Презентация опыта работы «Социо-игровые технологии в коммуникативном развитии дошкольников»
материал

Бороздина Ольга Владиславовна

Презентация опыта работы

«Социо-игровые технологии в коммуникативном развитии дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorodskaya_stazherskaya_ploshchadka_sotsioigrovaya_tehnologiya.docx35.78 КБ
Файл buklety.docx253.81 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОДСКАЯ СТАЖЕРСКАЯ ПЛОЩАДКА

Презентация опыта работы

«Социо-игровые технологии в коммуникативном развитии дошкольников»

Воспитатель:

Бороздина О. В.

2019г.

Постановка проблемы. Проблема социализации остается одной из актуальных в процессе развития общества и воспитания ребенка. Детство как особая культурная реальность с точки зрения социального статуса важно тем, что именно на этот период приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры.

Актуальность темы. Согласно ФГОС ДО, необходимо воспитать в ребенке потребность быть активным участником общественной жизни, и реализовать себя как личность, постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, инициативным, иметь возможность развивать свои способности, постоянно познавать новое и самосовершенствоваться.

Научное обоснование, положенное в основу деятельности. Ершова А. П. и Букатов В. М. определили эффективный стиль работы педагогов так, сказав: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки». Данная формулировка является основным принципом в основанной ими социо-игровой технологии и достаточно успешно позволяет решить на практике проблему социализации детей.

Представление практического опыта работы. Социо-игровая технология предусмотрена в первую очередь для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного, однако ее элементы эффективны при включении в работу уже в младшем дошкольном возрасте. Сегодня мы поговорим о том, что такое социо-игровая технология, как ее элементы применимы в дошкольном возрасте, в том числе в младшем.

Что значит термин «социоигровая» технология? «Социо» - означает малый социум, «игровая» - подразумевает игровую деятельность. Таким образом, это технология, основанная на взаимодействии детей в микрогрупп, а также их взаимодействии между собой посредством игры.

Важнейшей составляющей этой технологии является двигательная активность и коммуникативные умения и навыки. Цель - сохранить каждого ребёнка как человека говорящего (другим людям), слушающего (других людей), действующего (вместе с другими).

Социо-игровая технология позволяет решать многие задачи, определённые ФГОС ДО, дети могут реализовать себя как личность, проявлять лидерские качества, научиться эффективно взаимодействовать друг с другом, ощущать помощь сверстников, преодолевать страх и неуверенность, быть на равных, развивать познавательный интерес и творческую активность.

На первом этапе учим детей делиться на команды, используя предлагаемые способы деления (подробнее о них далее). В данном учебном году с детьми группы мы учились именно этому, используя разнообразные предложенные способы деления авторами.

На втором этапе, учим детей договариваться, а значит слушать и слышать партнера, знакомим их с правилами работы в микрогруппах.

На третьем этапе, каждый ребенок учится думать, как ему нужно организовать свое общение, чтобы как можно быстрее найти решение той или иной задачи совместно с другими членами группы. 

Работа второго и третьего этапа – это задача на последующие учебные годы.

Важно научить детей, что при выполнении задания действует не каждый сам за себя, а одной сплочённой командой. Каждый участник должен выполнять правило «разобрался сам объясни другому», чтобы каждый понял задание. Выслушивается мнение каждого участника и, если кто-то не согласен, или имеет другую точку зрения, задача команды объяснить, доказать почему он не прав и почему нужно действовать по-другому.

Социоигровая технология основана на 6 основных правилах и условиях:

1 правило: Работа проводится малыми группами или как их еще называют «группы ровесников».

Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.

Сам процесс деления на группы представляет собой игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, развитию умения договориться. Он и является первым этапом в обучении детей данной технологии, используемом в младшем дошкольном возрасте. Варианты деления могут иметь разные способы:

1. Деление детей на малые группы по их желанию, сходству или жизненным ситуациям, например: по цвету волос, глаз, одежды; по первой букве в имени и др.

2. Деление на подгруппы по предметам, объединённым одним названием (признаком): геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию; мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств, которые можно объединить по названию или какому-либо признаку в одну группу и т.п.

3. Объединение путем образования пар (троек, четвёрок, шестёрок)

4. Деление на подгруппы по разрезному материалу. Игры, которые можно предложить детям на этом этапе: «Собери картинку», «Подбери пару по цвету» и др.

5. Деление на подгруппы по слову, движению, действию: по дням недели, частям суток, месяца, времени года и др.;

называть по цепочке 3-4 цвета (повторяя только их, например, красный, синий, зелёный) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет, либо действовать по принципу расчета в одной шеренге;

назвать по цепочке 3 - 4 животных, растения, транспортные средства и т.п., и объединиться в соответствующие группы, вспомнить по цепочке 3 - 4 разных движения (действия), повторяя их в том же порядке.

Объединение в микрогруппы способствуют тому, что дети учатся взаимодействовать не только на основе дружеских предпочтений, но и по случайному принципу.

2 правило: «Смена лидерства».

Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает лидер (капитан команды), которого выбирают сами дети (голосованием, по считалочке и проч.). Каждый раз, когда меняется состав группы, - меняется и лидер. Такая форма работы позволяет проявить себя активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным воспитанникам и в дальнейшем также выступать в роли представителя группы.

3 правило: Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки), что способствует снятию эмоционального напряжения.

Дети могут свободно перемещаться по группе, общаться в разных уголках: за столами, на полу, в любимом уголке и т. д. Они могут меняться в микрогруппах, отправлять посыльного, искать варианты выполнения задания и прочее. Такая смена в ходе игрового сеанса или непосредственно образовательной деятельности помогает воспитанникам переключиться, снять эмоциональное напряжение. Чем чаще они меняют место и позы в игровом пространстве, тем активнее и работоспособнее они становятся.

4 правило: Смена темпа и ритма.

При социо-игровой технологии дети действуют в своем темпе и ритме, в зависимости от игры или задания. Вариантов может быть несколько: на выполнение задания может отводиться определенное время и по сигналу дети начинают выполнять задание и заканчивают тоже по сигналу. А может быть другой вариант: каждый ребенок в микрогруппе может действовать в своем темпе, как ему удобно.

5 правило: Интеграция всех видов деятельности.

Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом. Дает положительный результат в области коммуникации, познания, эмоционально-волевой сферы, развивает интеллектуальные способности детей, способствует речевому, художественно-эстетическому, социальному и физическому развитию.

6 правило: Ориентация на принцип полифонии.

Применение технологии позволяет развивать и внимание, и память, тренирует умение сообща решать задачи, стимулирует увлеченность.

Работая в данном учебном году, мы не использовали все вышеупомянутые правила и условия социо-игровой технологии, так как реализовали лишь ее элементы. Дети младшей группы учились делиться на малые группы, действовали в различном темпе и ритме (в согласии с условием задания). Кроме того, мы учитывали интеграцию различных видов деятельности, ориентировались на принцип полифонии.

Подводя итог, можно заключить, что используя вышеперечисленные правила социо-игровой технологии, педагоги учат детей слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию. Кроме того, у них развивается речевое взаимодействие; формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; они учатся отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; отсутствует чувство страха за ошибку. Социо-игровые технологии стимулируют развитие у детей свободно обсуждать интересующие их вопросы, следить за ходом общего дела, оказывать друг другу помощь и принимать ее, когда это нужно. Дружеские связи детей, их склонность играть и действовать вместе, оцениваются положительно. Это перспектива нашей дальнейшей деятельности, результаты которой мы сможем достичь благодаря системному использованию данной технологии с детьми до окончания их пребывания в детском саду.

Социо-игровая технология способствует непосредственному развитию коммуникативных навыков разговорной, доказательной речи, связанной с умением высказать свое мнение, доказать его группе сверстников и прийти к общему результату с другими.

Общение детей в рамках данной технологии строится в три этапа:

*на первом этапе учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь).

