Мастер-класс "Использование игрового набора «Дары Фрёбеля в познавательном развитии дошкольников групп ТНР»»
методическая разработка по психологии

Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, поэтому необходимо уделять   вопросам развития познавательной деятельности дошкольников особенное внимание.

Детям  с тяжелыми нарушениями речи свойственна низкая познавательная активность, так как у них плохо развита речь, и медленно  формируются все познавательные процессы.

Развить познавательную активность детей с ТНР возможно только в том случае, когда заинтересован сам ребёнок. А заинтересовать его можно только через игру, так как игра является ведущим видом деятельности. Игровая деятельность имеет большое значение в формировании познавательных процессов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dary_fryobelya.docx19.62 КБ
PDF icon vystuplenie-17.02.2025.pdf1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Кретова Н.Ю. педагог-психолог.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад № 58

Мастер-класс

"Использование игрового набора

«Дары Фрёбеля в познавательном развитии дошкольников групп ТНР»»

Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода…
Игра – самое чистое и самое духовное проявление человека на этой ступени…
Игра является прообразом всей человеческой жизни.
Ф. Фрёбель.

Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, поэтому необходимо уделять   вопросам развития познавательной деятельности дошкольников особенное внимание.

Детям  с тяжелыми нарушениями речи свойственна низкая познавательная активность, так как у них плохо развита речь, и медленно  формируются все познавательные процессы.

Развить познавательную активность детей с ТНР возможно только в том случае, когда заинтересован сам ребёнок. А заинтересовать его можно только через игру, так как игра является ведущим видом деятельности. Игровая деятельность имеет большое значение в формировании познавательных процессов.

Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Вельгельм Август Фрёбель.

По мнению Фридриха Фрёбеля – «игра ребенка не пустая забава она имеет высокий смысл и глубокое значение».

Им разработана уникальная методика, оснащенная практическими пособиями из простых и доступных материалов «Дары Фрёбеля».

Игровой набор «Дары Фрёбеля» – является  актуальной инновационной  технологией, способствующей   развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей.

Таким образом, целью  работы является,   развитие познавательной активности детей с ТНР посредством игрового набора «Дары Фрёбеля».

Задачи:

  1. Развивать продуктивное воображение, творческое мышление, сенсорное восприятие;
  2. Развивать речевые способности в процессе игровой деятельности;
  3. Развивать познавательную и конструктивную  деятельность;
  4. Формировать элементарные математические представления;
  5. Расширять кругозор детей.

Игровой набор «Дары Фрёбеля» - это конструктор, состоящий из деревянных, объемных и плоскостных деталей. Использование в работе конструктора, яркого функционального развивающего средства, позволяет нам процесс обучения превратить в игру, сказку, и одновременно решать поставленные коррекционно-развивающие задачи.

Набор «Дары Фрёбеля» представляет собой систему из 14 модулей:

  1. модуль - «Шерстяные мячики», 
  2. модуль - «Основные тела»
  3. модуль - «Куб из кубиков»
  4. модуль - «Куб из брусков»
  5. модуль - «Кубики и призмы»
  6. модуль - «Кубики, столбики, кирпичики» 
  7. модуль - «Цветные фигуры»
  8. модуль - «Палочки»
  9. модуль - «Кольца и полукольца»
  10. модуль - «Фишки»
  11. модуль - «Цветные тела» 
  12. модуль - «Мозаика. Шнуровка»
  13. модуль - «Башенки»
  14. модуль - «Арки и цифры»

Данный игровой набор стал настоящим помощником в разнообразных формах работы с детьми.

Применяя игры Фрёбеля, в образовательной деятельности, обеспечивающие наглядность, системность, доступность, которые подбираются на основе принципа интеграции. Например,  детали конструктора,  используются  на занятиях по познавательному развитию, формированию элементарных математических представлений: пересчитать, отсчитать, сравнить, сгруппировать по цвету, форме, величине, построить цифру, расположить на плоскости, формируя пространственные представления.

Совместной  и самостоятельной  игровой  деятельности с детьми ТНР, большое внимание уделяю активности самих детей, организации их самостоятельности и инициативы, потому что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности.

 Все действия детей во время занятий соединяем со словом. Так как слово позволяет ребенку осознать и закрепить опыт. Например, после знакомства с той или иной лексической темой предлагаем детям сконструировать объект. Создание построек животных, деревьев, транспорта и т.п., расширяют представления, формируя зрительный образ предмета, и помогает правильно видеть и воспринимать окружающий мир. Анализируя созданные постройки, устанавливая причинно-следственные связи, дети учатся отвечать на вопросы, рассуждать, делать выводы, что развивает все познавательные и мыслительные процессы.

Индивидуальные занятия с детьми: планирую на основе наблюдений за работой детей, оценивая динамику развития каждого ребёнка, при этом учитываю не только индивидуальные особенности, но и возможности ребенка, их желания, интересы, иногда корректирую ход игры по мере необходимости.    

В игровой деятельности с «Дарами Фрёбеля» успешно применяю элементы технологий:

- здоровьесберегающие (пальчиковые игры, физминутки, дыхательные гимнастики);

- методика М.Монтессори;

- методика Кюизенера;

- Блоки Дьенеша;

- ИКТ.  

Работая в группе  компенсирующей направленности,  пришла к выводу, что использование игрового набора «Дары Фрёбеля» показывает положительную динамику в развитие познавательной  активности дошкольников групп ТНР. Дети стали более активны, инициативны, проявляют интерес к решению проблем, пытаются найти пути их решения, учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми. Всё это помогает сделать образовательный процесс интереснее для каждого ребенка, позволяет детям, играя, развиваться в различных видах деятельности.

Система воспитания по Ф. Фребелю, известна уже более 250 лет, однако не перестала быть актуальной, и по сей день является инновационной технологией, потому что уникальна.

Дары Фрёбеля – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка. Не зря говорят, всё новое – хорошо забытое старое!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Использование игрового набора "Дары Ф. Фрёбеля"

В соответствии с ФГОС ДО, образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности дл...

Из опыта работы: презентация «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»

Цель:Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возрастаЗадачи:•Познакомить пед...

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»

В соответствии с ФГОС ДО образовательного процесса должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом д...

Семинар-практикум с воспитателями по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками

Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....

Деловая игра с педагогами "Использование игрового набора "Дары Ф. Фрёбеля" в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста"

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ, через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми....

Консультация: «Предоставление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»

Цель:Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возрастаЗадачи:Познакомить педагогов...

Презентация "Использование игрового набора " Дары Ф.Фрёбеля в работе с детьми".

quot;Дары Ф.Фрёбеля" - самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор....