Обобщение педагогического опыта по теме «Использование технологии проектного метода в работе с младшими дошкольниками».
методическая разработка на тему

Дюбко Людмила Гурьяновна

В условиях введения новых стратегических ориентиров обозначенных в ФГОС, проектная деятельность в образовательном процессе дошкольного образования приобретает особую значимость.  Проектная деятельность, является педагогической инновационной технологией, имеет свои специфические особенности, которые обусловливают определенные изменения в педагогической практике.  Позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx43.03 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта по теме
«Использование технологии проектного метода в работе с младшими дошкольниками»

Прежде чем давать знания,

                                                                       надо научить думать,

                                                                       воспринимать, наблюдать.

                                                                       В. Сухомлинский

   В настоящее время традиционное образование сменяется продуктивным обучением, основная цель которого, развитие твoрческих, коммуникативных и организаторских способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Именно поэтому одним из методов, спосoбствующих, решению данного вопроса, является проектный метод.

Теоретическая база опыта.  

       Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений подробно рассмотрен в научных трудах Т.А. Данилиной, Л.С. Киселевой, Т.С. Ладоги, где данный метод понимается как, вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

       Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: «Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (по определению Килпатрика). В этимологическом словаре слово "проект” заимствовано из латыни и означает "выброшенный вперёд”, "выступающий”, "бросающийся в глаза”.

   Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с  гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным  и деятельностным подходами.

 Актуальность

         В условиях введения новых стратегических ориентиров обозначенных в ФГОС, проектная деятельность в образовательном процессе дошкольного образования приобретает особую значимость.

  • Проектная деятельность, является педагогической инновационной технологией,  имеет свои специфические особенности, которые обусловливают определенные изменения в педагогической практике.
  • Позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве.

Новизна опыта:

  • Обеспечивает возможность и создает условия для целенаправленного формирования проектировочных умений на уровне  метода, технологии, носит характер сотрудничества педагога и дошкольника.

Ведущая  педагогическая  идея  опыта:

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания, и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных, в наши дни стала -  технология проектной деятельности.

      Ведущая  идея  опыта  состоит  в работе с детьми младшего дошкольного возраста, которая отражает  следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:

  •  Предметно - пространственная развивающая образовательная среда;
  • Характер взаимодействия со взрослыми;
  • Характер взаимодействия с другими детьми;
  • Система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

      Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Это позволяет рассматривать данный метод как инновацию в дошкольном образовании, где участие могут принимать и другие субъекты образовательного процесса, например, родители.

Следовательно, технология проектного метода, делает образовательную систему открытой для активного участия детей и их родителей,  основная цель:

  • развитие свободной творческой личности;

 где воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт и должен помнить главный принцип в работе с дошкольниками, это учет их возрастных особенностей, создавая разнообразные условия для стимулирования их интереса и формирования мотивации на деятельность детей.

Задачи:

  • Обеспечение психологического благополучия для здоровья детей;
  • Развивать познавательные способности;
  • Развивать коммуникативные навыки и межличностные общения всех участников образовательного процесса.

       Для решения всех поставленных задач, достижения определённого результата необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферу. Это должны быть такие методы, которые не казались бы ребёнку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.
      Ребёнок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к окружающему миру. Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Для решения данных задач я использую технологию проектного метода. Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
       Принципы построения опыта:

Научности: Воспитатель формирует у детей реальные представления, знания об окружающем  мире. Со временем они становятся основой для формирования научных знаний. Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не теряя своей научности.

Доступности:  Материал  должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту, уровню подготовки и развития.

Наглядности:  Используются различные виды наглядности: естественная (реальные предметы, растения, животные), картинная и картинно-динамическая (фото, рисунки, картины, диафильмы, ролики, презентации и др.), объемная наглядность (модели, муляжи), аудиовизуальная (кинофильмы, видеофильмы).

Воспитывающего характера обучения:  Правильно организованный процесс обучения всегда носит воспитывающий характер и не только обогащает детей знаниями, но и развивает умственные способности, формирует личность в целом.

Развивающего обучения: Если ребенок сегодня выполняет задание с помощью взрослого, то завтра он будет выполнять его самостоятельно.

Систематичности, последовательности и постепенности: Систематичность требует, чтобы дети овладевали знаниями, умениями и навыками в определенном порядке, постепенно и последовательно. Целостности: Процесс работы с детьми строится с учетом целостного подхода.

Ожидаемый результат:

Системная работа по данному направлению позволит:

  • Создание психологического благополучия для здоровья детей.
  • Развитие самостоятельных творческих способностей детей и коммуникативные навыки.
  • Развитие познавательных способностей.

