Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребёнка с нарушениями развития
статья по психологии
Важную роль в разработке программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребёнка с нарушениями развития играет учёт особенностей семейного воспитания, привлечение родителей к коррекционно-развивающему процессу. Родители детей с проблемами в развитии часто имеют специфические личностные особенности, возникающие из-за переживаний состояния ребёнка. Следствием этих переживаний является пониженный фон настроения, потеря жизненных перспектив, нарушение здоровья психоматического характера, необоснованные надежды на исцеление ребёнка и т.д. Выявить психологические возможности родителей, их скрытые переживания, особенности семейного воспитания и взаимоотношений в семье помогает психологическо изучение их личности.
В процессе ведения беседы соблюдаются следующие правила:
1) тщательно фиксируются объективные внешние проявления испытуемого или испытуемых;
2) реализуется наблюдение непрерывного процесса, а также отдельных его компонентов;
3) запись проводится избирательно.
По форме, беседа-интервью может быть:
* свободной, когда она проводится без строгов детализации вопросов, но имеет определённый предмет обсуждения;
* стандартизированной, когда тщательно регламентируется порядок её проведения;
* частично стандартизированной (структурированной), объединяющей первую и вторую формы.
К методикам диагностики личности чаще относят:
- личностные опросники;
- проективные методики;
- клинико-психолого-диагностические методики.
С целью изучения сферы взаимоотношений ребёнка с родителями и другими лицами чаще всего используются следющие проективные методики: методика Р. Жиля, методика "Чернильные пятна" (Г. Роршах), методика "Детский апперцептивный тест" (САТ), рисуночные методики ("Рисунок семьи", "Нарисуй себя", "Дом - дерево - человек", "Несуществующее животное" и др.), методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга, методика "Два дома", методики самооценки "Лесенка" и "Оцени себя" (адаптированные к детскому возрасту Т.Д. Марцинковский).
В связи с этими задачами такого изучения могут включать:
1) исследование личностных особенностей родителей детей с нарушениями в развитии, их интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных свойств;
2) изучение характеристик их адаптиционных механизмов, способности переносить длительный стресс;
3) определение уровня тревожности, типа реакции на стресс, а также уровня предрасположенности к неврозу, психопатии, акцентуациям характера;
4) анализ внутрисемейных отношений и определение уровня интегрированности семей данной категории;
5) анализ результатов определения вида психокоррекционной помощи каждой конкретной семье.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по формированию родительской компетентности семей, воспитывающих детей с нарушением развития
Цель программы – обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением развития, привлечение родителей к коррекционно-развивающему и воспитательному проце...

Виктория Валентиновна Ткачева "Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии".
Полезное пособие для педагогов, работающих с детьми, имеющими отклонения в развитии....

Консультация для педагогов на тему: «Психологическое консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии»
В данной работе представлены и разобраны основные направления психологического консультирования семьи ребенка с отклонениями в развитии, процедура консультирования семьи, коррекция понимания родителем...

Методики для оценки семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии
Комплексное обследование семьи каждого ребёнка с ОВЗ осуществляется разными методами, с использованием различных методик....

Психологические особенности семьи, воспитывающей нетипичного ребёнка
Психологические особенности семьи, воспитывающей нетипичного ребёнка...

Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями развития. Консультирование и обучение.
Материал представлен в рамках курсов повышения квалификации "Организация комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей раннего возраста в региональной системе ранней помощи&qu...

Психологическая помощь семьям, воспитывающим ребенка с нарушениями интеллекта
Психологическая помощь семьям, воспитывающим ребенка с нарушениями интеллекта...
