Психологические аспекты положительного подкрепления как одного из продуктивных методов воспитания (похвала или критика как метод воспитания)
статья по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Процесс воспитания не только педагогический, но и психологический процесс, поскольку влияет сразу и на развитие эмоционально-волевой сферы, и соответственно психических процессов.Как писал Л.С. Выготский: «Через признание взрослых ребёнок познаёт себя». Для начала необходимо разобрать понятия «поощрение» или «похвала» и «критика».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Процесс воспитания не только педагогический, но и психологический процесс, поскольку влияет сразу и на развитие эмоционально-волевой сферы, и соответственно психических процессов. Как писал Л.С. Выготский: «Через признание взрослых ребёнок познаёт себя». Для начала необходимо разобрать понятия «поощрение» или «похвала» и «критика».
Поощрение – один из методов корректировки детского поведения, поддерживает, усиливает положительные способы поведения, активирует их проявление. Поощрение, как и похвала, работает как позитивное подкрепление – помогает ребёнку сориентироваться в том, что значимый взрослый считает правильной моделью поведения.
Поощрение бывает «правильным» и «неправильным». Чтобы похвала работала на благо, важно придерживаться следующих принципов:
- Хвалите, поддерживая только правильное поведение ребёнка – за хорошо сделанное дело. Только тогда это будет действовать как положительное подкрепление. Например: ребёнок сделал домашнее дело (сделал домашние дела, сделал уроки,etc).
- Постарайтесь не сравнивать своего сына или дочь с другими детьми. Если у ребенка все выходит легко, то вы можете воспитать в нем чувство превосходства. Если же, наоборот, что-то у ребенка не получается, то, сравнивая его с более успешным товарищем, можно сформировать у него чувство неуверенности в собственных силах. Такая установка в дальнейшем навредит ребёнку.
- Если и говорить о желательном поведении, то в формате «я-высказываний». Вы родитель, вы несёте ответственность, заботитесь, знаете об опасностях и обстоятельствах, о которых не знает ребёнок. Вы в праве требовать каких-то вещей, имеете разумные причины беспокоиться о чём-то. Вы живой человек с чувствами и потребностями.
- Будьте конкретны. Вместо общих фраз («Молодец!») уточняйте, что именно вам понравилось: «Ты аккуратно раскрасил(а) рисунок».
- Хвалите усилия, а не результат. Это формирует у ребенка готовность учиться на ошибках.
- Будьте искренними. Дети чутко улавливают фальшь, и натянутая похвала теряет ценность.
Ребёнок не обязан вам во всём угождать, но здоровые отношения подразумевают некоторую степень уважения, соблюдения границ, поддержки, и ребёнок учится этому у вас и на примере отношений с вами. Если что-то из того, что сделал ребёнок, вас порадовало, восхитило, помогло вам, понравилось, — вы можете описать это событие и свои чувства по этому поводу.
Почему нужно хвалить ребёнка?
- Похвала формирует доверительные отношения. Получая позитивный отклик на свои действия от значимых взрослых, ребёнок понимает, что его любят, о нём заботятся, за его поступками следят и ему готовы помочь.
- Похвала дарит веру в себя. Одобрение позволяет поверить в себя и свои силы. Ребёнок, которого часто хвалят родители, не будет реагировать на неконструктивную критику чужих людей. Он знает, что, если у него что-то не получается, это нестрашно. Нужно лучше стараться и пробовать ещё. Это залог формирования здоровой самооценки.
- Похвала поддерживает мотивацию. Бывает, если нашу работу раскритиковали, то и доделывать её нет желания. Например, если ребёнок не понимает математику и его постоянно ругают за то, что он не может правильно решить задачу, то у него может пропасть мотивация заниматься точными науками. И наоборот: если вы будете выискивать те крохи, за которые можно похвалить, подросток будет заниматься охотнее.
- Похвала так же играет одну из ключевых ролей в формировании самооценки, так как самооценка ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста развивается через оценки значимых взрослых.
Однако, использование исключительно такого метода воспитания может обернуться нежелательными последствиями в дальнейшем. Поэтому, помимо поощрения, необходимо использовать конструктивную критику.
Почему необходимо не только похвала, но и критика? Конструктивная критика в воспитании играет важную роль. Важно понимать, что такое критика и когда она целесообразна. Если вы даете оценку действий ребенка в формате: «Это хорошо, а это плохо», то это не критика, а действие, не имеющее смысла. Конструктивная критика — та, которая укажет направление развития, акцентирует на том, что получается хорошо и даст мотивацию к совершенствованию. Только в этом случае дети услышат ее правильно и двинутся навстречу своим новым победам.
Как «правильно» критиковать ребёнка:
- Не затрагивайте личность. Если ребёнку постоянно повторять, что он глупый, разгильдяй, неряха и другие неприятные вещи, у него даже не появится желание стараться это исправить. Зачем что-то делать, когда взрослые уже навесили на тебя «ярлык»? Лучше оцените старания ребёнка или результат его работы. Например, скажите: «Я видел(а), как долго ты готовился к этой контрольной. Молодец!»
- Фокусируйтесь на действии, а не на личности. Вместо «Ты ленивый» скажите: «Если ты сделаешь уроки вовремя, у тебя будет больше времени на игры». Это помогает ребенку отделить свои поступки от оценки.
- Предлагайте варианты решения. Вместо фразы «Это неправильно» можно сказать: «Давай подумаем, как это можно исправить».
- Не критиковать ребенка в присутствии других людей. Критика сама по себе травматична, а в присутствии третьих лиц замечания воспринимаются острее. Не так страшно осознание, что ты плохо что-то сделал, как огласка. Замечание, сделанное тактично и незаметно, вызывает желание быстро все исправить. Критика же, высказанная вслух, провоцирует негатив и желание закрыться. Критика в присутствии других людей унижает ребенка.
- Учите анализировать ошибки. Помогите ребенку понять, что ошибки – это часть роста. Именно умение воспринимать ошибки как возможность для развития формирует устойчивую мотивацию.
- Не делайте трагедии из мелких неудач. Если ребёнок забыл сделать простое задание, которое вы ему дали, вежливо скажите, что расстроились и надеетесь, что завтра он его сделает. Этого будет достаточно. А ещё этим вы научите чувствовать разницу между катастрофой и неприятностью.
- Не допускать оскорблений. Критика должна быть доброжелательной. Грубые слова никакого отношения к критике не имеют — это уже наказание. Оскорбления унижают ребенка. Он злится, обижается, ненавидит. Постоянные оскорбления приведут к заниженной самооценке и закомплексованности. Обиженный ребенок не способен адекватно воспринимать слова, он видит только ваше недовольство. При этом критика имеет накопительный эффект: часто критикуя своих детей, вы рискуете убедить их в «никчемности».
- Учите и помогайте. У детей не всегда всё получается с первого раза, а иногда они просто боятся что-то сделать. Уделите время и научите ребёнка, помогите преодолеть ступор перед незнакомой задачей. Детям крайне важна помощь и одобрение значимых для них взрослыx.
- Не критиковать обобщениями. На фоне своих негативных чувств не используйте фразы: «ты никогда…», «ты всегда…», «ты как всегда...», «ты ни разу…» и т.д. Эти слова заставляют ребенка думать примерно так: «я не такой, как нормальные дети», «я плохой», «родителям тяжело со мной», «родители меня не любят». Такие фразы угнетают ребенка и программируют негативные установки.
- Не критиковать ребенка в присутствии других людей. Критика сама по себе травматична, а в присутствии третьих лиц замечания воспринимаются острее. Не так страшно осознание, что ты плохо что-то сделал, как огласка. Замечание, сделанное тактично и незаметно, вызывает желание быстро все исправить. Критика же, высказанная вслух, провоцирует негатив и желание закрыться. Критика в присутствии других людей унижает ребенка.
- Критиковать только спокойным тоном. Цель критики в корректировке поведения. Агрессивная критика вовсе не мотивирует детей, а делает их психологически неустойчивыми и слабыми. Гневный крик снимет ваше напряжение, но вызовет у ребенка защитную реакцию, поэтому критикуйте спокойным тоном, тщательно подбирая слова.
Конструктивная критика помогает ребенку не бояться ошибок. Это снижает тревожность и учит искать пути решения вместо избегания проблем. Воспринимайте критику как возможность направить ребёнка и укрепить доверие между вами.
Необходимо разделять похвалу и критику. Например: «Сегодня ты сделал хороший доклад, но почему не убрал на кухне?», «Молодец, что прибрался в комнате, а уроки почему не сделал?». Такие фразы полностью обесценивают похвалу. Похвалили — остановитесь. Похвалу и критику не рекомендуется использовать одновременно.
Умение правильно хвалить и критиковать помогает растить уверенного и целеустремлённого человека, способного учиться и справляться с жизненными трудностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Поощрение – один из методов воспитания положительного поведения ребёнка".
Правильно применяемые поощрения закрепляют положительные способы поведения. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Особенно важно поощрять ребенка тогда, когда он сам понимает хара...
“Поощрение или наказание? Продуктивные методы воспитания”
Для того, чтобы социализация ребёнка прошла успешно, чтобы он развился в полноценную личность, ему необходимо слушаться взрослых и близких ему людей....

Статья в сбонике "Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты, теории и практики 2019 год ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.Конфуций Ребенок познает мир в процессе любой св...

«Воспитание и формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков и положительных привычек безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью наглядно-практических методов».
Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится всё актуальнее. Проблема дорожно-транспортных происшествий в Российской Федера...

Статья "Поощрение- один из методов воспитания положительного поведения дошкольников".
Поощрение- один из методов воспитания положительного поведения дошкольников....
Подвижная игра как метод воспитания положительных привычек.
О значении подвижных игр для формирования основных качеств личности...