Условия:

  • Подобрала литературу по развитию  детей младшего дошкольного возраста через проектную деятельность.  
  • Создала предметно – развивающую среду  (оформила уголок природы, сенсорики, «Дочки – матери», «Моя семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Шофер»).
  • Разработала перспективные планы по теме самообразования на первую младшую, вторую младшую группы.
  • Подобрала беседы, стихотворения, загадки, потешки, рассказы и сказки,  консультации для родителей.
  • Разработала диагностику.

Направления в работе:

  1. Работа с детьми:
  2. Работа с родителями.
  3. Работа с педагогами.

       Огромное влияние на развитие ребенка имеет среда, в которой он вырастает. И для того, чтобы ребенок нормально рос  и развивался  необходимо создать оптимальные условия. Причем, среда может, как активизировать развитие ребенка, так и тормозить его. Значительную часть жизни ребенок проводит в коллективе детского сада, поэтому очень важно обеспечить подрастающей личности все материальные и нематериальные условия для развития детей.

       Работа по использованию технологии проектной деятельности проводилась с детьми младшего дошкольного возраста: с 2013 по 2015 уч.г.

Проектная деятельность, конечно же, по большому счету наиболее приемлема для детей старшего дошкольного возраста. В работе с детьми 2-4 лет данный вид деятельности организуется педагогом, но даже с такого возраста я знакомлю своих малышей с интересной, познавательной и развивающей проектной деятельностью, задачи проектов носят разнообразный характер.

          Тип моих проектов в основном игровой, творческий, проводился со всей группой, по продолжительности проекты долгосрочные, средней продолжительности.

        В первой младшей группе разработала проект «Улыбнись малыш» по адаптации детей к условиям детского сада, направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста с целью: 

  • создать необходимые условия для эмоционально благоприятной атмосферы  в группе.

Задачи:

  • Помочь детям справиться с трудностями привыкания к новой среде.
  • Создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе.
  • Формировать у детей положительную установку, желание идти в детский сад.

        На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка.

      Эффективные формы сотрудничества с родителями позволили активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях не только в период адаптации детей к ДОУ, но и в дальнейшем воспитании и развитии детей.

Проект «Потешки для малышей». 

         Данный проект создан с целью:  использования потешек  в повседневной игровой и свободной деятельности.

Задачи:

  • Учить воспринимать художественное произведение слухом, зрением, осязанием;
  • Развивать восприятие детей, речь, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
  • Воспитывать интерес к народным потешкам.

       Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклором ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим.

     Проект «Моя любимая игрушка» -  источник накопления чувственного опыта в младшем возрасте,  так как именно на игрушку ребёнок переносит все свои человеческие чувства. Поводом организовать и провести этот проект послужило, то, что, я стала замечать, как дети бросают игрушки, вырывают друг  у друга, не видят что игрушки валяются. Так как,  важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушки, то важно выработать у ребенка привычку беречь игрушку, аккуратно их складывать, убирая после игры. Желательно научить его делиться игрушками при игре со сверстниками. Пусть ребенок почувствует радость того, что доставил удовольствие другому ребенку.


Цель проекта: формировать заботливое, доброжелательное отношение к игрушкам.

        Задачи:

  • Раскрыть сущность и особенности предметно - отобразительной игры детей младшего возраста - учить внимательно рассматривать игрушки, обогащать словарный запас, развивать навыки фразовой и связной речи, побуждать к высказываниям;
  • Развивать восприятие детей, способствовать связи восприятия со словом и дальнейшим действием;
  • Воспитывать желание беречь игрушку и заботиться о ней.

     По использованию технологии проектного метода, отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с  разными видами игрушек, дети проявили интерес и желание играть с игрушками. По окончанию проекта появилась перспектива работать в данном направлении.

     Во второй младшей группе был проведен проект «Удивительный мир игры» - мне хотелось бы затронуть такие проблемы, связанные с сюжетно-ролевыми играми, как их подготовка, индивидуальный подход к формированию детского игрового коллектива, использование игры для воспитания у детей коллективизма, уважение к труду, чувства справедливости и т.д.

Цель проекта: 

  • развивать интерес к различным видам игр, самостоятельность в выборе игры, в осуществлении задуманного.

Задачи:

  • Помогать детям объединяться в маленькие группы (по 2-3 человека) на основе личной симпатии.
  • Приучать к соблюдению в процессе игры элементарные правила поведения.
  • В процессе игр развивать у детей интерес к окружающему, наблюдательность, речь, обогащать словарный запас.
  • Помочь родителям создать условия для игр детей и расширять знания по руководству игровой деятельностью.