Команды общаются между собой в группе и между группами, придерживаясь определенных правил:

1. Один за всех и все за одного.

2. Капитан не подводит команду, а команда не подводит капитана.

3. Одна команда отвечает, другие внимательно слушают.

4. Когда работаешь, не мешай другим.

5. Справился сам, помоги другу.

6. Главное - не бояться доказывать свою правоту.

7. Умей попросить и принять помощь.

*на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микро-группе, чтобы выполнить задачу;

*на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение педагог обучает дошкольников.

Существует определённая последовательность введения игр социо-игровой направленности. Ее авторы разработали картотеку, в которойподобрали игровые задания для детей и условно разделили их на несколько групп. Для детей младшего дошкольного возраста мы отобрали те, которые соответствуют возрасту детей. Кроме того, подобрали ряд других картотек игр социо-игровой направленности.

Группы игр из картотеки социо-игровой направленности, предложенной авторами технологии Е. Е. Шулешко, А. П. Ершовой, В. М. Букатовым.:

  • Игры-задания для рабочего настроя пробуждают интерес детей друг к другу, ставят участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивают общее повышение мобилизации внимания и тела.

Например, это игры «Буквы-загадки», «Волшебная палочка», «Неиспорченный телефон», «Как тебя зовут?», «Закончи предложение», «Комплименты» и другие.

В процессе таких игр детям легче будет преодолеть страх, враждебную настороженность, решить спор и нежелание совместно играть и решать поставленные задачи.

С ребятами в группе мы начинаем день с приветствие «Я рада тебя видеть» и говорить друг для друга приятные «Комплименты». Обычно мы собираемся в круг и говорим, как мы рады видеть рядом стоящего, сопровождая упоминанием комплимента в его адрес.Это помогает настроиться положительно на весь день, даже если кто-то пришел в детский сад не в очень хорошем настроении.

Или другая игра «Дружба начинается с улыбки», когда ребята с удовольствием улыбаются своему соседу. Это способствует развитию положительного настроя воспитанников.

Игра «Неиспорченный телефон» - пробуждает интерес детей друг к другу, повышает мобилизацию внимания ребенка.

  • Игры творческого самоутверждения, при выполнении которых, учитывается художественно-исполнительский результат действия.

Выполняя задания данной группы, дети получают возможность создать результаты этически привлекательные, что является мощным стимулом для развития каждого из зрителей-наблюдателей.

В этой группе игр для активизации общения детей, их инициативных высказываний, используют моделирование игровых проблемных ситуаций, направленных на формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов.

С детьми группы играем в игру «Найди пару» (по картинкам) или создаю проблемную ситуацию. Например, задаю детям вопросы по точке зрения: «Мама принесла три конфеты, тебе и сестре. Как ты их поделишь? Почему?». В данном случае образуется парное взаимодействие: ребенок – педагог, в котором педагог занимает субъект-субъектную позицию. В дальнейшем пары могут состоять только из детей. Проблемные ситуации могут появляться перед группой детей, ожидая от них ответа от лица лидера, в результате совместного обсуждения.

Для детей группы подбираю диалоги из стихов, потешек для игры «Стихи по ролям». Играющие дети произносят текст разными голосами, интонацией. Такие игры позволяют детям открывать различные взаимозависимости между конечным результатом, текстом, замыслом, приемами исполнения.

  • Игры социо-игрового приобщения к делу могут использоваться в процессе усвоения или закрепления материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий, составляющих эту группу.

Например, игра «Эхо», в которой воспитатель берет на себя роль ведущего, отбивает хлопками несложный ритмический рисунок. «Эхо» по сигналу ведущего повторяет ритм хлопками. Есть и другие варианты данной игры: проговаривание слогов, слов, фраз.

  • Игры вольные (на воле). Выполнение данных игр требует простора и свободы передвижения.  

В данной группе мы используем подвижные и малоподвижные игры. Например, игра «День наступает – все оживает, ночь наступает – все замирает» дает возможность детям реализовать свои естественные потребности в движении, научиться слышать нужный сигнал и выполнить соответствующее действие.

