Обобщение педагогического опыта работы «Социо-игровая технология – технология, проверенная временем»
консультация по психологии (старшая группа)

Социо-игровая технология. Опыт работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта работы «Социо-игровая технология – технология, проверенная временем»

Притча «Крылья» Ш. А. Амоношвили.

«Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.

– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

– Верно! – удивился прохожий.

Так бери с собой мудрость:

Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.

Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.

Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.

– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.

– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор к небу.

…Прошли годы.

Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.

Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.

Они опустились перед стариком и поклонились ему.

– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ…

- Видишь, какие крылья у него выросли! – гордо сказал учитель и ласково прикоснулся к крыльям своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

– А меня больше радуют твои перышки…».

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства! Работая в соответствии с ФГОС ДО, мы руководствуемся принципом – поддержка разнообразия детства, как важного этапа в общем развитии человека. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребёнка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнёра по совместной деятельности.

Современные исследования показывают, что становление субъективной позиции ребёнка в деятельности, общении и познании обеспечивает развитие таких важных качеств личности, как активность, самостоятельность, коммуникабельность, творческое начало. Социологические исследования дошкольной сферы показывают, что дети приходят в детский сад играть и общаться со сверстниками, интересно проводить время. Всё остальное воспринимается ими как «досадная нагрузка», которой они стремятся избежать.

Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающим – с взрослыми и сверстниками. Способствуют этому развивающие игровые технологии, в том числе социо-игровая, которую я и взяла за основу своего опыта.

Социоигровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором принуждение уступает место увлеченности.

«Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственном опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В. М. Букатов).

Основная идея социоигровой технологии — организация самостоятельной деятельности детей, которой ребенок хочет заниматься и в которой он делает, слушает, смотрит и говорит.

Основатели социоигровой технологии — Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов вывели следующие законы общения:

- не унижайте ребенка, не оскорбляйте его

- умейте найти ошибку и имейте смелость признать ее

- будьте взаимно вежливыми, терпимыми и сдержанными

- относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании

- поддержите, помогите подняться и победить

- задувая чужую свечу, мы не желаем свою ярче

- не возносите себя над другими, возносите ближнего

- дети фантазеры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблему.

Цель применения социоигровых технологий в развитии дошкольников — организация самостоятельной деятельности в атмосфере взаимопонимания.

Задачи использования данной методики в развитии детей дошкольного возраста:

  • формировать навыки дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи
  • элементарный самоконтроль речевого выказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью
  • развивать навыки полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя
  • взаимодействия «ребенок — ребенок», «ребенок — взрослый», «ребенок — родитель» для обеспечения душевного благополучия

- создавать условия для развития личностных качеств и способностей всех субъектов образовательного пространства.

Принципы, лежащие в основе данной технологии, в высшей мере актуальны для современного воспитания и обучения дошкольников.

Для достижения данных задач нами были определены этапы организации деятельности. Всю деятельность по решению данных задач условно можно разделить на три этапа.

Цель первого этапа: Научить детей правилам и культуре общения.

Т.к., ведущий вид деятельности дошкольников – это игра, на данном этапе нами были использованы различные виды игр, содержание которых реализует такие образовательные области, как: познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное и художественно — эстетическое развитие.

Социо-игры способствуют формированию у детей умения договариваться, а значит, слушать и слышать партнёра, формируется собственная речь.

Наибольший интерес вызывают у детей игры «Дружба», «Разведчики». Они направлены на развитие внимания, ориентирования детей друг на друга, а также положительного эмоционального настроя.

В игре «Актёры» каждый ребёнок может проявить свой познавательный интерес, творческие способности, умение импровизировать.

На втором этапе учим организовывать своё общение в микро-группе, развивать познавательную активность и интерес в процессе коллективной деятельности.

Помимо ООД, социо-игровую технологию мы используем и в совместной, и в самостоятельной деятельности во время режимных моментов.

Данные занятия являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия.

В ходе этих занятий осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком и детей между собой, их общение в парах, в группах.

На 3–м этапе мы проанализировали достижения и умения детей общаться в различных видах деятельности.

Через беседы, игры, наблюдения, обобщающую ООД были проанализированы результаты детей:

- дети научились эффективному взаимодействию в процессе групповой работы,

- у них повысился уровень познавательных и творческих способностей,

- дети умеют отстаивать свою позицию,

- детский коллектив стал дружнее, у детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам.

Значит, социо-игровая технология, используемая при организации работы с детьми, принесла положительные результаты, так как:

- разрушается барьер между педагогом и ребёнком,

- дети самостоятельны и инициативны,

- они обсуждают проблему, находят пути её решения,

- общение детей происходит внутри микрогрупп и между микрогруппами,

- социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям даёт возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Данная технология может использоваться педагогами ДОУ в различных образовательных учреждениях, потому что обеспечивает возможность её применения в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной

- планировать занятия можно в любой образовательной области,

- она не требует больших материальных затрат

- данную технологию можно использовать в различных формах организации детского коллектива, а именно: на занятиях, в совместной деятельности, в кружковой работе.

Всё это соответствует реализации ФГОС ДО!

Работа с родителями.

Хочется отметить, что с социо-игровой технологией познакомили родителей. Данная технология вызвала у них интерес. Родители предлагали свою помощь в разработке карточек для деления на компании.

К играм «Знатоки» и «Японская машинка» родители с детьми подбирали слова, классифицировали предметы по различным темам: мебель, посуда, транспорт и т.д.

А также эпитеты. Например, какая бывает весна.

В игре «Артисты» родители дома с детьми проявляли своё творчество. Помогали показать ребёнку тот или иной предмет или действие с помощью пантомимы.

Часто слышим от родителей, что детям очень нравится в детском саду играть в интересные игры, что дети дружат, помогают друг другу. А это для нас, как для воспитателя, очень важно!

Закончить выступление хотим словами Е.Е. Шулешко «Основная забота воспитателя заключается в том, чтобы не учить ребёнка, не развлекать и даже не развивать, а формировать такое внедидактическое понятие как дружба».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование технологии проектного метода в работе с младшими дошкольниками».

В условиях введения новых стратегических ориентиров обозначенных в ФГОС, проектная деятельность в образовательном процессе дошкольного образования приобретает особую значимость.  Проектная деятельнос...

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование технологии проектного метода в работе с детьми подготовительной к школе группы»

В моей работе систематизирован теоретический и практический материал по использованию метода проектной деятельности в воспитательно – образовательной деятельности. Представлена система работы с ...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ДОО»

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ДОО» ...

Приказ об утверждении итогов педагогического совета №3 от 17.03.2022г. (обобщение педагогического опыта работы)

Приказ об обобщении педагогического опыта на тему: «Развитие и обогащение словарного запаса через лексические игры детей подготовительной группы с ФФНР»...

Презентация опыта работы «Социо-игровые технологии в коммуникативном развитии дошкольников»

Презентация опыта работы«Социо-игровые технологии в коммуникативном развитии дошкольников»...