Психологический тренинг для педагогов «Познание себя».
методическая разработка по психологии
Психологический тренинг, направленный на профилактику эмоционального выгорания
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический тренинг для педагогов
«Познание себя».
Цель:
Развитие групповой сплоченности коллектива, коммуникативных навыков педагогов (эмпатия, рефлексия, развитие эмоциональной готовности педагога к инновациям в системе образования (снятие тревоги и неуверенности) .
Задачи:
• осознание каждым участником своей роли, функции в жизни и в коллективе
• повысить коммуникативные навыки педагогов
• повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех
• развитие навыков общения, снятие телесных зажимов.
Необходимые материалы:
• - листы формата А – 4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры
• - спокойная музыка для релаксации
• -мягкая игрушка для приветствия.
Ход тренинга:
Педагог-психолог:
Мысль этой встречи сегодня нам с вами очень близка.
Каждый из нас личность, состоявшийся человек со своими взглядами, убеждениями, интересами, целями. Каждый вправе сказать: «Я пришел в этот мир не для того, чтобы нравиться тебе. Если мы встретились и нам хорошо ладно, а если нет – что ж ничего страшного».
Но мы люди, нам приходиться взаимодействовать и всем хочется, чтоб тебя понимали и принимали. Однако, именно мы сами создаем порой себе любимым проблемы, не подозревая, что и окружающие от этого тоже страдают.
Сегодня разговор будет идти больше о нас с вами - взрослых людях, и мы не будем забывать, что прежде всего мы с вами - МАМЫ, ЖЕНЩИНЫ. А наша профессия - это воспитание детей.
1.Упражнение «Знакомство».
Цель: снять психоэмоциональное напряжение в начале встречи.
Инструкция: передавая мягкую игрушку (мячик, яблоко, клубок) участники называют свое имя и любимое занятие. Каждый следующий участник повторяет все, что было сказано до него и добавляет свое имя и свое любимое занятие.
2.Упражнение «Что себе подарить? »
Сегодня мы будем с вами рисовать. Каждый из вас нарисует картину-подарок самому близкому человеку. Как вы думаете, кому? Кому вы можете доверить самый важный секрет? Кто знает о вас все и даже немножко больше? Конечно, это вы сами. Сегодня мы и займемся рисованием подарка самому себе. Это будет ваза с букетом цветов.
Психолог рисует на большом листе, на мольберте, а участники – на своих листах. Психолог делает большой рисунок для того, чтобы помочь участникам в создании собственного натюрморта.
Для начала мы определимся с формой вазы, ее дизайном. Теперь наполним вазу цветами. Сначала мы нарисуем серединки цветов, большие и круглые; разместите пять серединок-кружков в любом месте над вазой. Добавьте цветам стебли, покажите, что они стоят в вазе. Давайте подумаем, какой формы могут быть лепестки у наших цветов: округлые, с зубчиками, длинные, совсем маленькие. Закрасьте лепестки разными цветами, как вам нравится. Главное условие – чтобы при взгляде на рисунок у вас улучшалось настроение.
Теперь подумайте и назовите те качества, которые вам больше всего нравятся в людях. Психолог записывает на доске
Есть ли у вас качества из этого списка? Выберите себе в подарок те качества, которые у вас есть. Постарайтесь выбрать пять качеств. Вернитесь к своему рисунку. Давайте дадим ему название «Мои достоинства». Разместите в серединках нарисованных вами цветов те качества, которые вы выбрали для своего букета. Для того, чтобы заполнить серединки цветов, нарисованных психологом, можно предложить группе совместно выбрать те качества, которые есть у большинства присутствующих.
Посмотрите на свой букет: он показывает все то, чем вы сегодня можете гордиться.
3.Упражнение « Поменяемся местами»
Вед: Для того чтобы немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию, предлагаю поиграть.
Меняются местами, например, те кто:
-работает всю жизнь в одном учреждении;
-любит свою работу;
-любит груши;
-работает педагогом более 20 лет;
-мечтал быть педагогом с детства;
-кто пришёл в БЛУЗКЕ и др.
Таким образом, участники «перетасовываются».
4.Упражнение "Наше дыхание"
Послушайте и понаблюдайте за дыханием партнера впереди и постарайтесь достичь синхронности дыхания с дыханием партнера. (Вся группа начинает дышать на одном ритме).
Педагог-психолог: Мы с вами одно большое животное, которое дышит ровно, глубоко, спокойно. (Нужно дать возможность подышать синхронно). Молодцы!
5. Упражнение «Каким должен быть педагог»
Вед: Я предлагаю разделиться на 2-3 группы (участники делятся на три-четыре подгруппы). Подгруппам предлагается на лепестках «ромашки» составить портрет идеального педагога. Результатом вашей работы должен стать список качеств, которые являются, по-вашему, неотъемлемой характеристикой педагога. Следующие подгруппы отвечает на вопросы:
• С чем в списке предыдущей подгруппы вы согласны?
• Что вы добавляете в этот список?
Итогом групповой дискуссии должен стать список качеств идеального педагога, удовлетворяющий всех участников. Выделение трёх наиболее значимых качеств.
6. Тест «Опытный воспитатель ДОУ»
Вед: Предлагаю ответить на несколько вопросов, касающихся непосредственно нас - педагогов. Пословицы русского народа помогут составить портрет о вас и вашей деятельности.
1. Педагог детского сада – это.
а) Добрая лошадка всё свезёт
б) Без матки-пчёлки пропащие детки
в) Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копья вскормлены
2. Педагогический коллектив – это…
а) В мире, что в море
б) У одной овечки да семь пастухов
в) Склеенная посуда два века живёт
3. Обучать детей – значит …
а) Что посеешь, то и пожнёшь
б) Была бы нитка, дойдёт и до клубка
в) В дорогу идти – пятеры лапти сплести
4. Воспитывать детей – значит…
а) Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет
б) Перемелется всё, мука будет
в) Наказом воевода крепок
5. Развивать детей – значит…
а) Сей день не без завтрака
б) Высоко летаешь, да низко садишься
в) Палка о двух концах
6. Работа с родителями – это…
а) Бумага не купленная, письмо домашнее
б) В добрый час молвить, в худой - промолчать
в) По способу пешего хождения
Ключ к тесту
Если большинство а) – Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функции воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности и правильно выбрали свою профессию.
Если б) - у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего вам удаётся реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Значит, именно вы сейчас больше всего нужны современному дошкольному образованию, чтобы сохранить и возродить лучшие традиции работы старшего воспитателя ДОУ.
Если в) – приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Вам стоит задуматься над тем, не является ли вашим призванием стать заведующим детским садом.
7. ПРИТЧА МОЙ САД (Под музыку).
В одном селении жил человек, у которого был самый роскошный сад. Там росли и диковинные деревья, и кустарники, и цветы. Самые крупные и вкусные овощи росли, конечно же, в этом саду. Хозяин любил свой сад и с удовольствием ухаживал за всеми растениями, и они платили ему благодарностью. Все жители этого селенья хотели такой же сад, они часто обращались к нему за помощью. То кому-то нужно было вырастить экзотический цветок, то сделать прививку дереву, то подстричь кустарник. Этот человек с радостью откликался на все их просьбы, пропадая в чужих садах и огородах с утра до вечера. Ему очень хотелось, чтобы и у других тоже были чудесные сады! Он уходил с рассветом, возвращался с закатом. И вот однажды он пришел домой, а его великолепного сада уже не было. Овощи заросли сорняками, цветы завяли, деревья перестали плодоносить. Человек сел и заплакал — он так увлекся, помогая другим, что забыл про свой сад!.. Тогда он начал ухаживать за ним и снова стал Хозяином Своего Прекрасного Сада. И теперь, помогая другим, он не забывал про СОБСТВЕННЫЙ САД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический тренинг для педагогов: «Познай себя»
Основные задачи тренинга: исследование психологических проблем, улучшение субъективного самочувствия и укрепление психологического здоровья участников группы.Скачать музыку...

Психологический тренинг «Родители - начните с себя!»
Цели:показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми, ролевые функции - членов семьи, мот...

Психологический тренинг для педагогов: "Сохраним себя для себя"
Цель: развитие самопознания, рефлексии в группе, формирование положительного эмоционального климата, личностный и профессиональный рост, познание своего , не выявленного, потенциала.Задачи:·...

Психологический тренинг для педагогов «Сохраним себя для себя»
Психологичесий тренинг с педагогами ДОУ проведен с целью создать условия способствующие развитию коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелате...

Психологический тренинг для педагогов "Берегу себя и других"
эмоциональное благополучие самое важное в работе педагога!...

Психологический тренинг для педагогов «Познай себя. Будь счастлив»
Вашему вниманию представлен конспект тренинга, цель которого - развитие групповой сплоченности коллектива, коммуникативных навыков участников, рефлексии....