Или парная малоподвижная игра «Зеркало», дает возможность одному ребенку придумывать различные движения или эмоции, а другому повторять. Затем дети меняются.

Другие игры из этой группы: «Изобрази профессию», «Люблю – не люблю», «Слово на одну букву (звук)».

  • Игры деления на группы (пары) интересные и захватывающие; они способствуют возникновению дружественных отношений между детьми; учат договариваться между собой.

Например, в игре «Деление по какому-то признаку», дети делились на пары по цвету, длине волос, глаз.

Игра «Хлопки» (или «Колечки») учить детей внимательно слушать хлопки ведущего и вставать в колечки, соответствующие количеству его хлопков. Например, два хлопка – колечко из двух человек, три хлопка – из трех.

  • Игры-разминки (разрядки) содержат в первую очередь принцип всеобщей доступности, элемент соревнования смешного, несерьезного выигрыша; дают детям возможность размяться.

С детьми младшей группы мы играем в игры, соответствующие их возрастным особенностям. Например, игра «Руки-ноги» позволяет каждому ребенку проявить свою фантазию, развивает воображение, когда дети по сигналу 1 придумывают движения руками, а по сигналу 2 - ногами.

Другие игры данной группы: «Заводные человечки», «Ловить зверюшку».

Игра для присутствующих. Деление на группы по длине волос: короткие, средние и длинные. В каждой группе необходимо выбрать лидера, либо по договоренности, либо другим способом (у детей это может быть считалка). Лидер вытягивает один из вопросов, группа обсуждает его и дает возможность своему лидерувысказать общий ответ. Лидера можно и поменять по общей договоренности.

1. Какие правила и условия социо-игровой технологии Вы запомнили?

2. Какую группу игр Вы могли бы использовать в своей работе?

3. Какие отличительные черты социо-игровой технологии были Вами отмечены?

Подводя итог, продемонстрированной игре, можно сделать следующий вывод: группа ответившая первой, смогла быстрее договориться и найти общий язык друг с другом. Результат – быстрота, качество выполнения задания.

Данный прием хорошо подойдет в работе с родителями на родительских собраниях, клубах. Делением на группы можно узнать мнение родителей по определенной теме, перед началом родительского собрания. Либо использовать в конце – как закрепление полученной ими информации.

В перспективе работы с родителями – провести открытое занятие с участием детей по социо-игровой технологии, а также мастер-класс. Владение родителей вышеперечисленными приемами поможет решить проблему социализации и коммуникации детей.

Социо-игровая технология способствует развитию у детей важных качеств их личности, а именно умению договариваться с другими, находить общий язык, улаживать разногласия, споры, уступать, сотрудничать, быть доброжелательными ко всем людям, иметь и отстаивать свою позицию, приходить к общему согласию, слушать и слышать друг друга, развивать коммуникативные навыки. Педагог создает ситуацию, когда детям хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, научения и тренировки.

Снимается запрет на двигательную активность. Работа в малых группах является ключевой в данной технологии. При социо-игровом стиле обучения естественным образом возникают межпредметные связи. Приёмы, предлагаемые В. М. Букатовым, строятся на сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, они становятся основной формой организации детской жизни.

Системное использование социо-игровой технологии, как на занятиях, так и при организации совместной, самостоятельной деятельности детей, дает возможность: научиться эффективно общаться; сделать образовательный процесс более увлекательным; способствовать развитию детей активной позиции, самостоятельности, творчества; воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

В ходе реализации данной технологии были отмечены трудности у детей в умении делиться на малые группы. Воспитанники учатся находить общий язык друг с другом. В средней возрастной группе планируем дальше продолжить работу в группах по 2-3 ребенка, создавать несложные проблемные ситуации, в большей степени менять обстановку в работе группами. В старшем дошкольном возрасте дети будут делиться на группы из 5-6 человек, решать проблемные ситуации, находить лидера, отстаивать свои личные взгляды в общении друг с другом и приходить к общему мнению. А также не только делиться на микрогруппы, но взаимодействовать между ними, объединяя их по две, вновь меняя лидера и решая поставленную задачу.

