«Нейропсихологическая коррекция, как здоровьесберегающая технология в работе с детьми в ДОУ»
методическая разработка по психологии

Проблема здоровьесбережения подрастающего поколения уже не один год является предметом обсуждения врачей, педагогов, психологов, так как современное образование все чаще сталкивается с проблемой постоянно ухудшающегося состояния здоровья детей. При этом возрастает количество проблем, связанных как с соматическим, так и психологическим здоровьем. 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kretova._tezisy.docx16.09 КБ
PDF icon prezentatsiya.pdf1.55 МБ

Предварительный просмотр:

«НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ, КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В ДОУ»

Кретова Н.Ю. педагог-психолог.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад № 58

Проблема здоровьесбережения подрастающего поколения уже не один год является предметом обсуждения врачей, педагогов, психологов, так как современное образование все чаще сталкивается с проблемой постоянно ухудшающегося состояния здоровья детей. При этом возрастает количество проблем, связанных как с соматическим, так и психологическим здоровьем.

Согласно определению всемирной организации здравоохранения ВОЗ, здоровье рассматривается как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Рассматривая проблему здоровьесберегающих технологий в процессе развития и обучения ребенка, важно осознавать, что сохранение здоровья во всем многоаспектном его понимании необходимо реализовывать в первую очередь в период раннего и дошкольного детства, что будет являться одним из основных факторов формирования успешной личности в целом.

С целью достижения вышеизложенного, можно говорить о необходимости внедрения комплексного подхода к ребенку на ранних этапах развития, который мог бы обеспечить как оздоровительную, так и развивающую стороны процесса его воспитания в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

На наш взгляд, наиболее логично было бы рассматривать здоровьесберегающее образование дошкольников через призму и с использованием нейропсихологического подхода.

Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Такое направление как нейрокоррекция в игровой форме может помочь ребёнку справится с проблемой. Что же такое нейрокоррекция?

Нейропсихологическая коррекция – комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребенок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.

Нейропсихологическая коррекция предназначена для детей с самого раннего дошкольного возраста. Особенно она показана при таких видах нарушений, как ранний детский аутизм, умственная отсталость, задержка психического развития различных типов, общее нарушение развития, алалии, дизартрии, дизграфии, дислексии, СДВГ, ДЦП. Также помогает детям, испытывающих сложности в обучении в силу психологических причин, при общем физическом недоразвитии, при школьной дезадаптации и стрессовых расстройствах.

Цель нейропсихологической коррекции: активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать высшие психические функции, контроль и регуляцию поведения, межполушарное взаимодействие.

Нейропсихологическая коррекция предполагает включение различных видов упражнений: дыхательных, глазодвигательных, релаксационных, упражнения -растяжки, упражнения для развития мелкой моторики и развития когнитивной сферы и т.д.

При использовании в работе нейропсихологических игр и упражнений, решаются следующие задачи: ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг, у него развивается зрительно-моторная координация, формируется правильное взаимодействие рук и ног, развивается слуховое и зрительное внимание, ребенок учится последовательно выполнять действия.

Вот некоторые нейропсихологические упражнения, которые можно использовать в работе с детьми.

Рисование двумя руками - Развитие межполушарных взаимодействий Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Зеркальное рисование - Развитие пространственных представлений и снятие импульсивности Ребёнку даётся рисунок в перевёрнутом виде. Рисунок может быть любой, разного уровня сложности, в зависимости от возраста ребёнка. Желательно, чтобы присутствовало много мелких деталей. Ребёнку нужно внимательно посмотреть на рисунок и нарисовать такой же, но не перевёрнутый.

Вообрази и дорисуй - Развитие воображения Ребёнок должен дорисовать элементы так, чтобы они стали частью какого-либо рисунка. Предложите посмотреть на примеры и придумать свои варианты.

Объясни инопланетянам - Развитие речи, мышления (понятийных категорий), умения чётко излагать свои мысли.

Благодаря использованию в работе нейропсихологических методов и приёмов, могут быть достигнуты следующие результаты: повысится общая работоспособность; улучшится внимание (устойчивость и концентрация), память, мышление; улучшится качество освоения учебного материала; проявятся необходимые социально-поведенческие навыки взаимодействия, благодаря повышению уровня саморегуляции и самоконтроля; будут развиваться творческие способности ребенка.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

Презентация из опыта работы по теме: "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогат...

Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...

Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»

Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...