"Изотерапия как средство в работе с детьми ОВЗ"
статья по психологии

Бубнова Светлана Юрьевна

      Дети много рисуют. И поэтому на начальном этапе вхождения в мир арт-терапии, наилучшим образом применяется технология изотерапия. У педагогов работающих с детьми с особыми возможностями здоровья идет постоянный поиск новых форм психологической коррекции, одним из которых является изотерапия.      Как одно из ответвлений крупной сферы арт-терапии, техника изотерапии основывается на применении определенных навыков изобразительного искусства, данная методика обрела весьма широкое признание среди специалистов, благодаря своей актуальности в работе с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izoterapiya.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Изотерапия  как средство в работе с детьми ОВЗ»

Бубнова Светлана Юрьевна,

Город Нижнекамск

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  «Детский сад общеразвивающего вида   № 31» НМР РТ

Педагог-психолог

          Проблема социализации, адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья к современному миру, постоянно меняющимся условиям жизни является одной из актуальнейших  на сегодняшний день.  А у детей с особыми возможностями здоровья по патологии зрения, прежде  всего, страдают функции, связанные со зрением,  и как следствие происходит нарушение со стороны познавательных процессов, эмоционально-аффективной и произвольной сфер.  Гиперактивность, тревожность, неврозы, тики и навязчивые состояния, слабая память, синдром дефицита внимания, задержка речи. Все это сопутствующие диагнозы детей с нарушениями зрения,  следствиями которых являются: повышенная возбудимость, раздражительность, быстрая утомляемость, подавленность, негативизм, страхи, фрустрация,  частое нежелание участвовать в играх и занятиях.  У педагогов работающих с детьми с особыми возможностями здоровья идет постоянный поиск новых форм психологической коррекции, одним из которых является изотерапия.

      Как одно из ответвлений крупной сферы арт-терапии, техника изотерапии основывается на применении определенных навыков изобразительного искусства, данная методика обрела весьма широкое признание среди специалистов, благодаря своей актуальности в работе с детьми.[1]
      Дети много рисуют. И поэтому на начальном этапе вхождения в мир арт-терапии, наилучшим образом применяется технология изотерапия. Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании изотерапии, бесконечно.   Ребенку на выбор предоставляются разнообразные материалы: бумага разного формата, краски, цветные карандаши, пастель,  толстые и тонкие кисти. При работе с изобразительными материалами детям предлагается для изображения объектов использовать линии, формы, легкие мазки, жирные мазки,  длинные и короткие штрихи, яркие цвета, темные и матовые цвета, длинные и короткие, тонкие и толстые фигуры. Детям даются инструкции.

- «Попробуй выразить свой мир в виде образов, представленных в цветах, линиях, формах, символах. Как выглядел бы мир, если бы он был таким, как тебе хочется».

- «Нарисуй, что ты делаешь, когда сердишься; что заставляет тебя быть сердитым».

- «Изобрази место, которое делает тебя счастливым; как ты себя чувствуешь в данный момент; как бы ты хотел себя чувствовать»

- «Вернись назад в какое-то время или к какой-то сцене. Нарисуй то время, когда ты чувствовал себя наиболее бодрым».

- «Нарисуй, где бы ты хотел быть: идеальное место, любимое место. Или место, которое ты не любишь; самую худшую вещь, которую ты можешь себе представить».   И еще много и много тем, которые для ребенка в данный момент являются проблемой.  Работая с детьми, можно также произносить слова и предлагать детям рисовать быстро то, что обозначают эти слова: любовь, красота, тревога, свобода, милосердие и т.д.

     Часто в работе по изотерапии используются групповые занятия. [2]

                «Домики» — групповое арт-терапевтическое занятие.

      Ведущий говорит: «Многие животные живут в норках, и мы сейчас нарисуем несколько норок. Они круглые, большие и маленькие. Каждая норка своего цвета. А кто будет жить в ваших норках, вы придумаете сами».

Каждый ребенок рисует от 2 до 7 норок (в зависимости от количества участвующих детей). На листе могут появиться норки не только в виде кругов или овалов, а в виде домиков, холмиков, прямоугольных загородок, заборчиков и т.д. Часто дети рисуют рядом с норками их обитателей, которые могут быть реалистичными или вымышленными.

После создания домиков попросить детей нарисовать дорожки от одной норки к другой. Дорожки по всей длине украшаются травкой, деревьями, цветами.  Дети активно участвуют не только в создании своих рисунков, но и комментируют чужие, отстаивают для себя место на общем листе, требуют не пересекать свои дорожки или договариваются сделать общие.

    В качестве тем для рисунков, можно использовать множество других вещей: фантазии, рассказы, звуки, движения, достопримечательности. Можно также комбинировать рисование с сочинением стихов.

      Благодаря различным видам арттерапии можно решать задачи развития познавательной, эмоционально-волевой сферы, творческих способностей, саморегуляции, мелкой моторики; формирования умения свободно и ясно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения и понимать позицию другого; адекватного межличностного поведения и самооценки, способности искать и раскрывать ресурсы детей с ОВЗ. [3]


Литература:
1.
Киселева И.И. арт-терапия в работе сдетьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми/М.В.Киселева.-СПб.: Речь,2014.-160с.:ил.

2. Кожохина, С.В. Растем и развиваемся с помощью искусства / С.В. Кожохина. – СПб.: Речь, 2006. -216 с.

3. Кузьмина Е.Р. Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей. М.: Когелет, - 2001. -48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Криотерапия как одно из эффективных средств в работе с детьми с нарушениями речи"

Статья "Криотерапия как одно из эффективных средств в работе с детьми с нарушениями речи"...

Педагогический проект "Фитбол-гимнастика - как средство коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи"

Слабость развития двигательной координации, обусловленная особенностями мозговой деятельности, более всего выражается в низкой способности к удержанию равновесия, как в статическом, так и в динамическ...

Кинетический песок, как современное средство в работе с детьми с ОВЗ

Пластичный(кинетический) песок замечательный помощник для развития дошкольников в ДОУ и дома....

Педагогический проект "Кинетический песок как универсальное средство в работе с детьми для родителей и педагогов"

Реализация данного проекта направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, мелкой моторики рук, что способствует развитию связной речи, словаря, восприятия, мышления, фантазии, ...

План действий педагога в рамках реализации педагогического проекта «Кинетический песок как универсальное средство в работе с детьми для родителей и педагогов»

Цель:создание оптимальных условий с использованием игр в кинетической песочнице для всестороннего развития ребенка: эстетического развития, развития творческих способностей, мышлен...