Рефлексия результатов деятельности. Уважаемые коллеги, прошу провести рефлексию результатов деятельности с помощью дерева, наклеив плоды соответствующие Вашему мнению.



Предварительный просмотр:

Группы игр из картотеки социо-игровой направленности, предложенной авторами технологии Е. Е. Шулешко, А. П. Ершовой, В. М. Букатовым.:

  • Игры-задания для рабочего настроя пробуждают интерес детей друг к другу, ставят участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивают общее повышение мобилизации внимания и тела.

  • Игры творческого самоутверждения, при выполнении которых, учитывается художественно-исполнительский результат действия.

  • Игры социо-игрового приобщения к делу могут использоваться в процессе усвоения или закрепления материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий, составляющих эту группу.

  • Игры вольные (на воле). Выполнение данных игр требует простора и свободы передвижения.  

  • Игры деления на группы (пары) интересные и захватывающие; они способствуют возникновению дружественных отношений между детьми; учат договариваться между собой.

  • Игры-разминки (разрядки) содержат в первую очередь принцип всеобщей доступности, элемент соревнования смешного, несерьезного выигрыша; дают детям возможность размяться.

Презентация опыта работы

«Социо-игровые технологии в коммуникативном развитии дошкольников»

Бороздина О. В.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/904462/7e011983-61f5-47e2-bbee-3f4ebb1009e4/s1200

Что значит термин «социо-игровая» технология?

«Социо» - означает малый социум, «игровая» - подразумевает игровую деятельность.

Таким образом, это технология, основанная на взаимодействии детей в микрогрупп, а также их взаимодействии между собой посредством игры.

*****

На первом этапе учим детей делиться на команды, используя предлагаемые способы деления.

На втором этапе учим детей договариваться, а значит слушать и слышать партнера, знакомим их с правилами работы в микрогруппах.

На третьем этапе каждый ребенок учится думать, как ему нужно организовать свое общение, чтобы как можно быстрее найти решение той или иной задачи совместно с другими членами группы. 

Социо-игровая технология основана на

6 основных правилах и условиях:

1 правило: Работа проводится малыми группами или как их еще называют «группы ровесников».

2 правило: «Смена лидерства».

3 правило: Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки), что способствует снятию эмоционального напряжения.

4 правило: Смена темпа и ритма.

5 правило: Интеграция всех видов деятельности.

6 правило: Ориентация на принцип полифонии.

Общение детей в рамках данной технологии строится в три этапа:

*на первом этапе учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь).

*на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микро-группе, чтобы выполнить задачу;

*на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение педагог обучает дошкольников.

https://4.bp.blogspot.com/-J63lxqNA-r4/V-4iD3GIdBI/AAAAAAAAA2Q/GYdsHp8IbZkYgXaIu2SZJLVE9-cI4qAaQCLcB/s1600/preschool.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии социально - коммуникативного развития дошкольников.

Современные технологии социально - коммуникативного развития дошкольников....

Современные технологии социально-коммуникативного развития дошкольников

Целью данной статьи является показать важное значение современных технологий для социально-коммуникативного развития дошкольников. Основное внимание уделено влиянию игровых технологий на становление л...

Презентация авторской дидактической игры (пособия) по социально-коммуникативному развитию дошкольников «Тимбилдинг дошкольников через познавательную игровую деятельность»

В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов Государственного стандарта...

Методическая разработка «Технологии социально-коммуникативного развития дошкольников»

В данном материале я проработала проблемы социально-коммуникативного развития дошкольников, формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи и т.д....

Консультация для педагогов на тему: "Современные технологии социально-коммуникативного развития дошкольников".

Консультация для педагогов на тему : "Современные технологии социально-коммуникативного развития дошкольников"....

Презентация на тему: "Использование игровых технологий в коммуникативном развитии детей дошкольного возраста"

Игра позволяет ребенку занять активную позицию, быть не слушателем, а участником....