать партнёра, формируется собственная речь.
Наибольший интерес вызывают у детей игры «Дружба», «Разведчики». Они направлены на развитие внимания, ориентирования детей друг на друга, а также положительного эмоционального настроя.
В игре «Актёры» каждый ребёнок может проявить свой познавательный интерес, творческие способности, умение импровизировать.
На втором этапе учим организовывать своё общение в микро-группе, развивать познавательную активность и интерес в процессе коллективной деятельности.
Помимо ООД, социо-игровую технологию мы используем и в совместной, и в самостоятельной деятельности во время режимных моментов.
Данные занятия являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия.
В ходе этих занятий осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком и детей между собой, их общение в парах, в группах.
На 3–м этапе мы проанализировали достижения и умения детей общаться в различных видах деятельности.
Через беседы, игры, наблюдения, обобщающую ООД были проанализированы результаты детей:
- дети научились эффективному взаимодействию в процессе групповой работы,
- у них повысился уровень познавательных и творческих способностей,
- дети умеют отстаивать свою позицию,
- детский коллектив стал дружнее, у детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам.
Значит, социо-игровая технология, используемая при организации работы с детьми, принесла положительные результаты, так как:
- разрушается барьер между педагогом и ребёнком,
- дети самостоятельны и инициативны,
- они обсуждают проблему, находят пути её решения,
- общение детей происходит внутри микрогрупп и между микрогруппами,
- социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям даёт возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.
Данная технология может использоваться педагогами ДОУ в различных образовательных учреждениях, потому что обеспечивает возможность её применения в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной
- планировать занятия можно в любой образовательной области,
- она не требует больших материальных затрат
- данную технологию можно использовать в различных формах организации детского коллектива, а именно: на занятиях, в совместной деятельности, в кружковой работе.
Всё это соответствует реализации ФГОС ДО!
Работа с родителями.
Хочется отметить, что с социо-игровой технологией познакомили родителей. Данная технология вызвала у них интерес. Родители предлагали свою помощь в разработке карточек для деления на компании.
К играм «Знатоки» и «Японская машинка» родители с детьми подбирали слова, классифицировали предметы по различным темам: мебель, посуда, транспорт и т.д.
А также эпитеты. Например, какая бывает весна.
В игре «Артисты» родители дома с детьми проявляли своё творчество. Помогали показать ребёнку тот или иной предмет или действие с помощью пантомимы.
Часто слышим от родителей, что детям очень нравится в детском саду играть в интересные игры, что дети дружат, помогают друг другу. А это для нас, как для воспитателя, очень важно!
Закончить выступление хотим словами Е.Е. Шулешко «Основная забота воспитателя заключается в том, чтобы не учить ребёнка, не развлекать и даже не развивать, а формировать такое внедидактическое понятие как дружба».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование технологии проектного метода в работе с младшими дошкольниками».
В условиях введения новых стратегических ориентиров обозначенных в ФГОС, проектная деятельность в образовательном процессе дошкольного образования приобретает особую значимость. Проектная деятельнос...

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование технологии проектного метода в работе с детьми подготовительной к школе группы»
В моей работе систематизирован теоретический и практический материал по использованию метода проектной деятельности в воспитательно – образовательной деятельности. Представлена система работы с ...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ДОО»
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ДОО» ...

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование технологии проектного метода в работе с дошкольниками»
Обобщение педагогического опыта по теме...

Приказ об утверждении итогов педагогического совета №3 от 17.03.2022г. (обобщение педагогического опыта работы)
Приказ об обобщении педагогического опыта на тему: «Развитие и обогащение словарного запаса через лексические игры детей подготовительной группы с ФФНР»...

Презентация опыта работы «Социо-игровые технологии в коммуникативном развитии дошкольников»
Презентация опыта работы«Социо-игровые технологии в коммуникативном развитии дошкольников»...

«Социо-игровая технология – технология, проверенная временем»
Обобщение педагогического опыта работы...