     Работа по проекту «Удивительный мир игры», показала, что у детей вырос интерес к различным видам игр, дети сами могут выбирать игру, осуществляя задуманное, что целенаправленные,  педагогические усилия по использованию игровой деятельности в педагогическом процессе способствуют формированию произвольности поведения у детей младшего возраста. Наши дети научились подчиняться обязательным игровым и реальным правилам (особенно установленным сообща); принимать временную неудачу, не отказываясь от попыток достичь успеха в дальнейшем; проявлять творческие способности, придумывая новые варианты игры.


Формы работы с детьми:

Использовались такие формы и методы работы как:

  • индивидуальная работа, игровые, наглядные, наглядно-действенные методы;
  •  сотворчество с воспитателями, внесение игрушек, наблюдение, экспериментальная деятельность, активизация детей на самостоятельную деятельность, показ, анализ образца;
  • словесная инструкция воспитателя, поощрение самостоятельных действий детей, рассматривание, художественное слово;
  • игровые ситуации, сюрпризный момент, аудио - видеозапись, подражание игровым действиям взрослого, поощрения;
  • рассматривание иллюстраций, художественное слово, игровые действия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
  • изменение игрового материала, имитирование, сравнение.

Формы работы с родителями:

        Родители, участвуя в реализации проектов, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над ними, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. В своей работе мы используем такие формы сотрудничества с родителями как сотворчество родителей с детьми и педагогами, которые способствуют сближению всех участников проекта.

  • Консультации:  
  • Родительские собрания «Адаптация детей к детскому саду»,  «Игровая деятельность в жизни детей».
  • Выставки поделок.
  • Фотовыставки.
  • Памятки и т.д.

Формы работы с педагогами и специалистами:

     Тесное взаимодействие в реализации проектов с музыкальным руководителем, и с инструктором по физической культуре.

Открытая непосредственно – образовательная деятельность.

Консультации для педагогов:

Средства - книги, материалы для консультаций, проекты, презентации.

 Результативность опыта.

       Наблюдается возрастание познавательной активности детей младшего дошкольного возраста к игре, дети познали свойства предметов,  научились применять в игре необходимые  существенные признаки, а так же  рассуждать, что для чего нужно, в той или иной игровой ситуации.

В условиях личностно – ориентированного взаимодействия научились:

  • согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослых,
  • научились сотрудничать в условиях совместной деятельности,
  • познакомились  с правилами и способами взаимодействия в группе и коллективе.
  •  появилась  реальная возможность шире реализовать свои возможности в познании.

Вывод:

        Таким образом, технология проектного метода позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем.

        Технология проектного метода, делает образовательную систему открытой для активного участия детей и их родителей, а это весьма актуально. Все участники проектной деятельности приобрели опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности, а также позволила мне повысить свой  профессиональный уровень  и степень вовлеченности в педагогической деятельности.

Литература

1. Атемаскина Ю. В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология// Детский сад от А до Я. 2008. 

2. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых /В. П. Бедерханова //Развитие личности. — 2000.

3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.

4. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М.Айрис-пресс,— (Дошкольное воспитание и развитие).

5. Михайлова – Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. Пособие для педагогов ДОО – М.: Просвещение, 2015.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ

Методические рекомендации по подготовке к презентации проекта 

При подготовке к презентации авторского проекта выступление необходимо построить следующим образом:

1. Кратко, достаточно полно и лаконично (10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта.

2. Продемонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения.

3. Проанализировать ход поиска решения, аргументацию выбора методов реализации проекта.

4. Продемонстрировать найденное решение.

5. Проанализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом.

6. Провести самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня поставленной проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивалось решение.

7. Речь должна быть четкой, эмоциональной, органично сопровождаться демонстрацией наглядного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение инновационного педагогического опыта по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Педагогический проект по обобщению инновационного педагогического опыта.Цель: обеспечение положительной динамики в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с помощью здоровьесб...

Обобщение педагогического опыта на тему "Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи у дошкольников".

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа...

Обобщение педагогического опыта на тему: «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»

Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование технологии проектного метода в работе с детьми подготовительной к школе группы»

В моей работе систематизирован теоретический и практический материал по использованию метода проектной деятельности в воспитательно – образовательной деятельности. Представлена система работы с ...

Обобщение педагогического опыта по теме" Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе детского сада"

Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества – социальной, политической, культурной, - не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенц...