Психологические аспекты положительного подкрепления как одного из продуктивных методов воспитания (похвала или критика как метод воспитания)
статья по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Процесс воспитания не только педагогический, но и психологический процесс, поскольку влияет сразу и на развитие эмоционально-волевой сферы, и соответственно психических процессов.Как писал Л.С. Выготский: «Через признание взрослых ребёнок познаёт себя». Для начала необходимо разобрать понятия «поощрение» или «похвала» и «критика».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Процесс воспитания не только педагогический, но и психологический процесс, поскольку влияет сразу и на развитие эмоционально-волевой сферы, и соответственно психических процессов. Как писал Л.С. Выготский: «Через признание взрослых ребёнок познаёт себя». Для начала необходимо разобрать понятия «поощрение» или «похвала» и «критика».

        Поощрение – один из методов корректировки детского поведения, поддерживает, усиливает положительные способы поведения, активирует их проявление. Поощрение, как и похвала, работает как позитивное подкрепление – помогает ребёнку сориентироваться в том, что значимый взрослый считает правильной моделью поведения.

Поощрение бывает «правильным» и «неправильным». Чтобы похвала работала на благо, важно придерживаться следующих принципов: 

  1. Хвалите, поддерживая только правильное поведение ребёнка – за хорошо сделанное дело. Только тогда это будет действовать как положительное подкрепление. Например: ребёнок сделал домашнее дело (сделал домашние дела, сделал уроки,etc).
  2. Постарайтесь не сравнивать своего сына или дочь с другими детьми. Если у ребенка все выходит легко, то вы можете воспитать в нем чувство превосходства. Если же, наоборот, что-то у ребенка не получается, то, сравнивая его с более успешным товарищем, можно сформировать у него чувство неуверенности в собственных силах. Такая установка в дальнейшем навредит ребёнку.
  3. Если и говорить о желательном поведении, то в формате «я-высказываний». Вы родитель, вы несёте ответственность, заботитесь, знаете об опасностях и обстоятельствах, о которых не знает ребёнок. Вы в праве требовать каких-то вещей, имеете разумные причины беспокоиться о чём-то. Вы живой человек с чувствами и потребностями.
  4. Будьте конкретны. Вместо общих фраз («Молодец!») уточняйте, что именно вам понравилось: «Ты аккуратно раскрасил(а) рисунок».  
  5. Хвалите усилия, а не результат. Это формирует у ребенка готовность учиться на ошибках.  
  6. Будьте искренними. Дети чутко улавливают фальшь, и натянутая похвала теряет ценность.

Ребёнок не обязан вам во всём угождать, но здоровые отношения подразумевают некоторую степень уважения, соблюдения границ, поддержки, и ребёнок учится этому у вас и на примере отношений с вами. Если что-то из того, что сделал ребёнок, вас порадовало, восхитило, помогло вам, понравилось, — вы можете описать это событие и свои чувства по этому поводу.

Почему нужно хвалить ребёнка?

  1. Похвала формирует доверительные отношения. Получая позитивный отклик на свои действия от значимых взрослых, ребёнок понимает, что его любят, о нём заботятся, за его поступками следят и ему готовы помочь.
  2. Похвала дарит веру в себя. Одобрение позволяет поверить в себя и свои силы. Ребёнок, которого часто хвалят родители, не будет реагировать на неконструктивную критику чужих людей. Он знает, что, если у него что-то не получается, это нестрашно. Нужно лучше стараться и пробовать ещё. Это залог формирования здоровой самооценки.
  3. Похвала поддерживает мотивацию. Бывает, если нашу работу раскритиковали, то и доделывать её нет желания. Например, если ребёнок не понимает математику и его постоянно ругают за то, что он не может правильно решить задачу, то у него может пропасть мотивация заниматься точными науками. И наоборот: если вы будете выискивать те крохи, за которые можно похвалить, подросток будет заниматься охотнее.        
  4. Похвала так же играет одну из ключевых ролей в формировании самооценки, так как самооценка ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста развивается через оценки значимых взрослых.

Однако, использование исключительно такого метода воспитания может обернуться нежелательными последствиями в дальнейшем. Поэтому, помимо поощрения, необходимо использовать конструктивную критику.

Почему необходимо не только похвала, но и критика? Конструктивная критика в воспитании играет важную роль. Важно понимать, что такое критика и когда она целесообразна. Если вы даете оценку действий ребенка в формате: «Это хорошо, а это плохо», то это не критика, а действие, не имеющее смысла. Конструктивная критика — та, которая укажет направление развития, акцентирует на том, что получается хорошо и даст мотивацию к совершенствованию. Только в этом случае дети услышат ее правильно и двинутся навстречу своим новым победам.

Как «правильно» критиковать ребёнка:

  1. Не затрагивайте личность. Если ребёнку постоянно повторять, что он глупый, разгильдяй, неряха и другие неприятные вещи, у него даже не появится желание стараться это исправить. Зачем что-то делать, когда взрослые уже навесили на тебя «ярлык»? Лучше оцените старания ребёнка или результат его работы. Например, скажите: «Я видел(а), как долго ты готовился к этой контрольной. Молодец!»
  2. Фокусируйтесь на действии, а не на личности. Вместо «Ты ленивый» скажите: «Если ты сделаешь уроки вовремя, у тебя будет больше времени на игры». Это помогает ребенку отделить свои поступки от оценки.
  3. Предлагайте варианты решения. Вместо фразы «Это неправильно» можно сказать: «Давай подумаем, как это можно исправить».
  4. Не критиковать ребенка в присутствии других людей. Критика сама по себе травматична, а в присутствии третьих лиц замечания воспринимаются острее. Не так страшно осознание, что ты плохо что-то сделал, как огласка. Замечание, сделанное тактично и незаметно, вызывает желание быстро все исправить. Критика же, высказанная вслух, провоцирует негатив и желание закрыться. Критика в присутствии других людей унижает ребенка.
  5. Учите анализировать ошибки. Помогите ребенку понять, что ошибки – это часть роста. Именно умение воспринимать ошибки как возможность для развития формирует устойчивую мотивацию.
  6. Не делайте трагедии из мелких неудач. Если ребёнок забыл сделать простое задание, которое вы ему дали, вежливо скажите, что расстроились и надеетесь, что завтра он его сделает. Этого будет достаточно. А ещё этим вы научите чувствовать разницу между катастрофой и неприятностью.
  7. Не допускать оскорблений. Критика должна быть доброжелательной. Грубые слова никакого отношения к критике не имеют — это уже наказание. Оскорбления унижают ребенка. Он злится, обижается, ненавидит. Постоянные оскорбления приведут к заниженной самооценке и закомплексованности. Обиженный ребенок не способен адекватно воспринимать слова, он видит только ваше недовольство. При этом критика имеет накопительный эффект: часто критикуя своих детей, вы рискуете убедить их в «никчемности».
  8. Учите и помогайте. У детей не всегда всё получается с первого раза, а иногда они просто боятся что-то сделать. Уделите время и научите ребёнка, помогите преодолеть ступор перед незнакомой задачей. Детям крайне важна помощь и одобрение значимых для них взрослыx.
  9. Не критиковать обобщениями. На фоне своих негативных чувств не используйте фразы: «ты никогда…», «ты всегда…», «ты как всегда...», «ты ни разу…» и т.д. Эти слова заставляют ребенка думать примерно так: «я не такой, как нормальные дети», «я плохой», «родителям тяжело со мной», «родители меня не любят». Такие фразы угнетают ребенка и программируют негативные установки.
  10. Не критиковать ребенка в присутствии других людей. Критика сама по себе травматична, а в присутствии третьих лиц замечания воспринимаются острее. Не так страшно осознание, что ты плохо что-то сделал, как огласка. Замечание, сделанное тактично и незаметно, вызывает желание быстро все исправить. Критика же, высказанная вслух, провоцирует негатив и желание закрыться. Критика в присутствии других людей унижает ребенка.
  11. Критиковать только спокойным тоном. Цель критики в корректировке поведения. Агрессивная критика вовсе не мотивирует детей, а делает их психологически неустойчивыми и слабыми. Гневный крик снимет ваше напряжение, но вызовет у ребенка защитную реакцию, поэтому критикуйте спокойным тоном, тщательно подбирая слова.

Конструктивная критика помогает ребенку не бояться ошибок. Это снижает тревожность и учит искать пути решения вместо избегания проблем. Воспринимайте критику как возможность направить ребёнка и укрепить доверие между вами.

Необходимо разделять похвалу и критику. Например: «Сегодня ты сделал хороший доклад, но почему не убрал на кухне?», «Молодец, что прибрался в комнате, а уроки почему не сделал?». Такие фразы полностью обесценивают похвалу. Похвалили — остановитесь. Похвалу и критику не рекомендуется использовать одновременно.

Умение правильно хвалить и критиковать помогает растить уверенного и целеустремлённого человека, способного учиться и справляться с жизненными трудностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Поощрение – один из методов воспитания положительного поведения ребёнка".

Правильно применяемые поощрения закрепляют положительные способы поведения. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Особенно важно поощрять ребенка тогда, когда он сам понимает хара...

“Поощрение или наказание? Продуктивные методы воспитания”

Для того, чтобы социализация ребёнка прошла успешно, чтобы он развился в полноценную личность, ему необходимо слушаться взрослых и близких ему людей....

Статья в сбонике "Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты, теории и практики 2019 год ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.Конфуций  Ребенок познает мир в процессе любой св...

«Воспитание и формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков и положительных привычек безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью наглядно-практических методов».

Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится всё актуальнее. Проблема дорожно-транспортных происшествий в Российской Федера...

Статья "Поощрение- один из методов воспитания положительного поведения дошкольников".

Поощрение- один из методов воспитания положительного поведения дошкольников....

Подвижная игра как метод воспитания положительных привычек.

О значении подвижных игр для формирования основных качеств личности...